Организационно-технические аспекты учетной политики организации, структура бухгалтерии и организация документооборота
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете» в ОАО «Стройматериалы» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением. Бухгалтерия обеспечивает правильную постановку и достоверность учёта, контроль за сохранностью собственности, правильное расходование денежных средств и материальных ценностей.

Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. На предприятии ОАО «Стройматериалы» Главный бухгалтер непосредственно подчинен генеральному директору предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Непосредственно главному бухгалтеру подчиняются старший бухгалтер, бухгалтер расчётной части, бухгалтер материальной части и бухгалтер-кассир.

Бухгалтерская отчетность организации за отчетный период (месяц, квартал, год) составляется централизованной бухгалтерской службой. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря 2004 года включительно. Квартальную и годовую отчетность необходимо представлять:

1) Государственной налоговой инспекции по г. Белгороду – в течение 30 дней после окончания отчетного квартала и 90 дней после окончания отчетного года.

2) Статистическому управлению по Белгородской области – в течение 30 дней после окончания отчетного года.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», Положением по велению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению.

Для накопления информации содержащейся в первичных документах применяют журнально-ордерную форму учета.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, а также расчеты (справки) бухгалтерии.

Факты хозяйственной деятельности оформляются с использованием первичных документов согласно альбомам унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России. Операции, для которых отсутствуют утвержденные формы документов, оформляются документами, разработанными организацией в соответствии с требованиями, установленными законодательством по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством.

Организационная структура бухгалтерии определяется главным бухгалтером с учетом особенностей деятельности предприятия. Структура бухгалтерии ОАО «Стройматериалы» представлена на рис. 2.2.

Для учета результатов финансово-хозяйственной деятельности применяют рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный в соответствии с Типовым Планом счетов бухгалтерского учета. В случае необходимости применяют свои рабочие счета необходимые для ведения синтетического и аналитического учета.

Для составления бухгалтерской отчетности используют формы отчетности, предложенные Минфином РФ.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится ежегодно в четвертом квартале.

При проведении инвентаризации руководствуются методическими указаниями по инвентаризации, утвержденными приказом МФ РФ от 13.06.95 г. №45.

Вновь приобретенные в 2002 году предметы, срок эксплуатации которых более года, предназначенные для обслуживания и использования для нужд управления стоимостью до 1000 руб. (телефоны, калькуляторы и другие), а также спецодежда стоимостью до 1000 руб. числятся в учете на счете 10 «Материалы».

Все остальные предметы, предназначенные для производственных процессов, срок эксплуатации которых более 12 месяцев, числятся в учете в составе основных средств на счете 01 «Основные средства».

Предметы и инвентарь со сроком полезного использования не более 12 месяцев в бухгалтерском учете учитывают в составе средств в обороте на субсчете 10/9 до полного износа.

При передаче приспособлений (оснастки) и других устройств в эксплуатацию списание производят в следующем порядке:

- при сроке эксплуатации до 12 месяцев по мере представления документов (актов) структурными подразделениями на списание, т. е. по мере износа;

- при сроке эксплуатации более 12 месяцев учитывают на счете 01 «Основные средства» и включают в затраты производства путем начисления амортизации в течение нормативного срока эксплуатации определенного на базе классификации основных средств утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1.

Состав основных средств и порядок формирования их первоначальной стоимости определяются согласно ПБУ 6/01.

Единицей учета основных средств считается инвентарный объект.

По основным средствам, числящимся в бухгалтерском учете амортизацию начисляют по Единым нормам утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. №1072.

По объектам основных средств, введенных в эксплуатацию на 1 января 2002 г., сумма амортизации определяется как произведение первоначальной стоимости и нормы амортизации, разработанные по 6 классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1 (п.4 ст.259).

По предметам первоначальной стоимостью до 10000 руб. за единицу, числящиеся по 01.01.2002 г. на счете 01 «Основные средства» и имеющие остаточную стоимость, амортизация начисляется до их ликвидации по Единым нормам, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072 с отражением сумм износа на счете 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам стоимостью до 10000 руб. включительно за единицу, приобретенные после 01.01.2002 г., также начисляют амортизацию по Единым нормам, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072.

Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным после01.01.2002 г. производят исходя из его первоначальной стоимости (цена покупки и затраты связанные с приобретением) и оставшегося срока полезного использования.

Если объект основных средств уже полностью отработал свой срок, то оставшийся срок полезного использования предприятия определяет самостоятельно с учетом требований техники безопасности.

Срок полезного использования основных средств определяется налогоплательщиком самостоятельно в пределах установленных законодательством (п.3 ст.258).

Не начисляется амортизация по объектам основных средств в случаях предусмотренных ст. 256 НК РФ.

Амортизацию по всем объектам основных средств начисляют линейным способом.

Начисление амортизации по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, производят с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию.

Состав нематериальных активов и порядок формирования первоначальной стоимости определяют согласно ПБУ 14/2000.

Начисление амортизации по нематериальным активам производится линейным способом исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования (но не более 10 лет) с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Первоначальная стоимость нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение и учитывается на счете 04 «Нематериальные активы».

Расходы на ремонт основных средств в размере фактических затрат относятся на затраты производства того отчетного периода, к которому они относятся, не создавая резерва на ремонт основных средств.

При реализации основных средств, в случае получения убытка, его учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов» и равными долями в течение срока, определяемого как разницу между сроком полезного использования и фактическим сроком его эксплуатации, списывают на счет 91 (операционные расходы).

Проценты учитываются в составе операционных расходов (счет 91) по мере начисления.

При этом дополнительные ТЗР учитываются на отдельном счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и в конце каждого месяца распределяются пропорционально между израсходованными материалами и остатками на складах.

При выбытии материально-производственных запасов списание производится по методу ФИФО.

Списание материалов на производство производится по методу средней себестоимости.

Расходы будущих периодов (подписка на печатные издания, лицензии) учитываются на счете 97 и списываются ежемесячно в течение срока, к которому они относятся.

Создается резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников в размере 20%.

Создается резерв на выплату вознаграждений по итогам хозяйственной деятельности.

Готовую продукцию учитывают на счете 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости.

Товары для розничной торговли отражаются в учете по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка».

Товары для оптовой торговли отражаются в учете по стоимости приобретения.

Расходы на продажу товаров учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до складов, учтенные на счете 44 списываются в уменьшение выручки от продажи в полном объеме.

При реализации товаров стоимость приобретения данных товаров списывается на уменьшение доходов от реализации по методу ФИФО (ст.268 НК).

Списание расходов на продажу готовой продукции производится согласно порядка предусмотренного ст.318, 319 НК.

Косвенные расходы в полном объеме относятся на уменьшение доходов (счет90).

Прямые расходы также уменьшают доходы, за исключением расходов, распределяемых на остатки готовой продукции на складе.

Для учета затрат на производство применяются следующие счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов».

Распределение расходов собранных на счете 23 «Вспомогательное производство» производится пропорционально объему выполненных работ (услуг) и пропорционально основной заработной плате рабочих в те цехах, где объем услуг определить невозможно.

Расходы, собранные на счете 25 «Общепроизводственные расходы» списывают в учете на счет 20 «Основное производство» в полном объеме.

Общехозяйственные расходы (являющиеся общим для всех видов деятельности) учтенные на счете 26 ежемесячно распределяют пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общем объеме выручки:

- расходы, приходящиеся на выручку по готовой продукции, относятся на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» (при оказании услуг на сторону);

- расходы, приходящиеся на выручку по обслуживающим хозяйствам, относятся в Дт счета 29 «Обслуживающее хозяйство»;

- расходы, приходящиеся на выручку по розничной и оптовой торговле, относятся в Дт счета 44 «Расходы на продажу»

Дебиторскую задолженность, по которой срок исковой давности истек (3 года), списывают на результаты хозяйственной деятельности.

Стоимость материалов и электроэнергии, израсходованных на производство экспортной продукции и НДС приходящейся на эти материалы и услуги, определяется согласно калькуляции себестоимости единицы изделия.

Для целей бухгалтерского учета выручку от реализации продукции определяют по методу начислений, т.е. по мере отгрузки продукции (работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных документов структурных подразделений переведенных на уплату ЕНВД.

Для целей налогового учета.

Исчисление налогооблагаемой базы по налогу на прибыль осуществляется на основе данных бухгалтерского учета с учетом необходимых корректировок и путем накопления информации помесячно и за отчетный год.

В целях исчисления налога на прибыль, налога на пользователей автодорог и НДС выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяют по мере ее оплаты и предъявления покупателем расчетных документов.

Для целей исчисления налога на пользователей автодорог покупная цена товаров определяется исходя из стоимости товаров по ценам поставщика и транспортных расходов на доставку товаров, включенных в цену товара.

Представление налоговой декларации по НДС производится ежемесячно.

Для целей налогообложения прибыли прямыми расходами считаются:

- сырье и материалы согласно п.1 и п.4 ст.254 НК РФ (по данным бухгалтерского учета Дт 20 Кт10);

- расходы на оплату труда работников, которые производят продукцию, а также суммы единого социального налога, начисленного на их зарплату (по данным бухгалтерского учета Дт 20 Кт 70,69);

- амортизация основных средств, которые используются в производстве продукции, работ и услуг Дт25 Кт 02.

Не относятся к прямым расходам и учитываются в составе косвенных в полном объеме затраты вспомогательных производств, так как они формируют стоимость услуг производственного характера, которые потребляются другими структурными производственными подразделениями (п.5, п.6 ст.254 НК).

Исчисление и уплата налога на прибыль производится ежемесячно от фактически полученной прибыли.

Деятельность предприятия обеспечивается системой взаимоувязанных документов, составляющих его документационную базу. Состав документационной базы определяется документацией предприятия в зависимости от управленческих функций, порядка разрешения вопросов, объема и характера взаимосвязей между структурными подразделениями.

Движение документов на предприятии с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки образуют документооборот.

Порядок прохождения документов и операции, производимые с ними, в ОАО «Стройматериалы», регламентируются инструкцией по делопроизводству, положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями их работников, а также другими нормативными документами.

В организации существует один канал поступления входящих документов, имеющий продолжение в системах управления документооборотом структурных подразделений, в которых проходит основная часть документооборота.

Вся документация бухгалтерии делится на три документальных потока: входящие (поступающие) документы, исходящие (отправляемые) документы, внутренние документы.

Бухгалтерские документы поступают в общем потоке документов, адресуемых учреждению. Они получаются и обрабатываются секретарем-референтом. При получении документов, после проверки правильности их доставки, конверты вскрываются, и проверяется наличие всех страниц документа и всех приложений. Для факса также проверяется количество полученных страниц, их соответствие указанному количеству на первом листе факса, их читаемость. В случае неполного получения факсимильного сообщения или плохого качества отдельных страниц об этом сообщается отправителю.

Заканчивается первичная обработка документов сортировкой их на регистрируемые и нерегистрируемые и подачей нерегистрируемых документов в отделы. Бухгалтерские документы обычно входят в список документов, не подлежащих централизованной регистрации, и сразу передаются в бухгалтерию. Кроме того, в бухгалтерию поступает достаточно большое количество документов от отделов.

В соответствии с распределением служебных обязанностей поступивший документ передаются тому работнику бухгалтерии, за которым закреплен этот участок работы.

Все первичные документы, поступившие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке, как по форме, так и по содержанию. Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются в журналах-ордерах (накопительных ведомостях).

Порядок записей и формы накопительных учетных документов определены в инструкциях по бухгалтерскому учету.

Подготовка организационно-распорядительных документов ведется в бухгалтерии по общим правилам составления и оформления служебных документов.

Отправка и обработка исходящих документов бухгалтерии производится в общем потоке документов учреждения через секретаря-референта.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.