РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
По противодействию эпидемии ВИЧ – инфекции
В Центральной Азии на 2009 – 2015гг..
(версия 3)
Август 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений... 3
Предисловие... 4
Исполнительное резюме... 5
1. Введение... 6
2. Анализ состояния проблемы.... 7
2.1. Эпидемиологическая ситуация в странах Центральной Азии.. 7
2.2. Национальные меры по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в странах Центральной Азии.. 11
2.3. Обоснование региональных подходов в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции.. 12
3. Цель и основные компоненты стратегии:. 13
4. Региональная стратегия по противодействию эпидемии ВИЧ в Центральной Азии: приоритетные направления... 14
Компонент 4.1.: Расширение доступности программ профилактики, лечения, ухода и поддержки мобильного населения.. 14
Компонент 4.2.: Консолидация гражданского общества на региональном уровне для усиления потенциала и получения универсального доступа к профилактике, уходу и поддержке.. 15
Компонент 4.3.:.... Совершенствование и гармонизация системы сбора, анализа и распространения данных в области ВИЧ-инфекции.. 15
Компонент 4.4. Развитие регионального сотрудничества по гармонизации правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке ЛЖВ... 16
Компонент 4.5. Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц.. 17
5. Механизмы реализации Региональной стратегии... 18
6. Взаимосвязь приоритетных направлений Региональной стратегии и ключевых элементов UNGASS.. 19
Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц... 19
7. Основные базовые документы в рамках подготовки Региональной стратегии по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в странах Центральной Азии... 20
Список сокращений
ASAP UNAIDS | Глобальная Программа по ВИЧ/СПИДу Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД |
UNGASS UNICEF | Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН Детский Фонд ООН |
USAID | Агентство США по международному развитию |
ВБ | Всемирный Банк |
ВИЧ ВОЗ | Вирус иммунодефицита человека Всемирная организация здравоохранения |
ДЭН ЕврАзЭС | Дозорный эпидемиологический надзор Евразийское Экономическое Сообщество |
ИППП | Инфекции, передающиеся половым путем |
ЛЖВ | Люди, живущие с ВИЧ |
МиО МСМ | Мониторинг и оценка Мужчина, имеющий секс с мужчиной |
НПО | Неправительственная организация |
ИПН ПМСП | Инъекционный потребитель наркотиков Первичная медико-санитарная помощь |
ООН | Организации объединенных наций |
РОЦ | Региональный обучающий центр |
РС | Работники секса |
РТРГ РФС | Региональная техническая рабочая группа Региональный Фонд СПИД |
СПИД | Синдром приобретенного иммунного дефицита |
ЦА | Центральная Азия |
ЦАР | Центральноазиатский регион |
Предисловие
Региональная стратегия по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции подготовлена с учетом тенденций в эпидемиологической ситуации в странах Центральной Азии, а также основана на извлеченных уроках по координации и гармонизации усилий большого числа партнеров как на национальном, так и на региональном уровне.
Основанием для разработки Региональной стратегии по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в ЦА явилась инициатива участников Третьей Межпарламентской конференции стран ЦА по вопросам ВИЧ и СПИДа, которая прошла 9-10 октября 2008 года в г. Душанбе, Республика Таджикистан.
Участниками Третьего Центральноазиатского форума партнеров, работающих в области противодействия эпидемии ВИЧ были обсуждены и определены основные приоритетные направления Региональной стратегии (21-23 октября 2008г., г.Алматы).
Реализация предлагаемой стратегии подразумевает активное вовлечение и эффективное сотрудничество широкого круга правительственных учреждений, образовательных, научных и академических организаций, общественных и политических объединений, негосударственных, некоммерческих, благотворительных и религиозных организаций, частных предприятий и отдельных граждан, включая лиц, непосредственно живущих и пострадавших от ВИЧ.
По инициативе стран Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) сформирована Региональная рабочая группа (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), членами которой был подготовлен первый проект Региональной стратегии по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в ЦА (Рабочее совещание, г. Бишкек, Кыргызская Республика, 10—12 февраля, 2009г). Российская Федерация и Республика Беларусь не являются участниками региональной стратегии, но оказывают консультативную и методологическую помощь сторонам.
Подготовленный проект документа был направлен национальным и международным партнерам для комментариев. ЕврАзЭс также обратился в Глобальную программу по ВИЧ/СПИД (ASAP) и получил комментарии к проекту Региональной Стратегии ведущих международных экспертов. Более широкое обсуждение документа проходило на Круглом столе, который состоялся 30 марта 2009 года в г.Алматы, Республика Казахстан с участием представителей 4-х стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) и международных партнеров, работающих в регионе.
Важную роль в разработке Региональной стратегии и ее дальнейшей реализации играет политическая поддержка, основанная на приверженности руководителей высокого ранга целям противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции. Международный опыт показывает, что применение регионального подхода является необходимым условием к достижению всеобщего доступа к лечению, уходу и поддержке ЛЖВ.
Параллельно с продвижением Региональной стратегии решаются вопросы по созданию механизма его реализации. Реализация стратегии должна опираться на действенные региональные инструменты, интегрированные в правовую систему стран-участниц. В связи с этим, возможные механизмы реализации Региональной стратегии были рассмотрены на 4-м и 5-м Заседаниях Совета по здравоохранению при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС в 2008 году. В частности обсуждался вопрос институционализации Регионального Фонда СПИД (РФС).
Исполнительное резюме
(будет написано позже)
Введение
По данным доклада UNAIDS и ВОЗ о Глобальной эпидемии СПИДа, который был опубликован в 2008 году, эпидемия ВИЧ-инфекции в мире стабилизировалась, но на очень высоком уровне. По оценочным данным людей, живущих с ВИЧ в мире около 33 миллионов (от 30 до 36 миллионов). В ряде стран прирост новых случаев ВИЧ замедлился, но на глобальной картине это не отразилось в связи с большим числом новых заражений в других странах. Количество новых заражений в 2007 году оценивается в 2,7 миллионов (от 1,6 до 3,9 миллионов). За счет внедрения АРВ - терапии сократилось число смертей от СПИДа. В 2007 году 2 миллиона человек (от 1,8 до 2,3 миллиона) умерли от СПИДа. Женщины составляют около 50% от всех ЛЖВ в мире (60% из них живут в Африке южнее Сахары). Молодежь в возрасте 15-24 года составляет 24%. Детей до 15 лет – 2 миллиона (почти 90% из них в Африке южнее Сахары).
Восточная Европа и Центральная Азия переживают в настоящий момент самый стремительный рост новых случаев ВИЧ-инфекции в мире. В этом регионе в 2007 году по оценочным данным живут 1,5 миллиона ВИЧ-инфицированных (от 1,1 до 1,9 млн. чел). Имеются свидетельства того, что эпидемия ВИЧ-инфекции в Центральной Азии прочно укоренилась среди потребителей инъекционных наркотиков и их партнеров, а растущее число еще не инфицированных наркоманов подвергается непосредственному риску заражения. Так, по данным дозорного эпидемиологического надзора в 2007 году распространенность ВИЧ-инфекции среди ПИН в Казахстане составила 3,9%, в Кыргызстане – 7,7%, в Таджикистане – 19,4% и в Узбекистане – 13,0%. Высокий уровень инфекций, передаваемых половым путем - еще один потенциальный путь масштабного распространения ВИЧ и СПИДа. А трудовая миграция в Центральной Азии приобретает все более масштабные размеры из-за нарастающей разницы в заработках между странами юга (Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан) и развивающимся севером, преимущественно Российской Федерацией и Казахстаном, которые после 2000 года стали центрами трудовой иммиграции.
Основные направления деятельности на государственном уровне сформулированы в «Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом», принятой в июне 2001 года на Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Эти направления полностью отражают приоритеты стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по профилактике ВИЧ-инфекции и включены в принятую Декларацию на конференции в г.Алматы 18 мая 2001года, которая была организована при содействии Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Детским Фондом ООН (UNICEF) и Агентством США по международному развитию (USAID).
Основываясь на «Триединых принципах» UNAIDS для обеспечения наиболее эффективного и действенного использования ресурсов, быстрого принятия мер и осуществления управления, ориентированного на результат страны региона выработали собственные стратегии по противодействию ВИЧ и СПИДу, направленные на достижение всеобщего доступа к лечению, уходу и поддержке с учетом местных особенностей каждой страны.
В странах Центральной Азии реализуются национальные (государственные) программы, созданы системы мониторинга и оценки, а также осуществляется межсекторальная координация деятельности, направленная на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
Вместе с тем, в последние годы признано, что для эффективного ответа на эпидемию ВИЧ необходимо объединение и гармонизация усилий на региональном уровне. Кроме проектов на национальном уровне, в странах реализуются проекты, финансируемые международными организациями, которые направлены на укрепление национальных программ, дальнейшее развитие регионального партнерства и гармонизацию приоритетных направлений, определенных странами.
Анализ состояния проблемы
За период 2000-2008 годы
Начиная с 2002 года, в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане внедрен и расширяется дозорный эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией.
В настоящее время ДЭН внедрен и проводится в РК на национальном уровне (с 2005 года) за счет государственного финансирования. В КР ДЭН проводится в 5 пилотных областях в РТ - в 6 регионах, в РУ - в 14 регионах при финансовом и техническом содействии Проекта по контролю СПИД в ЦА, Американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC/ЦАР) и Глобального Фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.
В странах ЦАР среди кумулятивно зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции 62,8% приходится на регулярных инъекционных потребителей наркотиков (ИПН), из числа которых 76,6 % составляют мужчины, более 65 % – безработные и не работающие по разным причинам, 38,8 % – лица в возрасте 15-29 лет. ВИЧ-инфекция выявлена у 398 детей, заразившихся от матерей в период беременности, родов и вскармливания грудным молоком.
Актуальность
Трудовая миграция в Центральной Азии приобретает все большие масштабы. Основными странами приема трудовых мигрантов из стран ЦАР являются Россия и Казахстан. Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан являются странами исхода, т.е. странами, откуда население ежегодно выезжает в связи с трудовой миграцией.
К указанным данным следует добавить, что кроме внешней миграции в странах ЦАР существует огромная внутренняя миграция людей в поисках лучше оплачиваемой работы: из сел в города, из депрессивных регионов – в регионы с быстро развивающейся экономикой. Основную массу внутренних трудовых мигрантов составляют бедные слои населения с низким профессиональным уровнем и низкой образованностью, которые трудятся на строительных площадках, рынках, ищут случайные заработки на личных хозяйствах богатых клиентов и т.д.
Как внешние, так и внутренние трудовые мигранты зачастую находятся в уязвимом состоянии как в отношении нарушения их прав (отсутствие трудовых договоров, социальной защиты), так и доступа в медицинские и иные сферы обслуживания. Это происходит в связи с тем, что медицинские и социальные услуги по-прежнему предоставляются в местах постоянного проживания (прописки) граждан.
Установлено, что между длительным или частым отсутствием дома и заболеваемостью ВИЧ-инфекцией существует прямая связь.
Задача: Содействие координации профилактических усилий, направленных на изменение моделей поведения мобильных групп населения.
Ожидаемый результат: Повышение информированности мобильных групп населения в пунктах пересечения границы о мерах профилактики ВИЧ- инфекции, ИППП и возможности получения доступа к медицинским услугам в стране пребывания.
Компонент 4.2.: Консолидация гражданского общества на региональном уровне для усиления потенциала и получения универсального доступа к профилактике, уходу и поддержке
Актуальность:
Мировая практика показывает, что на эффективность проведения профилактических программ по ВИЧ влияет уровень вовлеченности гражданского общества (неправительственных организаций, религиозных лидеров, средств массовой информации и др.) к данной проблематике. Поэтому мобилизации и усиление потенциала гражданского общества является одной из приоритетных направлений региональной стратегии по ВИЧ и СПИДу.
Многие НПО в регионе ЦА не обладают на сегодня достаточным потенциалом и нуждаются в институциональной и технической поддержке. Усиление роли и эффективности работы гражданского общества в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции должно происходить путем объединения усилий гражданского общества и выработки принципов внутрисекторального, межсекторального и межгосударственного взаимодействия НПО, представителей государственных и бизнес структур.
Задача: Вовлечение гражданского общества как на этапе планирования, так реализации, мониторинга и оценки программ по ВИЧ;
Ожидаемый результат: Повышение эффективности профилактических программ противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции
Компонент 4.3.: Совершенствование и гармонизация системы сбора, анализа и распространения данных в области ВИЧ-инфекции
Актуальность:
Получение систематической, репрезентативной, достоверной, полной и экономичной по затратам эпидемиологической информации, усовершенствование статистической системы сбора, обработки, анализа и распространения данных по зарегистрированным случаям ВИЧ-инфекции в режиме реального времени являются важными направлениями разработки, планирования, внедрения и выполнения профилактических программ и эффективных мер контроля за их исполнением.
В настоящее время, в Центральной Азии нет отлаженного механизма обмена информацией между партнерами, который охватывал бы все группы заинтересованных лиц, организаций и населения. С целью облегчения подобного обмена информацией и улучшения доступа к этой информации партнерами была создана база данных CARISA, которая обеспечит доступ к информации о накопленном опыте в регионе. Это поможет странам в выборе оптимального направления стратегических действий, что и будет способствовать развитию межрегионального сотрудничества.
В учреждениях здравоохранения равный доступ к медицинским услугам реализуется не в полной мере. Требования регистрации в медицинском учреждении, отсутствие соответствующих документов лишает представителей уязвимых групп возможности получить гарантированные государством медицинские услуги.
Задача: Создание единого регионального источника качественной информации по вопросам ВИЧ и СПИД с целью содействия обмену опытом и обеспечения доступа к информации для национальных СПИД сервисных организаций, министерств здравоохранения, доноров, неправительственных организаций, ЛЖВ и общего населения путем наполнения информацией веб-портала www.carisa.info.
Ожидаемый результат:
Унификация процедур сбора информации, возможность оперативного обмена информацией, высокая информативность данных за счет простого и быстрого компьютерного анализа индивидуальных, а не агрегированных данных в каждой стране.
Компонент 4.4. Развитие регионального сотрудничества по гармонизации правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке ЛЖВ
Актуальность:
В настоящее время мировым сообществом признано, что ВИЧ и СПИД, несмотря на достаточно активные глобальные меры противодействия, продолжает представлять серьезную угрозу с медицинской, социальной, правовой и экономической точек зрения. Серьёзными ресурсом качественного улучшения работы в противодействии распространению ВИЧ-инфекции является разработка и гармонизация нормативно-правовой базы на региональном уровне. Одним из подходов в реализации таких инициатив является деятельность Центральноазиатской межпарламентской рабочей группы по проблеме ВИЧ. Активное участие парламентариев в работе страновых координационных механизмов способствует созданию благоприятной правовой среды для расширения доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке при ВИЧ.
Задача: Гармонизация законодательных актов для эффективного реагирования на меры по противодействию ВИЧ-инфекции на региональном уровне.
Ожидаемый результат:
Реализация согласованных и координированных стратегий по противодействию ВИЧ инфекции с учетом регионального масштаба: миграция, наркотрафик, работорговля;
Компонент 4.5. Гармонизация подходов к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных лиц
Актуальность
В 2002 году сначала в Казахстане, затем в других странах Центральноазиатского региона, при технической поддержке Американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и финансовой поддержке Американского агентства по международному развитию (USAID) началось внедрение Дозорного эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией (ДЭН). С 2008 года в регионе начато внедрение основного направления надзора за случаями ВИЧ и СПИД - система электронного слежения, которая позволит обеспечить полноту и своевременность информации о всех зарегистрированных случаях ВИЧ.
В настоящее время нововведения для совершенствования эпидемиологического надзора являются унифицированными для всех стран региона. Это позволяет достичь значительной экономии времени и средств, а также создать основу для сопоставления и анализа данных в масштабе региона.
Важно обеспечить качество лабораторных данных, поскольку диагностика ВИЧ невозможна без участия лаборатории. Закупка качественных расходных материалов для тестирования, поэтапная гармонизация процедур закупок на в регионе, ориентированных на международные стандарты, являются необходимыми компонентами экономного использования имеющихся ресурсов.
Антиретровирусная терапия (АРТ) является неотъемлемой и важной частью комплексной терапии ВИЧ-инфекции, которая включает также лечение и профилактику оппортунистических инфекций, патогенетическую, симптоматическую, общеукрепляющую терапию и психосоциальную поддержку. Современная комбинированная антиретровирусная терапия не позволяет удалить ВИЧ из организма человека, но она продлевает жизнь людей с ВИЧ, снижая вирусную нагрузку в крови.
В этой связи формирование рациональной лекарственной политики по обеспечению доступности широкого спектра антиретровирусных препаратов на фармацевтическом рынке стран Центральной Азии становится одним из основополагающих элементов в формировании приверженности ВИЧ-инфицированных к лечению.
Задача: Рациональное использование ресурсов для осуществления закупок тест систем для диагностики ВИЧ-инфекции и антиретровирусных препаратов и лекарств для лечения оппортунистических инфекций.
Ожидаемый результат:
Гармонизация подходов к лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции в службе СПИД стран Центральной Азии, а также рационализация закупок на региональном уровне с использованием наиболее перспективных и экономически приемлемых схем лечения.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
по противодействию эпидемии ВИЧ – инфекции
Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.