Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица №1

 

 

 

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ Основные задачи этапа Период подготовки Физ.-спорт. клуб по месту жит-ва, учёбы ДЮСШ СДЮ-ШОР ШВСМ УОР
Спортивно-оздоровительный Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности Весь период + + * _
Начальной подготовки Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации   до 3 лет     +     +     .+     _  
Учебно-тренировочный Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта   до 5 лет     *     +     +     *  
Спортивного совершенствования Совершенствование спортивного мастерства   до 3 лет   _     *     +   +  
Высшего спортивного мастерства Реализация индивидуальных возможностей   3 года и более (с учетом возрастного ценза)     _   *     *     +  

Условные обозначения:                 «+» - основные этапы подготовки

«* » - рекомендуются при наличии условий и возможностей
|«-» - не рекомендуется

 

2.3. Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:

а) тестирование детей;

б) сдача контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

2.4 Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности рекомендуется использовать следующие критерии

а) на спортивно-оздоровительном этапе.

- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с
основами технических навыков в избранном виде спорта;

- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля

б) на этапе начальной подготовки                                                                                                                                

- стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся:

- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

в) на учебно-тренировочном этапе

- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся.

- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта:

- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.

г) на этапе спортивного совершенствования:

- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.

- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства

д) на этапе высшего спортивного мастерства

- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и
международных соревнованиях,

- достижение результатов уровня сборных команд России.




Учебно-тренировочный

первый год 10 20 12 второй год  

Устанавливаются учреждением

 

20 14 третий год   16 16 четвертый год   16 18 пятый год   16 20

Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс

       Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.

При анализе всей совокупности педагогических средств и других факто­ров, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортив­ных результатов, условно можно выделить три компонента подготовки:

Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подго­товленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, конт­рольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.

В современной соревновательной практике можно наблюдать три ме­тодических подхода. Первый — связан со стремлением спортсменов стар­товать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревно­вании. Второй — предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным со­ревнованиям сезона. И третий подход — соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовитель­ные и контрольные соревнования используются лишь как средство подго­товки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится — вся систе­ма подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.

Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной дея­тельности спортсменов в системе их подготовки.

Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представ­ляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подго­товки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы техничес­кой, тактической и психологической подготовки.

Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физи­ческих качеств (общих и специальных), приобретение практических и тео­ретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.

Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма.

Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физи­ческой культуры.

При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и под­готовки спортсменов пользуются следующими понятиями:

а) тренированность: степень биологической приспособленности орга­низма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;

б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность;

в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортив­ным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена.

Третий компонент — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факто­ры общего режима жизни, организованного в соответствии с требования­ми спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспи­тания спортсмена.

Только объединенные в целостную систему все перечисленные компо­ненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тре­нер) должен искать новое, свое.

Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, со­временные тенденции которого отражаются в следующих основных направ­лениях:

I. Резкий прирост объемов тренировочной работы.

II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.

III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффек­тивного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спорт­сменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой ос­нове эффективности процесса подготовки.

IV. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов.

V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных физических способностей и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям.

VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.

VII. Совершенствование системы управления тренировочным процес­сом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной дея­тельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей ста­новления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.

 

Исправление ошибок

       В первую очередь исправлению ошибок подлежат основные ошибки, так как второстепенные являются производными от основных.

       Для исправления необходимо:

1. Дать ученику срочную информацию о протекании отдельных фаз и элементов в структуре движения. Причём, чем быстрее, тем выше эффективность обучения.

2. Вскрывать ошибки совместно с учеником.

3. Не ждать и не ориентировать сразу на конечный результат.

4. Использовать промежуточные ориентиры.

Для исправления ошибок используют:

1. Показ.

2. Объяснение.

3. Выполнение упражнения совместно учителем и учеником.

4. Расчленение упражнения.

5. Выделение фаз.

6. Подводящие упражнения.

7. Выполнение упражнения вместе с партнёром с указанием ошибок друг у друга.

Этапы обучения

1. Ознакомление с техническим приёмом.

2. Первичное освоение приёма в упрощённых условиях.

3. Овладение техническим приёмом в постепенно усложняющихся условиях.

4. Завершение формирования двигательного действия.

5. Совершенствование спортивного мастерства.

 

Таблица №1

 

 

 

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ Основные задачи этапа Период подготовки Физ.-спорт. клуб по месту жит-ва, учёбы ДЮСШ СДЮ-ШОР ШВСМ УОР
Спортивно-оздоровительный Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности Весь период + + * _
Начальной подготовки Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации   до 3 лет     +     +     .+     _  
Учебно-тренировочный Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта   до 5 лет     *     +     +     *  
Спортивного совершенствования Совершенствование спортивного мастерства   до 3 лет   _     *     +   +  
Высшего спортивного мастерства Реализация индивидуальных возможностей   3 года и более (с учетом возрастного ценза)     _   *     *     +  

Условные обозначения:                 «+» - основные этапы подготовки

«* » - рекомендуются при наличии условий и возможностей
|«-» - не рекомендуется

 

2.3. Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:

а) тестирование детей;

б) сдача контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

2.4 Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности рекомендуется использовать следующие критерии

а) на спортивно-оздоровительном этапе.

- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с
основами технических навыков в избранном виде спорта;

- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля

б) на этапе начальной подготовки                                                                                                                                

- стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся:

- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

в) на учебно-тренировочном этапе

- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся.

- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта:

- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.

г) на этапе спортивного совершенствования:

- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.

- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства

д) на этапе высшего спортивного мастерства

- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и
международных соревнованиях,

- достижение результатов уровня сборных команд России.




Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения

3.1. Занятия в спортивной школе проводятся по учебным программам, разрабатываемых и утверждаемых учреждением на основе примерных (типовых) программ по виду спорта допущенных (утвержденных) Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта (далее - учебной программы).

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) - СанПиН 2.4.4. 1251-03 (приложение № 2) утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. №27

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся - 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

3.2. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей раннего, возраста (4-6 лет). Условиями данного набора является:

- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;

- наличие учебной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

- сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном учебной программой;

- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации.

3.3. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.

3.4. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видам спорта.

3.5. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить но результатам сдачи контрольных нормативов.

Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.

3.6. На учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных учебными программами.

3.7. На этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, а по игровым видам спорта - не ниже первого юношеского разряда.

3.8. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

3.9. При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства и в регионе.

3.10. Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой могут выступать за ее команду в течение оговоренного срока (рекомендуемый - два года).

Спортивной школе рекомендуется в течение указанного срока сохранять за тренерами-преподавателями, руководящими работниками и специалистами ранее установленные надбавки (доплаты) за подготовку данных спортсменов.

3.11. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности в соответствии с учебной программой.

Этапы обучения Период обучения (лет) Минимальная наполняемость групп (чел ) Максимальный количественный состав группы (чел) Максималь- ный объём учебно- тренировочной нагрузки (час/нед.)
Спортивно-оздоровительный весь период 15 30 до 6

Начальной подготовки

первый год 15 30 6
второй год 12 30 9
третий год 12 30 9

Учебно-тренировочный

первый год 10 20 12 второй год  

Устанавливаются учреждением

 

20 14 третий год   16 16 четвертый год   16 18 пятый год   16 20

Дата: 2019-12-10, просмотров: 293.