ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО . РАЗВИТИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 2000 году на базе ТС его членами было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Молдова и Украина в ЕврАзЭС обладают статусом наблюдателя.

ЕврАзЭС создано в соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Эта организация специализируется на решении исключительно экономических вопросов и повторяет путь таких интеграционных объединений как ЕС и НАФТА, которые начинают своё формирование со свободной торговли между странами-участницами.

Основные задачи ЕврАзЭС на современном этапе:

1. Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования.

2. Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки.

3. Введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля.

4. Разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития.

5. Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.

6. Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.

7. Формирование общего энергетического рынка.

8. Создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций.

9. Предоставление гражданам государств ЕврАзЭС равных прав на получение образования и медицинской помощи на территории ЕврАзЭС.

10. Сближение и гармонизация национальных законодательств.

11. Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках ЕврАзЭС.

Основные приоритеты в деятельности ЕврАзЭС касаются следующих сфер экономики:

1. Транспорт.

2. Энергетика.

3. Трудовая миграция.

4. Агропромышленный комплекс.

Транспорт. Решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций.

Энергетика. Совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования; выход на единый энергетический баланс ЕврАзЭС.

Трудовая миграция. Социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля над миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.

Агропромышленный комплекс. Согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран ЕврАзЭС, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию, сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере (страховых, банковских, лизинговых, биржевых и других).

Весной 2002 года по инициативе секретариата ЕврАзЭС была создана Ассоциация „Деловой совет ЕврАзЭС” (АДСЕ). Учредителями АДСЕ стали Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и ассоциация финансово-промышленных групп РФ.

В настоящее время АДСЕ насчитывает уже несколько десятков членов, реально заинтересованных в восстановлении хозяйственных связей и развитии сотрудничества на евразийском экономическом пространстве.

Основным механизмом реализации стоящих перед АДСЕ задач станут профессиональные гильдии и их общественные советы, которые организационно объединяют родственные предприятия, находящиеся на территории ЕврАзЭС.

Цели АДСЕ полностью соответствуют принятым в рамках ЕврАзЭС политическим решениям, направленным ан формирование единого экономического пространства и создание благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества предприятий различных отраслей, на восстановление хозяйственных связей родственных предприятий-партнёров, на реальную интеграцию производителей и потребителей продукции, производимой на территории евразийского пространства.

Для достижения сформулированных целей перед АДСЕ поставлены задачи для разрешения проблем в таких сферах, как:

1. Взаимодействие кредитных организаций.

2. Приграничная кооперация производителей.

3. Проблемы технического перевооружения добывающих отраслей.

4. Совершенствование процедур передвижения через границы граждан (в том числе вынужденных переселенцев) и товаров.

Совет гильдий, образованный при департаменте по работе с гильдиями и членами АДСЕ, объединяет следующие гильдии:

1. Транспортная и экспедиционная гильдия.

2. Банковская и страховая гильдия.

3. Гильдия информационных технологий.

4. Строительная гильдия.

5. Нефтехимическая гильдия.

Подтверждением взаимной заинтересованности деловых кругов Сообщества в сотрудничестве являются итоги проведённых в Астане круглых столов под эгидой АДСЕ, в которых приняли участие около сотни бизнесменов из стран пятёрки. На заседаниях обсуждались пути реализации конкретных проектов, в том числе имеющих межгосударственный характер.

Так в сфере высоких информационных технологий проведены переговоры между компанией „Микротест” и ЗАО „Казахстан Темир Жолы” с участием Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана. Опыт подобного сотрудничества может стать основой программы создания единой информационной системы управления и контроля железнодорожных перевозок и учёта подвижного состава на территории стран ЕврАзЭС.

По инициативе ПО „БелАЗ” планируется разработка межгосударственной программы развития технологий открытой добычи и производства эффективного оборудования для горнодобывающих предприятий.

На заседаниях круглых столов обсуждался проект соглашения между правительствами государств-членов ЕврАзЭС о производственной и научно-технической кооперации и интеграции предприятий оборонных отраслей промышленности.

Проект соглашения подготовлен межгосударственной финансово-промышленной группой «Оборонительные системы» и представлен на рассмотрение руководящих органов ЕврАзЭС. Решение вопросов взаимодействия в указанной сфере могло бы способствовать образование многосторонней комиссии по военно-техническому сотрудничеству при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.

Значительный интерес предпринимателей Сообщества вызвала организованная секретариатом ЕврАзЭС и АДСЕ поездка по приграничным территориям Казахстана и РФ. В ходе поездки на местах были проанализированы проблемы, препятствующие налаживанию устойчивых деловых контактов и эффективному сотрудничеству предпринимателей по обе стороны границы.

В декабре 2002 года АДСЕ была организована поездка делегации бизнесменов в республику Таджикистан, в ходе которой состоялись встречи и переговоры с представителями министерств и ведомств республики, а также представителей бизнеса. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области автомобилестроения, фармацевтики, управления воздушным движением.

АДСЕ разрабатываются предложения по программе «Зелёный коридор», которая, с одной стороны, обеспечит упрощённую процедуру таможенного оформления, контроля и транзита товаров из стран ЕврАзЭС, а с другой – поможет таможенным службам усилить контроль и избежать потерь для государственного бюджета от «недоставки» грузов в места таможенного оформления.

Планы АДСЕ на современном этапе:

1. Создание региональных отделений в субъектах РФ.

2. Организация представительств в государствах-членах ЕврАзЭС.

3. Организация консультативно-организационного центра.

4. Специализированные бизнес-туры членов ассоциации.

5. Обеспечение комплексного информационного обслуживания.

6. Представление членов АДСЕ в ходе проведения тендеров.

7. Продвижение новых проектов и инновационных программ.

8. Развитие взаимосвязей в сфере образования и культуры.

9. Презентационно-выставочная деятельность.

Представителям бизнеса будет оказываться организационная поддержка в реализации принятых и разрабатываемых в рамках Сообщества решений по совершенствованию правового механизма и таможенного режима, налоговых и денежно-кредитных инициатив и законопроектов.

Предпринимателям будут обеспечиваться условия для поиска партнёров по сбыту продукции и производственной кооперации, а также для организации финансирования совместных программ, лизинговых, концессионных и других проектов. Кроме того, АДСЕ намерена активно участвовать в разработке и экспертизе государственных программ и мероприятий по совершенствованию механизма регулирования экономики и гармонизации законодательств государств-участников Сообщества с тем, чтобы в них были учтены мнения и реальные проблемы конкретных производителей – членов ассоциации.

Социально-экономическое положение государств-членов ЕврАзЭС в 2002 году. В 2002 году наблюдался рост основных макроэкономических показателей (показатели пронумерованы):

1. Население (млн. чел.).

2. ВВП (долл./душа*год).

3. Валовой объём промышленного производства (относительно 1994 года).

4. Валовой объём сельскохозяйственного производства (относительно 1994 года).

5. Доля занятого населения из экономически активного населения.

6. Темп роста инфляции (год-1).

7. Доля государственных расходов в ВВП.

8. Доля государственного долга в ВВП.

9. Доля экспорта в ВВП.

10. Доля импорта в ВВП.

11. Доля внешнего долга в ВВП.

12. Доля прямых иностранных инвестиций в ВВП (нетто).

Динамику макроэкономических показателей с 1995 по 2003 годы демонстрируют таблицы 3.22-3.26 (см. приложение).

За период с 1995 по 2002 годы во всех странах ЕврАзЭС наблюдается рост среднедушевого ВВП – основного макроэкономического показателя. Средневзвешенный (в качестве весов взята численность населения) ВВП в целом по Сообществу с 1995 по 2002 годы вырос с 1981,2 до 2110,2 долл./душа*год, что говорит об экономическом росте в странах ЕврАзЭС, а следовательно, и о благоприятном ходе интеграционных процессов после этапа дезинтеграции, последовавшего за распадом СССР. Наименьший рост среднедушевого ВВП за рассматриваемый период наблюдался в Кыргызстане – 1,009 раза, наибольший – в Казахстане – 1,632 раза.

Объём промышленного производства по сравнению с 1994 годом к 2002 году возрос во всех странах, кроме Таджикистана. В целом по Сообществу объём промышленного производства вырос в 1,179 раза.

Объём сельскохозяйственного производства от уровня 1994 года в 2002 году составил 0,914. Снижение объёмов сельскохозяйственного производства происходит на фоне увеличения среднедушевого ВВП – в 1,065 раза, - а также при опережающем рост ВВП росте объёмов промышленного производства – в 1,179 раза. Это свидетельствует об увеличении качественного уровня организации предметов обмена внутри и за пределами объединения, что, в свою очередь, свидетельствует о благоприятном ходе интеграционных процессов, начиная со второй половины 90-х годов в ЕврАзЭС, а значит об экономическом росте в Сообществе в целом.

Позитивное развитие подтверждается также ростом объёмов перевозок грузов всеми видами транспорта, кроме трубопроводного. В целом по странам ЕврАзЭС в 2002 году по сравнению с 2001 годом объёмы перевозок выросли в 1,03 раза.

Подтверждением благоприятного протекания интеграционных процессов в Сообществе является также рост объёмов инвестиций в основной капитал предприятий, прежде всего за счёт самих предприятий. Объёмы инвестиций по странам ЕврАзЭС в среднем в 2002 году по сравнению с 2001 годом возросли в 1,04 раза.

Однако структура инвестиций имеет в основном сырьевую направленность. Рост инвестиций идёт преимущественно за счёт топливно-энергетического комплекса и металлургии.

Инфляция. За период с конца 1994 по конец 2003 года индекс инфляции составил в Беларуси 397, Казахстане – 3,63, Кыргызстане – 4,08, России – 14,1, Таджикистане – 260. Это говорит о том, что рост среднего уровня цен в странах ЕврАзЭС происходил крайне неравномерно, что в свою очередь является свидетельством наличия дезинтеграционных тенденций в данной сфере. В среднем по Сообществу за рассматриваемый период индекс инфляции составил 42,5 или 1,52 год-1.

В 2002 году во всех странах, кроме Казахстана, наблюдался рост товарооборота со странами Сообщества. На увеличение товарооборота Беларуси со странами ЕврАзЭС оказал влияние рост контрактных цен на нефть и газовый конденсат, поставляемые РФ, а также льготы, предоставляемые российской стороной Беларуси в соответствии с соглашением «О создании равных условий субъектам хозяйствования в области ценовой политики», и переход с 1 июля 2002 года на единые с РФ железнодорожные тарифы.

В социальной сфере государств-членов ЕврАзЭС в 2002 году сохранилась тенденция роста среднемесячной заработной платы и пенсии. Самая высокая заработная плата – 141,1 долл./мес. (на конец 2002 года) – выплачивалась в РФ, самая высокая пенсия – 46,7 долл./мес. – установлена в Беларуси.

Выбор стратегии социально-экономического развития ЕврАзЭС.

Данные о социально-экономическом положении государств-членов ЕврАзЭС свидетельствуют о скромных экономических успехах, о чисто механическом объединении стран пятёрки, нежели о продуманной стратегии по выходу на траекторию устойчивого экономического роста. В связи с этим важно определить социально-экономическую стратегию, которая сможет обеспечить рост на долговременной основе.

Современная экономика состоит из трёх основных секторов:

1. Первичный сектор. Добывающая промышленность.

2. Вторичный сектор. Обрабатывающая промышленность.

3. Третичный сектор. Сфера услуг.

Доля стран ЕврАзЭС в мировом экспорте машин, оборудования, информационных систем и информационных технологий к началу 21 века составила менее 0,004. Экспорт этой группы товаров составил менее 0,1 общего экспорта, импорт – 0,3 общего импорта стран ЕврАзЭС. Во взаимной торговле стран Сообщества доля товаров этой группы имеет тенденцию к сокращению и вытесняется товарами дальнего зарубежья.

В связи с этим представляется очевидным выбор стратегии ЕврАзЭС в долгосрочной перспективе. Утраченные позиции пятого поколения технологического уклада вернуть не представляется возможным – здесь страны Содружества отстали. Возможности расширения и даже поддержания нынешнего объёма экспорта минерального сырья и топлива и получения мировой природной ренты в перспективе резко сокращаются.

В качестве приемлемой и перспективной альтернативы для перехода на траекторию устойчивого роста ЕврАзЭС необходимо ориентироваться на расширение экспорта готовых наукоёмких изделий, интеллектуальных продуктов, информационных систем и технологий с высокой добавленной стоимостью.

Для развитых стран Запада высокотехнологичная продукция стран Сообщества и обеспечивающая эту продукцию наука являются серьёзными конкурентами и ТНК стремятся всячески ослабить позиции участников ЕврАзЭС. В этой связи в технологическом прорыве необходимо ориентироваться на разносторонние связи с КНР и Индией, имеющими огромный потенциал развития и заинтересованными в технологиях стран ЕврАзЭС, особенно России и Беларуси. Необходимо создавать собственные ТНК для организационно-экономического развития тех направлений технологического прорыва, по которым страны-участницы ЕврАзЭС имеют научный задел.

Для обсуждения проблем становления и развития ЕврАзЭС, особенностей инновационно-воспроизводственных процессов и комплексов мер по формированию условий по выводу Сообщества на траекторию устойчивого экономического роста в феврале 2003 года был созван Первый экономический форум ЕврАзЭС.

Цели форума:

1. Содействие развитию экономики государств-членов Сообщества на основе углубления процессов экономической интеграции, осуществления согласованной политики рыночных преобразований, расширения сотрудничества деловых кругов ЕврАзЭС.

2. Привлечение инвестиций для финансирования проектов и программ развития.

3. Планирование совместных действий по вхождению стран-членов в мировую экономическую систему.

4. Выработка мер, направленных на достижение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения всех стран Сообщества.

В рамках экономического форума была организована работа семи круглых столов по следующим направлениям:

1. Валютно-финансовые аспекты интеграции государств-членов ЕврАзЭС.

2. Проблемы взаимодействия в реальном секторе экономики и эффективное использование научного и производственного потенциала государств-членов ЕврАзЭС.

3. Проблемы взаимной торговли, производства товаров и предоставления услуг в связи со вступлением государств-членов ЕврАзЭС в ВТО.

4. Роль и возможности СМИ в формировании общего информационного пространства ЕврАзЭС.

5. Таможенная и транспортная интеграция государств-членов ЕврАзЭС.

6. Проблемы развития взаимовыгодного сотрудничества в топливно-энергетических комплексах.

7. Проблемы сотрудничества в агропромышленном секторе и обеспечение производственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС.

Декларация Первого экономического форума ЕврАзЭС.

Участники форума одобрили итоговые рекомендации работы круглых столов и считают настоятельной необходимостью:

1. Перейти от общих и организационных вопросов межгосударственных взаимоотношений к решению практических задач интеграции, шире вовлекать представителей деловых кругов государств-членов ЕврАзЭС в интеграционные процессы.

2. Активизировать формирование благоприятных экономических условий, способствующих ведению выгодного бизнеса и движению капитала между странами Сообщества.

3. Взаимодействовать в осуществлении структурной перестройки экономик на основе реализации совместных инновационных и инвестиционных проектов и программ.

4. Отработать механизмы финансирования совместных программ и проектов, в том числе за счёт бюджета Сообщества, широкого привлечения внебюджетных средств.

5. Расширять сотрудничество научных кругов Сообщества в разработке концептуальных основ и научно-методологических подходов развития интеграционных процессов.

6. Разработать механизмы защиты внутренних рынков стран Сообщества, позволяющие исключить применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле государств-членов ЕврАзЭС.

7. Обеспечить взаимодействие государств-участников ЕврАзЭС при определении позиций и согласовании обязательств при их вступлении в ВТО.

8. Сформировать механизм согласования валютных курсов национальных валют.

9. Создать общую платёжную систему ЕврАзЭС.

10. Продолжить гармонизацию торгового, налогового, валютного и таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС в целях формирования равных условий для хозяйствующих субъектов в государствах-членах ЕврАзЭС.

11. Активизировать работу по формированию Транспортного союза государств-членов ЕврАзЭС, согласованию общих принципов применения единых железнодорожных тарифов.

12. Углублять интеграцию государств-членов ЕврАзЭС в области энергетики как одного из главных факторов обеспечения устойчивого развития национальных экономик и создания Единого экономического пространства.

13. Активизировать формирование общего аграрного рынка и его инфраструктуры с учётом интересов каждого из государств и Сообщества в целом.

14. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания при АДСЕ некоммерческого консалтингового центра организации исследований прикладного характера, отработки и тиражирования технологий интеграционного взаимодействия в различных сферах экономики.

15. Создать в государствах Сообщества специализированные СМИ, ориентированные на решение проблемы эффективного информационного обеспечения интеграционных процессов.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.