ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационно-распорядительные методы включают в себя построе­ние и совершенствование структур управления, установление круга полно­мочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, из­дание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О валютном регулировании и ва­лютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» и др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)» «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на террито­рии Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналич­ных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валю­ты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке». Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле».

Законодательные акты характеризуют цели и направления деятельности органов, осуществляющих регулирование денежного обращения. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валют­ном контроле» целью валютного контроля и валютного регулирования явля­ется обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществле­нии валютных операций.

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствую­щие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министер­ство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к во­просам денежного обращения. Так, порядок проведения валютных операций в Российской Федерации утверждается приказом Центрального банка России.

Указом Президента страны регламентируется обязательная продажа части валютной выручки и взимания экспортных пошлин.

К институтам управляемой системы относятся прежде всего кредитные организации, деятельность которых регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Основные административные обязанности в области денежного обращения возложены на Центральный банк России. В частности, в соответствии со ст. 41 Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» «надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами».

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:

а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инст­рукций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);

б) с разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;

в) с подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную сис­тему, и др.

Так, в соответствии с ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на денежные средства и иные цен­ности юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не ина­че как судом или арбитражным судом, судьей, а также по постановлению ор­ганов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.

Судебно-надзорная ветвь власти действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, норматив­ных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных пра­вовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления1.

При разрешении спорных отношений учитываются обычаи делового оборота. В случае возникновения спорных отношений и отсутствия норм права применяются нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм - исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.