Страны Центральной Азии связывают тесные культурные, социальные и торговые связи. Новейшая история государств Центральной Азии также характеризуется общей тенденцией к сотрудничеству в различных сферах. Правительства стран Центральной Азии заявили о своей приверженности по совместной работе в области противодействия ВИЧ в регионе. Приоритеты стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по профилактике ВИЧ-инфекции отражены в Декларации, принятой на конференции в г.Алматы 18 мая 2001года.
Несмотря на реализацию Национальных программ противодействия эпидемии ВИЧ, ежегодное повышение объемов финансирования со стороны государственных и местных бюджетов в странах и увеличение финансирования со стороны международных партнеров, стабилизации эпидемиологической ситуации в регионе не наблюдается.
В настоящее время в Центральной Азии работают несколько региональных проектов, финансируемых международными организациями (Capacity/USAID, AFEW, CAAP/WB&DFID, CARHAP/DFID). Они направлены на ответные меры против эпидемии ВИЧ среди уязвимого населения, улучшение услуг по ВИЧ и СПИДу, усиление руководства национальными программами, объединение усилий партнеров (Форум партнеров, региональные технические рабочие группы); совершенствование и гармонизацию законодательной базы, вовлечение религиозных лидеров, расширение и совершенствование дозорного эпиднадзора и системы электронного слежения за случаями ВИЧ и СПИД; укрепление национальных систем мониторинга и оценки и потенциала специалистов в странах.
Страны Центральной Азии граничат с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Ираном и расположены на пути наркотрафика из Афганистана в Европу. Ключевыми факторами, способствующими распространению ВИЧ-инфекции являются наркотрафик; секс–услуги; трудовая миграция, связанная с низким социально-экономическим уровнем населения; стигма и дискриминация, несовершенство законодательства, недостаточный уровень информированности населения о ВИЧ и СПИДе.
В последние годы вопросы миграции населения приобретают все большую актуальность. Трудовая миграция наиболее развита в Таджикистане, число граждан Узбекистана и Кыргызстана, выезжающего для работы за пределы страны, также увеличивается. В связи с этим, Россия и Казахстан, куда направляются люди из этих стран также вовлекаются в проблемы, связанные с трудовой миграцией
Данные исследований Международной организации по миграции (МОМ) свидетельствуют, что миграция и мобильность населения повышают уязвимость к ВИЧ-инфекции как самих лиц, ведущих мобильный образ жизни, так и партнеров этих лиц, остающихся дома. Учитывая большую численность трудовых мигрантов и мобильных людей, эта уязвимость имеет далеко идущие негативные последствия.
Данная проблема наиболее успешно может быть решена при развитии межгосударственного сотрудничества в этой области. Применение регионального подхода будет иметь дополнительную ценность и поможет странам разрабатывать и осуществлять политику и обмениваться информацией и другими ресурсами.
В настоящее время в Казахстане на национальном уровне и в пилотных регионах Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана внедряется Дозорный эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией (ДЭН), в ходе которого собираются данные для оценки состояния эпидемии ВИЧ, а также анализа факторов риска с целью разработки, внедрения и оценки профилактических программ. Однако, все страны региона нуждаются в дальнейшем совершенствовании эпидемиологического надзора и унификации подходов к диагностике, а также эффективному лечению ВИЧ-инфекции, включая антиретровирусную терапию. Это позволяет достичь значительной экономии времени и средств, а также создать основу для сопоставления и анализа данных в масштабе региона.
Таким образом, в регионе накопился достаточный опыт межгосударственного сотрудничества, способствующий исключительной роли в процессе обмена информации и принятии совместных решений в предотвращении распространения эпидемии ВИЧ в странах Центральной Азии. В целом, партнерским организациям, работающим в этой области, удалось построить конструктивный диалог в вопросах взаимодействия и координации предпринимаемых усилий, обсудить дальнейшие планы и определить основные ключевые аспекты, требующие особого внимания.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.