МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КАК ОСНОВНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3
1 Местное самоуправление как основной демократический институт 2 Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь. Закрепление демократических основ в Конституции Республики Беларусь 3 Формы непосредственной демократии, их принципиальная взаимообусловленность в самоуправлении 4 Актуальные проблемы совершенствования правового обеспечения местного управления и самоуправления в Республике Беларусь   5     14     18     27
Заключение 36
Список использованных источников 38

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Управление, в том числе и государственное, должно быть определенным образом организовано: без организации нет и не может быть управления, ибо они связаны между собой как форма и содержание, они дополняют друг друга и их отдельное существование бессмысленно. От того, как сформирована и функционирует организационная структура государственного управления, зависит его эффективность.

Каждый системообразующий элемент организационной структуры имеет свои цели, задачи, функции, наделен определенными властными полномочиями и располагает определенными средствами, что в совокупности обеспечивает получение необходимого конечного результата.

В современных условиях модернизации белорусского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм и результативность происходящим в стране разносторонним преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства и становления гражданского общества.

Наличие эффективной демократии на местном уровне, предусматривающей право гражданина прямо участвовать в управлении общественными делами, является одной из основ демократического общества. Успешное функционирование такого общества, его политическая стабильность во многом зависят от характера и содержания взаимодействия центральных органов местного самоуправления, насколько эффективно и с какой результативностью обеспечивается переход от централизованных методов руководства к методам правового, организационно-методического и финансового воздействия на решение местных задач. Особая роль в этом деле отводится местному управлению и самоуправлению. Под местным управлением понимается управленческая деятельность в масштабе территориальной единицы, осуществляемая центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления. Местное же самоуправление — это деятельность самого населения местной территориальной единицы.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов местного самоуправления и демократии в Республике Беларусь на современном этапе.

В процессе исследования проводилось обобщение различных точек зрения, высказанных в экономической литературе, анализировались законодательные, нормативные и статистические данные.

Исследование данной проблемы в настоящий момент имеет большое практическое значение, так как данное исследование и рекомендации на ее основе могут быть применены в реальной практике деятельности местного самоуправления в Республике Беларусь.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (ОТОС), местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

От местных органов управления и самоуправления во многом зависит успех социально-экономического и общественно-политического развития Республики Беларусь. Их деятельность определяет ту эффективность, с которой экономические достижения трансформируются в благосостояние граждан, налаженный быт, коммунальное хозяйство городов, поселков и деревень.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». Поэтому народовластие в Беларуси традиционно рассматривается как основа политического процесса и главный принцип политической жизни.

В результате последовательной реализации принципа демократизма в Республике Беларусь создана развитая система политических институтов и процедур, обеспечивающих подлинное народовластие и полноценное участие белорусских граждан в решении важнейших проблем развития республики, областей, районов, отдельных территорий. Были опробованы и успешно применены как традиционные формы представительской демократии (выборы различных уровней, референдумы), так и отвечающие специфическим белорусским условиям уникальные формы политического участия (всебелорусские народные собрания). Благодаря созданию налаженной системы взаимодействия государственных и общественных структур в Республике Беларусь на практике преодолено противопоставление гражданского общества и государства. Это создало основу для успешного воплощения в жизнь представления о государственности как форме самореализации народа в мировой истории.

Однако окончательное решение данной задачи потребует более серьезных усилий, с чем связано начало нового этапа государственного строительства в Республике Беларусь.

В современных условиях следует обеспечить такую эффективность и результативность деятельности управления, которая позволяла бы людям при минимальных затратах ресурсов, сил и энергии самим добиваться наилучшего и наибольшего результата, по своему усмотрению в полной мере распоряжаться личной судьбой, самим и под свою ответственность решать местные, в том числе и личные проблемы.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3
1 Местное самоуправление как основной демократический институт 2 Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь. Закрепление демократических основ в Конституции Республики Беларусь 3 Формы непосредственной демократии, их принципиальная взаимообусловленность в самоуправлении 4 Актуальные проблемы совершенствования правового обеспечения местного управления и самоуправления в Республике Беларусь   5     14     18     27
Заключение 36
Список использованных источников 38

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Управление, в том числе и государственное, должно быть определенным образом организовано: без организации нет и не может быть управления, ибо они связаны между собой как форма и содержание, они дополняют друг друга и их отдельное существование бессмысленно. От того, как сформирована и функционирует организационная структура государственного управления, зависит его эффективность.

Каждый системообразующий элемент организационной структуры имеет свои цели, задачи, функции, наделен определенными властными полномочиями и располагает определенными средствами, что в совокупности обеспечивает получение необходимого конечного результата.

В современных условиях модернизации белорусского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм и результативность происходящим в стране разносторонним преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства и становления гражданского общества.

Наличие эффективной демократии на местном уровне, предусматривающей право гражданина прямо участвовать в управлении общественными делами, является одной из основ демократического общества. Успешное функционирование такого общества, его политическая стабильность во многом зависят от характера и содержания взаимодействия центральных органов местного самоуправления, насколько эффективно и с какой результативностью обеспечивается переход от централизованных методов руководства к методам правового, организационно-методического и финансового воздействия на решение местных задач. Особая роль в этом деле отводится местному управлению и самоуправлению. Под местным управлением понимается управленческая деятельность в масштабе территориальной единицы, осуществляемая центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления. Местное же самоуправление — это деятельность самого населения местной территориальной единицы.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов местного самоуправления и демократии в Республике Беларусь на современном этапе.

В процессе исследования проводилось обобщение различных точек зрения, высказанных в экономической литературе, анализировались законодательные, нормативные и статистические данные.

Исследование данной проблемы в настоящий момент имеет большое практическое значение, так как данное исследование и рекомендации на ее основе могут быть применены в реальной практике деятельности местного самоуправления в Республике Беларусь.

 



МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КАК ОСНОВНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Местное самоуправление – неотъемлемая часть гражданского общества и представляет собой важнейшую форму народовластия, непосредственно выражающую волю народа и составляющую одну из основ конституционного строя демократического государства. Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем. Как писал А.Солженицын, повседневная реальная жизнь людей зависит на четыре пятых или больше не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе. Именно такой порядок и принят в странах Запада: через эффективное местное самоуправление, где любой имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой порядок есть демократия.

Местное самоуправление, являясь уровнем публичной власти, по своей природе и сущности одновременно выступает и формой самоорганизации граждан. Оно является мощным катализатором создания гражданского общества, поскольку сознательное участие граждан в выработке достойных условий жизни на определенной территории способствует формированию у них ответственности за решение местных проблем, тем самым повышает их общую социальную и гражданскую активность. Кроме того, развитое с традициями местное самоуправление сможет противодействовать возможному возврату к авторитаризму, установлению сбалансированного соотношения между государством и гражданином.

Следует отметить, что в СССР местного самоуправления в современном понимании этого термина не было. Власть в городах и селах была представлена местными отделениями государственной власти.

Специалисты различают четыре модели организации местного самоуправления.

Англосаксонская модель существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах и предполагает, что в пределах своей компетенции местные органы власти действуют автономно от центральных властей и формально не подчиняются им. Автономность местных властей, однако, ограничена. В США, например, существует правило Диллона, предполагающее, что “любое справедливое, разумное и существенное сомнение в наличии того или иного полномочия” должно трактоваться судами против органов местной власти.

Континентальная (французская) модель предполагает самое широкое участие центральных органов власти в работе органов местного самоуправления. Она получила распространение в ряде европейских стран, а также в бывших французских колониях, государствах Латинской Америки и на Ближнем Востоке. Эта система предусматривает прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, а также прямое участие государства в деятельности органов местного самоуправления.

Смешанная модель действует в большинстве государств с федеративным устройством (Германия, Швейцария, Австрия, Бразилия), а также Японии. Местные органы власти, которые почти всегда выбираются, а не назначаются, автоматически становятся и представителями центральных властей на местах.

Советская модель, существовавшая в СССР и других социалистических странах, сохраняется в Китае, Северной Корее и на Кубе. Ее характерная особенность – подчинение любых органов государственной власти партийным структурам.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

· законность;

· социальная справедливость;

· защита прав и законных интересов граждан;

· сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

· единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

· взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

· разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

· выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

· гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

· ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

· обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

· самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления.

В нашей стране постоянно уделяется внимание совершенствованию и реальному укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов.

12 января 2007 года Президент Республики Беларусь подписал Указ № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», в соответствии с которым повышены статус органов местного самоуправления, их роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения. Указом определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня. Такой подход обеспечил не только оперативное, но и качественное финансирование мероприятий социального характера, благоустройства населенных пунктов и т. д.

Опыт работы по реализации Указа № 21 показал: когда первичный уровень власти получил в свое распоряжение ряд доходных источников и исходя из величины поступлений от них смог планировать расходы, местные Советы стали более заинтересованно влиять на все стороны жизни вверенной им территории. У них появились возможности материально укрепиться, а также средства для стимулирования органов общественного самоуправления.

Следует отметить, что после выхода Указа Президента Республики Беларусь № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» многие вопросы, которые раньше казались нерешаемыми, «сдвинулись с места». В частности, сельские Советы стали освобождаться от несвойственных им функций, когда они пытались заниматься всем - вывозом мусора, ремонтом водопроводных сетей, уличным освещением, содержанием улиц и кладбищ и т. д. Каждый должен заниматься своим делом - такую политику сегодня проводит государство.

Важным шагом на пути дальнейшего развития местного самоуправления стало создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Совет по взаимодействию - это структура, которая основана на базе и с участием органов местного самоуправления всех уровней. Вместе с тем это и координационный орган. Он занимается обобщением и внедрением опыта, разработкой единых подходов к той или иной проблеме, доведением до местных органов самоуправления политики государства. Другими словами, Совет по взаимодействию работает «сверху вниз».

Сегодня деятельность Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь выходит на более высокий уровень. Впервые после получения статуса наблюдателя в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы Совет по взаимодействию в марте 2009 года принял участие в пленарном заседании Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге. Были определены перспективы сотрудничества Совета по взаимодействию с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, а также с Ассоциацией агентств местной демократии в целях совершенствования системы местного самоуправления в Республике Беларусь.

Европейский опыт по совершенствованию системы управления на местах очень важен для Беларуси. Кроме того, Беларусь заинтересована в налаживании взаимовыгодных контактов с Конгрессом, в частности, по ключевым вопросам трансграничного сотрудничества.

Следующим этапом в повышении эффективности института местного самоуправления в Беларуси станет создание на базе Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики национальной ассоциации местных и региональных властей. Это также будет способствовать консолидации усилий, направленных на экономическое развитие регионов, поскольку в настоящее время важно повышать самостоятельность, ответственность и инициативность местных органов власти в этой сфере.

Планируется, что Конгресс местных и региональных властей Совета Европы будет оказывать консультативную и организационную помощь в создании национальной ассоциации местных и региональных властей на базе Совета по взаимодействию.

Вопросы дальнейшего развития местного управления и самоуправления в Беларуси находятся постоянно в поле зрения государства. Об этом свидетельствует принятие 4 января 2010 года нового Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», на основании которого в нашей стране упрощено и систематизировано законодательство по этому вопросу. Создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно.

С принятием данного закона отменено 27 прежних законодательных актов и отдельных положений, которые действовали еще с 1984 года. Впервые в законе комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Изменена и структура действующего Закона. Сделан акцент на роли именно местного самоуправления. Новый документ дает возможность и дальше развивать процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности ее работы с населением. Он предоставил местным органам все полномочия, чтобы решать необходимые вопросы на местном уровне, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции.

В Законе компетенция органов местного управления и самоуправления дополняется рядом соответствующих полномочий: законодательно закреплено укоренение принципа «одно окно», упрощены административные процедуры, уделено внимание дальнейшему усовершенствованию работы с гражданами и юридическими лицами.

В целях расширения возможностей граждан в решении вопросов местного значения предусмотрено, что по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления (ОТОС) может вводиться добровольный сбор средств граждан, или так называемое самообложение. Эти средства включаются в местный бюджет и расходуются только на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.

Впервые законодательно закреплен такой единоличный орган территориального общественного самоуправления, как институт старост. На сегодняшний день в соответствии с новым Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» институт старост - это действенное звено между населением и органами местного управления и самоуправления.
С принятием нового закона Беларусью сделан определенный шаг по сближению с аналогичным законодательством европейских государств. Благодаря данному закону местные Советы получили право объединяться на добровольной основе в ассоциации для определения и дальнейшего движения региональных и местных инициатив. Таким образом, сейчас органы местного самоуправления наделены правом осуществлять и международное сотрудничество.

Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому - городские (городов областного подчинения) и районные, к областному - областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.

Особенностью местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Организационные формы деятельности Советов весьма разнообразны. Они осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Основной формой деятельности Совета является сессия. На сессиях рассматриваются вопросы формирования бюджета и прогнозных показателей социально-экономического развития региона; управления государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности; налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет; развития системы здравоохранения; вопросы государственной поддержки организаций бытовых услуг, потребительской кооперации; финансового оздоровления некоторых субъектов хозяйствования.

Советы в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии тех или иных решений. Например, каждый Совет самостоятельно утверждает местный бюджет, программы экономического и социального развития территории исходя из интересов населения, необходимости охраны окружающей среды, историко-культурного наследия с учетом имеющихся материально-финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства.

Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2010 года № 21 в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Конституции Республики Беларусь на 25 апреля 2010 года назначены выборы в местные Советы депутатов двадцать шестого созыва.

Этим правовым актом в стране дан старт очередной избирательной кампании, основанной на демократических принципах свободного волеизъявления народа и выборности власти.

4 января 2010 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов». Изменения и дополнения внесены в Избирательный кодекс Республики Беларусь и Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Все изменения, которые произошли в избирательном законодательстве, отвечают реалиям сегодняшней жизни Беларуси. Речь идет примерно о 130 изменениях в 45 статьях Избирательного кодекса. Изменения, внесенные в действующее избирательное законодательство, в первую очередь направлены на его совершенствование.

Белорусское избирательное законодательство действует уже достаточно давно. Это одна из самых стабильных законодательных баз в нашей стране, которая кардинально не менялась в течение девяти лет. За период правоприменительной практики стало понятно, что созрели определенные предпосылки для его реформирования. Изменились общественные отношения, стал другим расклад политических сил.

Кроме того, свои предложения по реформированию избирательного законодательства высказала ОБСЕ.

Все поправки, принятые в избирательном законодательстве Беларуси, направлены на модернизацию избирательного процесса и повышение доверия граждан к выборам. Самое главное отличие предстоящих местных выборов - отсутствие порога явки избирателей. То есть выборы станут результативными изначально. Другими словами, выборы депутатов в местные Советы будут признаны состоявшимися при любой явке избирателей. Данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентские и президентские кампании.

В целом можно выделить три основных момента нововведений - это усиление общественного контроля, облегчение способа выдвижения кандидатов и повышение критериев работы избирательных комиссий.

Выборы в местные Советы депутатов имеют не только региональное, но и общеполитическое значение. Главная цель этих выборов - формирование дееспособных, инициативных, ответственных перед избирателями местных органов власти.

 




Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.