Основные характеристики элементов налога на имущество организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ был введён в ст.30 Налогового Кодекса РФ налог на имущество организаций как региональный налог, который стал взиматься с 1 января 2004г.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частно­сти, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодатель­ством региона.

В целом налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:

- объектом налогообложения являются основные средства;

- налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, т.е. по данным бухгалтерского учета;

- предусмотрен порядок исчисления налоговой базы и зачисления налога в бюджет по месту фактического нахождения недвижимого имущества и по месту учета на балансе движимого имущества;

- установлен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах РФ;

- установлено минимальное количество льгот;

- установлены особенности налогообложения имущества иностранных организаций, находящегося на территории Российской Федерации;

Статья 372 НК РФ предусматривает, что налог на имущество организаций обязателен к уплате на всей территории России и с введения гл. 30 НК РФ должен вводиться в соответствующем субъекте РФ региональным законом в соответствии с НК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 30.10.2009 N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2010 г. налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения на основании ст. 374 НК РФ. Данная статья признает плательщиками налога на имущество организаций имеющих объекты налогообложения юридических лиц, к которым относятся:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

- иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Не признаются налогоплательщиками российские и иностранные организации, не имеющие объектов налогообложения на балансе, т.е. не имеющие имущества, указанного в ст. 374 НК РФ.

Не являются плательщиками рассматриваемого налога организации, применяющие специальные режимы налогообложения в порядке, предусмотренном НК РФ. Так, в соответствии с гл. 26.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривает замену уплаты, в частности, налога на имущество организаций уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Согласно п. 1.1 ст. 373 НК РФ не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, а филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности головных по уплате налогов по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений.

Поскольку филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налога на имущество организаций, уплата налога и представление налоговой отчетности за эти структурные подразделения должны производиться законным представителем организации либо через ее уполномоченного представителя. Полномочия представителя организации должны быть подтверждены доверенностью, выдаваемой организацией на его имя в установленном гражданским законодательством порядке (ст. 29 НК РФ).

Объектом налогообложения признается:

1) Для российских организаций – движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств; при этом имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления; соответственно имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера;

2) Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению;

3) Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - находящиеся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций земельные участки, поскольку они облагаются земельным налогом, а также иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам.

Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества организации.

Для целей налогообложения имущество учитывается по остаточной стоимости в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В остаточной стоимости должны быть учтены также результаты переоценок и инвентаризаций основных средств, проведенных в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимости имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные правительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

 Сведения об инвентаризационной стоимости (переоценке) указанного недвижимого имущества иностранной организации в обязательном порядке сообщаются уполномоченными органами и специализированными организациями, осуществляющими учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения контроля над полнотой и правильностью исчисления налогоплательщиком налоговой базы по налогу на имущество организаций, территориальным налоговым органам.

Средняя стоимость имущества, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е числа месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.  

Среднегодовая стоимость имущества, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимости имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в пределах территории соответствующего субъекта РФ (или муниципального образования, если по нормативам согласно бюджетному законодательству субъекта налог зачисляется в местный бюджет) исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:

- по местонахождению организации;

- по местонахождению каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- по местонахождению объекта недвижимого имущества вне места нахождения организации;

- по местонахождению объекта недвижимого имущества вне места нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;

- по местонахождению иностранного представительства;

- по местонахождению объектов недвижимого имущества, находящихся на праве собственности у иностранной организации;

- по местонахождению организации (обособленного подразделения организации с балансом, недвижимого имущества) в отношении недвижимого имущества, имеющего одновременно местонахождение в разных субъектах РФ, либо в субъекте РФ и территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- по местонахождению имущества, входящего в единую систему газоснабжения (ЕСГС).

Статьей 379 НК РФ установлены отчетный и налоговый периоды. Налоговый период предусмотрен как календарный год, а отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В ст. 380 НК РФ определена максимальная налоговая ставка в размере 2,2%. В пределах ставки от 0 до 2,2% законодательные органы субъектов должны установить ставки налога, которые будут применяться на соответствующей территории.

Законодательным органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки. Налоговые ставки могут дифференцироваться в отношении отдельных категорий (например, по видам деятельности) или видов имущества, признаваемого объектом налогообложения (например, имущества, используемого для охраны природы, гражданских воздушных судов, наземного транспорта, памятников истории и культуры регионального значения).

Данный налог содержит значительное число налоговых льгот. Перечень льгот в соответствии со статьей 381 НК представлены в прил. 1.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков – иностранных организаций в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объект недвижимого имущества, исчисление суммы налога в отношении данного объекта производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 384 и 385 НК.

Иностранный организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 205.