Основные идеи «Артхашастра».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  «Артхашастра» о земледелии:

- огромная роль оросительной системы и возрастание роли доли царского налога водой («водного налога»);

- временные налоговые льготы царь предоставлял тем, кто возделывал целину, восстанавливал заброшенные оросительные сооружения и т. д.;

- «надзиратель за земледелием» (сборщик налогов) должен хорошо знать сельское хозяйство.

«Артхашастра» о ремесле:

- ремесло – работа на заказ, а не на рынок;

- ремесленный труд считался разновидностью обслуживающего труда, а не особой сферой экономики;

- строгий государственный контроль за мерами и весами, качеством товаров;

- штрафы за невыполнение работы к установленному сроку, хищение материала, переданного в обработку и т. д. 

 «Артхашастра» о торговле:

- торговля поставлена в один ряд с земледелием и скотоводством, которые увеличивали доходы казны;

- строгий контроль над торговлей;

- различали сухопутную торговлю и торговлю водным путём (была дифференцированная плата за перевозку);

- торговля должна быть с проверенных весов (каждые 4 месяца должна быть проверка, если нет – штраф);

- торговля питейным делом (алкогольными напитками) должна быть под особым надзором и специально отведенных местах;

- был установлен государственный налог на все продаваемые виды товаров: 1/11 – по счёту (зерно), 1/20 – по весу, 1/50 стоимости – с золота;

- политика в отношении иностранных купцов, в т. ч. мореходов (льготы, поборы и т. п.).

Таким образом, трактат свидетельствует о зрелости экономической мысли древней Индии. Он отразил рабовладельческую направленность экономической мысли Индии того периода. Правомерность существования рабства и каст не вызывает сомнений у автора. «Артхашастра», с одной стороны, отразила практические познания в области ведения хозяйства, с другой, давала самые общие рекомендации по управлению идеальным государством. Прежде всего по организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики.

 

Древний Китай. В I тысячелетии до н. э. Древний Китай достиг высокого уровня материальной и духовной культуры. Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках общих направлений философских и политических учений. Основные течения древнекитайской общественной мысли – конфуцианство, даосизм, моизм, легизм – оформились в VI – III вв. до н. э., но только два первых перешагнули рубеж древности.

Конфуцианство – государственная идеология, которой Китай следовал на протяжении почти двух тысячелетий. Основоположник этой идеологии – Конфуций (Кун-цзы), из знатной, но обедневшей семьи – 551 – 479 гг. до н. э. Своё учение он излагал в форме бесед, которые были записаны его учениками и составили сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Идеал социального строя Конфуций видел в прошлом страны. Появление наследственных наделов подрывало патриархально-общинные устои китайской деревни, происходило падение роли родовой знати в условиях становления централизованной власти.

Основные идеи конфуцианства:

- Конфуций отстаивал консервацию традиционных отношений. Он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению общинно- патриархальных отношений (старшие – младшие, отец – сын, старшие братья – младшие братья, возрастные классы). Он не осуждал рабство. «Каждый человек должен занимать определённое место в жизни и знать свои обязанности».

- Учение о совершенном человеке, благородном муже. Уважение к старшим – одна из основных черт идеального человека. Он относится ко всем одинаково. Такой человек гуманен и обладает чувством долга. «Благородный муж знает только долг, – подчёркивал Конфуций, – а низший человек знает только выгоду». В повседневной жизни ему достаточно «немного пищи и воды, скромное жилище».

- Создал образ идеального правителя. Он рассматривал государство, как большую семью, а правителя – «как отца народа». Конфуций призывал правителей сначала сделать народ богатым, а потом уже его воспитывать.

- «Выравнивание богатства» Конфуций связывал с существовавшей социальной иерархией в обществе. Для предотвращения недовольства низов он предлагал использовать государственную регламентацию сельскохозяйственного производства, в частности, использовать «народ на общественных работах должным образом», не нарушая сезонности земледельческих работ. Он также предлагал правителям облегчить бремя налогов.

Этические нормы, провозглашённые Конфуцием, – философская основа культа семьи и клана в Китае. В результате большие семьи, включавшие главу дома, несколько женатых сыновей, внуков и других родственников, стали характерным явлением на протяжении всей истории страны. После смерти родителей большие семьи делились и старший сын становился главой рода. Возникал мощный клан сородичей, где новые большие семьи, основанные младшими братьями, находились в зависимости от старшего брата.

Таким образом, в экономических воззрениях Конфуция были элементы социальной утопии. Однако его идеи об упорядочении патриархально-семейных отношений имели свои основы и способствовали определённой стабилизации социально-экономического строя докапиталистического Китая (до XVIII в.).

Идеология легизма (VI – III вв. до н. э.). отражала определённые тенденции хозяйственного развития, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления.

Легисты выступали за:

- усиление экономической роли государства;

- формирование императорско-бюрократической системы управления;

- управление страной посредством законов;

- за политическую централизацию и объединение страны.

Возникновение школы легистов связано с именами первых министров царства Чжэн (543 – 522 гг. до н. э.) Цзы Чаня, который ввёл ряд законов, подрывающих власть родовой знати, и Ли Куя (царство Вэй, 424 – 386 гг. до н. э.), который собрал все имевшиеся до него законы и составил их в «Свод». «Свод» законов был основой законодательства периодов Цинь и Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.).

Основные идеи легизма:

- О государственном регулировании хлебного рынка. Резкие колебания рыночных цен наносили ущерб и народному хозяйству в целом и земледельцам. Поэтому государство должно следить за урожаем зерновых культур и стремиться выравнивать цены на рынке путём системы рациональных закупок зерна в урожайные годы и покрывать недостаток продовольствия в голодные годы за счёт продажи хлеба из государственных амбаров по нормированным ценам. 

- Государственная монополия на добычу и производство соли и железа (Шан Ян). Эта идея проводилась в жизнь многие века.

- Государство должно иметь большую армию, могущество государства – это его военная сила.

Причину ослабления экономической мощи легисты видели в слабом развитии ремесла и торговли, а не в ослаблении земледелия, которое объясняли плохим снабжением земледельцев орудиями труда. Государственные монополии, по мнению легистов, ограничивали торговлю (прибыль торговцев). Легисты считали, что богатства приобретаются не благодаря тяжёлому физическому труду, а за счёт манипуляций на рынке.

Широкое распространение в Китае в IV – III вв. до н. э. получили идеи коллективного трактата «Гуань-цзы» о системе государственного регулирования хозяйства, многие его идеи были использованы в хозяйственной практике.

В IV в. н. э. правитель царства Ци основал своего рода академию – «Дворец наук у западных ворот», где работало несколько тысяч учёных. Они написали более 500 сочинений, которые были объединены одним общим названием «Гуань-цзы». До нас дошло только 76 глав этот труда. 

Основные положения «Гуань-цзы»:

- Создание механизма стабилизации натурального хозяйства, при помощи товарно-денежных отношений. Защита хозяйства от рыночной стихии посредством выравнивания товарных цен путём создания государственных постоянных хлебохранилищ.

- Разработка земельного кадастра, попытка установить шкалу качества земли. При «выравнивании земли» должно учитываться плодородие почвы. Уровень налогообложения должен соответствовать качеству земли.

- Предлагалось ввести количественные нормы повинностей и изменять их исходя из ситуации в стране. Т. о. были заложены основы количественного анализа экономических явлений.

- Идея построения государственных финансов без прямых налогов. Т. е. замена налоговых поступлений в казну прибылью от эксплуатации природных ресурсов (надбавки к цене соли и железа должны заменить налоговые сборы).

- Ремесло и торговля не считались бесплодным занятием. Предлагалось провести широкую регламентацию труда и жизни служилого люда, земледельцев, ремесленников, торговцев. Они не должны были менять занятия, а передавать свои знания, навыки и обычаи младшим.

- Идея количественных нормативов регламентации производства. Государство, зная об избытке хлеба (сверх нормы потребления) у крестьян плодородного района, устанавливало норму выпуска денег, с помощью чего происходила закупка излишков зерна. Спрос на продовольствие со стороны государства способствовал бы росту хлебных цен. Зная о недостатке хлеба в горных районах, государство предоставляло бы населению денежные кредиты для закупки продовольствия, цена которого выросла. В результате такой операции государство концентрировало бы в своих руках огромные денежные ресурсы.

- Для стабилизации хозяйства предлагалось применять нормируемую эмиссию денег, что являлось результатом открытия противоположного движения цены товаров и денег.

 

Даосизм (социальные утопии).       

Основоположником даосизма был Лао-цзы (VI –V вв. до н. э.) – современник Конфуция. Каноническая книга даосов – «Дао дэ цзына». Основная категория этого учения – дао, т. е. естественный (соответствующий природе) путь вещей, который не допускает какого-либо вмешательства. Лао-цзы выступал против достижений цивилизации, технического прогресса.

Следовать дао (естественности) означало:

- соблюдать принцип недеяния,

- уменьшить личные желания, освободиться от страстей,

- не опираться на знания,

- отменить запретительные законы, поскольку причина бедности народа – их большое количество;

- вернуться к прошлому (к первобытным временам, не использовать имеющиеся орудия труда).

Таким образом, даосизм полностью отрицал достижения материальной культуры. В обществе, по мнению приверженцев даосизма, должна быть общность имущества, равное участие в распределении общественного продукта, равноправие в управлении государством, равноправие женщин и мужчин, установление отношений благожелательности и взаимопомощи, раскрытие способностей людей на благо общества, забота о детях, престарелых и больных. 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.