Глава 2. Графические возможности языка программирования Pascal.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большинство языков программирования имеют свои стандартные графические библиотеки. Так, у Basic графические команды являются встроенными; система программирования Turbo Pascal содержит графическую библиотеку (модуль Graph.tpu), имеющую в своем составе процедуры и функции обработки простейших графических примитивов.

 В модуле GRAPH содержится 79 графических процедур, функций, десятки стандартных констант и типов данных. В состав модуля входит ряд программ драйверов для наиболее распространенных видеоадаптеров: CGA, MCGA, EGA, VGA, HERCULES, AT&T, 3270 PC. Эти драйверы хранятся в файлах с расширением BGI [4].

Для работы графики её надо инициализировать, а для этого необходимо определить возможный графический режим. Это можно сделать с помощью следующей процедуры.

Uses Graph

Procedure InitGraph;

Var GR,GM: Integer;

 Begin

GR:=detect;

InitGraph(GR,GM,'c:\\BP\TPU); {вызов процедуры GRAPH}

 End;

BEGIN

InitGraph;

 … Графические операторы …

CloseGraph;

END.

 

INITGRAPH (драйвер, режим, 'путь' ) - подключает графический режим. Драйвер - это переменная целого типа, определяющая тип графического дисплея. Режим - это переменная целого типа, определяющая режим работы графического адаптера. Путь - указывает путь программам с TPU.

DETECT - режим автоматического определения типа.

CLOSEGRAPH - прекращает работу графического адаптера и восстанавливает текстовый режим работы экрана.

 Таким образом все графические операторы работают только при инициализированном графическом режиме, в противном случае будет выводиться ошибка.

Для вывода графических примитивов на экран следует использовать следующие процедуры модуля Graph.

Вывод точки:

PUTPIXEL(x, y, цвет) - выводит точку с координатами (x, y);

Установка цвета:

SETCOLOR (цвет) - устанавливает текущий цвет для выводимых линий и символов;

SETBKCOLOR (цвет) - устанавливает цвет фона,

где цвет- это число от 0 до 15 (Табл. 1).

Цвет:

0  черный
1  синий
2  зеленый
3  голубой
4  красный
5  лиловый
6  коричневый
7  светло-серый
8  темно-серый
9  светло-синий
10  светло-зеленый
11  светло-голубой
12  светло-красный
13  светло-лиловый
14  желтый
15  белый

Управление курсором вывода:

MOVETO(x,y) - переводит курсор в позицию x,y, точка при этом не высвечивается.

Рисование графических примитивов, с цветом установленных операторами SETCOLOR и SETBKCOLOR:

Табл. 1
LINE (x1, y1, x2, y2) – рисует линию от точки с координатами (x1, y1) до точки с координатами (x2,y2).

LINETO(x, y) - рисует линию от текущей позиции курсора до x, y;

LINEREL(Dx, Dy) - рисует линию от текущей позиции на относительное расстояние Dx, Dy;

CIRCLE(x, y, r) - выводит окружность, с центром x, y, радиуса r;

ARC(x, y, начальный угол, конечный угол, r) - выводит дугу (углы измеряются в градусах против часовой стрелки);

RECTANGLE(x1,y1,x2,y2) - прямоугольник, где x1, y1 - координаты левого верхнего угла, x2, y2 - правого нижнего угла;

BAR(x1, y1, x2, y2) - закрашенный прямоугольник;

BAR3D(x1, y1, x2, y2, глубина, false или true) - параллелепипед;

где x1, y1 - координаты левого верхнего угла; x2, y2 - координаты правого нижнего угла, true - верхняя грань есть, false - верхняя грань отсутствует.

FILLELLIPSE(x, y, Rx, Ry) - закрашенный эллипс;

SECTOR(x, y, нач.угол, кон.угол, Rx, Ry) - сектор закрашенный;

SETFILLESTYLE(штриховка (Табл. 2), цвет) - каким цветом или какими штрихами будет закрашена замкнутая область;

Штриховка:

0  фоном
1 сплошная
2  _ _ _
3  ////
4  толстыми///
5  \\\\
6  толстыми \\\
7  ++++
8  x x x
9  квадратами
10  редкими точками
11  частыми точками
12
Табл. 2
 пользовательские

FLOODFILL(x, y, цвет,цвет границы) - штрихует произвольную замкнутую область;

 

Вывод текста.

Специально для графического режима разработаны процедуры, обеспечивающие вывод сообщений различными шрифтами в горизонтальном и вертикальном расположении с изменением размеров и т.д.

OUTTEXT(ТЕКСТ) - вывод текста, начиная с текущей позиции

OUTTEXTXY(x, y, текст) - вывод текста, начиная с точки с координатами (x,y)

SETTEXTSTYLE(шрифт, направление, размер) - процедура устанавливает стиль текстового вывода на графический экран, где

шрифт: 0 - стандартный шрифт, 1 - штриховой шрифт, 2 - уменьшенный, 3 - прямой, 4 - готический;

направление: 0 - слева - направо, 1 - снизу - вверх;

размер: 1-32 для стандартного шрифта, 1-10 для штриховых

SETUSERCHARSIZ(x1, x2, y1, y2) - позволяет изменить ширину и высоту символа для штрихового шрифта

Язык программирования Pascal поддерживает работу и с растровой графикой (спрайты), однако это выходит за рамки изучения данной темы.


Глава 3. Анализ учебно-методической литературы.

Из рассмотренных общеобразовательных учебников по информатике лишь немногие содержали тему «Графика» в разделе программирование.

Для рассмотрения возьмем следующие учебники, в которых данная тема рассмотрена:

1). Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики. 8-9 кл.: Учебн. для общеобраз. учебных заведений. – М.: «Дрофа», 1999. – 176 с. [10]

2). Ляхович В.Ф. Информатика: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учереждений – М.: «Просвещение», 1998. – 352 с. [11]

3). Каймин В.А., Щеголев А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учебное пособие для 10-11 кл. средн. шк. – М.: «Просвещение», 1989. – 272 с. [8]

4). Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. – М.; «БИНОМ». Лаборатория знаний, 2003. – 512 с. [18], [19]

При проведении анализа для каждого учебника рассмотрим теоретический материал и систему заданий, а также предлагаемые в них методики.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 199.