Разделение труда логично ведёт к развитию производительных сил и увеличению массы производимого прибавочного продукта.
Первым типом классового общества в истории человеческого общества стало рабовладельческое общество. Различают два типа рабовладельческого общества:
1. Восточные или раннерабовладельческие общества (Египет, Вавилон, Китай, Индия).
2. Античные или позднерабовладельческие общества (Древняя Греция, Древний Рим).
Именно вышеназванные страны составляли центр мировой культуры Древнего мира.
Факторы, способствовавшие развитию этих регионов:
- благоприятные климатические условия;
- развитое (на тот период) скотоводчество и земледелие.
Однако для рабовладельческого строя характерны: низкий уровень производительности труда, несовершенные средства производства. Потребность в крупных, масштабных агрокультурных проектах (строительство плотин, дамб, орошение безводных территорий, пирамиды и т. д.), требовали огромного количества рабочей силы, в качестве которой использовались рабы. Низкий уровень развития производительных сил повышал значимость рабочей силы человека.
В раннеклассовом древневосточном рабовладельческом обществе особую роль играет община. Однако расслоение внутри общины ведёт к появлению специфических видов рабства: фискального (налогового) рабства, когда рабами становились члены общины, не сумевшие заплатить вовремя налоги государству или не упрлатившие долги. В этих условиях роль общины снижается, хотя она продолжает существовать, оказывая в каждой отдельно взятой стране специфическое влияние на ход экономического развития.
Второй вид рабства – рабами становились военнопленные (Древняя Греция, Древний Рим).
Формирование экономических воззрений древнего мира находилось под влиянием следующих факторов:
1. Наличие общины. Большое значение, как форма организации хозяйства, община имела в странах Древнего Востока. Именно здесь противоречие между общинным укладом и рабовладельческим государством достигает наибольшей остроты. Специфика этих стран – налоговое рабство. В этих странах община выступала главной производительной силой.
В Древней Греции и Риме община утратила своё значение и не оказывала заметного влияния на хозяйственную жизнь страны. Войны были основным поставщиком рабов – военнопленных. Вопрос о долговом рабстве не имел в этих странах особого значения.
2. Деспотический характер государства в древних трактатах наиболее остро стоял вопрос об определении пределов вмешательства государства в жизнь страны (Китай: были подняты вопросы о целесообразности государственной монополии регулирования торговли, таксации (установлении верхнего предела) цен, монополизации земли, воды и т. д.). Возникает не только государственное землевладение, но и государственное рабство.
3. Рабство считалось вечным законом. Рабство трактовалось как божественное явление, поэтому во всех учениях прослеживается моральное оправдание рабства. Религиозный окрас, моральное оправдание рабства – лейтмотив всех учений Древнего Мира (речение «Ипусера»: рабство – вечный закон, божественный закон; законы Ману, учение Конфуция в Китае, теории Аристотеля и др.).
Основная проблематика экономических исследований Древнего Мира:
- Определяющим был анализ натурального типа хозяйства (т.е. хозяйства, в котором всё производится для личного потребления, а не обмен, продажу).
- Постановка проблемы собственности. Особое внимание уделяется трактовкам государственной собственности (раннее рабовладельческое общество – Индия, Египет, Китай) и частной собственности (позднее рабовладельческое общество).
- Анализируются, вопросы управления (в том числе и государством). Одним из основных был вопрос о целесообразности государственного вмешательства в жизнь страны.
- Постановка теоретических вопросов. Пытаются найти различие между умственным и физическим трудом, оценка торговли и т.д.
- Возникают первые целостные экономические концепции (теория убывающего плодородия почв, даётся её критика).
Основополагающие исследования велись в области конкретных экономических вопросов:
§ налоговая политика;
§ о роли торговли;
§ проблемы ценообразования (таксация цен);
§ анализ такого явления как ростовщичество;
§ разработка первых земельных кадастров – классификации земли по качеству, плодородию земли (кадастр – основа для налогообложения земли).
Современная экономическая наука, характеризуя рабовладельческий способ производства, делает следующие выводы:
1. Раб – основная производительная сила того периода (V век до н. э. – II в. н. э.).
2. Преобладает внеэкономическое принуждение к труду. Рабовладелец стремится всё время труда раба превратить в прибавочное время, т. е. время работы для создания прибавочного продукта, при выделении минимума средств существования для поддержания жизни раба.
3. Прибавочный продукт, производимый в рабовладельческом обществе, не превращался в капитал (большая часть прибавочного продукта использовалась непроизводительно: на обслуживание заупокойного мира, храмы, роскошь).
4. Падение рабства было неизбежно и обусловлено следующими причинами:
- рабство было не совместимо с техническим прогрессом;
- развитие обмена, товарно-денежных отношений в античном обществе подрывало натуральное хозяйство (низкий уровень производительности труда не давал должной отдачи) и требовало чего-то нового – появляется система коллоната (поселения рабов на землях рабовладельцев, отпущенных им на волю, и выплачивающих ему плату натуральным продуктом или деньгами). Однако система коллоната не получает широкого распространения и является скорее исключением в организации хозяйства;
- отсутствие войн делало рабов дороже, а производительность их труда всё время снижалась;
- разорение мелких крестьян и ремесленников вызывало ослабление экономической и политической мощи государства, что также привело к росту цены на рабов.
Таким образом, крах рабовладельческого строя становится неизбежным.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.