ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ДРЕВНИЙ РИМ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Первые сведения об экономической жизни Древней Греции, характеризующие период раннего рабовладения наука получила из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (X – VIII вв. до н. э.). В этих произведениях характеризуется специфика переходного периода от общинного строя к рабовладению. Утверждаются новые на тот период представления о целесообразности войн и военной добычи; рабстве, как божественно предопределённом явлении; богатстве, как скоплении товаров в их натурально-вещественном содержании и т. д.

К V в. до н. э. относится начало классического рабовладельческого периода в истории Древней Греции. В трудах философов Демокрита, Софокла, Сократа (древнегреческие материалисты) проповедовалась необходимость примириться со своим положением. Народные массы призывали «довольствоваться малым», не завидовать богачам, мириться с частной собственностью, связывая приобретение и сохранение богатства с нравственными добродетелями. Богачам рекомендовали умеренность в обращении и потреблении. Оставаясь на позициях рабовладения, заботились лишь о повышении производительности труда рабов. В частности, Демокрит рекомендовал пользоваться их услугами «как частями тела – каждым по своему назначению».

С IV в. до н. э. начинается новый этап в истории экономической мысли Древней Греции. Этот период характеризуется дальнейшим развитием рабства, обмена, ремесла, усилением имущественного контраста, возникновением глубокого кризиса полисной системы, её демократии. [Полис (город-государство) – особая форма социально-экономической и политической организации общества, как коллектива свободных граждан (демоса), противостоящего рабам и другим категориям зависимого населения, и также чужеземцам – метекам. Принадлежность к полису предоставляла гражданам право на землю и рабов.] Стремление Афин превратить своих союзников в подданных, ограничение свободы их торговли, взимание податей, карательные экспедиции, борьба Афин со Спартой за господство в Греции привели к Пелопоннесской войне (431 – 404 гг. до н. э.), которая закончилась полным поражением Афин. Начался период господства в Греции Спарты.

Вопросы ориентации экономического развития, преимуществ натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, сельского хозяйства и ремесла приобрели актуальное значение. Экономические проблемы становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (ок. 430 – 355 гг. до н. э.) происходил из семьи богатых афинских рабовладельцев-аристократов. Его главное произведение – «Домострой».

Ксенофонт заложил основы теории рационального ведения хозяйства как науки – «домоводство» («oiconomicos», образовано от слов «oikos» – дом и «nomos» – правило, закон, т. е. наука о законах домашнего хозяйства – домоводство). Он определял хозяйство, как владение, имущество полезное для человека.

В его исследованиях прослеживается ориентация на натуральное хозяйство. Однако Ксенофонт подчёркивал необходимость прибыли (излишка), а источник её получения он видел в сфере обмена (торговле).

Земледелие он рассматривал как основную отрасль хозяйственной деятельности. Презрительно относился к труду ремесленников, обрекаемых на сидячий образ жизни (нет пользы в таком труде, т.к. мало времени остаётся для заботы о друзьях, городе).

Рабство он считал естественным законом. Однако исходил из того, что рабов можно заставить повиноваться либо наказывая, либо поощряя. Впервые поставлен вопрос о моральном и материальном (лучше кормить) поощрении рабов.

Ксенофонт одним из первых в истории экономической мысли обратился к всестороннему изучению проблем разделения труда в обществе. Не оспаривая положения о разделении труда на умственный и физический (в зависимости от природного деления людей на свободных и рабов) он углублённо аргументировал новый по тем временам тезис о том, что «наиболее простая работа» может выполняться более производительно. Степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка, которое имеет большие возможности в крупных городах, чем в малых.

Ксенофонт впервые в экономической науке обратил внимание на двоякое потребление блага, выраженное в его полезных свойствах (потребительная стоимость) и способности к обмену (меновая стоимость). Он вводит понятие «ценность» вещи. В «Домострое» он указывает, что «ценность есть нечто хорошее», зависит от полезности вещей, умения пользоваться ими. Друзья полезнее и ценнее волов». Тем самым в понимание ценности Ксенофонт вносил этический момент.

«Ценность – есть то, от чего можно получить пользу». Этому понятию («ценность») он придаёт двоякое толкование. «Для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она – ценность; а если не продаёт, а владеет ею – не ценность».  

 Анализ экономических процессов у Ксенофонта содержит ряд недостатков:

- Двойственность трактовок (Выступает и за натурально-вещественное содержание, и за меновое хозяйство).

- Ксенофонт отрицательно относился к деньгам. (Ученый считал, что увеличение количества золота  ведёт к его обесценению). 

- Ксенофонт сторонник натурального хозяйства, но предлагал использовать денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии.

Платон (428 – 347 гг. до н. э.), современник Ксенофонта. Платона считают представителем античного идеализма. Происходил из семьи афинской землевладельческой знати, получил хорошее образование, много путешествовал. Основатель философской школы в Афинах – Академии.

Проблемы экономического характера исследовались в его работах «Государство» и «Законы». В частности, Платон выдвинул две схемы государственного устройства. 

Платоном была создана концепция «нового», или «идеального» государства, которую он изложил в своей работе «Государство». Основой идеального государства является разделение труда. На основе воззрений о прирождённом неравенстве людей, где каждый человек должен получать свою долю в соответствии со своими способностями (каждый от природы приспособлен к выполнению только одного дела и должен заниматься только им), - Платон считал, что государство должно состоять из трёх сословий:

· философов (правители, управляющие – аристократы);

· воины (стража, армия – защита от врага);

· земледельцы, ремесленники, торговцы.

Рабы – собственность свободных граждан, поэтому рассматриваются вне сословий.

Для первых двух сословий (философов, воинов) Платон предлагает уничтожить частную собственность, чтобы избежать её разлагающего действия, а их материальное обеспечение по уравнительному принципу возьмёт на себя государство. Все хозяйственные заботы, в т. ч. обладание и распоряжение частной собственностью, деньгами, в проекте возлагались на низшее, третье сословие. При этом распределением продуктов питания управляют свободные, а производят продукты рабы. 

Платон признаёт торговлю, поскольку она обслуживает разделение труда, но к ней допускаться должны только третье сословие и иностранцы, т. к. это малопочтенное занятие.

Платон признаёт деньги, только как средство обращения. «Монета – только знак обращения», знак для обмена. Выступал против использования денег как средства платежа.

Платон считал, что неравенство (деление на бедных и богатых) неизбежно, счастье должно быть в соответствии с сословной принадлежностью.

Второй проект идеального государства (замкнутое аграрное рабовладельческое государство) изложен в работе «Законы».

- Это проект государства, отвечающего требованиям современного Платону общества.

- Государство должно быть хозяйственной обособленности, разделении труда между сословиями и самостоятельности.

- Платон отстаивал принципы равномерного распределения земельных наделов, но выступал за «неравный имущественный ценз». Разделение населения на 4 имущественных класса с возможностью перехода из одного в другой в зависимости от уменьшения или увеличения имущества. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то избыток подлежит передаче государству или богам-покровителям.

- Вводит понятие «предел бедности». Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена. Наделы никогда не продаются и передаются по наследству только одному сыну.

Важнейшей отраслью экономики, Платон считал земледелие. Хотя он положительно относился к ремеслу и мелкой торговле, но всегда относил их к менее престижным занятиям и считал, что заниматься торговлей недостойно для свободно рождённых земледельцев. При этом каждый человек от природы приспособлен к выполнению только одного дела и должен заниматься только им.

 Платон о торговле и деньгах:

- Допускает мелкую торговлю. Осуждает крупную торговлю с целью наживы. Выступал против ввоза товаров, в которых нет необходимости, и вывоза тех, которые нужны государству. Отрицательно относился к накоплению денег, к кредиту, к ростовщичеству.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), сын придворного врача македонского царя Аминты III. Ученик Платона (с 17 лет студент Академии в Афинах). 8 лет был личным воспитателем Александра Македонского. 20 лет был участником платоновской академии, основал в Афинах свою философскую школу – Ликей.

    Аристотель разработал оригинальный проект идеального государства. Идеальное государство носит надклассовый характер.

Строение государства:

I. 1. Класс земледельцев.

2. Класс, занимающийся скотоводством.

II. Ремесленники.

III. Торговцы.

IV. Наёмные рабочие.

V. Военное сословие.

VI. Философы, политические деятели.

Особую группу составляли рабы.

Вся земля должна быть разделена на две части: I часть – должна находиться в общем владении государства, II часть – в частном владении.

Аристотель различал две сферы: экономику и хрематистику (от слова «хрема» – имущество, владение), как виды приобретения богатства. Экономика – это естественная хозяйственная деятельность, она представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей (в рамках необходимых для удовлетворения личных потребностей). Её цель – производство необходимых для жизни продуктов. 

Хрематистика – это «искусство наживать состояние», т. е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег – обогащение любым путём. Её цель – «обладание деньгами». Следовательно, все виды хозяйства и деятельности людей рассматриваются с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства.

Свободный человек не должен заниматься ни земледелием, ни ремеслом, ни искусством за плату. Назначение гражданина состояло, по мнению Аристотеля, в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Обучать людей физическому труду – значит уподоблять их рабам.

О рабстве. Рабство существует в силу экономической необходимости. Господство и подчинение – это «общий закон природы» присущий и общественной жизни. (Со дня рождения один властвует, а другой – подчиняется). При этом Аристотель мечтал о времени, когда рабство исчезнет.

Аристотель связывал необходимость рабства с несовершенством орудий труда. Орудия не могут сами работать, их должны приводить в движение рабы как особый вид говорящих орудий. Раб – имущество, приносящее доход.

Аристотель о товаре. Анализируя природу товара, Аристотель отмечает, что пользование благом носит двоякий характер (естественный и неестественный). Под естественным использованием блага он понимал использование вещи в соответствии с её назначением, удовлетворение потребности человека в чём-либо; под неестественным – обмен её на другое благо (сандалии – можно носить и обменивать). И естественное, и неестественное использование блага, по мнению Аристотеля, – потребительная стоимость.

Аристотель заметил, что для обмена нужна пропорция, которая появится только при наличии уравнивания на какой-либо основе, т. е. тезис о равенстве и соизмеримости обмениваемых товаров. Но, по его мнению, оно достигается искусственным путём, вопреки природе вещей.

Таким образом, мыслители Древней Греции были идеологами натурального хозяйства, в то же время они анализировали отдельные элементы системы товарно-денежных отношений и заложили основы экономической науки.

 Древний Рим завершает историю развития рабовладельческого общества. Период расцвета Римской республики и её гибели приходится на кризис рабовладельческой системы эксплуатации, реформирования аграрных отношений.

Марк Порций Катон, старший, (234 – 149 гг. до н. э.) написал трактат «О земледелии» – практическое руководство для хозяина среднего поместья.

Катон из всех видов хозяйственной деятельности на первое место ставил земледелие, как наиболее достойное и выгодное занятие для свободного гражданина. Положительно относился к торговле и ростовщичеству (во II – I вв. до н. э. многие хозяйства были связаны с рынком, зависели от городского спроса).

Катон считал, что прибыльность – необходимая черта хозяйственной деятельности. Он обосновывает теорию «идеального имения», исходя из утверждения «прибыльность». В идеальном имении должны быть все виды хозяйственной деятельности (виноградник, поливной огород, ивняк, масличный сад, луг, хлебная нива и т. д.).

Рабы, по мнению Катона, должны всё время работать, в т. ч. в дождь и по праздникам, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать нормы их довольствия. Он рекомендовал использовать систему уроков. Каждый раб получал в поместье «задание» – работу определённого вида и её объём. Подобные «уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба. Надзиратель (вилик), из среды рабов, должен работать среди них (вести расчёт «уроков», разбирать тяжбы рабов, наказывать виновных и т. д.), тогда он будет знать: о чём они думают, что у них «на уме, и они будут покладистее в работе». Отсюда возник афоризм: «Хозяйский глаз – алмаз».

Катон рассматривает аренду, как положительное явление. Рекомендовал использовать «издольщиков» – работников, нанятых за деньги или долю урожая (собирать упавшие маслины и виноград, косить сено), однако это разрушало рабовладельческий способ производства, поскольку способствовало развитию товарно-денежных отношений.

Таким образом, Катон рассматривал рабовладельческое поместье не просто, как форму натурального хозяйства, а как организацию производства с определённой рыночной ориентацией. Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поставил вопрос об эффективности рабовладельческого хозяйства.

Марк Теренций Варрон (116 – 27 гг. до н. э.). В преклонном возрасте написал трактат «О сельском хозяйстве». В трёх книгах, которые дошли до нас, он рассматривал земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство).

Варрон подчёркивал необходимость прибыльности поместий, а для этого необходимо развивать торговлю и не только ориентироваться на городской рынок, но и сельский. При этом облик поместья, по его мнению, определяет агрокультура, а в конечном итоге – свойства почвы. Для Варрона основная ценность имения – земля. Главное – знать «какова земля и для чего она хороша или нехороша».

Варрон большое внимание уделял земледелию и скотоводству.     

Варрон выделял в поместье три вида орудий труда: «орудия говорящие» – рабы; «орудия бессловесные» – волы, рабочий скот; «немые орудия» – телеги, грабли, корзины и т. д.

По мнению Варрона, на больших сельскохозяйственных работах – сбор винограда, жатва – лучше использовать труд наемных работников.

Он признаёт необходимость материального поощрения рабов. Раб должен быть сытый, одетый, обладающий некоторым имуществом. Рассматривал проблему естественного воспроизводства рабов. За счёт смягчения форм рабства Варрон стремился решить многие проблемы организации рабовладельческого хозяйства (трактат написан после восстания Спартака).

Варрон ориентировался на интенсификацию агрокультуры, а не на ограниченные возможности рабского труда. При этом покупать следует хорошие, но и самые дешёвые инструменты. Их набор и количество должны соответствовать характеру производства и размерам хозяйства.

Однако в I в. н. э. упадок средних рабовладельческих поместий интенсивного типа сопровождался определённым подъёмом латифундий (крупных имений), переходившим к колонатному земледелию. Поскольку труд колонов был производительнее рабского.

Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.) писатель и агроном. Написал 12 книг о сельском хозяйстве, в которых показал состояние сельского хозяйства в период кризиса рабовладельческой системы производства.

Колумелла первый даёт критику теории убывающего плодородия почв. Считает, что упадок сельского хозяйства вызван не бесплодием земли и плохим климатом, а недостатками хозяйствования на земле. Обрабатывают землю худшие рабы, без усердия (сельское хозяйство отдаётся, «как палачу, на расправу самому негодному из рабов, а при наших предках им занимались наилучшие люди и наилучшим образом»); необходимо землевладельцам самим заниматься управлением (труд – это почётное занятие).

   Колумелла для повышения производительности труда рабов предлагал усилить разделение труда между ними (пахари, виноградари) и тем самым повысить квалификацию рабов. Он предлагал делить рабов на группы – не более 10 человек и организовывать между ними что-то подобное соревнованию, с применением морального и материального поощрения.

Колумелла характеризует систему колоната, выступает за её развитие, советует предоставлять отдельные льготы колонам, не допускать частую смену арендаторов. 

Колумелла большое внимание уделял умению управлять поместьем. При этом «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.

Однако все попытки реформ в рабовладельческом хозяйстве заканчиваются прахом.  

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.