Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации

Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа

Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность

Экономические и правовые условия деятельности СМИ в современной России

Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)

2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова

Особенности развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)

Анализ технологий взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в городе Серпухове

Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)

Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества

Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России

Особенности совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти и СМИ

Заключение

Список литературы

Введение

 

Актуальность темы исследования. В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе необходимой и достаточной степени участия государства в медиа-сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует об их сложности и неоднозначности.

Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - это вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается в том, что не выработаны действенные механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, а это в конечном итоге дестабилизирует общество, мешает созданию единого информационного пространства.

Вот почему мы нуждаемся в обосновании и создании условий эффективного функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального взаимодействия их с органами власти.

Особенно актуальна эта проблема для регионов: огромная территория страны, различные экономические и политические условия субъектов РФ приводят к тому, что место и роль средств массовой информации в различных регионах неодинаковы, требуют индивидуального анализа и учитывающих региональную специфику подходов в регулировании медиа-сферы.

Основная задача проведенного исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью создания условий для эффективного функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального взаимодействия масс-медиа с органами власти с целью обеспечения дальнейшего развития Российской Федерации и отсутствием концептуальных разработок, позволяющих теоретически обосновать и сформировать эти условия на практике.

Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.

Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:

- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;

- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;

- проанализировать экономические и правовые основы функционирования масс-медиа в Российской Федерации;

- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;

- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной государственной информационной политики;

- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной коммуникации.

Объектом исследования является взаимодействие органов местной власти и СМИ в процессе реализации государственной информационной политики.

Предмет исследования - механизмы и формы (модели) взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики в муниципальном образовании.

Информационную базу исследования составили: официальные сведения о состоянии средств массовой информации и массовой коммуникации; материалы текущего документооборота законодательной и исполнительной власти Московской области и города Серпухова; результаты общероссийских и региональных социологических исследований в области средств массовой информации, соответствующие материалы российской и региональной печати.

Методологической основой исследования является системный подход в исследовании проблем политического управления, социологические принципы изучения системы власти, СМИ и общественного сознания. Особое место в исследовании занимают положения общей теории информации и социальной информациологии, теории современного гражданского и информационного общества, теории управления, а также теории и практики журналистики.

В ходе исследования применялись следующие методы: общенаучные - сравнительный и логический; социологические - контент-анализ, интервью, наблюдение.

Научная новизна результатов исследования.

1. На основе анализа особенностей развития СМИ в городе Серпухове выявлены тенденции:

Дальнейшей монополизации СМИ: под эгидой государственных и муниципальных органов власти; под контролем крупных предприятий и их владельцев.

Нарастающего усиления контроля органов местной власти над деятельностью негосударственных СМИ с помощью финансовых, административных и технологических форм влияния.

Нарастающего расхождения направленности и содержания СМИ с насущными интересами граждан.

2. Выявлено отставание в развитии местного законодательства, относящегося к информационной сфере.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы руководителями соответствующих органов региональной власти при разработке концепции региональной государственной информационной политики.

Практические рекомендации могут быть применены в деятельности государственных и муниципальных служащих, занимающихся регулированием информационных процессов, для обучения, подготовки и переподготовки специалистов управления в сфере СМИ, для совершенствования деятельности СМИ в целом.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы.

 



Заключение

 

Эффективное взаимодействие органов власти и средств массовой информации является одним из основных условий успешной реализации государственной информационной политики, как ключевого фактора оптимизации государственного управления при трансформации современной России в открытое информационное общество.

Главной целью исследования является рассмотрение наиболее заметных проблем во взаимоотношениях органов власти со средствами массовой информации и предложение путей их преодоления. Избранное направление исследования затрагивает множество аспектов общественного развития, без изучения которых невозможно раскрыть наиболее полно весь круг проблем, связанных с деятельностью средств массовой информации в современных условиях. Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие основные выводы:

Средства массовой информации являются самостоятельным социальным институтом, что дает возможность идентифицировать их с политической группой, обладающей особыми ресурсами, структурой, функциями, стратегией и технологиями достижения политических целей. Задачей масс-медиа в политической сфере является создание и внедрение в общественное сознание «ненавязчивых» политических проблем и виртуальных образов политических лидеров. Эта деятельность приводит к тому, что публичная политика становится разновидностью шоу-бизнеса - на первый план выдвигается имидж политического лидера, созданный с помощью масс-медиа, благодаря чему, политик стремиться попасть в медиа-повестку дня.

В процессе исторического развития отношения между властью и СМИ в России носили в основном авторитарный либо патерналистский характер. Сегодняшняя подконтрольность основных федеральных каналов действующей власти свидетельствует о продолжении этой тенденции. Вместе с тем в субъектах РФ в настоящее время наблюдается процесс движения средств массовой информации от авторитарной модели к коммерческой.

Функционирование сложившейся медиа-системы, состоящей из подконтрольного государству федерального уровня, движущегося к рынку регионального уровня и лишенного средств к существованию местного уровня, приводит к параллельной трансляции по массовым каналам сообщений об эффективной работе федеральной власти и регулярных упущениях, произволе со стороны нижестоящих уровней. Такая медиа повестка способствует укреплению позиций федерального центра и ослаблению региональных и местных властей. Последние видят единственным выходом из создавшейся ситуации взятие под контроль СМИ, функционирующие на подведомственной территории.

Анализ экономических основ функционирования отечественных СМИ показывает, что около 90% газетной периодики в России существуют за счет спонсоров и инвесторов. Переход СМИ в частный сектор и журналистская деятельность в рыночных условиях не явились гарантией самостоятельности и независимости масс-медиа. Во многом это связано с тем, что законодательство о СМИ не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов: государственное регулирование общих условий хозяйственной деятельности СМИ, антимонопольное регулирование в медиа-сфере, отношения «владелец - учредитель - редакция »; статус издателя, вещателя и собственника и др. Концепция государственной информационной политики, также указывающая на необходимость совершенствования законодательства, носит декларативный характер.

Решая проблему государственного участия в сфере СМИ, необходимо свести это участие к минимальному и достаточному уровню. Достаточному, во-первых, для информирования населения о деятельности власти. Минимально достаточным уровнем для этого является, по нашему мнению, система из одного федерального государственного телеканала, одной радиостанции, информационного агентства и печатного периодического издания. Во-вторых, достаточность государственного участия в медиа-сфере должна определяться степенью финансовой поддержки, необходимой тем СМИ, которые не могут существовать за счет собственных доходов, при этом являясь социально значимыми источниками информации для населения. В этой связи государству следует ослабить контроль над медиа-сферой федерального уровня, где сложились рыночные отношения, имеются значительные рекламные бюджеты, высок уровень конкуренции. В то же время, необходимо всерьез заняться государственной поддержкой региональной и местной прессы, испытывающей объективные трудности в самостоятельном бизнес-функционировании в виду неразвитости местного медиа-рынка, дефицита потенциальных рекламодателей и низкой платежеспособности населения.

В результате анализа взаимодействия прессы и власти в городе Серпухове Московской области, следует отметить, что специфика этого взаимодействия обусловлена конфликтной ситуацией, сложившейся в региональной власти, а также движением региональной медиа-системы к коммерческой модели функционирования. Доля частных периодических изданий составляет около 80%, однако большинство редакций существуют на средства спонсоров. Сильны позиции скандальной, «желтой» прессы, превратившей публикацию заказных статей в отлаженный бизнес. Предприниматели, идущие во власть, становятся основным источником дохода печатных СМИ, потерявших бюджетное финансирование. Еще одним следствием перехода к нерегулируемым рыночным отношениям в медиа-сфере стало увеличение в регионе количества бесплатно распространяемых рекламных изданий. Не имея отношения к журналистике, но, функционируя в рамках Федерального закона «О средствах массовой информации», данные издания значительно сокращают доходы «серьезной» информационной прессы. Исследование взаимодействия печатных СМИ и региональной власти в Московской области подтверждает гипотезу, согласно которой переход региональной и местной печати к коммерческому функционированию в условиях неразвитости законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность СМИ, и несформированности на местах рекламного рынка приводит к доминированию в регионах стратегии существования прессы за счет спонсорского финансирования. Подобная стратегия налагает обязательства отрабатывать полученные средства, выполняя информационные заказы.

Условием эффективного функционирования печатных СМИ в региональной общественно-политической сфере является государственное регулирование медиа-сферы, включающее в себя следующие направления:

1) выравнивание федерального и регионального уровней СМИ: на каждом из них необходим баланс между государственно- и бизнес-ориентированными медиа;

2) возобновление финансовой поддержки районной прессы, объективно неспособной функционировать в качестве бизнес-субъекта играющей важную социальную роль;

3) совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения полноценного экономического существования СМИ, работающим в качестве коммерческих предприятий;

7. Существует несколько моделей взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях. Это зависит от отношения власти к СМИ: активно или пассивно, открыто предоставляет информацию или ограничивает доступ к ней. Предложено несколько видов стратегий реакции СМИ на отражение возможной опасности. Наиболее эффективная стратегия внешних действий, которая заключается в принятии прямых контрмер по устранению угрозы.

 



Список литературы

 

1. Российская Федерация (2008; Д. А. Медведев). Президент. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации: от 12 ноября 2009 г. ; извлечения / Российская Федерация (2008-; Д. А. Медведев), Президент. - // Налоговое планирование. - 2009, - N4. - С.3

2. Миронов, Сергей Михайлович. Россия на пути к справедливости: избр. ст., выступления, интервью Председателя Совета Федерации, Председателя Полит. Партии «Справедливая Россия» С. М. Миронова (нояб. 2006 - дек. 2007) / С. М. Миронов. - М. : Ключ-С, 2008.

3. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) : справочное издание. М. : Б. и., Б. г.

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

5. Федеральный закон об информации и защите информации: ФЗ от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ // - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

6. Антонов К.А. Возможности этнографического анализа производства телевизионных новостей. Журнал социологии и социальной антропологии. -2008.

7. Антонова Д.В. Гражданское участие и информационное участие (к определению понятий) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10 Журналистика. 2006. №1.

8. Берёзкин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2008. -174с.

9. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: Учеб. пособие./ Н.Н. Богомолова. -М.: Аспект-Пресс, 2010. -191с.

10. Бойков В.Э. Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения / В.Э. Бойков. - //Социология власти.-2009. N 5,6-С.90-102

11. Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн - М.: Акад. Проект, 2007.

12. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. -253с.

13. Вяткин Р. Депутат - СМИ - население: грани взаимодействия // Пресс-служба. 2009. №11. С.64-68.

14. Гайдар Е. Т. Власть и собственность. Смуты и институты. Государство и эволюция / Е. Т. Гайдар. - СПб. : Норма, 2009.

15. Годин, В.В.Управление информационными ресурсами / В.В. Годин, И.К. Корнеев. - М.: «Инфра-М», 2008. - 355с.

16. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры /Отв. ред. Е.С. Петренко. Москва. Институт Фонда «Общественное мнение». 2008.

17. Грачёв А.К. Экономика медиаотрасли на этапе выхода из кризиса. / А.К.Грачёв. Доклад на XVIII Международной АРПП. - 2010. URL: http:/www.mediaatlas.ru/items/?id=15504&cat=analytics&field

18. Грачёв Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях / Г.В. Грачёв. -// Полис. 2007. - №3.Денильханов А.Х. Концепция правового государства. Вестник Московского университета. Серю12, Политические науки. - 2009. -№4. С.101-108.

19. Дзялошинский И.М. СМИ и гражданское общество /И.М. Дзялошинский// Актуальные проблемы Европы. -2008. -№2. С.192-209.

20. Динамика политического мышления в современном дискурсивном пространстве: власть и СМИ / Под ред. О.Н. Дубровской, Т.В. Харламовой. - Саратов: Науч. кн., 2008. -167с.

21. Егоров В.В. На пути к информационному обществу. -М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006. -192с.

22. Желтов О. Российские СМИ сегодня: особенности, проблемы и перспективы / О. Желтов; интервью вел В. Гаврилов // Новая библиотека. - 2008. -№9. -С.32-35.

23. Заец Е. Н. Роль государства и общества. Вестник Московского университета. Сер.18, Социология и политология.-2009.-№4-С.215-217.

24. Зырянов С.Г. Формирование гражданского общества и гражданской культуры в современной России: региональный аспект. Социум и власть. -2009. -№2. -С.4-13.

25. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. - М.: Акад. проект, 2007. -380с.

26. Ковалёва Н.В., Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Мониторинг состояния гражданского общества в России // Личность. Культура. Общество. -2008. -Т.10. -№5-6. -С.224-230.

27. Кравцов В.В. Овладевание политеской грамотностью - настоятельная потребность каждого журналиста // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №30. С.113-117.

28. Крикунова В.В. Общественное мнение ка средство международной политики / В.В.Крикунова // Вестник Моск. Ун-та. Сер.18, Социология и политология. -2009. -№4. -С.218-221.

29. Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации : мифы и реальность / С. Н. Майорова-Щеглова. - // Вестник РГГУ. - 2010. - N 3. - С.224-229.

30. Общественная экспертиза: мониторинг прав человека. Аналитический отчёт ППП. М., «Типография «Наука». 2008. -С.46-87.

31. Орлова И.В. Гражданское общество в России: возможность и действительность / И.В.Орлова // Социальная политика и социология. -2007. -№3. -С.38-49.

32. Перепёлкин Л.С. Понятие «демократия» в общественном сознании и политическом процессе / Л. С. Перепёлкин. - // Управленческое консультирование. - 2009. N 2. - С.53-71.

33. Петрушин И. В. Проблемы и способы стимулирования процессов формирования процессов формирования гражданского общества в России. Социальная политика и социология. - 2009 №2. - С.169-176.

34. Положение об общем отделе комитета по работе с обращениями граждан и связям с общественностью Администрации города Серпухова // Постановление главы города Серпухова от 14 февраля 2001 года. № 13.

35. Прошина М.Г. СМИ как институт гражданского общества в России - Саратов : Изд-во Сарат. Ун-та, 2007.

36. Садчикова А.С. Теоретические основания изучения корреляции между характеристиками информационного пространства и степенью развитости гражданского общества / А.С. Садчикова // Вестник Саратовского государственного технического университета. -2009. -№42. -С.292-296.

37. Семёнов А.В. Переосмысливая гражданское общество: нормативная концепция публичной сферы Ю. Хабермаса / А. В. Семёнов. - // Социум и власть. - 2009. - №4. - С.9-13.

38. Средства массовой информации России. 2007 год. Анализ, тенденции, прогноз. -М.: Инфоцентр, 2008. -С..11.

39. Сухнев В.И. Мировая паутина и мировые пауки / В.И. Сухнев. - // Москва. -2009.

40. Усынин Ю.К. Глобализационный контекст предпосылок становления гражданского общества / Ю.К. Усынин, Л.С.Яковлев // Вестник Поволжской академии государственной службы.-2009.-№3.-С.38-43.

41. Хоконов А.А. Развитие гражданского общества в России (проблемы и противоречия) / А. А. Хоконов. - Власть. - 2009. - N10. - С.32-3.

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.