Понятие кредитоспособности заемщика коммерческого банка играет центральную роль в кредитных отношениях и является характерным для рыночной экономики.
Информация о кредитоспособности имеет важное значение как для кредитора, так и для заемщика. Для первого она означает уменьшение риска потерь из-за вероятности возникновения финансовых затруднений у предприятия, для второго - знание своей платежеспособности и долговременной финансовой устойчивости для принятия тактических и стратегических решений по обеспечению дальнейшего развития предприятия.
Кредитоспособность предприятия формируется в результате его экономической деятельности и показывает, насколько правильным является управление финансовыми ресурсами, насколько рационально сочетание собственных и заемных источников, насколько эффективно используется собственный капитал и какова отдача от производственной деятельности.
Кредитоспособность отражает взаимоотношения предприятия с партнерами, кредиторами, бюджетом, акционерами и др. В конечном счете, она в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве.
Кредитоспособность предприятия трактуется отечественными специалистами либо как способность заемщика получить кредит и возвратить его с процентами в полном объеме в установленный срок, либо как способность своевременно и полностью погасить кредит с причитающимися процентами. В частности, М.И. Баканов, А.Д. Шеремет отмечают: «Кредитоспособность - такое состояние финансового положения предприятия, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить. При оценке кредитоспособности принимаются во внимание кредитная история и репутация заемщика, наличие и состав его имущества, состояние экономической и рыночной конъюнктуры, устойчивость финансового состояния и другие показатели деятельности предприятия» (39, С.152).
Другие авторы считают, что «кредитоспособность - это способность в установленные сроки и полностью рассчитываться с кредитодателями (банками и др.) по полученным краткосрочным и долгосрочным ссудам» (30, С.231). Е.С. Стоянова и др. отмечают, что «высокая кредитоспособность - достойная способность возмещения кредитов с процентами и другими финансовыми издержками» (34, С.254). Определение кредитоспособности заемщика необходимо для оценки кредитного риска, представляющего собой опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору (34, С.256).
«Предоставление ссуд банками, по мнению В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, обусловливает изучение кредитоспособности, то есть изучение факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде; степени риска, который банк готов взять на себя, размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления» (32, С.46). Далее данные авторы уточняют: «Кредитоспособность - это наличие у заемщика предпосылок, возможностей получить кредит и возвратить его в срок» (32, С.47).
О.И. Лаврушин отмечает, что «кредитоспособность клиента коммерческого банка - способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу». Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий основывается «на фактических данных баланса, отчета о прибыли, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве способов оценки кредитоспособности используется система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента» (20, С. 235).
Не вызывает сомнения определение кредитоспособности предприятия как способности полностью и в срок рассчитаться по своим обязательствам с кредиторами. Однако, по нашему мнению, целесообразно трактовать кредитоспособность в более широком смысле, то есть определять ее в то же время как способность предприятия получить кредит.
Большинство отечественных авторов справедливо полагают, что кредитоспособность заемщиков оценивается по системе определенных показателей. Например, М.И. Баканов, А.Д. Шеремет отмечают: «К числу таких показателей относятся: ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость и деловая активность. В зависимости от значения рассматриваемых показателей заемщик может быть отнесен к одному из следующих классов: кредитоспособное предприятие (имеющее высокий уровень ликвидности); предприятие, имеющее достаточную степень надежности; некредитоспособное предприятие (имеющее неликвидный баланс). При проведении анализа кредитоспособности производится анализ ТЭО на получение кредита, а также анализ финансовых потоков заемщика». В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая считают, что «применяемые банками методы оценки кредитоспособности заемщиков различны, но все они содержат определенную систему финансовых коэффициентов, включая такие как: 1) коэффициент абсолютной ликвидности; 2) промежуточный коэффициент покрытия; 3) общий коэффициент покрытия;4) коэффициент независимости и другие показатели (деловой активности, рентабельности, финансовой устойчивости).
Вопросы оптимального набора показателей, отражающих тенденцию финансового состояния предприятия, решаются каждым коммерческим банком самостоятельно. Оценка кредитоспособности может быть сведена к единому показателю - рейтингу заемщика, который определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности любого показателя кредитоспособности и его доли в совокупности показателей».
О. И. Лаврушин: «Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время; эти показатели и их нормативные уровни фиксируются в документе о кредитной политике банка (коэффициенты ликвидности, характеристика денежного потока клиента). Набор дополнительных показателей может пересматриваться в зависимости от сложившейся ситуации (оценка делового риска, менеджмент, длительность просроченной задолженности банку)». И далее: «Класс кредитоспособности по уровню основных показателей может определяться по балльной шкале. Для расчета баллов используется класс показателя, который определяется путем сопоставления фактического значения с нормативом, а также значимость (рейтинг) показателя. Общая оценка кредитоспособности дается в баллах, которые представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности» (20, С. 237).
Мы согласны с точкой зрения тех специалистов (А.Д. Шеремет, О.И. Лаврушин), которые включают в систему показателей кредитоспособности предприятия как количественные (финансовые коэффициенты), так и качественные показатели (кредитная история, менеджмент, положение на рынке и т. д.).
Кредитоспособность, как правило, связывают с ликвидностью и платежеспособностью предприятия. «Ликвидность означает способность предприятия быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных активов. Оценка платежеспособности производится на основе характеристики ликвидности текущих активов, то есть времени, необходимого для превращения их в денежную форму. Платежеспособность является более конкретным понятием, чем ликвидность, и означает способность предприятия рассчитаться по обязательствам, срок погашения которых уже наступил. Ликвидность отражает не только текущее состояние активов, но и перспективу их изменения». Ликвидность определяется значением коэффициентов ликвидности, финансовая устойчивость - коэффициентами независимости и обеспеченности собственными оборотными средствами, деловая активность - оборачиваемостью средств и запасов.
Е.С. Стоянова и др. отмечают, что финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание четырех благоприятных характеристик финансово- хозяйственного положения предприятия:
1. Высокая платежеспособность, т. е. способность исправно расплачиваться по своим обязательствам.
2. Высокая ликвидность баланса, т. е. достаточная степень покрытия заемных пассивов предприятия активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в деньги срокам погашения обязательств.
3. Высокая кредитоспособность.
4. Высокая рентабельность, т. е. значительная прибыльность, обеспечивающая необходимое развитие предприятия, хороший уровень дивидендов и поддержание курса акций (34, С.257).
Другие авторы не устанавливают четких границ между ликвидностью и платежеспособностью. «Платежеспособность - способность предприятия своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных хозяйственных операций, связанных с оборотом денежных средств. Различают текущую (на определенную дату) и перспективную платежеспособность, выражающую отношение ликвидных средств к сумме обязательств». Или: «Платежеспособность - готовность предприятия погасить долги в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов предприятия». «Платежеспособность - это покрытие платежными и другими ликвидными средствами обязательств предприятия». Мы присоединяемся к точке зрения авторов, которые определяют ликвидность предприятия как достаточную степень покрытия обязательств активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в деньги срокам погашения обязательств, а платежеспособность - как способность предприятия рассчитаться по обязательствам, срок погашения которых уже наступил. Кроме того, на наш взгляд, неверно было бы отождествлять понятие кредитоспособности с ликвидностью или платежеспособностью предприятия, поскольку кредитоспособность является комплексной характеристикой предприятия-заемщика, основанной на системе различных факторов.
Большинство зарубежных специалистов определяют кредитоспособность предприятия как способность обслуживать кредит, то есть полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам) перед банком.
В практике западных стран существует множество систем оценки кредитоспособности. Ряд систем основан на финансовых показателях, таких как показатели ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели прибыльности; показатели долгосрочной платежеспособности и репутации фирмы. К примеру, американским ученым Э. Ридом предложена следующая система показателей, которую используют в США. В ней четыре группы коэффициентов, определяющих кредитоспособность предприятия:
- ликвидности;
- оборачиваемости;
- привлечения средств;
- прибыльности.
Данная система позволяет определить ликвидность и оборачиваемость активов, а также оценить общее финансовое состояние фирмы и ее устойчивость. Кроме того, она дает возможность определить границы снижения объема прибыли, в которых все же обеспечивается погашение ряда фиксированных платежей. Ее недостатком, на наш взгляд, является отсутствие показателей долгосрочной платежеспособности.
Более интересной представляется система показателей оценки кредитоспособности, предложенная группой других американских ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон и Д. Колдвел). В нее входят следующие коэффициенты:
- ликвидности;
- прибыльности;
- долгосрочной платежеспособности;
- коэффициенты, основанные на рыночных критериях.
Эта система более полно отражает кредитоспособность предприятия, поскольку в ней присутствуют показатели долгосрочной платежеспособности, с помощью которых определяется надежность своевременного совершения будущих платежей и показатели степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициент покрытия процента). Особый интерес представляют коэффициенты, основанные на рыночных критериях: отношение цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью измеряется отношение текущего биржевого курса акций к доходам в расчете на одну акцию, текущая прибыль их владельцев, изменчивость курса акций предприятия относительно курсов акций других предприятий. Недостатком данной системы можно назвать сложность расчета некоторых коэффициентов, требующих применения специальных статистических методов.
Дополнительную информацию о финансовом положении предприятия дают «нефинансовые методы» оценки кредитоспособности. Рассчитаны они на то, чтобы с помощью приемов маркетинга, анкетирования и других подходов оценить желание и возможность предприятия вернуть кредит и проценты по нему в сроки, установленные договором. Это своего рода оценка личностных параметров заемщика, которые могут повлиять на возврат кредита.
На наш взгляд, рассмотренные выше и применяемые на практике системы оценки кредитоспособности заемщиков имеют следующий недостаток: они трактуют данное понятие только как количественную характеристику субъекта кредитной сделки. Кроме того, применение таких систем основано на анализе данных о деятельности предприятия в прошлом периоде, а значит, не может полно характеризовать его кредитоспособность в будущем.
Однако кредитоспособность не может быть сведена к совокупности статических финансовых коэффициентов. В этом случае нарушается принцип комплексности в оценке взаимоотношений субъектов кредитной сделки. Наиболее корректной является трактовка кредитоспособности как комбинации финансовых и нефинансовых параметров субъекта кредитной сделки.
Мировая банковская практика выделяет ряд систем оценки, которые позволяют реализовать принцип комплексного подхода к оценке кредитоспособности. В зарубежной экономической литературе они называются: «критерии кредитоспособности клиента», «основополагающие принципы кредитования», «правила кредитования заемщиков» (25, С.182). Необходимо подчеркнуть, что речь идет о комплексе взаимосвязанных качественно-количественных показателей, в совокупности определяющих кредитоспособность предприятия.
Комплекс критериальных составляющих кредитоспособности может включать в себя: характер заемщика, способность заимствовать средства, финансовые возможности, обеспечение кредита, условия, в которых совершается сделка, контроль за деятельностью заемщика (25, С.184).
Таким образом, под «кредитоспособностью» следует понимать наличие предпосылок у заемщика для получения кредита и его способность своевременно и в полном объеме рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Исходя из сказанного выше, методика оценки кредитоспособности заемщика должна включать не только односторонний финансовый анализ, но и ряд других блоков, позволяющих всесторонне анализировать предприятия.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 336.