По противодействию эпидемии ВИЧ – инфекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕГИОНАЛЬНАЯ  СТРАТЕГИЯ

По противодействию эпидемии ВИЧ – инфекции

В Центральной Азии на 2009 – 2015гг..

 

(версия 3)

 

Август 2009



СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений... 3

Предисловие... 4

Исполнительное резюме... 5

1. Введение... 6

2. Анализ состояния проблемы.... 7

2.1.            Эпидемиологическая ситуация в странах Центральной Азии.. 7

2.2.            Национальные меры по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в странах Центральной Азии.. 11

2.3.            Обоснование региональных подходов в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции.. 12

3. Цель и основные компоненты стратегии:. 13

4. Региональная стратегия по противодействию эпидемии ВИЧ в Центральной Азии: приоритетные направления... 14

Компонент 4.1.: Расширение доступности программ профилактики, лечения, ухода и поддержки мобильного населения.. 14

Компонент 4.2.: Консолидация гражданского общества на региональном уровне для усиления потенциала и получения универсального доступа к профилактике, уходу и поддержке.. 15

Компонент 4.3.:.... Совершенствование и гармонизация системы сбора, анализа и распространения данных в области ВИЧ-инфекции.. 15

Компонент 4.4. Развитие регионального сотрудничества по гармонизации правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке ЛЖВ... 16

Компонент 4.5. Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц.. 17

5. Механизмы реализации Региональной стратегии... 18

6. Взаимосвязь приоритетных направлений Региональной стратегии и ключевых элементов UNGASS.. 19

Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц... 19

7. Основные базовые документы в рамках подготовки Региональной стратегии по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в странах Центральной Азии... 20

 



Список сокращений

 

ASAP UNAIDS Глобальная Программа по ВИЧ/СПИДу Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД
UNGASS UNICEF Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН Детский Фонд ООН
USAID Агентство США по международному развитию
ВБ Всемирный Банк
ВИЧ ВОЗ Вирус иммунодефицита человека Всемирная организация здравоохранения
ДЭН ЕврАзЭС Дозорный эпидемиологический надзор Евразийское Экономическое Сообщество
ИППП Инфекции, передающиеся половым путем
ЛЖВ Люди, живущие с ВИЧ
МиО МСМ Мониторинг и оценка Мужчина, имеющий секс с мужчиной
НПО Неправительственная организация
ИПН ПМСП Инъекционный потребитель наркотиков Первичная медико-санитарная помощь
ООН Организации объединенных наций
РОЦ Региональный обучающий центр
РС Работники секса
РТРГ РФС Региональная техническая рабочая группа Региональный Фонд СПИД
СПИД Синдром приобретенного иммунного дефицита
ЦА Центральная Азия
ЦАР Центральноазиатский регион
   

 



Предисловие

Региональная стратегия по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции подготовлена с учетом тенденций в эпидемиологической ситуации в странах Центральной Азии, а также основана на извлеченных уроках по координации и гармонизации усилий большого числа партнеров как на национальном, так и на региональном уровне.

Основанием для разработки Региональной стратегии по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в ЦА явилась инициатива участников Третьей Межпарламентской конференции стран ЦА по вопросам ВИЧ и СПИДа, которая прошла 9-10 октября 2008 года в г. Душанбе, Республика Таджикистан.

Участниками Третьего Центральноазиатского форума партнеров, работающих в области противодействия эпидемии ВИЧ были обсуждены и определены основные приоритетные направления Региональной стратегии (21-23 октября 2008г., г.Алматы).

Реализация предлагаемой стратегии подразумевает активное вовлечение и эффективное сотрудничество широкого круга правительственных учреждений, образовательных, научных и академических организаций, общественных и политических объединений, негосударственных, некоммерческих, благотворительных и религиозных организаций, частных предприятий и отдельных граждан, включая лиц, непосредственно живущих и пострадавших от ВИЧ.

По инициативе стран Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) сформирована Региональная рабочая группа (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), членами которой был подготовлен первый проект Региональной стратегии по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в ЦА (Рабочее совещание, г. Бишкек, Кыргызская Республика, 10—12 февраля, 2009г). Российская Федерация и Республика Беларусь не являются участниками региональной стратегии, но оказывают консультативную и методологическую помощь сторонам.

Подготовленный проект документа был направлен национальным и международным партнерам для комментариев. ЕврАзЭс также обратился в Глобальную программу по ВИЧ/СПИД (ASAP) и получил комментарии к проекту Региональной Стратегии ведущих международных экспертов. Более широкое обсуждение документа проходило на Круглом столе, который состоялся 30 марта 2009 года в г.Алматы, Республика Казахстан с участием представителей 4-х стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) и международных партнеров, работающих в регионе.

Важную роль в разработке Региональной стратегии и ее дальнейшей реализации играет политическая поддержка, основанная на приверженности руководителей высокого ранга целям противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции. Международный опыт показывает, что применение регионального подхода является необходимым условием к достижению всеобщего доступа к лечению, уходу и поддержке ЛЖВ.

Параллельно с продвижением Региональной стратегии решаются вопросы по созданию механизма его реализации. Реализация стратегии должна опираться на действенные региональные инструменты, интегрированные в правовую систему стран-участниц. В связи с этим, возможные механизмы реализации Региональной стратегии были рассмотрены на 4-м и 5-м Заседаниях Совета по здравоохранению при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС в 2008 году. В частности обсуждался вопрос институционализации Регионального Фонда СПИД (РФС).

Исполнительное резюме

(будет написано позже)



Введение

       По данным доклада UNAIDS и ВОЗ о Глобальной эпидемии СПИДа, который был опубликован в 2008 году, эпидемия ВИЧ-инфекции в мире стабилизировалась, но на очень высоком уровне. По оценочным данным людей, живущих с ВИЧ в мире около 33 миллионов (от 30 до 36 миллионов). В ряде стран прирост новых случаев ВИЧ замедлился, но на глобальной картине это не отразилось в связи с большим числом новых заражений в других странах. Количество новых заражений в 2007 году оценивается в 2,7 миллионов (от 1,6 до 3,9 миллионов). За счет внедрения АРВ - терапии сократилось число смертей от СПИДа. В 2007 году 2 миллиона человек (от 1,8 до 2,3 миллиона) умерли от СПИДа. Женщины составляют около 50% от всех ЛЖВ в мире (60% из них живут в Африке южнее Сахары). Молодежь в возрасте 15-24 года составляет 24%. Детей до 15 лет – 2 миллиона (почти 90% из них в Африке южнее Сахары).

Восточная Европа и Центральная Азия переживают в настоящий момент самый стремительный рост новых случаев ВИЧ-инфекции в мире. В этом регионе в 2007 году по оценочным данным живут 1,5 миллиона ВИЧ-инфицированных (от 1,1 до 1,9 млн. чел). Имеются свидетельства того, что эпидемия ВИЧ-инфекции в Центральной Азии прочно укоренилась среди потребителей инъекционных наркотиков и их партнеров, а растущее число еще не инфицированных наркоманов подвергается непосредственному риску заражения. Так, по данным дозорного эпидемиологического надзора в 2007 году распространенность ВИЧ-инфекции среди ПИН в Казахстане составила 3,9%, в Кыргызстане – 7,7%, в Таджикистане – 19,4% и в Узбекистане – 13,0%. Высокий уровень инфекций, передаваемых половым путем - еще один потенциальный путь масштабного распространения ВИЧ и СПИДа. А трудовая миграция в Центральной Азии приобретает все более масштабные размеры из-за нарастающей разницы в заработках между странами юга (Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан) и развивающимся севером, преимущественно Российской Федерацией и Казахстаном, которые после 2000 года стали центрами трудовой иммиграции.

Основные направления деятельности на государственном уровне сформулированы в «Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом», принятой в июне 2001 года на Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Эти направления полностью отражают приоритеты стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по профилактике ВИЧ-инфекции и включены в принятую Декларацию на конференции в г.Алматы 18 мая 2001года, которая была организована при содействии Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Детским Фондом ООН (UNICEF) и Агентством США по международному развитию (USAID).

Основываясь на «Триединых принципах» UNAIDS для обеспечения наиболее эффективного и действенного использования ресурсов, быстрого принятия мер и осуществления управления, ориентированного на результат страны региона выработали собственные стратегии по противодействию ВИЧ и СПИДу, направленные на достижение всеобщего доступа к лечению, уходу и поддержке с учетом местных особенностей каждой страны.

       В странах Центральной Азии реализуются национальные (государственные) программы, созданы системы мониторинга и оценки, а также осуществляется межсекторальная координация деятельности, направленная на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.

 

Вместе с тем, в последние годы признано, что для эффективного ответа на эпидемию ВИЧ необходимо объединение и гармонизация усилий на региональном уровне. Кроме проектов на национальном уровне, в странах реализуются проекты, финансируемые международными организациями, которые направлены на укрепление национальных программ, дальнейшее развитие регионального партнерства и гармонизацию приоритетных направлений, определенных странами.

Анализ состояния проблемы

За период 2000-2008 годы

 

 

       Начиная с 2002 года, в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане внедрен и расширяется дозорный эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией.

В настоящее время ДЭН внедрен и проводится в РК на национальном уровне (с 2005 года) за счет государственного финансирования. В КР ДЭН проводится в 5 пилотных областях в РТ - в 6 регионах, в РУ - в 14 регионах при финансовом и техническом содействии Проекта по контролю СПИД в ЦА, Американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC/ЦАР) и Глобального Фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.

В странах ЦАР среди кумулятивно зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции 62,8% приходится на регулярных инъекционных потребителей наркотиков (ИПН), из числа которых 76,6 % составляют мужчины, более 65 % – безработные и не работающие по разным причинам, 38,8 % – лица в возрасте 15-29 лет. ВИЧ-инфекция выявлена у 398 детей, заразившихся от матерей в период беременности, родов и вскармливания грудным молоком.


 


Актуальность

Трудовая миграция в Центральной Азии приобретает все большие масштабы. Основными странами приема трудовых мигрантов из стран ЦАР являются Россия и Казахстан. Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан являются странами исхода, т.е. странами, откуда население ежегодно выезжает в связи с трудовой миграцией.

К указанным данным следует добавить, что кроме внешней миграции в странах ЦАР существует огромная внутренняя миграция людей в поисках лучше оплачиваемой работы: из сел в города, из депрессивных регионов – в регионы с быстро развивающейся экономикой. Основную массу внутренних трудовых мигрантов составляют бедные слои населения с низким профессиональным уровнем и низкой образованностью, которые трудятся на строительных площадках, рынках, ищут случайные заработки на личных хозяйствах богатых клиентов и т.д.

Как внешние, так и внутренние трудовые мигранты зачастую находятся в уязвимом состоянии как в отношении нарушения их прав (отсутствие трудовых договоров, социальной защиты), так и доступа в медицинские и иные сферы обслуживания. Это происходит в связи с тем, что медицинские и социальные услуги по-прежнему предоставляются в местах постоянного проживания (прописки) граждан.

Установлено, что между длительным или частым отсутствием дома и заболеваемостью ВИЧ-инфекцией существует прямая связь.

Задача:     Содействие координации профилактических усилий, направленных на изменение моделей поведения мобильных групп населения.

Ожидаемый результат: Повышение информированности  мобильных групп населения в пунктах пересечения границы о мерах профилактики ВИЧ- инфекции,  ИППП и возможности получения доступа к медицинским услугам в стране пребывания.


Компонент 4.2.: Консолидация гражданского общества на региональном уровне для усиления потенциала и получения универсального доступа к профилактике, уходу и поддержке

Актуальность:

Мировая практика показывает, что на эффективность проведения профилактических программ по ВИЧ влияет уровень вовлеченности гражданского общества (неправительственных организаций, религиозных лидеров, средств массовой информации и др.) к данной проблематике. Поэтому мобилизации и усиление потенциала гражданского общества является одной из приоритетных направлений региональной стратегии по ВИЧ и СПИДу.

Многие НПО в регионе ЦА не обладают на сегодня достаточным потенциалом и нуждаются в институциональной и технической поддержке. Усиление роли и эффективности работы гражданского общества в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции должно происходить путем объединения усилий гражданского общества и выработки принципов внутрисекторального, межсекторального и межгосударственного взаимодействия НПО, представителей государственных и бизнес структур.

Задача:     Вовлечение гражданского общества как на этапе планирования, так реализации,  мониторинга и оценки программ по ВИЧ;

Ожидаемый результат: Повышение эффективности профилактических программ противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции

Компонент 4.3.: Совершенствование и гармонизация системы сбора, анализа и распространения данных в области ВИЧ-инфекции

Актуальность:

Получение систематической, репрезентативной, достоверной, полной и экономичной по затратам эпидемиологической информации, усовершенствование статистической системы сбора, обработки, анализа и распространения данных по зарегистрированным случаям ВИЧ-инфекции в режиме реального времени являются важными направлениями разработки, планирования, внедрения и выполнения профилактических программ и эффективных мер контроля за их исполнением.

В настоящее время, в Центральной Азии нет отлаженного механизма обмена информацией между партнерами, который охватывал бы все группы заинтересованных лиц, организаций и населения. С целью облегчения подобного обмена информацией и улучшения доступа к этой информации партнерами была создана база данных CARISA, которая обеспечит доступ к информации о накопленном опыте в регионе. Это поможет  странам в выборе оптимального направления стратегических действий, что и будет способствовать развитию межрегионального сотрудничества.

В учреждениях здравоохранения равный доступ к медицинским услугам реализуется не в полной мере. Требования регистрации в медицинском учреждении, отсутствие соответствующих документов лишает представителей уязвимых групп возможности получить гарантированные государством медицинские услуги.

 

Задача: Создание единого регионального источника качественной информации по вопросам ВИЧ и СПИД с целью содействия обмену опытом и обеспечения доступа к информации для национальных СПИД сервисных организаций, министерств здравоохранения, доноров, неправительственных организаций, ЛЖВ и общего населения путем наполнения информацией веб-портала www.carisa.info.

Ожидаемый результат:

Унификация процедур сбора информации, возможность оперативного обмена информацией, высокая информативность данных за счет простого и быстрого компьютерного анализа индивидуальных, а не агрегированных данных в каждой стране.

Компонент 4.4. Развитие регионального сотрудничества по гармонизации правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке ЛЖВ

Актуальность:

В настоящее время мировым сообществом признано, что ВИЧ и СПИД, несмотря на достаточно активные глобальные меры противодействия, продолжает представлять серьезную угрозу с медицинской, социальной, правовой и экономической точек зрения. Серьёзными ресурсом качественного улучшения работы в противодействии распространению ВИЧ-инфекции является разработка и гармонизация нормативно-правовой базы на региональном уровне. Одним из подходов в реализации таких инициатив является деятельность Центральноазиатской межпарламентской рабочей группы по проблеме ВИЧ. Активное участие парламентариев в работе страновых координационных механизмов способствует созданию благоприятной правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке при ВИЧ.

 

Задача: Гармонизация законодательных актов для эффективного реагирования на меры по противодействию ВИЧ-инфекции на региональном уровне.

Ожидаемый результат:

Реализация согласованных и координированных стратегий по противодействию ВИЧ инфекции с учетом регионального масштаба: миграция, наркотрафик, работорговля;


Компонент 4.5. Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц



Актуальность

В 2002 году сначала в Казахстане, затем в других странах Центральноазиатского региона, при технической поддержке Американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и финансовой поддержке Американского агентства по международному развитию (USAID) началось внедрение Дозорного эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией (ДЭН). С 2008 года в регионе начато внедрение основного направления надзора за случаями ВИЧ и СПИД - система электронного слежения, которая  позволит обеспечить полноту и своевременность информации о всех зарегистрированных случаях ВИЧ.

В настоящее время нововведения для совершенствования эпидемиологического надзора являются унифицированными для всех стран региона. Это позволяет достичь значительной экономии времени и средств, а также создать основу для сопоставления и анализа данных в масштабе региона.

Важно обеспечить качество лабораторных данных, поскольку диагностика ВИЧ невозможна без участия лаборатории. Закупка качественных расходных материалов для тестирования, поэтапная гармонизация процедур закупок на в регионе, ориентированных на международные стандарты, являются необходимыми компонентами экономного использования имеющихся ресурсов.

Антиретровирусная терапия (АРТ) является неотъемлемой и важной частью комплексной терапии ВИЧ-инфекции, которая включает также лечение и профилактику оппортунистических инфекций, патогенетическую, симптоматическую, общеукрепляющую терапию и психосоциальную поддержку. Современная комбинированная антиретровирусная терапия не позволяет удалить ВИЧ из организма человека, но она продлевает жизнь людей с ВИЧ, снижая вирусную нагрузку в крови.

В этой связи формирование рациональной лекарственной политики по обеспечению доступности широкого спектра антиретровирусных препаратов на фармацевтическом рынке стран Центральной Азии становится одним из основополагающих элементов в формировании приверженности ВИЧ-инфицированных к лечению.

           

Задача: Рациональное использование ресурсов для осуществления закупок тест систем для диагностики ВИЧ-инфекции и антиретровирусных препаратов и лекарств для лечения оппортунистических инфекций.

 

Ожидаемый результат:

 

Гармонизация подходов к лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции в службе СПИД стран Центральной Азии, а также рационализация закупок на региональном уровне с использованием наиболее перспективных и экономически приемлемых схем лечения.



РЕГИОНАЛЬНАЯ  СТРАТЕГИЯ

по противодействию эпидемии ВИЧ – инфекции

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.