ДИНАМИКА СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИЯХ , ПРОМЫШЛЕННОМ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1992-1996 годах произошли радикальные изменения, направленные на становление многоукладной рыночной экономики. Основным показателем, характеризующим уровень и динамику экономического развития страны, является ВВП. За 1991-1996 годы в среднем по странам Содружества он ежегодно снижался на 0,09 части.

Прежде чем перейти к анализу структурных изменений, рассмотрим основные отрасли промышленности. Их совокупность можно разбить на две группы: ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие отрасли.

Деление отраслей на ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие весьма условно. Оно даёт ориентир при анализе совокупности предприятий как субъектов интеграционного процесса: ресурсопроизводящие предприятия производят низкоорганизованные товары, ресурсообрабатывающие предприятия – высокоорганизованные.

Отрасли промышленности можно распределить следующим образом (отрасли пронумерованы, данная нумерация будет использована в дальнейшем):

Ресурсопроизводящие отрасли:

1. Электроэнергетика.

2. Топливная промышленность.

3. Чёрная металлургия.

4. Цветная металлургия.

Ресурсообрабатывающие отрасли:

5. Химическая и нефтехимическая промышленность.

6. Машиностроение и металлообработка.

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

8. Промышленность строительных материалов.

9. Лёгкая промышленность.

10. Пищевая промышленность.

Ресурсообрабатывающие отрасли производят товары и услуги более высокого уровня организации, нежели товары и услуги ресурсопроизводящих отраслей.

Структурные изменения в инвестициях.

Значительные изменения претерпела инвестиционная деятельность.

Доля капитальных вложений в ВВП в среднем по СНГ снизилась с 0,24 в 1990 году до 0,138 в 1996 году, то есть почти вдвое (см. приложение, табл. 2.5).

Динамика инвестиций в основной капитал отражена в таблице 2.6. В среднем в 1996 году объём инвестиций составил лишь 0,345 от уровня 1990 года, то есть снизился почти втрое (см. приложение, табл. 2.6).

Изменение структуры инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования позволяет проследить сравнение данных таблиц 2.7 и 2.8 (см. приложение, табл. 2.7, 2.8).

По данным таблиц 2.7 и 2.8 можно констатировать переориентацию инвестиционных предпочтений с одних отраслей промышленности на другие.

Так, Армения инвестициям в основную для неё отрасль промышленности в 1990 году – машиностроение и металлообработку – предпочла к 1995 году инвестиции в электроэнергетическую отрасль. Это наглядным образом демонстрирует переориентацию Армении с ресурсообрабатывающего производства (поскольку объём вложенных инвестиций прямо пропорционален объёму готовой продукции, выработанной отраслью, принявшей финансовые инъекции) на ресурсопроизводящее, то есть форменную дезиндустриализацию страны.

Беларусь. Главным инвестиционным интересом к 1995 году становится также электроэнергетика вместо машиностроения и металлообработки в 1990 году.

Грузия. Машиностроение и металлообработку сменяет чёрная металлургия.

Кыргызстан. Электроэнергетику сменяет цветная металлургия. В целом доля инвестиций в ресурсопроизводящие отрасли возросла с 0463 до 0,939, то есть вдвое.

Молдова. Главные инвестиционные предпочтения сместились с машиностроения и металлообработки на пищевую промышленность. Примечательно, что при этом доля инвестиций в ресурсообрабатывающие отрасли не снизилась, как в остальных странах, а возросла с 0,878 в 1990 году до 0,933 в 1995 году.

Таджикистан. Ситуация аналогична смене инвестиционных предпочтений в Кыргызстане: с электроэнергетики на цветную металлургию.

Украина. Переориентация с машиностроения и металлообработки на топливную промышленность.

В Азербайджане, Казахстане, России, Туркменистане, Узбекистане инвестиционная ориентация качественно не изменилась.

В целом доля ресурсообрабатывающих отраслей в общем объёме промышленных инвестиций возросла в 1,53 раза (см. приложение, табл. 2.9).

Структурные изменения в промышленном производстве.

Общий объём промышленного производства в среднем по странам Содружества по сравнению с 1991 годом сократился вдвое. В структуре промышленного производства наблюдается опережающий спад в ресурсообрабатывающих отраслях по сравнению с ресурсопроизводящими.

Резкое снижение инвестиционной активности, а также ограничения спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках поставили в трудное положение ресурсообрабатывающие отрасли, особенно отрасли машиностроения, лёгкую и пищевую промышленность, не сумевших своевременно приспособиться к структурным изменениям спроса и конкуренции импортной продукции. Либерализация внешнеэкономической деятельности, насыщение рынка государств Содружества импортными высокоорганизованными товарами способствовали тому, что многие виды продукции, выпускаемой ресурсообрабатывающими отраслями, стали неконкурентоспособными.

Относительно умеренный спад выпуска продукции ресурсопроизводящих отраслей обусловлен в значительной мере устойчивым спросом внешнего рынка на их продукцию и сохранением высокого уровня удельного потребления энергии, топлива, сырья, и материалов в материальном производстве стран Содружества.

Динамика изменения структуры промышленного производства представлена в виде динамики доли ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ в их промышленном производстве (см. приложение, табл. 2.10).

В среднем доля ресурсопроизводящих отраслей возросла с 0,152 в 1990 году до 0,202 в 1997 году.

В 1991-1996 годах произошёл некоторый спад производства в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Наиболее устойчиво работающей отраслью ТЭКа в этот период была газовая промышленность, сырьевая база которой обеспечивала необходимые объёмы добычи газа. Снижение добычи газа по сравнению с 1990 годом составило всего 0,12 части. Выработка электроэнергии за этот период в целом по Содружеству уменьшилась на 0,27 части. В решающей мере это предопределяется отсутствием эффективных стимулов к энергосбережению. Существенно сократилась добыча нефти во всех добывающих странах Содружества, кроме Узбекистана. В 1996 году добыча нефти в целом по Содружеству на 0,38 части меньше уровня 1990 года.

Металлургический комплекс СНГ исторически сложился как результат тесной производственно-технологической кооперации и специализации предприятий республик СССР. Разрыв связей явился одной из основных причин резкого падения объёмов производства отраслями-потребителями металлопродукции. Однако сокращение производства основных видов продукции самой чёрной и цветной металлургии происходило меньшими темпами по сравнению с темпами всего промышленного производства.

В химической и нефтехимической промышленности сложилась деформированная структура производства, характеризующаяся преобладанием в выпуске продукции доли сырья, минеральных удобрений, энергоёмких неорганических соединений и относительно низкой долей прогрессивной, наукоёмкой и социально-ориентированной продукции.

В машиностроении и металлообработке выпуск продукции сократился в 2,5 раза. В связи с отсутствием платежеспособного спроса существенно сокращается уровень производства продукции сельскохозяйственного машиностроения. Вместе с тем развитие фермерских хозяйств определяет необходимость создания и освоения новых видов продукции отрасли для эффективного использования земли и других сельскохозяйственных ресурсов в новых условиях хозяйствования. В последние годы усиливается заинтересованность ряда государств Содружества в приобретении техники и налаживании её производства совместно с фирмами третьих стран. Такая работа ведётся на Украине, в Узбекистане, Молдове, что сказывается на возможностях объединения усилий в возрождении сельскохозяйственного машиностроения стран СНГ.

Продукция лёгкой промышленности СНГ не выдерживает конкуренции с интенсивно нарастающим импортом товаров народного потребления из Китая, Турции и других стран, нашедших в СНГ огромный рынок сбыта. В результате в 1991-1996 годах в лёгкой промышленности произошло наибольшее снижение объёмов производства – в целом по Содружеству более чем в три раза.

Спад производства промышленности строительных материалов составил в целом по Содружеству 0,69 части. Сократилось производство практически всех основных видов строительных материалов и конструкций.

Сокращается уровень обеспеченности внутреннего рынка продовольственными ресурсами за счёт собственного производства. Снижение выработки продукции пищевой промышленности обусловлено, прежде всего, сокращением производства и поставок сельскохозяйственного сырья. Имеющиеся производственные мощности используются не полностью. В 1995 году мощности по производству цельномолочной продукции из-за снижения объёмов производства молока в Кыргызстане, Молдове, Таджикистане использовались всего лишь на 0,05-0,1 максимального потенциала.

Динамика структурных преобразований в промышленном производстве Молдовы представлена отдельно в таблице 2.11 (см. приложение, табл. 2.11).

Наибольшим образом снизилось производство продукции химической и нефтехимической промышленности – в 8,47 раза; наименьшим образом – производство продукции электроэнергетики – вдвое.

Усилилась относительная специализация Молдовы на производстве продукции пищевой промышленности. К 1996 году доля этой отрасли в общем объёме производства всех десяти отраслей достигла 0,413.

Проведённый анализ структурных изменений в инвестициях и промышленном производстве позволяет констатировать следующее.

После распада СССР и разрыва межгосударственных и межотраслевых связей произошло смещение инвестиционной и производственной ориентации с ресурсообрабатывающих отраслей промышленности в сторону ресурсопроизводящих отраслей. Это, в свою очередь, означало повсеместное снижение качественного уровня организации компонентов предметов межсубъектного обмена, что вкупе со значительным снижением ВВП, а, следовательно, и доходов каждого субъекта интеграции, заложило основу и начало раскручивать маховик дезинтеграционных процессов между бывшими республиками и их хозяйствующими субъектами.

Структурные сдвиги в сельскохозяйственном производстве.

В среднем по республикам СССР доля сельского, лесного, рыбного хозяйства составляла 0,284 (см. табл. 1), а это весьма солидная доля.

В 1996 году валовая продукция сельского хозяйства в отдельных государствах претерпела значительные изменения. В России она сократилась на 0,38 части, в Молдове и Кыргызстане – на 0,4, в Азербайджане и Казахстане – на 0,46, в Грузии – на 0,35, в Таджикистане – 0,55.

В большей степени, чем в целом по отрасли сократилось производство продукции животноводства.

В производстве продукции растениеводства из-за сокращения посевных площадей и снижения урожайности валовой сбор зерна уменьшился на 0,4 части по сравнению с уровнем 1990 года. Сокращение производства зерна произошло не только в государствах – основных производителях зерна, но и в таких странах как Азербайджан, Беларусь, Грузии, Кыргызстан, Молдова, что объясняется изменением спроса со стороны традиционных потребителей этой продукции. Вместе с тем, в отдельных государствах производство зерна увеличено.

За период с 1992 по 1996 годы на пятую часть сократились площади возделывания кормовых культур. Слабая кормовая база, диспаритет цен на продукцию животноводства и других отраслей хозяйства привели к значительному сокращению поголовья скота и птицы, уменьшению объёмов производства молока, мяса, яиц, шерсти.

Сокращение производства сельскохозяйственной продукции ставит продовольственное обеспечение во всё большую зависимость от импортных товаров, что обостряет проблему продовольственной безопасности Содружества.

Результаты анализа структурных сдвигов в сельскохозяйственном производстве свидетельствуют о следующем.

Сокращение производства продукции сельского хозяйства обусловлено незавершённостью реформ в аграрном секторе, и, главным образом, тем, что в большинстве государств Содружества не завершена работа по созданию земельного регулирования земельных отношений. Наряду с другими факторами это явилось одной из причин ухудшения использования пашни и свёртывания работ по повышению её плодородия.

Вследствие разрыва хозяйственных связей наметились тенденции деспециализации государств в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Специфика производительных сил отрасли обеспечила относительно устойчивую её работу при практически разрушенном воспроизводственном процессе. Вместе с тем запаздывание в обновлении производственного потенциала в силу тех же специфических особенностей в будущем может привести к ещё большим затратам средств и времени на его восстановление.

 

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ .

Успешное развитие экономического развития стран СНГ невозможно без решения проблем межгосударственных валютно-кредитных и финансовых отношений.

В начале 1990-х годов многие экономисты отмечали, что для республик СССР вне зависимости от структуры их политических отношений экономический и валютный союз является наиболее предпочтительным вариантом.

Среди существовавших в 1990-1991 годах преимуществ сохранения единой валюты для республик СССР можно выделить следующие.

Во-первых. Единая валюта позволила бы избежать нестабильности в отношениях между республиками. Новые введённые валюты стали явно неконвертируемыми, и это осложнило торговые связи. Кроме того, предприятия в силу отсутствия опыта проведения валютных операций были не подготовлены к использованию в расчётах нескольких расчётных единиц, а финансовый сектор не мог предложить им реальной системы страхования валютных рисков.

Во-вторых. При единой валюте расчёты осуществляются в национальной денежной единице и нет, следовательно, потребностей в крупных валютных резервах.

После распада СССР образовавшиеся на его пространстве независимые государства начали осуществлять экономические реформы нескоординировано. Стремление республик укрепить национальный суверенитет с помощью печатания собственных денег сделало сохранение единой валюты невозможным, а резкие расхождения в макроэкономических показателях между странами сделали бы сохранение единой валюты разрушительным явлением.

С 1992 года многие экономисты, включая прежних сторонников сохранения рубля как единой валюты, стали выступать за введение национальных валют и заблаговременную и скоординированную подготовку к этому процессу, разработку платёжных механизмов, которые предотвратили бы свёртывание традиционных хозяйственных связей. Однако предложение создать платёжный союз – согласованный расчётно-платёжный механизм между субъектами интеграции – наподобие Европейского платёжного союза (ЕПС) 1950-х годов, не было реализовано. В итоге в 1992 году в СНГ в основном сохранялся валютный союз, хотя экономического уже не существовало. Государства использовали различные инструменты ограничения торговли. К ним относились и межгосударственные соглашения о торговле, которые в скрытой форме были призваны ограничить экспорт ресурсов из России.

В итоге сложилась абсурдная ситуация: единая валюта, которая вводится обычно с целью содействовать торговле и инвестициям, применительно к СНГ им, напротив, препятствовала.

В начале 1992 года Правительство России делало ставку на введение конвертируемости унаследованного от СССР рубля и полагало, что это автоматически решит все проблемы во взаимоотношениях между республиками. Безусловно, конвертируемость рубля и макроэкономическая стабилизация всегда являются наиболее предпочтительным решением, однако в тот период было ясно, что поставленную цель не удастся достичь и что в интересах России создать механизм, поддерживавший бы экономические отношения с партнёрами на переходный период.

Остальные страны СНГ ещё больше, чем Россия, пострадавшие от разрыва хозяйственных связей, стали понимать, что собственные денежные единицы не дадут экономических преимуществ. Возможности недавно сильно взаимозависимых государств в проведении независимой экономической политики и обеспечении изоляции от экономических процессов, происходящих в России были весьма ограничены.

Осознание необходимости принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но на новой рыночной основе привело к заключению в октябре 1992 года в Бишкеке Соглашения „О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платёжного средства”, подписанного восемью странами СНГ. А в январе 1993 года было подписано Соглашение о Межгосударственном банке СНГ.

24 октября 1994 года на заседании глав государств СНГ было подписано соглашение о создании платёжного союза. В соответствии с ним страны должны принять на себя обязательства взаимно признать национальные денежные единицы в качестве валютных контрактов по торговым и неторговым операциям, обеспечить свободный обмен по рыночным валютным курсам на внутреннем валютном рынке, обеспечить гарантированную государством конвертируемость по социально значимым платежам; передать коммерческим банкам право осуществлять расчёты и предоставлять кредиты, минуя корреспондентские счета центральных банков итак далее.

Платёжный союз предусматривалось создать путём добровольного объединения стран с целью обеспечения бесперебойности расчётов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платёжной системы. Создание платёжного союза рассматривалось как поэтапный процесс.

На первом этапе – путём заключения двусторонних и многосторонних соглашений.

На последующем на основе создания системы многосторонних расчётов (СМР) в коллективной валюте. Интересную схему СМР представили Петраков Н. и Шагалов Г. По их мнению, сегодня созданы более благоприятные условия для принятия СМР, чем это было в 1994 году, когда заключалось Соглашение о платёжном союзе. В качестве единой расчётной свободно конвертируемой валюты они выдвигают евро, а процедуру расчётов каждого участника СМР видят следующей. Стране-участнице устанавливается квота в евро. Устанавливается конкретный порядок регулирования сальдо. Часть пассивного сальдо страны покрывается кредитами, полученными от СМР, а часть оплачивается ею в евро. При активном сальдо ситуация аналогична. [29]

Механизм реализации платёжного союза зависит от успешного решения следующих задач:

1. Создание условий для развития внутренней инфраструктуры валютных рынков государств СНГ.

2. Унификация законодательных и нормативных актов.

3. Формирование институциональных основ платёжного союза.

4. Унификация правил и технологии перемещения товарных и денежных потоков.

5. Обеспечение введения устойчивой валюты, используемой в качестве резервного и платёжного средств.

Практическая реализация этих задач запаздывает. Так механизм полной конвертируемости национальных валют отсутствует, курсовые паритеты валют устанавливаются без взаимного согласия. Фактически не выполняется принцип единой денежной единицы и в государствах Содружества иностранные платёжные средства продолжают играть роль резервного и платёжного средства. Доля расчётов в частично конвертируемых национальных валютах (СКВ) без учёта российского рубля составляет всего 0,05-0,1 части. На долю рубля приходится 0,1-0,15 части. До 0,3 части приходится на бартерный обмен и двусторонний клиринг. СКВ в товарообмене составляют 0,4-0,5 части, около 0,05 части – взаимные неплатежи. Слабость национальных валют и отсутствие дееспособной системы расчётов с одной стороны, достаточно высокая стабильность и надёжность СКВ – с другой, питают центробежные силы в Содружестве.

Система платежей и расчётов между странами СНГ функционирует в условиях фактической изоляции центральных банков от организации расчётов и поддержания стабильных курсовых взаимоотношений национальных валют. Широко распространено мнение о том, что коммерческие банки создали работоспособную систему межгосударственных расчётов, не соответствует действительности, поскольку системе взаиморасчётов присущи высокая степень нестабильности и, как следствие, значительные валютные риски для предприятий. Субъекты внешнеторговой деятельности сталкиваются с острой нехваткой СКВ и вынуждены ограничивать импорт.

Однако первопричина торможения торговли между странами СНГ заключается в отрицательном сальдо их балансов с Россией, в результате чего средств на корреспондентских счетах бывает недостаточно для своевременной и полной оплаты товарных поставок. В то же время покрытие отрицательного сальдо торговых операций за счёт выделяемых государственных кредитов упирается в проблему их возвратности.

Запаздывание в реализации мероприятий по формированию платёжного союза связано с тем, что до сих пор государства-участники платёжного союза не приняли чётких взаимных обязательств по сбалансированному подходу к валютному регулированию, взаимной конвертируемости валют, унификации платёжно-расчётной системы, правилам и процедуре взаимоотношений резидентов и нерезидентов, выравниванию платёжных балансов.

Таким образом, сложилась целая цепочка причин, по которым платёжный союз в СНГ остаётся пока недостаточно дееспособным:

1. Нестабильность национальной валюты многих стран СНГ.

2. Недостаток на рынке СНГ ликвидных платёжных средств, которые могли бы использоваться во взаиморасчётах. Их не хватает даже во внутригосударственном обороте. Поэтому национальный платёжный кризис нередко перерастает в международный.

3. Отсутствие реальных согласованных действий государств по поддержанию стабильности курсов национальных валют.

4. Разный подход центральных банков стран СНГ к установлению курса своей национальной валюты и доллару США, что вызывает потери у хозяйствующих субъектов при пересчёте валюты цены контракта в национальную валюту – валюту платежа.

5. Неразвитость в отдельных странах СНГ национальных валютных рынков, их недостаточная ликвидность, а также замкнутость.

6. Наличие в ряде стран скрытых ограничений по использованию национальных валют в качестве платёжных средств по текущим операциям платёжного баланса.

Во всех соглашениях акцент делается на то, укрепление покупательной способности национальной валюты – дело каждого государства. Никаких совместных мер, например, в виде создания общих, коллективных стабилизационных фондов не предусматривается. При этом реальных действий по выполнению условий названных соглашений со стороны правительств и национальных банков этих государств пока не последовало.

Для успешного формирования платёжного союза государства Содружества должны предпринять следующие первоочередные шаги:

1. Завершить выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу Соглашения о создании платёжного союза, которое подписано главами всех государств СНГ.

2. Заключить двусторонние соглашения об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации национальных валют.

3. Обеспечить принятие национальными органами управления решений по зафиксированным в Соглашении о создании платёжного союза обязательствам.

4. Определить официальные позиции по механизму реализации Соглашения о создании платёжного союза.

В современных условиях нельзя исключить целесообразности реанимации идеи платёжного союза, но не на тех принципах, которые предусмотрены соответствующими соглашениями, а в более классической форме многостороннего клиринга с механизмом частичного автоматического кредитования отрицательного сальдо взаимных расчётов. Но традиционная схема должна быть существенно модифицирована, поскольку введение частичной конвертируемости российского рубля, присоединение РФ к Статье 8 Устава МВФ создают новую ситуацию с платёжным союзом, снижая интерес РФ к участию в системе расчётов на базе неконвертируемых валют.

Тем не менее существует весомый довод в пользу платёжного союза – необходимость создания платёжных механизмов, которые стимулировали бы развитие торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами стран СНГ на основе рыночных отношений. Речь идёт не о поддержании традиционных связей, а о создании новой структуры торгово-экономических отношений, учитывающей потребность в коренных структурных преобразованиях экономики. Платёжный союз в определённой степени должен содействовать экономическому сотрудничеству стран СНГ, делая его более выгодным, чем с третьими странами.

Исключительно остро этот вопрос стоит для РФ. Если не дополнить введение частичной конвертируемости рубля преференциальными механизмами в отношении стран СНГ, то российские предприятия вообще потеряют и без того снизившийся интерес к связям с ближним зарубежьем. С точки зрения стратегических интересов РФ её „добровольная изоляция” от других бывших союзных республик в перспективе обернётся для неё геополитической и геоэкономической катастрофами. [5, 586-595]

 

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СТРАН  СНГ .

С распадом СССР изменилось геополитическое и геоэкономическое положении стран Содружества. Изменилось соотношение внутренних и внешних факторов экономического развития. Претерпел существенные изменения и характер экономических связей.

Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла путь на внешний рынок большинству предприятий и предпринимательских структур. Их интересы стали выступать в качестве решающего фактора, в значительной степени определяющего экспортно-импортные операции государств Содружества.

Большая открытость внутренних рынков для товаров и капиталов стран дальнего зарубежья привела к насыщению их импортной продукцией, что повлекло за собой определяющее влияние конъюнктуры мировых рынков на цены и структуру производства в странах СНГ. В результате этого многие товары, производимые в государствах Содружества оказались неконкурентоспособными, что вызвало сокращение их производства и, как результат, значительные структурные изменения в экономике. Характерным стало развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на рынках стран вне СНГ.

В результате активного развития указанных процессов произошла переориентация экономических связей государств Содружества. В начале 1990-х годов товарообмен с нынешними странами Содружества достигал 0,21 их суммарного ВВП, в то время как в странах Европейского сообщества этот показатель составил всего 0,14. В 1996 году товарообмен между странами СНГ составил только 0,06 суммарного ВВП.

В 1993 году в общем объёме экспортных операций стран СНГ доля самих этих стран составляла 0,315 части, в импорте – 0,435. В экспортно-импортных операциях стран ЕС доля экспорта в страны ЕС составляла 0,617 части, доля импорта – 0,611. То есть тенденция хозяйственных связей, проявившаяся в СНГ, противоречит мировому опыту интеграции.

Анализ товарооборота государств Содружества подтверждает развитие этой тенденции (см. приложение, табл. 2.12, 2.13).

Почти во всех странах СНГ темпы роста товарооборота за пределами Содружества превышают темпы роста товарооборота внутри СНГ. Исключение составляют Беларусь и Таджикистан, внешняя торговля которых характеризуется устойчивой тенденцией усиления товарообменных отношений со странами СНГ за 1994-1998 годы.

Подробнее характер динамики структурных преобразований в сфере внешней торговли представлен детализацией товарооборота на экспортные и импортные операции (см. приложение, табл. 2.14, 2.15).

Анализ экспортно-импортных операций стран СНГ в 1994-1997 годах показывает, что динамика объёмов экспорта и импорта в различных странах складывалась неравномерно.

В экспортно-импортных операциях большую роль играет ценовой фактор. В торговле между странами СНГ цены на большинство экспортируемых товаров выше цен на аналогичные товары, экспортируемые в другие страны. Например, средняя цена мяса и мясных пищевых субпродуктов, экспортируемых из Молдовы в СНГ, в 1996 году составляла 1,755 долл./кг, а в остальные страны – 1,41 долл./кг. Основными причинами такого соотношения цен являются высокие затраты на транспортировку продукции, перевозимой по территории СНГ, высокие ставки налогов и сборов при проведении экспортно-импортных операций.

Доля вывоза в республики СССР в целом по Союзу составляла в 1990 году 0,74, а к 1996 году составила лишь 0,28. По импорту – 0,572 и 0,43 соответственно. В РМ: экспорт – 0,888 и 0,681, импорт – 0,739 и 0,615.

Анализ географической структуры экспорта и импорта стран СНГ показывает направления переориентации экономических связей в рамках Содружества за период 1994-1998 годов (см. приложение, табл. 2.16, 2.17).

Чтобы определить какие последствия повлекли структурные изменения во внешнеторговых отношениях стран СНГ, условимся о следующем.

Каждое государство-участник СНГ имеет основных и не основных торговых партнёров. К числу основных торговых партнёров отнесём страны, на которые приходится более одиннадцатой части (по числу стран СНГ, кроме рассматриваемой) экспортных (импортных) операций рассматриваемого государства.

Установим следующий показатель – отношение доли экспортных (импортных) операций, приходящихся на всех основных торговых партнёров государства, к числу этих партнёров. Иными словами, это средняя доля операций одного основного торгового партнёра. Этот показатель будет служить критерием, по которому можно судить об интенсивности и направлении интеграционных процессов в СНГ. Если средняя доля операций одного основного торгового партнёра снижается, это свидетельствует о позитивном развитии интеграционных процессов в СНГ в целом. Если наоборот – это свидетельство узкой регионализации торговых связей СНГ, негативно отражающейся на ходе интеграционного процесса СНГ в целом.

Рассмотрим экспортные операции 1990 года. В 1990 году страны Содружества имели следующих основных торговых партнёров.

Азербайджан. Россия – 0,621, Украина – 0,111.

Армения. Россия – 0,555, Украина – 0,163.

Беларусь. Россия – 0,623, Украина – 0,196.

Грузия. Россия – 0,643, Украина – 0,108.

Казахстан. Россия – 0,521, Узбекистан – 0,108.

Кыргызстан. Казахстан – 0,114, Россия – 0,383, Узбекистан – 0,138, Украина – 0,164.

Молдова. Россия – 0,638, Украина – 0,184.

Россия. Беларусь – 0,139, Казахстан – 0,136, Украина – 0,433.

Таджикистан. Казахстан – 0,137, Россия – 0,505, Узбекистан – 0,143.

Туркменистан. Россия – 0,529, Узбекистан – 0,257.

Узбекистан. Казахстан – 0,097, Россия – 0,602, Украина – 0,104.

Украина. Россия – 0,689.

В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,325 совокупного экспорта государства СНГ.

Экспортные операции 1998 года.

Азербайджан. Грузия – 0,331, Россия – 0,456.

Армения. Грузия – 0,119, Россия – 0,497, Туркменистан – 0,282.

Беларусь. Россия – 0,893.

Грузия. Азербайджан – 0,176, Армения – 0,174, Россия – 0,518.            

Казахстан. Россия – 0,735, Украина – 0,125.

Кыргызстан. Казахстан – 0,371, Россия – 0,363, Узбекистан – 0,167.

Молдова. Россия – 0,785, Украина – 0,113.

Россия. Беларусь – 0,338, Казахстан – 0,139, Украина – 0,407.

Таджикистан. Россия – 0,236, Узбекистан – 0,62.

Туркменистан. Азербайджан – 0,28, Казахстан – 0,166, Россия – 0,191, Таджикистан – 0,179.

Узбекистан. Казахстан – 0,149, Россия – 0,518, Таджикистан – 0,154.

Украина. Беларусь – 0,131, Россия – 0,691.

В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,343 совокупного экспорта государства в СНГ.

Средняя доля одного основного торгового партнёра в экспортных операциях повысилась на 0,018 пункта.

Экспортные операции 1998 года.

Азербайджан. Россия – 0,545, Украина – 0,209.

Армения. Азербайджан – 0,092, Россия – 0,5, Украина – 0,209.

Беларусь. Россия – 0,674, Узбекистан – 0,113, Украина – 0,208.

Грузия. Россия – 0,569, Украина – 0,224.            

Казахстан. Россия – 0,658, Украина – 0,109.

Кыргызстан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,5, Узбекистан – 0,119, Украина – 0,108.

Молдова. Россия – 0,515, Украина – 0,329.

Россия. Беларусь – 0,165, Украина – 0,419.

Таджикистан. Россия – 0,456, Узбекистан – 0,153, Украина – 0,131.

Туркменистан. Россия – 0,45, Украина – 0,149.

Узбекистан. Казахстан – 0,126, Россия – 0,516.

Украина. Россия – 0,778.

В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,326 совокупного импорта государства СНГ.

Импортные операции 1998 года.

Азербайджан. Казахстан – 0,11, Россия – 0,479, Украина – 0,23.

Армения. Грузия – 0,117, Россия – 0,832.

Беларусь. Россия – 0,841, Украина – 0,133.

Грузия. Азербайджан – 0,238, Россия – 0,574.        

Казахстан. Россия – 0,835.

Кыргызстан. Россия – 0,463, Узбекистан – 0,277.

Молдова. Беларусь – 0,115, Россия – 0,529, Украина – 0,344.

Россия. Беларусь – 0,404, Казахстан – 0,168, Украина – 0,29.

Таджикистан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,229, Узбекистан – 0,509.

Туркменистан. Россия – 0,276, Украина – 0,385.

Узбекистан. Казахстан – 0,186, Россия – 0,564, Украина – 0,169.

Украина. Россия – 0,895.

В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,382 совокупного импорта государства СНГ.

Средняя доля одного основного торгового партнёра повысилась на 0,056 пункта.

Таким образом, за период с 1990 по 1998 годы структурные преобразования во внешнеторговых отношениях стран СНГ привели к регионализации торговых связей и дезинтеграционным процессам по Содружеству в целом.

Сопоставление удельного веса государств СНГ и остального мира в экспортно-импортных операциях демонстрирует таблица 2.16.

Экспорт в СНГ возрос в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане; импорт из СНГ возрос в Казахстане, России, Таджикистане.

В результате экспортно-импортных операций между странами СНГ в 1996 году положительное сальдо торгового баланса сложилось только у Казахстана, России, Туркменистана. Это связано в значительной степени с кризисом неплатежей, проблемами платёжно-расчётных отношений стран Содружества в результате ограниченной конвертируемости национальных валют, необходимостью расплачиваться по ранее полученным кредитам.

В структуре импорта государств СНГ прослеживается ориентация на текущие потребительские нужды. Основное место в импорте стран СНГ занимает продовольствие, сельскохозяйственное сырьё, изделия лёгкой промышленности, бытовая техника.

Тенденция в переориентации экономических связей стран СНГ состоит в деиндустриализации внешних и внутренних связей. Модель интегрирования в мировое хозяйство государств СНГ, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения, создаёт препятствия для прогрессивных структурных сдвигов в их экономике. Происходит формирование неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей.

Дальнейшее развитие экономических связей подобной направленности ведёт к односторонней зависимости от развитых государств.

Таким образом, проведённый анализ позволяет выделить основные причины переориентации экономических связей государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье.

1. Экспорт стран СНГ за пределы СНГ рассматривается как основной источник поступления свободноконвертируемой валюты.

2. Существование реальной возможности в высокотехнологичной и наукоёмкой продукции высокого качества, которая не может быть произведена на внутреннем рынке стран СНГ.

3. Приобретение более качественного сырья в условиях превышения внутренних цен мировых.

4. Стремление быстрее войти в мировой рынок.

5. Предпочтение партнёров из стран вне СНГ, продиктованное их большей надёжностью в платёжно-расчётных отношениях.

6. Более высокие транспортные тарифы и другие платежи на внутреннем рынке.

7. Нестабильная ситуация в ряде стран СНГ, наличие регионов, где нарастает социальная напряжённость и происходят вооружённые конфликты.

 

 

ПОСЛЕДСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА .

Значительные перемены в экономике государств Содружества привели к существенным изменениям их макроэкономических показателей (см. приложение, табл. 2.19). Изменились основные пропорции развития хозяйственных комплексов стран СНГ.

Для анализа пропорций сопоставляются изменения в производстве и конечном использовании. Производство представлено важнейшими отраслями – промышленностью, сельским хозяйством (всех категорий хозяйств), транспортом общего пользования (без трубопроводного), конечное использование – капитальными вложениями (по всем источникам финансирования), реальными располагаемыми денежными расходами населения, а также показателем внешнеэкономической деятельности – долей экспорта в ВВП.

Общей тенденцией в экономике государств Содружества является уменьшение объёмов ВВП.

Вместе с тем сопоставление показателей сокращения объёмов ВВП и капитальных вложений показывает, что во всех странах СНГ за исключением Азербайджана, глубина спада в сфере инвестиций в основные фонды существенно больше, чем величины ВВП. Это свидетельствует о том, что одновременно с уменьшением объёмов ВВП происходило резкое изменение структуры их конечного использования. Глубокое снижение инвестиционной активности в условиях либерализации внешней торговли привело к соответствующему росту дальнего экспорта сырья. Рост удельного веса экспорта в ВВП во всех странах, кроме Азербайджана и Грузии и получение международных кредитов дали возможность увеличить удельный вес импорта из стран дальнего зарубежья в ВВП во всех странах, кроме Узбекистана, который в основном состоит из предметов потребления, главным образом продукции лёгкой и пищевой промышленности. Таким образом, использование ресурсов накопления на конечное потребление в государствах Содружества происходило не через изменение структуры национальных производств, а путём интенсификации их торговли с мировым рынком. Это привело к снижению ресурсного обеспечения промышленности и сельского хозяйства государств Содружества и к сокращению спроса на продукцию этих отраслей, что в свою очередь обусловило существенное уменьшение объёмов производства в 1991 – 1996 годах во всех государствах Содружества, кроме Узбекистана, где наблюдался рост продукции промышленности, и Армении, где увеличились объёмы сельскохозяйственного производства.

Из данных таблицы 2.19 также видно, что за рассматриваемый период у всех стран СНГ, кроме Туркменистана и Узбекистана, глубина спада в промышленности была больше, чем в сельском хозяйстве. Из этого следует, что в 1991-1996 годах производстве большинства государств Содружества сократился удельный вес промышленности, то есть произошла заметная деиндустриализация производства, которая неизбежно привела к снижению его эффективности. В свою очередь спад объёмов производства и уменьшение его эффективности стали основными причинами значительного сокращения доходов населения стран СНГ.

Ещё одной особенностью анализируемых изменений является резкое сокращение в 1991-1996 годах объёмов перевозок грузов транспортом общего пользования (без трубопроводного). За исключением Туркменистана и Узбекистана, спад в этой отрасли многократно глубже, чем в промышленности и сельском хозяйстве.

На уменьшение объёмов перевозок транспортом общего пользования влияют две причины:

1. Уменьшение объёма экспортно-импортных операций.

2. Сокращение потребности промышленности и сельского хозяйства в транспортных услугах на единицу объёмов их производства.

Вместе с тем объём дальней внешней торговли уменьшился не столь резко как объём ближней торговли (см. приложение, табл. 2.20).

Спад в объёме дальней торговли находится примерно между величинами спада промышленного и сельскохозяйственного производства. Поэтому сокращение дальней торговли не может быть причиной столь глубокого спада в объёме перевозок транспортом общего пользования.

Снижение объёмов ближней торговли было значительным. Ближние торговые связи были образованы в основном продукцией промышленности, их доля в её производстве по государствам Содружества в целом не превышала трети. Поэтому даже существенное сокращение этой торговли не могло стать причиной значительного снижения объёмов перевозок транспортом общего пользования по сравнению с уменьшением объёмов промышленного производства.

Такое сокращение объёмов работы транспорта общего пользования обусловлено в основном сокращением потребности промышленности и сельского хозяйства государств СНГ в транспортных услугах на единицу объёмов их производства. В промышленности это вызвано снижением уровня специализации и кооперирования, а в сельском хозяйстве – усилением тенденций к натурализации аграрного сектора экономики.

Наличие указанных выше явлений свидетельствует о зарождении механизма изменения пропорций и структуры национальных экономик, который оказывает воздействие на процессы экономической интеграции.

Действие этого механизма можно изложить в виде следующей схемы:

1. В результате спада производства и ослабления межгосударственных (в рамках СНГ) связей произошла существенная переориентация внешней торговли государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье. Экспорт СНГ в основном состоит из продукции ресурсопроизводящих отраслей. Импорт СНГ – из продукции ресурсообрабатывающих отраслей, так как соответствующая продукция ближнего зарубежья здесь неконкурентоспособна.

2. Ориентация на рынок дальнего зарубежья делает продукцию ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ малодоступной для их ресурсообрабатывающих отраслей, поскольку последние в силу значительно более низкой, чем мировая , эффективности своего производства не могут приобретать продукцию первых по мировым ценам.

3. В результате дороговизны продукции ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ, цены на которую повысились благодаря увеличению спроса на них за счёт выхода на внешний рынок, ресурсообрабатывающие отрасли Содружества вырабатывают неконкурентоспособную по сравнению с мировой продукцию. Это влечёт за собой увеличение импорта продукции ресурсообрабатывающих отраслей третьих стран. В свою очередь это вынуждает страны СНГ увеличивать экспорт ресурсопроизводящих отраслей и так далее.

Таким образом, разнонаправленность развития ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслей – развитие первых и деградация вторых –является самовоспроизводящимся процессом, который прямым образом ведёт к дезинтеграции Содружества и обеднению всех без исключения стран – его членов.

 Чем интенсивнее ресурсопроизводящие отрасли стран СНГ будут врастать в систему мирохозяйственных связей, тем глубже будет спад производства в их ресурсообрабатывающих отраслях.

Под воздействием данного процесса непропорциональность в развитии ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслей таит в себе опасность превращения государств СНГ в ресурсные сегменты мирового рынка, лишает их экономические системы свойств взаимодополнения.

Сопоставленные в главе 2.3 доли ресурсопроизводящих отраслей в общем объёме промышленного производства и инвестиций в основной капитал (см. приложение, табл. 2.9, 2.10) подтверждают описанный выше механизм.

В результате действия этого механизма возникли предпосылки для формирования стратегии автономного вхождения в мировой рынок. Такая стратегия даёт временное преимущество странам-обладателям сырьевых ресурсов. Однако осуществление этой стратегии несёт в себе серьёзную угрозу экономической безопасности и стабильному социально-экономическому развитию страны, поскольку мировой опыт показывает, что специализация страны на экспортных поставках топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов неизбежно порождает её глубокую зависимость от мирового рынка и иностранных инвестиций.

Из анализа особенностей специфики изменения пропорций в экономическом пространстве Содружества можно сделать следующие выводы.

Сложившийся механизм структурной деформации и экономической дезинтеграции является специфической формой проявления деформации воспроизводственного процесса в промышленности стран СНГ. У них общая тенденция – деинвестирование и деиндустриализация экономики – дополнительно сопровождается ещё более масштабным деинвестированием ресурсообрабатывающих отраслей промышленности и особенно глубоким спадом в их производстве. Это приводит к дополнительному уменьшению эффективности промышленного производства, падению качества продукции обрабатывающих отраслей, снижению их рентабельности, сокращению спроса на продукцию этих отраслей. В итоге в странах СНГ интенсивно осуществляется суженное воспроизводство важнейших элементов национальной экономики – ресурсообрабатывающих отраслей промышленности.

Действие механизма структурной деформации и экономической дезинтеграции объективно обусловлено закономерностями, свойственными периоду перехода к рыночным отношениям, поэтому неизбежное приближение цен внутри СНГ к уровню мировых только усилит деформационный и дезинтеграционный процессы.

Если занять в глобальной экономике нишу источника дешёвого сырья и экологически грязного устаревшего производства, то в дальнейшем страны СНГ вряд ли смогут выйти из неё, исчерпав свои природные богатства.

 

      

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.