Конституцию образно называют зеркалом общества, его социально-политическим обликом. Конституция Республики Беларусь, гармонично сочетая права и обязанности граждан, по сути, является фундаментом государственности, ее главной несущей конструкцией.
Помимо признания человека высшей ценностью общества и государства, в Конституции Республики Беларусь закреплены такие принципы как верховенство права, политический плюрализм, многообразие форм собственности, разделение и взаимодействие властей. Это позволяет говорить о Республике Беларусь как о демократическом социальном правовом государстве (ст. 1 Основного Закона). Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении:
· народовластия;
· разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
· многообразия политических институтов;
· экономической деятельности в интересах человека и общества; направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Народовластие в Беларуси существует в двух формах: непосредственной и представительной.
Рис. 3.1 Механизм осуществления народовластия в Республике Беларусь
1. Фундаментомполитического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Народовластие в своем высшем проявлении – это власть не от имени народа, а власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей.
Статья 3 Конституции, которая провозглашает народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений.
Конституция белорусского государства (ст. 4) гласит, что «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов…».
Подтверждением этому является то, что в настоящее время на территории Республики Беларусь зарегистрированы и действуют 17 политических партий, Федерация профсоюзов Беларуси (включает 29 республиканских комитетов и советов профсоюзов, 6 областных и Минское городское объединение), 2242 общественных объединения (231 международное, 721 республиканское и 1 290 местных), 17 союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также 60 фондов (4 международных, 3 республиканских и 53 местных).
За последние 5лет зарегистрировано 1091 новое общественное объединение, 25 новых профсоюзов, а также 12 новых союзов общественных объединений.
Основными общественными объединениями - столпами, на которые опирается наше общество, были и остаются профсоюзные, молодежные, ветеранские и женские объединения. Своей работой они охватывают практически все возрастные и социальные слои населения страны.
Одно из проявлений непосредственной демократии – важнейшее конституционное право граждан на обращение в государственные органы, в обязанность которых входит рассмотрение обращения и ответ по существу в определенный законом срок.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях» с 1 января 2006 г. в стране началась работа, цель которой – кардинально изменить порядок решения вопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры.
Республиканские органы госуправления, исполнительные комитеты всех уровней стали осуществлять свою деятельность по принципу «одно окно», упрощающему процедуру получения жителями республики различных документов. В результате сократились количество представляемых гражданами официальных бумаг, а также сроки подготовки и выдачи им справок. Со стороны работников госучреждений стало меньше волокиты при рассмотрении обращений граждан. Для оперативного решения проблемных вопросов была налажена система электронного обмена информацией между государственными органами и организациями, а также установлены «прямые» и «горячие» линии.
Но проблемы в этой сфере пока полностью не решены. Процесс искоренения бюрократизма в стране продолжает набирать обороты. Не легко изменить сознание работников государственных учреждений за короткий промежуток времени. В данной связи 27 декабря 2006 г. вышла в свет Директива Президента Республики Беларусь № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», регламентирующая деятельность чиновников государственных органов всех уровней по обращениям граждан.
Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются , во-первых, развитым производственным и научно-техническим потенциалом, наличием национальной банковской системы, денежной единицы, проведением единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; во-вторых, собственной моделью социально-экономического развития, которая характеризуется сильной государственной властью, рациональным сочетанием государственной, частной и других форм собственности, прагматическим подходом к приватизации.
Важнейшую роль в обеспечении экономической основы народовластия играет конституционное закрепление положения: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» (ст. 13). Этот и другие факты также не могут не находить отражения в проводимой государством экономической политике.
Реализация собственной модели развития позволила укрепить, а не разрушить производственный потенциал, не залезть в обременительные как внешние, так и внутренние долги.
Местное самоуправление выступает в качестве одной из составляющих частей института народовластия.
Главное для деятельности местного самоуправления - участие в нем граждан. Люди осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Важной особенностью Советов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом общегосударственные интересы.
Как отметил Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 24 апреля 2009 г., «пришла пора вывести народовластие на принципиально новый качественный уровень. В этой связи большие надежды мы возлагаем на вновь избранные местные Советы депутатов. Хотелось бы видеть в лице Советов и исполкомов рачительных хозяев, самостоятельно решающих проблемы местного значения».
Местные Советы играют важную роль в реализации политического курса на построение государства для народа.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 401.