Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему. Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. Соревнуются между собой отдельные фирмы, компании; проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику. Показано, что в развитии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны; лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элементы, методы, формы подготовки к их участию (В.А. Демин, 1974). Стало быть, генетически и субординационно спортивные состязания «старше» спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот. В.А. Демин выдвинул оригинальную точку зрения, относительно причин возникновения спорта. Как считает автор, спортивные состязания явились одной из гениальных попыток греков найти форму в высшей степени демократической организации, способной мирным путем разрешить спорные вопросы, возникающие между соперничающими общинами. Такая форма регулирования межплеменных отношений была найдена задолго до появления политически оформленного государства.
В связи с тем, что основой спорта являются соревнования, для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития обще-
более концентрированно социальная сущность спорта, через соревнование и в соревновании спорт предстает в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями.
Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Первичная (специфическая) функция соревнования — это определение иерархии мест участников состязаний, т е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Эта функция в первую очередь относится к классу социальных оценок. Вторичные (неспецифические) функции соревнований весьма разнообразны. Этими функциями являются следующие: нормативная, подготовительная, селекционная, стимулирующая, самоутверждения, зрелищная, воспитательная, информационная, познавательная, творческая, коммуникативная, престижная, управления, моделирования, контроля, агитационно-пропагандистская, культурного обмена, рекреационная, экономическая, осуществления международных связей, интеграционная и многие другие.
Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет «рекордный» вариант соревновательного проявления, когда спортсмен имеет установку «сделать что-то лучше всех» в прошлом, настоящем и будущем.
Соревнование как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфические особенности, отличающие от других элементов спорта. На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными особенностями спортивных соревнований являются.
1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;
2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;
3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;
4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;
5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;
6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;
7) равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.
Приложение №1
Основные понятия и термины теории физической культуры
Основными понятиями теории физической культуры являются: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «физкультурная деятельность», «спорт». Каждое из этих понятий отражает одну из сторон деятельности людей, направленной на совершенствование личности, сохранение или изменение свойств и возможностей организма.
Физическая культура- это органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей.
Физическая культура (в узком смысле слова) — это элемент
культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационалъно организованная, систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (авторская редакция. – АР).
Физическое воспитание (в широком смысле слова) — это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоническому развитию человека (АР). Физическое воспитание (в узком смысле слова) — это педагогический процесс, содержанием которого является развитие и совершенствование двигательных возможностей человека (АР).
Физическая подготовка — это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности (АР).
Физическое развитие — это закономерный процесс изменения морфофункционалъных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.
Физическое совершенство - это высшая степени гармонического физического развития и всесторонней двигательной подготовленности человека.
Физкультурная деятельность — это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры (АР).
В системе основных понятий физической культуры особое место занимает термин «спорт».
В России он известен сравнительно недавно — с 1893 года, когда его определение появилось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Одни ученые отмечают его английское происхождение, другие - французское.
Интересно первоначальное толкование этого термина в энциклопедическом словаре: «Спорт- это всякое занятие, имеющее целью увеселение без выгоды».
Спорт — это многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент физической культуры общества, специфическим содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней (АР).
Система (в пер с греч. - составленное из частей) — единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной с частей.
Система физического воспитания — это сложившийся в конкретном обществе тип социальной практики, специфической функцией которого является организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию людей (АР).
Цель - важнейший системообразующий фактор, без которого любая система (в том числе и система физического воспитания) теряет смысл.
Целью отечественной системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облику современного человек образа жизни.
Основными задачами физического воспитания населения страны являются:
- обеспечение общего физкультурного образования на основе освоения ценностей физической культуры (двигательных, интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, технологических);
- физическое совершенствование и укрепление здоровья как главное условие достижения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально значимых видах деятельности;
- индивидуально приемлемое развитие физического потенциал обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств и двигательных умений и навыков;
- формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
- валеологическое образование как важнейший на современном этапе фактор формирования здорового образа жизни (ЗОЖ);
- формирование теоретических и инструктивно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования, и умений приобщать к таким занятиям других.
Определяющие основы представляют собой совокупность нормативных актов и положений, создающих предпосылки и условия, обеспечивающие решение основных задач и достижение цели
Среди них выделяют: социально-экономические, научно-методические, программно-нормативные, организационно-управленческие правовые основы.
Принципы определяют связь физического воспитания с другими общественно значимыми явлениями жизни общества и влияние пользуемых средств физического воспитания на формирование личности.
Действенность любой системы определяется прежде всего характером лежащих в ее основе принципов, которые всегда должны твердо и неукоснительно соблюдаться.
Основными принципами отечественной системы физического воспитания являются:
1. Принцип оздоровительной направленности.
Этот принцип предполагает:
а) при выборе средств и методов физического воспитания руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью;
б) соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся;
в) осуществление систематического врачебно-педагогического контроля.
2. Принцип всестороннего гармонического развития личности.
Данный принцип предполагает:
а) связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. п.);
б) согласованное и соразмерное развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков и освоение специальных знаний.
3. Принцип связи с практической общественнозначимой деятельностью. Этот принцип предполагает:
а) нацеленность на первоочередное формирование жизненно важных и ценных в прикладном отношении двигательных умений и навыков;
б) формирование способностей действовать полезно и эффективно в сложных условиях трудовой или военной деятельности;
в) максимальное использование средств физической культуры для трудового и патриотического воспитания.
Основные направления представляют собой главные пути и основные сферы практической реализации задач, достижения цели, функционирования основ и принципов, осуществление взаимосвязей всех элементов системы. В отечественной системе физического воспитания в настоящее время выделяют следующие основные направления.
1. Базовое направление. Его основой является организуемый в учебных заведениях всех уровней и типов учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры, укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Это направление является общеподготовительным и служит основой для остальных, носящих специализированный характер.
2. Профессионально-прикладное направление. Представляет собой физическое воспитание, осуществляемое с учетом особенностей профессиональной деятельности индивида. Призвано содействовать более успешному освоению профессии, профилактике профессиональных заболеваний, повышению производительности труда и т. п.
3. Спортивное направление. Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным видом спорта. Основной целью занятий в рамках данного направления является подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоки спортивных результатов. Подготовка к соревнованиям осуществляется в процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных и эффективных форм физического воспитания. Спортивная тренировка представляет собой сложный многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки: общую физическую, специальную физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и интегральную виды подготовки.
4. Лечебно-реабилитационное направление. Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, организуемые с целью восстановления работоспособности поел интенсивной трудовой или спортивной деятельности. В рамках этого направления осуществляется также восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).
5. Массовое оздоровительно-рекреативное направление. Предполагает использование средств физической культуры в основном в процессе организации коллективных форм культурного досуга.
6. Преимущественно бытовое физкультурно-гигиеническое направление. В его основе лежит использование средств физической культуры для решения задач восстановления работоспособности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 697.