Исторические аспекты поимущественного налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История налогов в России выступает частью всемирной истории налогов - науки, предметом которой является установление закономерностей в исполь­зовании тех или иных методов налогообложения в отдельные исторические пе­риоды в разных странах.

Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения в России. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя как прямые, так и косвенные налоги. В числе первых ведущие позиции принадлежали таким платежам, как позе­мельный налог и налог с недвижимых имуществ. Значение этих составляющих в доходах казны, а так же общий подход в их применении можно определить следующим образом.

Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими со­словиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением тех, которые являлись казенными. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 до 17 копеек с десятины в зависимости от качества земли. Существенной особенностью поземельного на­логообложения в данный период является использование такого подхода, при котором объектом обложения являлись не только собственно участки земли, но и доходы от ее владения или использования. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 млн. руб.

К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость, кото­рым в то время облагались жилые дома, заводы, фабрики, складские помеще­ния и другие строения. Для России это был новый налог, введенный вместо подушной подати с горожан. Вместе с тем, несмотря на свою новизну, уже в 1890 г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн. руб. из 4,14 млн. руб. прямых налогов, а в следующем году - 2,8 млн. руб.

В период осуще­ствления реформ С.Ю. Витте был введен только один новый прямой налог - квартирный налог (с 1894г.) и повышен размер налогообложения с городской недвижимости. Целью введения квартирного налога являлось обложение доходов нало­гоплательщиков на основе внешних признаков, таких, как площадь квартиры, косвенно показывающая величину получаемого ее владельцем дохо­да.

Обращает на себя внимание тот факт, что налоговая база квартирного налога рассчитывалась на основе доходности квартиры. При этом если квартира сдавалась внаем, ее доходность определялась исходя из фактического разме­ра наемной платы, а если использовалась только для проживания самого вла­дельца квартиры, - исходя из потенциально возможной наемной платы, кото­рую мог бы получить владелец квартиры при ее сдаче внаем.

Ведущую роль играли имущественные налоги в системе местного нало­гообложения. Так, сбор с земель и сбор со строений во второй половине XIX века представляли собой основной источник доходов местных бюджетов. Доля поземельного обложения в объеме окладных доходов губерний составляла: в 1857 - 1859 г.г. - 40,4%, в 1860 - 1862 г.г. - 44,4%, в 1872 г. - 75,9, в 1890г. -72,5%. В последней четверти XIX в. начале XX в. неуклонно возрастает доля налогообложения строений в общем объеме окладных доходов губерний и уездов. За период с 1872 по 1890 г. рост сумм поступлений от обложения прочих недвижимых имуществ (за исключением земель) составил 212,6%. В 1872 г. доля сбора с прочих недвижимых имуществ в общем объеме окладных сборов составляла 11,4%, в 1890 г. - 18,5%.

Раскладка поземельного сбора и сбора со строений земскими учрежде­ниями осуществлялась самостоятельно. Выработанные ими системы отлича­лись чрезвычайным разнообразием. В соседних уездах одной губернии могли применяться разные системы, нередко страдающие крупными недостатками, к которым относились: неравный подход в обложении, чрезмерное обременение некоторых источников земских доходов, в особенности земли, неправильные оценки. Таким образом, к этому времени назрела острая необходимость приня­тия документа, обобщающего все разнообразие подходов в оценке недвижимо­сти и приведение их к единой методике. Решение данной проблемы было найдено в определенной мере с принятием 8 июня 1893 г. «Правил оценки недви­жимых имуществ для обложения земскими сборами». Эти правила не давали подробной регламентации, а ограничивались лишь общими основными опреде­лениями. Распределение земских сборов осуществлялось специальными учреж­дениями - губернскими и уездными оценочными комиссиями, в деятельности которых значительное участие принимали земские собрания и управы.

В основе подхода, принятого Законом от 8 июня 1893 г., были заложены следующие положения. Прежде всего, величина оценки недвижимых имуществ зависела от условного показателя - средней чистой доходности. Земли оценивались по их местоположению и угодьям, а прочие имущества подлежали индивидуальной оценке.

Проверка количества и качества земель для целей обложения осуществлялась учрежденными в 1888 г. особыми уездными комиссиями. Впоследствии налогообложение земель и других недвижимых имуществ в земских и не зем­ских губерниях постепенно унифицировалось.

В дальнейшем, в период первой мировой войны и Октябрьской револю­ции 1917 г., значимость налогообложения земли и недвижимости несколько со­кратилась. Наиболее весомыми причинами такого рода расстановки акцентов можно считать выдвижение на первый план несколько иных приоритетов сфере налогов, таких как систематическое повышение ставок действующих налогов и сборов и введение новых, чрезвычайных (военный налог, налог на при­рост прибылей, подоходный).

Дальнейшее развитие событий в нашей стране (период военного коммунизма, новой экономической политики) приводит к тому, что прямые налоги становятся основным налоговым источником государства, одновременно явля­ясь при этом орудием социальной политики. Их состав выглядел следующим образом: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подвор­ный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно - поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль и др.

Подоходно-поимущественный налог, являвшийся, по сути, прямым налогом, взимался в Советской России с доходов и имущества как физических, так и юридических лиц. Этот налог был введен Декретом ВЦИК и СНК от 16 ноября 1922 г. Им облагались доходы отдельных лиц и частных акционерных обществ от торго­вой и промышленной деятельности, владения зданиями и другим имуществом, занятий свободными профессиями, а так же суммы, превышающие установленный размер вознаграждений за работу на учреждениях и предприятиях.

Но постепенно обло­жение имущества утратило свое значение и в 1924 г. подоходно - поимущест­венный налог был преобразован в подоходный.

Еще одной разновидностью налогообложения имущества в период НЭПа был квартирный налог, составлявший основу доходных источников ме­стных бюджетов и носивший ярко выраженный политический характер. Налог взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сда­ваемых внаем помещений вне городов. Ставки квартирного налога устанавливались на единицу площади и дифференцировались в зависимости от величины доходов. В ходе налоговой реформы 1930 - 1932 г.г. квартирный налог был упразднен.

Налоговая реформа, осуществлявшаяся в СССР в 1930 - 1932г.г., представляла собой преобразование взаимоотношений предприятий и организаций обобществленного сектора народного хозяйства (государственных и коопера­тивных предприятий) с государственным бюджетом. Поимущественные налоги заняли свое место в системе налогообложения. В их составе можно отметить следующие: налог со строений, земельная рента, государственный налог на лошадей единоличных хозяйств. К этому времени население уплачивало ряд налогов имущественного характера, установленных республиканским законодательством: налог с транспортных средств, налог со ско­та, регистрационный сбор с владельцев собак и т. д. Характерным признаком и принципиальной чертой поимущественных налогов данного периода являлось то, что они составляли основу местного налогообложения. Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения, два из которых приходилось на поимущественные налоги - налог со строений и земельная рента.

Налогом со строений облагались жилые дома, фабрики, заводы, склады, торговые помещения и всякого рода строения и сооружения, находившиеся в пользовании или владении, как частных лиц, так и предприятий и учреждении обобществленного сектора (за исключением строений, отнесенных к имуществу местных Советов, т. е. муниципализированных, за пользование которыми могла взиматься только арендная плата). Предельные ставки налога, дифференцированные по плательщикам, были установлены законом в следующих размерах: для государственных строений, промышленных предприятий - 0,75%, для прочих строений обобществленного сектора - 1,0% к балансовой стоимости (без скидки на амортизацию); для строений рабочих и служащих - 1,0% к страховой оценке, для остальных строений - 1,5% к страховой оценке (с правом республик повышать эту ставку до 2%).

Земельная рента представляла собой дополнение к налогу со строений, так как им облагались застроенные и незастроенные земельные участки, находящиеся в пользовании учреждений, предприятий и лиц, если только за эти участки и возведенные на них строения не взималась арендная плата в доход местных органов. Закон устанавливал перечень земель, с которых взимание арендной платы не допускалось и могла взиматься только рента: земли, обслуживающие строения, принадлежащие кооперации и частным лицам; земли, предоставленные госпредприятиям (кроме отнесенных к имуществам местных Советов) и т. д. Предельные ставки ренты были дифференцированы в зависимости от назначения земельных участков и от так называемых поясов местности и колебались от 0,5 коп. до 3 руб. 50 коп. с квадратного метра земельной площади. При подготовке налоговой реформы неоднократно ставился вопрос об объединении налога со строений и земельной ренты.

Особая ситуация складывалась в сельском хозяйстве, где налогообложение недвижимости сводилось прежде всего к регулированию землепользования. В1921 г. Декретом ВЦИК был введен единый налог на все сельскохозяйственное производство. В целях его взимания были определены три показателя мощности и платежеспособности крестьянского хозяйства: размер пашни, объем урожая и количество человек, из которых состоит крестьянское хозяйство.

Вводилась система налоговых льгот для колхозов (в размере до 10% суммы налога) за выполнение определенных действии, например, за правильную постановку учета и отчетности, за внедрение новых способов возделывания земли и т.д.

В годы Великой Отечественной войны все мероприя­тия в сфере налогов были направлены на достижение одной цели - максималь­ную мобилизацию денежных средств в бюджет для обеспечения военных по­требностей. В этом смысле не стала исключением и система поимущественного обложения.

Мероприятия середины 60-х г.г. в СССР получили название «хозяйственная реформа» (1965 г. - так называемая «Косыгинская» реформа). В сфере распределения чистого дохода общества в процессе реформирования хозяй­ственного механизма предполагалось реализовать следующие задачи:

- изменить порядок распределения прибыли государственных пред­приятий;

- ввести плату за фонды, фиксированные (рентные) платежи;

- реформировать систему подоходного обложения колхозов.

Для периода 1970- 1980-х годов было характерно по­строение самостоятельной системы налогообложения колхозно-кооперативного сектора. Кооперативные и общественные организации уплачивали следующие виды налогов: подоходный налог, земельный налог и налог с владельцев строений, Налог с владельцев строений был введен с 1 июля 1981 г. Положени­ем о местных налогах, взамен действовавшего ранее налога со строений. Налог взимался с любых строений, находящихся в собственности или пользовании данного сектора экономики. Ставки устанавливались дифференцированно: 0,5% стоимости строений - с жилищного фонда кооперативных предприятий и иностранных юридических лиц и 1% стоимости - с остальных строений. Основу оценки строений (в зависимости от ситуации) составляла либо балансовая стоимость, либо инвентаризационная, либо ее страховая величина. Освобожда­лись от уплаты данного налога колхозы, производственные объединения и межхозяйственные предприятия в сельском хозяйстве, рыболовецкие организации. В отношении населения критерием льгот выступал в основном социальный статус или наличие определенных заслуг перед обществом. Уплачивался налог кооперативными предприятиями равными долями в 4 срока (к 15 февра­ля, к 15 мая, к 15 августа и к 15ноября), для других плательщиков - в 2 срока (к 15 июня и к 15 августа). Налог являлся доходной статьей местных бюджетов.

В конце 1991 года был принят целый ряд законодательных актов о налогах, сборах, пошлинах и в том числе важнейшие документы по на­логам, составляющим основу формирования перспективного налога на недви­жимость: Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030 - 1 «О налоге на имущество предприятий», Федеральный закон от 7 декабря 1991г. № 1998 - 1 «О налоге на имущество физических лиц», Федеральный закон от 11 октября 1991 г. «О пла­те за землю».

Становление налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118 - 1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и введением его в действие с 1 января 1992 года. Этим документом были установлены общие принципы налогообложения и состав налогов, образующих налоговую систему нашего государства.

В качестве положительного опыта, накопленного историей и приемлемо­го в современных условиях можно отметить: применение разнообразных форм налогообложения недвижимости в виде самостоятельного земельного налога и сбора со строений, налога на недвижимость и сбора с прочих недвижимых имуществ, оценочного сбора с недвижимых имуществ, квартирного налога; дифференцированный подход к определению налоговой базы коммерческой и жилой недвижимости; проведение работ по оценке недвижимости с целью оп­ределения ее реальной величины.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.