Цель региональной стратегии:
Внести вклад в стабилизацию распространения ВИЧ-инфекции в Центральной Азии на концентрированной стадии эпидемии.
Основные компоненты стратегии:
1. Расширение доступности программ профилактики, ухода и поддержки мобильного населения;
2. Консолидация гражданского общества для усиления потенциала и получения универсального доступа к профилактике, уходу и поддержке;
3. Совершенствование и гармонизация системы сбора, анализа и распространения данных в области ВИЧ-инфекции;
4. Развитие регионального сотрудничества по гармонизации правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке ЛЖВ;
5. Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц
Региональная стратегия по противодействию эпидемии ВИЧ в Центральной Азии: приоритетные направления
Компонент 4.1.: Расширение доступности программ профилактики, лечения, ухода и поддержки мобильного населения
Актуальность
Трудовая миграция в Центральной Азии приобретает все большие масштабы. Основными странами приема трудовых мигрантов из стран ЦАР являются Россия и Казахстан. Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан являются странами исхода, т.е. странами, откуда население ежегодно выезжает в связи с трудовой миграцией.
К указанным данным следует добавить, что кроме внешней миграции в странах ЦАР существует огромная внутренняя миграция людей в поисках лучше оплачиваемой работы: из сел в города, из депрессивных регионов – в регионы с быстро развивающейся экономикой. Основную массу внутренних трудовых мигрантов составляют бедные слои населения с низким профессиональным уровнем и низкой образованностью, которые трудятся на строительных площадках, рынках, ищут случайные заработки на личных хозяйствах богатых клиентов и т.д.
Как внешние, так и внутренние трудовые мигранты зачастую находятся в уязвимом состоянии как в отношении нарушения их прав (отсутствие трудовых договоров, социальной защиты), так и доступа в медицинские и иные сферы обслуживания. Это происходит в связи с тем, что медицинские и социальные услуги по-прежнему предоставляются в местах постоянного проживания (прописки) граждан.
Установлено, что между длительным или частым отсутствием дома и заболеваемостью ВИЧ-инфекцией существует прямая связь.
Задача: Содействие координации профилактических усилий, направленных на изменение моделей поведения мобильных групп населения.
Ожидаемый результат: Повышение информированности мобильных групп населения в пунктах пересечения границы о мерах профилактики ВИЧ- инфекции, ИППП и возможности получения доступа к медицинским услугам в стране пребывания.
Компонент 4.2.: Консолидация гражданского общества на региональном уровне для усиления потенциала и получения универсального доступа к профилактике, уходу и поддержке
Актуальность:
Мировая практика показывает, что на эффективность проведения профилактических программ по ВИЧ влияет уровень вовлеченности гражданского общества (неправительственных организаций, религиозных лидеров, средств массовой информации и др.) к данной проблематике. Поэтому мобилизации и усиление потенциала гражданского общества является одной из приоритетных направлений региональной стратегии по ВИЧ и СПИДу.
Многие НПО в регионе ЦА не обладают на сегодня достаточным потенциалом и нуждаются в институциональной и технической поддержке. Усиление роли и эффективности работы гражданского общества в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции должно происходить путем объединения усилий гражданского общества и выработки принципов внутрисекторального, межсекторального и межгосударственного взаимодействия НПО, представителей государственных и бизнес структур.
Задача: Вовлечение гражданского общества как на этапе планирования, так реализации, мониторинга и оценки программ по ВИЧ;
Ожидаемый результат: Повышение эффективности профилактических программ противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции
Компонент 4.3.: Совершенствование и гармонизация системы сбора, анализа и распространения данных в области ВИЧ-инфекции
Актуальность:
Получение систематической, репрезентативной, достоверной, полной и экономичной по затратам эпидемиологической информации, усовершенствование статистической системы сбора, обработки, анализа и распространения данных по зарегистрированным случаям ВИЧ-инфекции в режиме реального времени являются важными направлениями разработки, планирования, внедрения и выполнения профилактических программ и эффективных мер контроля за их исполнением.
В настоящее время, в Центральной Азии нет отлаженного механизма обмена информацией между партнерами, который охватывал бы все группы заинтересованных лиц, организаций и населения. С целью облегчения подобного обмена информацией и улучшения доступа к этой информации партнерами была создана база данных CARISA, которая обеспечит доступ к информации о накопленном опыте в регионе. Это поможет странам в выборе оптимального направления стратегических действий, что и будет способствовать развитию межрегионального сотрудничества.
В учреждениях здравоохранения равный доступ к медицинским услугам реализуется не в полной мере. Требования регистрации в медицинском учреждении, отсутствие соответствующих документов лишает представителей уязвимых групп возможности получить гарантированные государством медицинские услуги.
Задача: Создание единого регионального источника качественной информации по вопросам ВИЧ и СПИД с целью содействия обмену опытом и обеспечения доступа к информации для национальных СПИД сервисных организаций, министерств здравоохранения, доноров, неправительственных организаций, ЛЖВ и общего населения путем наполнения информацией веб-портала www.carisa.info.
Ожидаемый результат:
Унификация процедур сбора информации, возможность оперативного обмена информацией, высокая информативность данных за счет простого и быстрого компьютерного анализа индивидуальных, а не агрегированных данных в каждой стране.
Компонент 4.4. Развитие регионального сотрудничества по гармонизации правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке ЛЖВ
Актуальность:
В настоящее время мировым сообществом признано, что ВИЧ и СПИД, несмотря на достаточно активные глобальные меры противодействия, продолжает представлять серьезную угрозу с медицинской, социальной, правовой и экономической точек зрения. Серьёзными ресурсом качественного улучшения работы в противодействии распространению ВИЧ-инфекции является разработка и гармонизация нормативно-правовой базы на региональном уровне. Одним из подходов в реализации таких инициатив является деятельность Центральноазиатской межпарламентской рабочей группы по проблеме ВИЧ. Активное участие парламентариев в работе страновых координационных механизмов способствует созданию благоприятной правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке при ВИЧ.
Задача: Гармонизация законодательных актов для эффективного реагирования на меры по противодействию ВИЧ-инфекции на региональном уровне.
Ожидаемый результат:
Реализация согласованных и координированных стратегий по противодействию ВИЧ инфекции с учетом регионального масштаба: миграция, наркотрафик, работорговля;
Компонент 4.5. Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц
Актуальность
В 2002 году сначала в Казахстане, затем в других странах Центральноазиатского региона, при технической поддержке Американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и финансовой поддержке Американского агентства по международному развитию (USAID) началось внедрение Дозорного эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией (ДЭН). С 2008 года в регионе начато внедрение основного направления надзора за случаями ВИЧ и СПИД - система электронного слежения, которая позволит обеспечить полноту и своевременность информации о всех зарегистрированных случаях ВИЧ.
В настоящее время нововведения для совершенствования эпидемиологического надзора являются унифицированными для всех стран региона. Это позволяет достичь значительной экономии времени и средств, а также создать основу для сопоставления и анализа данных в масштабе региона.
Важно обеспечить качество лабораторных данных, поскольку диагностика ВИЧ невозможна без участия лаборатории. Закупка качественных расходных материалов для тестирования, поэтапная гармонизация процедур закупок на в регионе, ориентированных на международные стандарты, являются необходимыми компонентами экономного использования имеющихся ресурсов.
Антиретровирусная терапия (АРТ) является неотъемлемой и важной частью комплексной терапии ВИЧ-инфекции, которая включает также лечение и профилактику оппортунистических инфекций, патогенетическую, симптоматическую, общеукрепляющую терапию и психосоциальную поддержку. Современная комбинированная антиретровирусная терапия не позволяет удалить ВИЧ из организма человека, но она продлевает жизнь людей с ВИЧ, снижая вирусную нагрузку в крови.
В этой связи формирование рациональной лекарственной политики по обеспечению доступности широкого спектра антиретровирусных препаратов на фармацевтическом рынке стран Центральной Азии становится одним из основополагающих элементов в формировании приверженности ВИЧ-инфицированных к лечению.
Задача: Рациональное использование ресурсов для осуществления закупок тест систем для диагностики ВИЧ-инфекции и антиретровирусных препаратов и лекарств для лечения оппортунистических инфекций.
Ожидаемый результат:
Гармонизация подходов к лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции в службе СПИД стран Центральной Азии, а также рационализация закупок на региональном уровне с использованием наиболее перспективных и экономически приемлемых схем лечения.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.