Особенности занятий спортом детей школьного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

Особенности занятий спортом детей школьного возраста



Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теория спорта

1.1 Характеристика спорта

1.2 Классификация видов спорта

1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта

1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия

1.5 Организация и методика спортивного отбора в России

ГЛАВА II. Сущность детского спорта

2.1 Массовый спорт

2.2 Цель детско-юношеского спорта

2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена

2.4 Требования к занятиям спортом

2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма

2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов

2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов

2.4.4 Условия жизни юных спортсменов

2.5 Требования к тренеру юных спортсменов

Заключение

Список литературы

Приложения

 



Введение

 

В настоящее время состояние школьного физического воспитания, оздоровительной физической культуры, ранней ориентации в виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности их дальнейшего развития без улучшения государственного финансирования и внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования у детей спортивных умений и навыков весьма ограничены. Пути к улучшению создавшегося положения определены комиссиями МГФСО и ВНИИФК (Л.Б.Кофман, В.А.Кабачков в соавт.,1996, 1997).

Древнее изречение Гиппократа в наш век «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» проникновенно во все сферы деятельности научно-технического прогресса и становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

В настоящее время трудно установить движущие силы, обусловливающие развитие физической культуры и спорта в России. Почти отсутствует поддержка государства, не совсем сформировались общественные и личностные факторы, побуждающие людей к активным занятиям физической культурой и спортом. Трудно определить какие из мотивов – политические, экономические, юридические – будут определять в будущем развитие физической культуры и спорта в нашей стране. Однако не вызывает никаких сомнений, что физическое воспитание подрастающего поколения на научной основе является неотъемлемой частью этого процесса.

Дело в том, что в настоящее время, особенно в системе подготовки юных спортсменов, наметилась негативная тенденция. Стремление многих тренеров достичь высоких спортивных показателей своих воспитанников за счет большого объема нагрузок стало сочетаться с активным поиском непедагогических средств стимуляции работоспособности спортсменов, прежде всего биохимических. К сожалению, данная тенденция приводит к тому, что сознание тренеров почти полностью поглощается поисками способов увеличения объемов тренировочных нагрузок и биохимических средств коррекции физического состояния спортсменов. Это приводит к демонстрации их учениками обнадеживающих спортивных результатов в довольно раннем возрасте, что, кстати говоря, поощряется действующей системой оплаты труда тренеров. Однако ранние достижения спортсменов очень часто пагубно влияют на состояние их здоровья, в том числе психического и духовного, тормозят полноценное формирование личности юных “талантов”. А это, в свою очередь, не позволяет реализовать весь потенциал занимающихся, использовать все возможности для последующего роста их спортивного мастерства.

В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:

1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.

2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.

 



ГЛАВА I . Теория спорта

Характеристика спорта

 

Спорт возник еще на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе. Время шло и спорт менял свое предназначение от зрелищных состязаний до игр, турниров с элементами спортивных соревнований - стал приятным досугом, забавой, удовольствием и развлечением.

В современном его понимании спорт получил распространение во всем мире только в течение ХІХ и первых двух десятилетиях ХХ вв. Закономерно возникает вопрос: что имеют в виду, когда говорят-“спорт в современном понимании”? И Курамшин Ю.Ф.(2004 г.) дает ответ на этот вопрос. Это прежде всего:

1. Появление спортивных клубов, организаций союзов, обществ, которые управляли бы спортивным движением.

2. Возникновение международных федераций по видам спорта.

3. Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений.

4. Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров.

5. Возникновение системы мировых соревнований - неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы.

6. Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в различных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортивные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордного направления в спорте.

В настоящее время, отмечает Курамшина Ю.Ф., спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества. Термин “спорт” неоднозначен и применяется как в узком, так и в широком смысле.

Спорт в узком смысле слова – это соревновательная деятельность, направленная на достижение результатов с наличием борьбы, конкуренции, унификации состава действий и способов, условий их выполнения, а также регламентации поведения спортсменов.

В широком понимании “спорт” ряд авторов определяют как собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и многократно увеличить их, перешагнув за кажущиеся пределы, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению; и средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении(включая и зрелищные интересы широких слоев населения), и незаурядный фактор международных контактов, и многое другое.

Классификация видов спорта

 

В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. Число международных и национальных видов спорта сейчас настолько велико, что с трудом поддается обзору, причем возникновение новых идет с явным ускорением. По мнению Л.П.Матвеева (1997), под термином “вид (или разновидность) спорта” логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата.

Наиболее “древними” видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. Появление новых видов спорта происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время синхронное плавание, спортивная акробатика, аэробная гимнастика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, художественная гимнастика. Характерно также, что появление все большего числа из них обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности: парашютный спорт, дельтапланеризм, виндсерфинг, разновидности подводного спорта и т.д.

Число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться с каждым днем. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта приводят к многоаспектности классификационных построений. Курамшин Ю.Ф.классифицирует спорт по следующим признакам:

1. По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).

2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт.

3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.

4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт.

5. По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.

6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный спорт и др.

8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт.

9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт.

10.По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов – спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.

11.По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.

Большинство существующих видов спорта являются основными средствами физического воспитания, используются как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида. Такие виды спорта, отмечает Л.П.Матвеев (1997),не утрачивают своего доминирующего положения в собственно-спортивной сфере и сфере воспитания. Это обусловлено прежде всего специфическими социальными функциями спорта, главнейшая из которых - быть фактором физического совершенствования человека в условиях радикального изменения жизненной среды и тенденций снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности.

 

Массовый спорт

 

Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр.

Во всём мире, отмечает Ашмарин Б.А.(1990), существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешеного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.

В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет, прежде всего, значение для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции – воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная, рекреационно-культурная и производственная. Отличительная черта – доступность широким массам населения (школьникам, студентам, взрослому населению и т.д.). Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте – регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях – участие, стремление победить соперников, “победить” себя, улучшить личный рекорд.

Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на спортивных всевозможных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.

Требования к занятиям спортом

Условия жизни

Эффективная подготовка спортсменов в настоящее время не может быть осуществлена только средствами и методами спортивной тренировки. Большую роль играют и другие факторы, как непосредственно связанные со спортивной тренировкой, так и имеющие к ней косвенное отношение.

Одним из главных факторов, по мнению Платонова В.Н, Сахновского К.П., определяющих эффективность подготовки спортсмена – условия его жизни. Они должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивали эффективную ежедневную подготовку и полноценный отдых, а с другой – позволяли на высоком уровне решать задачи образования и воспитания.

Полноценные условия жизни предлагают, прежде всего, рационального распорядка дня (см. Таблицу-Приложение). Главная отличительная черта такого распорядка – регулярность и систематичность ежедневного выполнения одних и тех же действий, улучшающие жизнедеятельность организма и повышающие работоспособность. Одним из главных условий рационального режима дня является гигиена сна, а также достаточное пребывание на свежем воздухе. Полноценный сон – залог крепкого здоровья, нормального развития и высокой работоспособности человека. Однако под условиями жизни нельзя понимать только хорошие условия для проживания, рациональный распорядок дня. Они предлагают и тщательную организацию досуга спортсмена. Вне зависимости от того, в каких организационных формах осуществляется подготовка юного спортсмена (школах-интернатах спортивного профиля, центрах олимпийского резерва и др.), нужно сделать все, чтобы обеспечить условия жизни, соответствующие требованиям всестороннего развития и эффективного спортивного совершенствования.

Платонов В.Н и Сахновский К.П. выделили материально-технические условия подготовки, которые предполагают широкий комплекс ее обеспечения, включающий характеристику спортивных баз, наличие в них специального оборудования и инвентаря, восстановительных центров и научных лабораторий с диагностической аппаратурой, дающей возможность объективно оценивать состояние основных функциональных систем организма, а также условий для проживания спортсменов, организации их учебы и досуга, полноценного питания.

Большое значение для здоровья человека имеет рациональное питание, а для спортсмена – особенно, поскольку является непременным условием достижения успеха и сохранения здоровья при напряженных тренировках. Для юного спортсмена оно имеет принципиальное значение, т.к. учитывается не только воздействие нагрузки, но и естественные процессы роста и развития организма. Рациональным принято считать питание, при котором суточная калорийность пищи соответствует расходу энергии, потребление всех необходимых человеку веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды, а также соблюдение правил подбора продуктов и распределение суточного пайка. Однако юные спортсмены нередко увлекаются приемом витаминов, что имеет нежелательные последствия. Тренер и врач обязательно должны объяснить необходимость строгой дозировки приемов витаминов и др. элементов (А. С. Солодков, Сологуб Е.Б., 2001). Планирование рациона питания спортсменов – вопрос довольно сложный. Он должен предполагать учет спортивной специализации и преимущественной направленности тренировочного процесса.

Эффективность подготовки юного спортсмена во многом зависит от правильного отношения тренера к восстановительным средствам, а также от осознания им того, что использование многих восстановительных средств в работе с юными спортсменами – совсем не безобидная мера, способная лишь ускорить протекание восстановительных процессов. В работе с детьми и подростками, исходя из исследований Платонова В.Н. и Сахновского К.П., можно применять лишь наиболее простые средства, главным образом, педагогические, т.е. целесообразное сочетание работы и отдыха, рациональный подбор тренировочных средств и методов. Но при этом должны широко применяться периоды активного отдыха, восстановительные микроциклы. Наиболее простые и распространенные: банные процедуры, массаж, восстановительные ванны и др.

 

Требования к тренеру юных спортсменов

 

Л.Н.Толстой писал: “Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не умеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель объединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель”. Этими словами писатель как нельзя лучше подчеркнул, что главное в работе педагога – любовь к детям. Ведь только тот, кто неизменно находит удовольствие в общении с детьми, живо интересуется всеми их делами, живет жизнью учеников, может заслужить их взаимную любовь, без чего невозможен успех в педагогической работе.

Существует масса мнений по поводу характеристик, какими должен обладать спортивный педагог. И каждый трактует это по-своему, опираясь на свой опыт, жизненные принципы и позиции – “сколько людей – столько и мнений”. Нет четкой картины идеального тренера. Это плохо, хорошо? Нет, это так, как должно и быть.

Филин В.П. говорит, тренер как главная фигура в спорте должен уметь объединить усилия всех связанных с подготовкой спортсменов специалистов, что естественно, требует немалых и организаторских способностей.

Педагог – это творческая личность, он реализует свои замыслы через своих учеников. Но здесь ему вдвойне трудно: ему необходимо учитывать как биологические особенности организма, так и личностные качества ученика. Эти факторы – социальные условия, физические данные учеников, их личностные свойства, талант, воля и трудолюбие тренера обуславливают результат их деятельности. Все сказанное способствует реализации творческого потенциала, однако первое место среди многих факторов, обеспечивающих успех, авторы Козлов И.М. и Орлова Н.А. дают качествам личности тренера: моральным, волевым, интеллектуальным, эмоциональным, созидательным.

Большое значение имеют теоретические знания, словесные отчеты о движениях, х проговаривание, идеомоторика тренировки.

Большой педагогический смысл заложен в привлечении к занятиям спортом юных спортсменов и уже сложившихся, добившихся выдающихся спортивных результатов, к обучению детей.

Мотивация юного спортсмена

Целенаправленные занятия любой деятельностью предполагают наличие у человека мотивов – внутренних сил, побуждающих к этой деятельности. Трудоемкая же спортивная деятельность требует особо стойких мотивов.

Заслуженный тренер СССР С. М. Вайцеховский писал: “Ради чего люди занимаются спортом? Одни – чтобы удовлетворять свое честолюбие, другие – чтобы обрести физическое совершенство, третьи – чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. Нам не все равно, что движет человеком, который приходит в спорт. Нам не все равно, какие у него мотивы – корыстные или высокие”.

И действительно, в спорт детей приводят различные мотивы: “стать сильным как Алексеев”, “выучиться на Корбут”, “научиться плавать”, “любовь к футболу”. Большинство же не имеют определенных мотивов и посещают занятия по настоянию родителей, поддерживаю компанию товарищу или просто в силу привычки. И от того, сумеет ли тренер создать у учеников стойкую мотивацию к занятиям спортом, поддерживать и развивать ее на всем протяжении многолетнего спортивного пути своих воспитанников в решающей мере зависит успех его работы.

Тренер должен помнить, что каждый новичок стремиться к успеху – нужно только разбудить его, сделать первые шаги на этом пути, но ни в коем случае нельзя ставить перед учеником малореальные цели, нацеливать на недостижимые результаты. Эта ошибка приводит к разочарованиям, психологическим срывам и, в конце концов, к желанию оставить спорт. Необходимо использовать стимулы для активации и мотивации, но осторожно.

Спортивный тренер должен как можно грамотней заинтересовать, задержать в спорте юных, может быть в будущем известных, спортсменов. Для этого необходимо приложить усилия непосредственно в работе, в структуре построения тренировочных занятий и вне зала.

А как определить грамотно ли поступает тренер или это вовсе не его призвание? По своему характеру виды спорта неравноценны. Сопоставлять их непросто. Однако есть мерило, которое позволяет довольно объективно оценить труд каждого, независимо от его спортивной специализации. Мерило это – олимпийские медали и мировые рекорды. Чьи ученики добыли на олимпиадах больше всего наград и установили больше рекордов, тот и должен быть признан первым.

 



Заключение

В результате углубленного анализа и обобщения имеющегося массива информации следует, что физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека, это своего рода исторически сложившаяся человеческая деятельность. Деятельность, которая является одним из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие результаты.

Спорт – это сложное и многогранное социальное явление, представляющая собой одну из самостоятельных социальных подсистем. Но спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.д.

Почему в сферу спорта вовлекаются целые государства, массы людей? Приобщение к спорту весьма разнообразны. Но в основе лежат, прежде всего, удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества.

Спорт и физическая культура занимают достаточно важное место и значение в жизни людей (учебе, работе и т.д.), стране и вообще в мире.

Почему это так? Да потому, что движение – это жизнь. А здоровым, красивым, эффектным хочет быть каждый человек, независимо какого он возраста. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В связи с этим двигательная активность и спорт должны войти в процессе повседневного профессионального труда и в быту, и стать так называемой привычной.

К сожалению, резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей всех слоев населения, особенно страдают дети, которые поменяли занятия веселой двигательной активности на домашние электронные игрушки. И какая тут речь может идти о здоровом населении в будущем?

Поэтому с первых же дней жизни людей необходимо уделять внимание физической двигательной активности. Детей приобщать к занятиям физической культуры и прививать любовь к спорту. Но вовлечение детей в систематические занятия спортом зависят соответственно и от индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

К счастью, спорт не стоит на месте. Бурно развиваются старые и появляются все новые виды спорта, что представляет собой все более широкие горизонты и возможности для развития своего духа и тела, путем самосовершенствования достигнутых высоких результатов и признания.

Попав в мир спорта, юные и зрелые спортсмены живут по его законам, которые формировались на протяжении многих лет. Если ты заинтересован в своем росте результатов, достижениях, победах, ты будешь идти вместе с этими правилами, а если ты хиляк, и ждешь от жизни чуда, которого не бывает, то долго в системе спорта не задержишься.

Занятия спортом начинаются с раннего возраста. Исследования авторов показали, что продолжается интенсивное снижение возраста занимающихся спортом.

Современные дети приступают к серьезным тренировкам уже в 5-7 летнем возрасте. При этом, если в таких видах спорта как гимнастика, плавание, фигурное катание снижение возрастных границ для набираемых в детские спортивные школы вполне допустимо и оправдано, то в большинстве видов борьбы это явление имеет не столько позитивные последствия, сколько негативные. Вместе с тем, многие специалисты часто смешивают и не делают особых различий между целесообразным возрастом приобщения к спорту и оптимальным возрастом начала углубленной спортивной специализации.

Следует отметить, что своевременное приобщение детей к спортивным занятиям с учетом возрастных особенностей занимающихся не может иметь принципиальных возражений даже в раннем детском возрасте. Однако, форсированная и чрезмерно суженная спортивная специализация, хотя и приводит к быстрому росту спортивных результатов, наносит существенный ущерб как для конечных спортивных достижений в более зрелом возрасте, так и для полноценного развития организма и личности.

Рациональная подготовка юного спортсмена невозможна без учета закономерностей развития растущего организма. Игнорирование этого – сама опасная ошибка в работе тренера, учителя физкультуры, узловая причина допускаемых при подготовке юного спортсмена просчетов. Главная задача тренера – не навредить! Поэтому знание закономерностей развития растущего организма обязательно для каждого тренера и учителя физической культуры при проведении тренировочных занятий.

 



Список литературы

1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.: ил. – ISBN 5-09-001807

2. Губа В.П., Основы распознавания раннего спортивного таланта :[учеб. пособие] / В.П. Губа. – М.: Тера-Спорт, 2003. – 208 с.

3. Козлов И.М., Великий спортсмен, педагог, тренер. О спортивной школе, ее руководителе и его учениках / И.М. Козлов, Н.А. Орлова. – СПб., Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, 2005. – 168 с.

4. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры: Учебник / проф. Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

5. Маркосян А.А., Физиология: Учебник / А.А.Маркосян.-М: “Медицина”, 1969. – 392 с.

6. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: [Учеб. Для ин-тов физ.культуры] / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.: ил.

7. Матвеев Л.П., Общая теория спорта: [Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования] / Л.П. Матвеев. – М.:4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с.

8. Платонов В.Н., Подшотовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.: ил.

9. Платонов В.Н., Подготовка юного спортсмена: пособие/В.Н. Платонов, К.П. Сахновский. – К., Рад. шк., 1988. – 288с.

10. Селуянов В.Н., Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 112 с.

11. Солодков А.С., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.:Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520с.: ил.

12. Филин В.П., Тренировка юных спортсменов/В.П. Филин. – М.:Физкультура и спорт, 1965. – 352 с.

13. Харабуга Г.Д., Теория и методика физического воспитания: [учебник для техникумов физической культуры] / Г.Д. Харабуга. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 320 с.: ил.

 



Приложение

 

Примерная схема режима дня юного спортсмена, посещающего школу в первую смену (начало занятий в 9.00 ч), Платонов В.Н, Сахновский К.П.

Вид деятельности

Возраст, лет

8-9 10-12 13-14 15-17
Подъем 7.00 7.00 7.00 7.00
Утренняя гимнастика 7.05-7.15 7.05-7.15 7.05-7.20 7.05-7.20
Закаливающие процедуры, уборка постели/ умывание, одевание 7.15-7.40 7.15-7.40 7.20-7.45 7.20-7.45
Завтрак   7.40-8.00 7.40-8.00 7.45-8.05 7.45-8.05
Дорога в школу (прогулка) 8.00-8.45 8.00-8.45 8.05-8.45 8.05-8.45
Занятия в школе (завтрак на большой перемене, общественная работа) 8.45-12.30 8.45-14.00 8.45-14.30 8.45-14.30
Дорога из школы (прогулка) 12.30-12.50 14.00-14.30 14.30-14.50 14.30-14.50
Обед   13.00-13.20 14.30-14.50 14.50-15.10 14.50-15.10
Дорога на тренировку, пребывание на свежем воздухе 13.30-15.20 14.50-15.50 15.10-16.00 15.10-16.00
Тренировка   15.30-17.30 15.50-17.50 16.00-18.00 16.00-18.00
Полдник   17.30-17.40 17.50-18.00 18.00-18.10 18.00-18.10
Приготовление уроков 18.00-18.30 18.20-19.30 18.30-19.30 18.30-19.30
Пребывание на свежем воздухе 18.30-19.00      
Ужин   19.00-19.20 19.30-19.50 19.30-19.50 19.30-19.50
Свободное время (чтение литературы) 19.20-20.10 19.50-20.30 19.50-20.30 19.50-20.30
Приготовление ко сну, подготовка в школу 20.10-20.30 20.30-21.00 21.00-21.30 21.00-21.30
Сон 20.30-7.00 21.00-7.00 21.30-7.00 22.00-7.00

 

 

Курсовая работа

Особенности занятий спортом детей школьного возраста



Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теория спорта

1.1 Характеристика спорта

1.2 Классификация видов спорта

1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта

1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия

1.5 Организация и методика спортивного отбора в России

ГЛАВА II. Сущность детского спорта

2.1 Массовый спорт

2.2 Цель детско-юношеского спорта

2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена

2.4 Требования к занятиям спортом

2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма

2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов

2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов

2.4.4 Условия жизни юных спортсменов

2.5 Требования к тренеру юных спортсменов

Заключение

Список литературы

Приложения

 



Введение

 

В настоящее время состояние школьного физического воспитания, оздоровительной физической культуры, ранней ориентации в виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности их дальнейшего развития без улучшения государственного финансирования и внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования у детей спортивных умений и навыков весьма ограничены. Пути к улучшению создавшегося положения определены комиссиями МГФСО и ВНИИФК (Л.Б.Кофман, В.А.Кабачков в соавт.,1996, 1997).

Древнее изречение Гиппократа в наш век «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» проникновенно во все сферы деятельности научно-технического прогресса и становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

В настоящее время трудно установить движущие силы, обусловливающие развитие физической культуры и спорта в России. Почти отсутствует поддержка государства, не совсем сформировались общественные и личностные факторы, побуждающие людей к активным занятиям физической культурой и спортом. Трудно определить какие из мотивов – политические, экономические, юридические – будут определять в будущем развитие физической культуры и спорта в нашей стране. Однако не вызывает никаких сомнений, что физическое воспитание подрастающего поколения на научной основе является неотъемлемой частью этого процесса.

Дело в том, что в настоящее время, особенно в системе подготовки юных спортсменов, наметилась негативная тенденция. Стремление многих тренеров достичь высоких спортивных показателей своих воспитанников за счет большого объема нагрузок стало сочетаться с активным поиском непедагогических средств стимуляции работоспособности спортсменов, прежде всего биохимических. К сожалению, данная тенденция приводит к тому, что сознание тренеров почти полностью поглощается поисками способов увеличения объемов тренировочных нагрузок и биохимических средств коррекции физического состояния спортсменов. Это приводит к демонстрации их учениками обнадеживающих спортивных результатов в довольно раннем возрасте, что, кстати говоря, поощряется действующей системой оплаты труда тренеров. Однако ранние достижения спортсменов очень часто пагубно влияют на состояние их здоровья, в том числе психического и духовного, тормозят полноценное формирование личности юных “талантов”. А это, в свою очередь, не позволяет реализовать весь потенциал занимающихся, использовать все возможности для последующего роста их спортивного мастерства.

В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:

1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.

2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.

 



ГЛАВА I . Теория спорта

Характеристика спорта

 

Спорт возник еще на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе. Время шло и спорт менял свое предназначение от зрелищных состязаний до игр, турниров с элементами спортивных соревнований - стал приятным досугом, забавой, удовольствием и развлечением.

В современном его понимании спорт получил распространение во всем мире только в течение ХІХ и первых двух десятилетиях ХХ вв. Закономерно возникает вопрос: что имеют в виду, когда говорят-“спорт в современном понимании”? И Курамшин Ю.Ф.(2004 г.) дает ответ на этот вопрос. Это прежде всего:

1. Появление спортивных клубов, организаций союзов, обществ, которые управляли бы спортивным движением.

2. Возникновение международных федераций по видам спорта.

3. Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений.

4. Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров.

5. Возникновение системы мировых соревнований - неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы.

6. Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в различных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортивные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордного направления в спорте.

В настоящее время, отмечает Курамшина Ю.Ф., спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества. Термин “спорт” неоднозначен и применяется как в узком, так и в широком смысле.

Спорт в узком смысле слова – это соревновательная деятельность, направленная на достижение результатов с наличием борьбы, конкуренции, унификации состава действий и способов, условий их выполнения, а также регламентации поведения спортсменов.

В широком понимании “спорт” ряд авторов определяют как собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и многократно увеличить их, перешагнув за кажущиеся пределы, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению; и средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении(включая и зрелищные интересы широких слоев населения), и незаурядный фактор международных контактов, и многое другое.

Классификация видов спорта

 

В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. Число международных и национальных видов спорта сейчас настолько велико, что с трудом поддается обзору, причем возникновение новых идет с явным ускорением. По мнению Л.П.Матвеева (1997), под термином “вид (или разновидность) спорта” логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата.

Наиболее “древними” видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. Появление новых видов спорта происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время синхронное плавание, спортивная акробатика, аэробная гимнастика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, художественная гимнастика. Характерно также, что появление все большего числа из них обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности: парашютный спорт, дельтапланеризм, виндсерфинг, разновидности подводного спорта и т.д.

Число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться с каждым днем. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта приводят к многоаспектности классификационных построений. Курамшин Ю.Ф.классифицирует спорт по следующим признакам:

1. По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).

2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт.

3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.

4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт.

5. По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.

6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный спорт и др.

8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт.

9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт.

10.По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов – спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.

11.По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.

Большинство существующих видов спорта являются основными средствами физического воспитания, используются как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида. Такие виды спорта, отмечает Л.П.Матвеев (1997),не утрачивают своего доминирующего положения в собственно-спортивной сфере и сфере воспитания. Это обусловлено прежде всего специфическими социальными функциями спорта, главнейшая из которых - быть фактором физического совершенствования человека в условиях радикального изменения жизненной среды и тенденций снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 216.