ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РМ – первая из республик бывшего СССР, введшая национальную валюту и обеспечившая её стабильность.

В июле 1991 года в РМ был принят закон „О приватизации”. На его основе был разработан и выполнен ряд Программ приватизации.

Особенностью приватизации в РМ являлось то, что примерно треть государственного имущества была распределена населению с использованием ценных бумаг – бонов народного достояния.

В процессе массовой боновой приватизации до конца 1996 года было передано в частную собственность полностью или частично 2235 предприятий и свыше 200 тыс. квартир.

Массовая приватизация была проведена в сравнительно короткий срок благодаря технической помощи, предоставленной Агентством США по международному развитию USAID (United States Agency for International Development) на основании соглашения, заключённого между США и РМ 23 марта 1994 года.

Приватизацией охвачены предприятия всех отраслей экономики. Практически полностью приватизированы заводы сахарной, консервной промышленности, предприятия по заготовке и сбыту продукции, значительная часть винодельческой промышленности.

В РМ поощрялся процесс создания приватизационных инвестиционных фондов, трастовых компаний, независимых регистраторов, брокерских компаний. Создана и функционирует Национальная комиссия по ценным бумагам. В июне 1995 года начала торги Фондовая биржа, которая является частной коммерческой организацией.

К 1997 году национальный портфель РМ, рассчитанный как номинальная капитализация рынка, составляет около 5 млрд. лей. Из них 0,92 части принадлежит ценным бумагам акционерных обществ, которые были созданы в основном в процессе приватизации, 0,08 части представлено ценными бумагами, выпущенными государством и банками.

В РМ, если не учитывать политической нестабильности, сложился неплохой инвестиционный климат. По оценкам некоторых экспертов Закон „Об иностранных инвестициях” – самый либеральный из стран бывшего СССР.

Валютный режим в РМ отвечает западным стандартам.

В рамках создания правовой базы развития предпринимательства в РМ разработаны и приняты Парламентом законы: „О лизинге”, „О концессиях”, „О залоге”, „О поддержке и защите малого бизнеса”, „О банкротстве”, „О предпринимательстве и предприятиях”, „ Об иностранных инвестициях”, „Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции”, „О товарных биржах”, „О совершенствовании правовой основы предпринимательской деятельности”.

Инвестиционная деятельность.

Положение в инвестиционном комплексе характеризуется сокращением объёмов инвестиций, выделенных из госбюджета, и увеличением общественных и частных, объём которых в 1996 году составил 0,79 общего объёма.

К концу 1996 года в РМ было зарегистрировано 915 предприятий с иностранным капиталом. Из них 325 предприятий с только иностранным капиталом.

Объём инвестиций с момента создания предприятий с иностранным капиталом достиг 193,9 млн. долл., из них вклады иностранных инвесторов составляют около 0,6 части.

Более 500 совместных предприятий создано на двусторонней основе, в том числе с партнёрами из Румынии 92 предприятия, Германии – 44, Сирии – 35, Болгарии – 32, с партнёрами из других стран.

На многосторонней основе создано около 100 предприятий. Доля экономических агентов в таких предприятиях составляет:

1. Из Румынии – 0,44 части.

2. Из России – 0,35 части.

3. Из Украины – 0,28 части.

4. Около 0,1 части – из США, Италии, Франции, Болгарии, Австрии.

Распределение предприятий с иностранным капиталом по секторам экономики:

1. Обрабатывающая промышленность – 0,25 части.

2. Предприятия розничной торговли и ремонта транспортных средств – 0,3 части.

3. Финансовая деятельность – 0,136 части.

4. Операции с недвижимостью – 0,093 части.

5. Гостиницы и рестораны – 0,087 части.

6. Транспорт, заготовки, связь – 0,023 части.

К концу 1996 года общий объём иностранных инвестиций составил 105,8 млн. долл.

При участии иностранных инвесторов были реализованы следующие основные проекты:

1. Введён в эксплуатацию завод по производству цельносварных труб для водопровода и газификации в Фалештах при участии Румынии.

2. Заложен завод по сортировке и калибровке семян сахарной свеклы в Бельцах при участии Германии.

3. Исполнен проект реконструкции международного аэропорта в Кишинёве, профинансированный ЕБРР в размере около 30 млн. долл.

Действует Молдавско-американская инвестиционная программа в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении, целью которой является обеспечение аграрного сектора сельскохозяйственной техникой.

Аграрный сектор.

На 1 января 1997 года численность крестьянских хозяйств составила 41,2 тыс. Удельный вес производимой ими сельскохозяйственной продукции в общем объёме производства сельскохозяйственной продукции составил лишь 0,023 части.

Внешняя торговля.

Для создания более благоприятных условий во взаимной торговле РМ заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с Россией, Беларусью, Украиной, Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, которые ратифицированы Парламентом.

В 1996 году структура платежей и расчётов по экспортно-импортным операциям имела следующий вид (см. приложение, табл.4.1).

Как видно, доля расчётов в национальной валюте очень низка. Высока доля бартера и СКВ.

Розничный товарооборот и его структура.

Вследствие низкого уровня доходов населения в структуре розничного товарооборота растёт удельный вес продовольственных товаров. Так, в 1991 году отношение непродовольственных товаров к продовольственным составило 1,5, а в 1996 – 0,67.

Произошли кардинальные изменения в распределении розничного товарооборота по формам собственности. Если в 1991 году около 0,6 розничного товарооборота приходилось на долю государственной торговли, то в 1996 году в государственном секторе формировалось лишь 0,215 розничного товарооборота.

Становление биржевой торговли, развитие системы коммерческих банков, формирование рынка ценных бумаг.

В РМ с 1991 года создана законодательная основа деятельности двухуровневой банковской системы.

Первый уровень представляет Национальный банк Молдовы (НБМ), выполняющий классические функции эмиссионного центрального банка страны, осуществляющий регулирование и надзор за банковской деятельностью и определяющий денежно-кредитную и валютную политику государства. НБМ является независимым от Правительства органом, самостоятельным юридическим лицом, подчинённым непосредственно законодательному органу республики – Парламенту.

НБМ осуществляет консолидированный надзор за каждым коммерческим банком, исходя из стандартов, установленных Базельским комитетом. В настоящее время он рефинансирует коммерческие банки через систему кредитных аукционов.

НБМ постоянно участвует в торгах на Валютной бирже с целью поддержания стабильного курса национальной валюты путём купли-продажи иностранной валюты.

Второй уровень банковской системы РМ на 1 января 1996 года представляли 27 коммерческих банков (КБ), из которых к настоящему времени осталось 16. За период с 1994 по 1996 годы совокупный нормативный капитал коммерческих банков (без Приднестровья) увеличился почти в 10 раз и составил 251,7 млн. лей. С 1993 года по январь 1996 года величина кредитных ресурсов в национальную экономику возросла в 3,2 раза.

В конце 1994 года НБМ унифицировал резервные требования, с конца 1995 года начал компенсировать резервы, а с начала 1996 года перешёл на использование усреднённого обязательного резерва. Эти меры позволили снизить расходы на содержание резервов для банков и улучшить их применение для денежно-кредитного контроля. С целью дальнейшего сокращения давления на банки с 1 января 1997 года запас наличных денег в банковских хранилищах можно использовать в качестве резервного актива. Резервы для покрытия обязательств по валютным депозитам теперь находятся в НБМ. КБ запрещено пользоваться авуарами на корреспондентских счетах, которые они имеют за границей, для обеспечения обязательных резервов.

С целью обеспечения совершенствования нормативов, касающихся требований к капталу, с 1 января 1997 года отношение суммы капиталовложений к стоимости активов с учётом оценки риска поднято с 0,04 до 0,6. Было объявлено о его дальнейшем повышении до 0,08 к 1января 1998 года, до 0,1 – к 1 января 1999 года, до 0,12 – к 1 января 2000 года. 28 ноября 1996 года было повышено требование к минимальному капиталу вновь образуемых банков с 4 до 8 млн. лей.

С 1 января 1997 года в РМ введены международные стандарты бухгалтерского учёта, новый план счетов для КБ и новые формы отчётности для денежно-кредитной статистики.

В РМ наряду с банковской системой уделяется большое внимание созданию и функционированию других форм и видов рыночной инфраструктуры – бирж, аудиторских фирм, информационных и консультационных бизнес-центров, страховых компаний.

В РМ к 1996 году было зарегистрировано около 90 страховых организаций, имеющих лицензии Госстрахнадзора по оказанию услуг по имущественному, личному, страхованию гражданской ответственности.

В конце 1994 года создана Национальная ассоциация страховщиков.

Была подана заявка на вступление страховых организаций РМ в члены Лондонской Конвенции по автогражданской ответственности „Зелёная карта”.

В РМ действовало 8 товарных бирж, около 300 обменных касс, Межбанковская валютная биржа, 39 инвестиционных фондов, 10 трастовых компаний, 14 депозитарных инвестиционных фондов, 7 депозитарных трастовых компаний. 19 аудиторских фирм, получивших лицензии на право аудиторской деятельности. Действует Национальная комиссия по рынку ценных бумаг. Фондовый рынок – один из самых быстропрогрессирующих компонентов рыночной инфраструктуры РМ того периода.

Рынок ценных государственных бумаг представлен государственными сертификатами, облигациями, казначейскими обязательствами и облигациями Государственного выигрышного займа и внутреннего пятипроцентного займа.

В структуре государственных ценных бумаг преобладают краткосрочные ценные бумаги, на долю которых приходится 0,947 части. Данный сегмент рынка ценных бумаг в тот период является одним из наиболее привлекательных объектов инвестирования как для юридических, так и для физических лиц и служил источником финансирования государственного бюджета.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.