Рынок СМИ, появившийся в нашей стране в 1990 году вместе с законом СССР « О печати и других средствах массовой информации», четко обозначил двойственную природу средств массовой информации. Масс-медиа, являясь важнейшим социальным институтом, удовлетворяющим общественную потребность в информации, предстали в новом качестве - как медиапредприятия.6 Современный медиабизнес строится по тем же законам, что и другие виды предпринимательской деятельности.
В современной экономической науке целью предприятия считают получение и максимизацию прибыли; средством достижения этой цели является удовлетворение общественных потребностей посредством производства продукции, выполнения работ и оказание услуг. Что касается СМИ, то, учитывая их двойственную природу, мы можем сказать, что целью масс-медиа как социального института является выполнение общественных функций, тогда как целью медиа-предприятия - максимизация прибыли.
Противоречий между этим нет: масс-медиа удовлетворяют общественные потребности в информации посредством максимального извлечения прибыли от своей деятельности; прибыли, достаточной для дальнейшего функционирования и развития, то есть для независимого существования [16].
Следует признать, что сегодня на первое место по значимости для функционирования СМИ выходят особенности финансирования. Иначе говоря, «если не имеешь представления о том, кто и за что в медиабизнесе платит, вряд ли поймешь, кто и как влияет на деятельность СМИ».
В рыночных условиях, когда СМИ являются таким же средством производства и одновременно товаром, как заводы, транспорт, торговые
предприятия, масс-медиа должны иметь конкретных владельцев (государство, собственника, журналистский коллектив), которые определяли бы экономическую политику СМИ и как следствие - их информационную политику.
На основании анализа экономических показателей редакций выделяют три наиболее распространенные стратегии существования СМИ в современной России:
Редакция получает основные доходы от публикаций рекламы.
Редакция работает на средства спонсоров и инвесторов.
Редакция существует благодаря бюджетным дотациям.
Как видим, сам информационный продукт, выпускаемый масс-медиа, не является основным источником дохода ни в одной из указанных групп.
Очевидно, что единственным рыночным вариантом существования СМИ является получение основного дохода от рекламы.
Однако, рассматривая прессу современной России, приходится признать, что по такому сценарию работает не более 10% от общего количества газетной периодики в России [39]. Как отмечают эксперты, окупает себя в основном развлекательная и «жёлтая» пресса, а также некоторые региональные еженедельные издания общего спроса.
Соответственно, около 90% всех российских газет существуют за счет средств спонсоров, которыми могут выступать как частные, так и государственные структуры. Причем спонсоры обычно относятся к таким изданиям исключительно как к политическому ресурсу и не требуют от их руководства окупаемости проектов. Только в Москве, например, под эгидой префектур и управ издается 130 местных бесплатных газет общим разовым тиражом более 4 млн. экземпляров.
Отсутствие законодательства, регулирующего распределение бюджетных средств, выделяемых на финансирование СМИ, приводит к тому, что деньги получают в первую очередь «свои», лояльные к власти масс-медиа, которые так или иначе их «отрабатывают». Таким образом, пресса, ранее функционировавшая за счет бюджетных дотаций, сегодня фактически перешла в разряд СМИ, существующих на средства спонсоров, так как критерии выделения и расходования этих средств являются закрытыми.
Государство нуждается в продуманной информационной политике, которая позволила бы масс-медиа перейти к полноценной самостоятельной деятельности в рыночных условиях. Шаги в этом направлении предпринимаются. Ещё в 1998 году в России была принята «Концепция государственной информационной политики», ставшая одним из важнейших документов, определяющих политику государства в данной сфере.
Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность идей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашено построение демократического информационного общества.
Концепция государственной информационной политики.
Часть 1. Цели и задачи государственной информационной политики вхождение страны в мировое информационное сообщество.
Рассматривая государственную информационную политику применительно к средствам массовой информации, авторы Концепции признают, что переход РФ к новому типу экономического развития, ражданскому обществу и правовому государству порождают огромную общественную потребность в информации, обусловливающую особую роль СМИ в жизни общества не только как объекта информационной политики, но и как ее субъекта.
В силу большой значимости СМИ на современном этапе развития нашего общества и наличия большого числа проблем в сфере средств массовой информации также признается необходимость вмешательства государства в регулирование деятельности печати, радио- и телевещания через реализацию государственной информационной политики [3]. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере средств массовой информации:
1. Недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации (речь идет о прямом нажиме, снабжении СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленной недоговоренности, сращении структур власти, бизнеса, прессы и т.д.).
2. Регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации (высокий уровень концентрации и монополизации способствует уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках экономической элиты, бесправию журналистов).
3. Защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ.
4. Совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, недопущение распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечение плюрализма средств массовой информации, доступа к официальной информации.
Для осуществления государственной информационной политики в первую очередь необходимо создание единого информационного пространства. Нередко можно услышать точку зрения, что единое информационное пространство - это возможность государства на всей территории распространять одну и ту же информацию, однако это неверно. Как пишет В.Д.Попов, информационно пространство - это «сфера отношений субъектов и объектов, формирующаяся по поводу производства, распространения и потребления информации». Согласно нашему пониманию, единое информационное пространство применительно к СМИ есть равнодоступное пространство, в котором коммуникации осуществляются в интересах всех пользователей, а не отдельных корпоративных клиентов, что позволяет создавать условия для функционирования информационного общества, развивать открытые социальные системы.
Иначе говоря, создание единого информационного пространства – это способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации и коммуникации стимулировать её таким образом, чтобы СМИ и СМК обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, имеющих хождение в стране и мире (в том числе версией государственных органов, или официальной версией), с целью ориентации, отвечающей информационным потребностям граждан, в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям.
Рассмотрим, как претворяются в жизнь основные положения «Концепции государственной информационной политики», касающиеся средств массовой информации. В 2009 году имели место такие факты:
45 млрд. рублей составляли ежегодные затраты на выпуск российских печатных изданий; из них 7 млрд. покрывалось за счет реализации продукции; 8 млрд. - за счет рекламы. Очевидно, остальные деньги (30 млрд. рублей) средства массовой информации отрабатывали, защищая интересы инвесторов. А интересы эти, как правило, не согласуются с общегосударственными интересами, иначе не стоило бы нести столь значительные расходы по их продвижению. Таким образом, угроза свободе
СМИ остается актуальной проблемой в современной России.
Сегодня государственная власть установила контроль над основными федеральными СМИ, в первую очередь, над Первым каналом, РТР, НТВ, а также многочисленными популярными, но не менее влиятельными частными холдингами, издательскими домами и телерадиокомпаниями. В общей сложности государство контролирует сегодня 70% электронных СМИ на федеральном уровне.
Таким образом, два ведущих направления государственной информационной политики - недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и регулирования уровня монополизации средств массовой информации - не реализуются на практике, и это существенно тормозит процессы общественного развития.
Два других положения - защита интересов, развитие региональных рынков СМИ и совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации - также не дают возможности говорить о претворении их в жизнь. Во-первых, чиновники по-прежнему стремятся контролировать информационные процессы на местном уровне. Во-вторых, имеющееся законодательство не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов: отношения «владелец - учредитель - редакция»; статус издателя, вещателя и собственника; государственное регулирование общих условий хозяйственной деятельности СМИ, антимонопольное регулирование в сфере СМИ, участие иностранных инвесторов в деятельности СМИ [18].
Таким образом, законодательное закрепление свободы слова открыло новую эпоху в деятельности СМИ. Масс-медиа получили возможность быть не только выразителями интересов государства, но и индивидуальных, групповых, общественных интересов. Сформировалась основа новой информационной среды, получили развитие рынок информации, рынок рекламы, возникла медиа-индустрия. Средства массовой информации предстали в новом качестве - как медиа-предприятия.
Вместе с тем сфера массовой информации в России по-прежнему остается проблемной. Подавляющее количество средств массовой информации существует на средства спонсоров и инвесторов, а значит, отрабатывает их информационные заказы. Практически за всеми серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами сегодня стоят либо федеральные и региональные органы власти, либо финансово-промышленные группы.
Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
Город Серпухов расположен на реке Нара вблизи впадения её в Оку, в 99 км от Москвы. Серпухов - административный центр Серпуховского района Московской области, является крупным промышленным, образовательным и научным центром.
Статус и границы города Серпухова определены Областным законом «Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования «Город Серпухов». Город Серпухов является городским округом.
Территория города составляет 32,6 кв. км, из которой застроено 22,3 кв. км. Серпухов выгодно располагается на пересечении транспортных путей и обладает развитой инфраструктурой.
Серпуховский транспортный узел сосредотачивает в себе железнодорожные, автомобильные и водные пути, что позволяет успешно обслуживать местные и транзитные перевозки.
Удачное географическое расположение города позволяет предприятиям на территории города охватывать рынки сбыта, как в России, так и в странах ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Казахстан).
Социальная сфера. Демографическая ситуация
Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения как главной производительной силы общества. В настоящее время демографическая ситуация в г. Серпухове, как и в целом по России, неблагополучная. Для города демографическая проблема является одной из наиболее острых.
По состоянию на 01.12.2010 года численность постоянного населения в г. Серпухове (по оценке итогов Всероссийской переписи населения 2010 года) составила 123,1 тыс. человек.
В последние годы в Серпухове, как и в большинстве российских городов, имеет место естественная убыль населения. Вместе с тем, данный показатель имеет тенденцию к снижению.
Если в 2004 году он составил 7,8 тыс. человек, то в 2009 году - 5,5 тыс. чел. Число родившихся в 2005 году составило 1681 человек, число умерших - 2668 человек, то есть естественная убыль составила 987 человек. По предварительным данным число родившихся человек в период с января по ноябрь 2010 года составило 1535 человек, число умерших составило 2461 человек, соответственно естественная убыль составила 926 человек. Миграционный прирост на протяжении последних лет последовательно снижался. На 01.01 2009 г. Он составил 0,0 тыс. человек.
Основными показателями, используемыми для характеристики рынка труда в условиях рыночной экономики, выступает численность занятых с распределением ее по отраслям и сферам экономики и численность безработных.
Население в трудоспособном возрасте города составило на 01.01.2010 года 74,5 тыс. человек, из которых в экономике города занято 52,1 тыс. человек. В настоящее время в структуре занятости населения преобладают промышленность и сфера услуг.
Следует отметить высокую долю населения города Серпухова, занятую в экономике Москвы, обеспечивающую существенную маятниковую миграцию, сальдо которой составляет - 5.8 тыс. человек.
Среднемесячная зарплата на одного работника в городе составила на 01.01.2008 года - 8 298,1 руб., за ноябрь 2009 года составила 10 742,0 руб., что незначительно отличается от среднеобластной зарплаты - 11 477, 1 руб.
Таким образом, наблюдается положительная динамика.
Промышленность
Основными составляющими промышленного комплекса города Серпухова являются: машиностроение и металлообработка (35% от общего объема продукции), легкая и текстильная промышленность (10%), пищевая (22%), химическая (21%).
Всего на территории города зарегистрировано 147 промышленных предприятий, из них - 33 относятся к крупным, а также более 4 тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе - 400 малых предприятий.
В настоящее время в Серпухове выпускается более 50 наименований народнохозяйственной продукции. Это - технологическое оборудование для производства химических волокон, медицинская техника, легковые автомобили, химические волокна и нити, готовые ткани, бытовая техника, мебель, швейные изделия, мясные и молочные продукты и многое другое.
Строительный комплекс Серпухова насчитывает около 52 строительных организаций, занимающихся проектированием, промышленным, жилищно-гражданским и коммунальным строительством.
Социальная защита населения
Социальная защита населения является динамично развивающимся сектором социальной сферы города. Решаемые в этой сфере департаментом социальной защиты населения задачи отличаются многогранностью и сложностью: исполнение отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям, имеющим детей, безнадзорным детям, ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, малоимущим гражданам и другим категориям населения.
В составе населения города ежегодно уменьшается доля граждан пожилого возраста. В городе в 2009 году проживало 37 117 пенсионеров, что в расчете на 1000 жителей составило 289,2 человека. Это выше, чем в среднем по области на 0,8%. Город занимает четвертое место по муниципальным округам Московской области с высокой долей пенсионеров в общей численности населения. В Серпухове 245 одиноких, неработающих пенсионеров старше 65 лет получают адресные социальные пособия.
В городе имеется три стационарных учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов. Открыт реабилитационный центр для детей с физическими недостатками.
Здравоохранение
За последние годы в городе Серпухове, как и во всей России в целом, остро стоит проблема ухудшения состояния здоровья населения, увеличения количества людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества питания, увеличение стрессовых нагрузок.
Наиболее ресурсоемкой дорогостоящей в системе здравоохранения является стационарная помощь. На конец 2009 года стационарная помощь оказывалась в 10 больничных учреждениях Серпухова с плановой мощностью 2137 коек.
Объем оказания помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях в смену на 2009 год составил 303,2 на 10 тыс. населения, что на 22,6% больше, чем в 2005 году. По данному показателю город занимает четвертое место среди городских округов области (в расчете на 10 тыс. населения). В 2005 году город занимал пятое место.
По состоянию на 1.01.2009 года в лечебно-профилактических учреждениях города работало 639 врачей всех специальностей, этот показатель снизился на 2,4 % по сравнению с 2008 годом. Город занимает седьмое место среди городских округов по обеспеченности врачами на 10 тыс. населения. С 2006 года этот показатель фактически не изменился (6 - 7 место).
Экология
Серпухов - крупный многопрофильный промышленный центр, в котором сосредоточены предприятия электроэнергетики, машиностроения и др. Опережающее развитие производственной сферы не в полной мере учитывало особенности жилой застройки города.
Состояние окружающей среды в городе Серпухове определяется рядом специфических факторов, таких как: высокая концентрация промышленных предприятий, расположенных в непосредственной близости или внутри жилой застройки; насыщенность движения автотранспорта на отдельных магистралях; недостаточное количество зеленых насаждений; высокая степень подтопления, в основном промышленного района города грунтовыми водами.
Город занимает одно из первых мест по области по валовому объему выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу. В 2009 году этот показатель составил 91,036 тыс. тонн, в том числе от вредных веществ - 17,268 тыс. тонн, от газообразных и жидких - 73,768 тыс. тонны. Динамика выбросов вредных в атмосферу от стационарных источников в 2009 году выросла на 116,5% по отношению к 2007 году.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. количество автотранспорта, по данным отдела ГИБДД УВД г. Серпухова, возросло. Соответственно выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта также увеличилось на 2,043 тыс. тонны и составили 29,649 тыс. тонн (22,33% от общего объема выбросов по городу).
Одним из факторов экологической опасности в городе остается качество питьевой воды. Основные причины неблагополучия хозяйственно-питьевого водоснабжения - загрязнение водоемов на участках водосбросов, недостаточная мощность очистных сооружений и большая изношенность водопроводных сетей.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Основной год постройки жилых домов города Серпухова - до 1930. Нормативные объемы капитального ремонта жилищного фонда на протяжении 70 лет финансово не обеспечивались. Жилищный фонд обветшал. Более 70% муниципального жилищного фонда города требует капитального ремонта, реконструкции или сноса.
Всего жилищный фонд города составляет 13 893 жилых домов, в том числе муниципальный жилищный фонд - 3 127 жилых домов.
В настоящее время наблюдается тенденция к уменьшению муниципального жилья.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных муниципальных домах граждан не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях социального найма жилье удовлетворительного качества. Число семей, состоявших на учете для получения жилья на конец 2009 г. составил 2030 единиц, и только 12 единиц получили жилье - это всего лишь 0,4% от числа семей, состоявших на учете для получения жилья на конец 2008 года.
Для обеспечения потребителей города услугами используется 306,4 км сетей водоснабжения; 142,9 км сетей канализации. По состоянию на 01.01.2008 г. водопроводом оборудовано 96,0% общей жилой площади, канализацией - 94,0%, центральным отоплением - 96,0%, горячим водоснабжением - 74,0%.
Таким образом, приведенный в работе анализ социально-экономического развития муниципального образования «город Серпухов» позволил выявить достаточно серьезные проблемы, негативные тенденции, что подтверждает необходимость совершенствования существующей системы муниципального управления территорией.
Комплексное социально-экономическое развитие города заключается в целенаправленном воздействии местных органов власти на все экономические субъекты города посредством разработки и реализации системы мер по достижению намеченных целей развития города, результатом которой будет существенное улучшение качества жизни населения и повышение конкурентоспособности территории.
Применительно к теме дипломного исследования следует отметить, что значительное влияние на процесс социально-экономического развития города оказывают местные и региональные СМИ.
Местные СМИ несут в себе полное и оперативное освещение событий, происходящих на местах, они сочетают официальные сообщения от местных органов власти, местную информацию, различные полезные советы и сведения, имеющие практическое значение для населения.
Региональные и местные СМИ более чутко ориентируются на потребности населения, нежели центральные. Они интенсивно взаимодействуют со своей аудиторией, и по своим качественным характеристикам полнее и глубже соответствуют ценностным ориентациям своих читателей и слушателей.
В связи с этим, далее рассмотрим особенности развития СМИ на территории города Серпухова и южного Подмосковья.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.