Упрощенная система налогообложения субъектов предпринимательской деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения организации и индивидуальные предприниматели осуществляют в порядке, предусмотренном гл. 26 НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения организаций предусматривает их освобождение от обязанности уплаты, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, при этом организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов согласно ст. 24 НК РФ.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями гл. 26 НК РФ. Так, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысил 15 млн. руб. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяются путем уменьшения объема реализации на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями ст. 346 НК РФ.
Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор при упрощенной системе налогообложения, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий год.
На 2009 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения", установлен равным 1,538.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26 НК РФ на уплату налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные выше, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.
Порядок применения упрощенной системы налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности персонала в указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты их постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в которое была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, за исключением обстоятельств, изложенных в п. 4 ст. 346 НК РФ. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарный дней по истечении отчетного (налогового) периода в соответствии с п. 4 ст. 346 НК РФ.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, имеет право вновь перейти на упрощенную систему налогообложения, но не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Объектом налогообложения признаются:
• доходы;
• доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрошенной системы налогообложения.
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
· доходы о реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
· внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечень которых установлен ст. 346 НК РФ («Порядок определения расходов»). При применении этой статьи следует иметь в виду, что расходы, связанные с приобретением и (или) реализацией товаров, определяются положениями, установленными ст. 268 НК РФ («Особенности Определения расходов при реализации товаров»).
При применении упрощенной системы налогообложения датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) года.
Порядок признания доходов и расходов изложен в ст. 346 НК РФ, положениями которой обязаны руководствоваться налогоплательщики.
Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы в соответствии с гл. 26 НК РФ, не учитывают в целях налогообложения (составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных единицах.
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Налоговая база. Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В случае если объектом налогообложения являются доходы организации и индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения доходов и (или) осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
Заключение
Подробно изучив понятие налоговой льготы можно выделить два подхода к пониманию её определения – содержательный и формальный. В основе содержательного подхода лежит определение налоговой льготы, законодательно закрепленное в ст. 56 НК РФ – определение налоговой льготы как некоего преимущества отдельных категорий налогоплательщиков перед другими. Формальный подход к определению налоговой льготы во главу угла ставит прямое указание налогового закона на то, что то или иное установленное законодателем нормативное положение является налоговой льготой. В настоящее время вторая часть Налогового кодекса РФ содержит лишь два примера формально установленных налоговых льгот - статья 239 НК РФ (глава 24 «Единый социальный налог) и статья 381 НК РФ (глава 30 «Налог на имущество организаций»). Содержательный подход к пониманию налоговой льготы опирается на сущность правовых явлений, а не на их законодательное оформление. Использование такого подхода при анализе части второй НК приводит к выводу о том, что законодатель не ликвидирует, а трансформирует налоговые льготы, определенным образом «встраивая» их в любые используемые им при установлении конкретных налогов конструкции, характеризующие либо субъект налога, либо любой из его элементов. Содержательный подход выявляет бесконечное разнообразие форм налоговых льгот. Такая многовариантность форм не позволяет сконструировать какой-либо единый правовой режим налоговой льготы, поскольку каждая «встроенная» форма приобретает свойства соответствующего элемента налога. Но, следуя тому же содержательному подходу, ныне действующее налоговое законодательство обнаруживает три вида налоговых льгот: 1) явления, являющиеся по сущности и по форме (названию) налоговыми льготами; 2) явления, являющиеся по сущности налоговыми льготами, но таковыми не названные, при этом схожие с ними по своему правовому регулированию; 3) явления, являющиеся налоговыми льготами только по сущности, так называемые «встроенные» налоговые льготы.
Отказ законодателя от использования самого термина «налоговая льгота» не отразился на судебной практике, т.к. суды до сих пор продолжают оперировать им для обозначения тех явлений, суть которых отвечает не формальному, а содержательному подходу к пониманию налоговой льготы. При этом употребление судами термина «налоговая льгота» не переводит обозначенные этим термином явления в статус налоговой льготы. Данный фактор указывает на необходимость приведения в соответствие формы и содержания данного правового явления, что в свою очередь приведет к возможности наиболее полной реализации налогоплательщиками своих прав.
В настоящее время в российском законодательстве о налогах и сборах применяются налоговые льготы в форме частичного сокращения налоговой базы; полного или частичного сокращения объекта налогообложения; изменения сроков или порядка уплаты налогов или сборов; а так же в форме сокращения круга субъектов налогообложения.
Также в работе, мы рассмотрели основные способы использования налоговых льгот в общих чертах и на примере конкретных налогов для физических и юридических лиц. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Поэтому все, на кого распространяется действие налоговых льгот, заинтересованы в знании законов, своих прав и обязанностей.
Для максимально эффективного использования в налоговом планировании льгот, необходимо подготовить специальную подборку из законодательной базы.
Немаловажным критерием эффективности налогового планирования путем применения льгот является принятие во внимание всех, даже самых незначительных льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством.
Список используемой литературы
1. Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М., 1998. С. 94.
2. Петрова Г.В. «Современные проблемы развития теории и практики правового регулирования налогообложения в финансовой деятельности государства» // Журнал российского права. 2002. № 8.
3. Красноперова О.А. «Динамика законодательства Российской Федерации в сфере налоговых льгот» // Гражданин и право. 2000. № 3.
4. Барулин С.В., Макрушин А.В., Тимошенко В.А. Налоговая политика России: Монография. - Саратов: Изд. "Сателлит", 2008. С. 96.
5. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве.., перераб. и доп. М.: Юрист, 2008. C. 17, С. 66, C. 66-67.
6. Зимин А.В. Журнал «Правовой режим налоговых льгот» // Журнал «Налоговые споры: теория и практика». 2008. № 11.
7. Учебное пособие МЭСИ «Налоговое планирование»
8. Кузьмина Н.А. «Налоговые льготы как право налогоплательщиков» // Журнал «Всё для бухгалтера». 2007.
9. Налоговый кодекс РФ (НК РФ)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.