Древний Египет.
Египет – одно из первых государств, на территории которого в результате разложения первобытнообщинного строя, образовалось государство. В Египте, как и в других странах древнего Востока, возникают три основные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ (прежде всего для постоянного регулирования режима Нила – общеегипетская система орошения).
Экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой. Главная особенность религиозного учения – вера в загробную жизнь. Поэтому большая часть дошедших до нас памятников письменности – это религиозная литература («Тексты пирамид», «Мемфисский богословский трактат», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых», «Книга дыхания», «Книга прохождения вечности» и т. п.).
Источники экономической мысли среди памятников письменности составляют незначительное количество. Одни из первых экономических трактатов относятся к периоду 3100 – 2800 года до н. э. (Раннее царство), 2800 – 2250 года до н. э. (Древнее царство): биографии вельмож, восхвалявших свои организаторские способности и высокие должности. 2250 – 2050 года до н. э. (Первый переходной период): «Поучение гераклеопольсклого царя своему сыну Мерикара», «Речения Ипусера», «Пророчество Неферти». 2050 – 1750 г. до н. э. (Среднее царство), 1710 – 1560 г. до н. э. (Второй переходный период): «Повесть о красноречивом жителе оазиса», «История пастуха», «Поучение Ахтоя, сына Дауфа, своему сыну Пиопи» и др. 1580 – 1085 г. до н. э. (Новое царство): «Анналы Тутмоса III», дипломатический архив в Ахетатоне, должностные инструкции о служебных обязанностях верховного сановника, «Большой папирус Гарриса», «Папирус Вильбура», школьные поучения, юридические документы и др.1085 – 332 г. до н. э.: архив арамейских документов из Элефантины, различные документы частного права (дарение земли храмам, договоры об аренде, найме и т. д.).
В целом можно выделить следующие виды древних трактатов в Египте:
· поучения,
· речения,
· пророчества,
которые рассматривали одновременно философские, экономические проблемы, вопросы права и т. п.
Для них были присущи следующие черты:
1. Все трактовки имели религиозное содержание, религиозный окрас.
2. В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления, как на уровне государства, так и на более низких уровнях. Рассматривались правила поведения управленческого персонала, моральные устои и другие вопросы.
3. Трактовка проблем собственности. Главная роль отводилась государственной собственности. Анализируются проблемы царско-храмового комплекса (государственная собственность), появляются хозяйства вельмож (частная собственность).
4. Начинается анализ отдельных элементов ТДО. Анализируется природа (моральность) меновой торговли.
5. Вопрос аренды рабов.
6. Ростовщичество.
Специфика древнеегипетской хозяйственной системызаключалась в мелочной государственной регламентации хозяйственной деятельности, планировании труда и перераспределении ресурсов. Всё это позволило сосредоточить производительные силы в одном направлении: ирригационные сооружения (дамбы, плотины), храмы, пирамиды. Однако данное направление, в основном, обслуживало «заупокойный мир». Таким образом, человеческая деятельность была направлена на непроизводительные расходы.
Древнеегипетской экономической мыслью была выработана достаточно стройная система взглядов на ведение сложного государственного хозяйства, обеспечение его рабочей силой, средствами производства, а работников – продовольствием. Были даны рекомендации как преследовать расхитителей государственного имущества. Однако высокая централизация управления хозяйственной жизнью тормозила разработку экономических вопросов, связанных с частным хозяйством и товарно-денежными отношениями. Организация рабского труда не получила значительного развития в древнеегипетской экономической мысли.
В таком же русле шло развитие экономической мысли в странах Передней Азии. Двуречье, долина двух рек – Тигра и Евфрата, названное греками Месопотамией. В VII – IV тыс. до н. э. здесь шло разложение первобытнообщинного строя, формировалось раннеклассовое общество. В отличие от Египта Передняя Азия представляла собой непрочные государственные образования, враждовавших между собой и нередко становившихся жертвами соседних кочевых племён. Экономическая мысль этих государственных образований нашла отражение в документах хозяйственной отчётности Древней Месопотамии, законах Вавилонии, Хеттской державы и Ассирии, а также в Ветхом завете Библии.
Экономическая мысль Передней Азии прошла долгий и содержательный путь, хотя и не выделилась в самостоятельную отрасль знаний. К числу важнейших достижений относится разработка вопросов учёта, организации и управления государственным хозяйством. Были найдены различные формы государственного контроля над экономической деятельностью населения, получившие воплощение в законах из Эшнунны, Хаммурапи, Хеттской державы и Ассирии. Большое значение имела защита населения от произвола ростовщиков в Вавилонии и Палестине. Протест населения против долгового рабства и ростовщичества нашёл выражение в Ветхом завете Библии. В Нововавилонском царстве была выработана простая и универсальная форма обязательства для оформления товарно-денежных отношений, появились «деловые дома», выполнявшие функции первых банков. Одновременно государство препятствовало развитию частной заинтересованности и инициативы, тщательно контролируя экономическую деятельность своих граждан, осуществляя мелочную регламентацию условий торговли и найма, фиксацию товарных цен и т. д. Постоянные вторжения кочевников разрушают развитые экономические центры. Надолго задерживая прогрессивное экономическое развитие наиболее цивилизованных народов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.