I. Сознание и бессознательное
Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. …Психоанализ не может считать сознательное сутью психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.
Состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание… Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а силу, которая привела к вытеснению и его поддерживала, мы ощущаем во время аналитической работы как сопротивление.
Назовем «Я» существо, исходящее из системы В и сначала являющееся ПСЗ (предсознательным); всё остальное психическое, в котором оно себя продолжает и которое проявляется как БСЗ (бессознательное), назовём по обозначению Гроддека «Оно». … Индивид для нас – психическое «Оно», неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится «Я», развитое из системы В как ядра… «Я» нечетко отделено от «Оно», … оно с ним сливается. Но и Вытесненное сливается с «Оно»… Восприятие для «Я» играет ту роль, какую в «Оно» занимает инстинкт. «Я» репрезентирует то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти.
Мотивы, побудившие нас предположить в «Я» еще одну ступень – дифференциацию внутри самого «Я» – назвать эту ступень «Идеалом Я» или «Сверх-Я», разъяснены в других местах. Эти мотивы обоснованные. Новостью, требующей объяснения, является то, что эта часть «Я» имеет менее тесное отношение к сознанию. Первоначально в примитивной оральной фазе индивида, вероятно, нельзя отличить загрузку объектом от идентификации. В дальнейшем можно только предположить, что загрузки объектом исходят из «Оно», для которого эротические стремления являются потребностями…
Воздействие первых идентификаций, происходивших в самые ранние годы, будет общим и длительным. Это возвращает нас к возникновению «Идеала Я», так как за ним кроется самая первая и самая значительная идентификация индивида, а именно идентификация с отцом личного правремени… Но выборы объекта, протекающие в первый сексуальный период и относящиеся к отцу и матери, по-видимому, завершаются такой идентификацией, и таким образом усиливают первичную идентификацию. …
А теперь, когда мы осмеливаемся приступить к анализу «Я», мы можем давать следующий ответ … «Идеал Я» или «Сверх-Я» – репрезентация нашего отношения к родителям … является наследием Эдипова комплекса и, следовательно, выражением наиболее мощных движений и наиболее важных судеб либидо в «Оно».
Легко понять, что «Идеал Я» удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к высшему существу в человеке. Как замену тоски по отцу, он содержит зародыш, из которого образовались все религии. Суждеение о собственной недостаточности при сравнении «Я» с его идеалом вызывает смиренное религиозное ощущение, на которое ссылается исполненный страстью томления верующий ... Социальные чувства основываются на идентификации себя с другими на почве одинакового «Идеала Я».
Религия, мораль и социальное чувство – эти главные содержания высшего в человеке – первоначально составляли одно целое. По гипотезе, изложенной в работе З. Фрейда «Тотем и табу», они филогенетически приобретались в отцовском комплексе; религия и моральное ограничение – путем преодоления прямого Эдипова комплекса; социальные же чувства вышли из необходимости побороть соперничество между членами молодого поколения…
Зигмунд Фрейд. «Я» и «Оно». – В кн.: «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1, Тбилиси: «Мерани», 1991. – с.352–372.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.