Вопрос 52.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Итак, первобытный язык нельзя исследовать и опытно проверить.

Однако этот вопрос интересовал человечество с самых давних времен.

Еще в библейских легендах мы находим два противоречивых решения вопроса о происхождении языка, отражающих различные исторические эпохи воззрений на эту проблему. В I главе книги Бытия сказано, что бог творил словесным заклинанием и сам человек был сотворен силой слова, а во II главе той же книги рассказывается, что бог творил «молчком», а потом привел к Адаму (т. е. к первому человеку) всех тварей, чтобы человек дал им имена, и как он назовет, так чтобы и было впредь.

В этих наивных легендах уже обозначились две точки зрения на происхождение языка:

1) язык не от человека и 2) язык о т человека.

В различные периоды исторического развития человечества этот вопрос решался по-разному.

Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар», но не только античные мыслители дали иные объяснения этому вопросу, но и «отцы церкви» в раннем средневековье, готовые признать, что все исходит от бога, в том числе и дар речи, сомневались, чтобы бог мог превратиться в «школьного учителя», который бы обучал людей словарю и грамматике, откуда возникла формула: бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов

Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка. Существовавшие на протяжении долгого времени различные теории происхождения языка (имеется в виду звуковой язык) и з жестов также ничего не объясняют и являются несостоятельными (Л. Гейгер, В. Вундт – в XIX в., Я. Ван-Гиннекен, Н. Я. Марр – в XX в.). Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой язык: такова жестикуляция шаманов, межплеменные сношения населения с разными языками, случаи употребления жестов в периоды запрета пользования звуковым языком для женщин у некоторых племен, стоящих на низкой ступени развития, и т. п. Главные положения, вытекающие из учения Энгельса о происхождении языка, состоят в следующем:

1) Нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека.

2) Происхождение языка научно нельзя доказать, а можно только построить более или менее вероятные гипотезы.

3) Одни лингвисты этот вопрос решить не могут; тем самым этот вопрос, подлежащий разрешению многих наук.

4) Если язык «родился» вместе с человеком, то не могло быть «безъязычного человека».

5) Язык появился как одна из первых «примет» человека; без языка человек не мог бы быть человеком.

6) Если «язык есть важнейшее средство человеческого общения» то он и появился тогда, когда возникла потребность «человеческого общения». Энгельс так и говорит: «когда появилась потребность что-то сказать друг другу».

7) Язык призван выражать понятия, которых нет у животных, но именно наличие понятий наряду с языком и отличает человека от животных.

8) Факты языка в разной мере с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка: язык должен сообщать, называть вещи и т.д.

9) Язык появился как звуковой язык.

Об этом говорится и у Энгельса в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Введение) и в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Следовательно, вопрос о происхождении языка может быть решен, но отнюдь не на основании только языковедческих данных.

Эти решения носят гипотетический характер и вряд ли могут превратиться в теорию. Тем не менее только так можно решать вопрос о происхождении языка, если основываться на реальных данных языков и на общей теории развития общества в марксистской науке.

Вопрос 53.Предпосылки образования языка.

Происхождение языка не случайное явление в истории человека, не следствие подражания звукам природы, не предмет договора между людьми, а необходимый, единый, охватывающий человечество объективный поступательный процесс его развития.

Образование языка было детерминировано совокупностью многих внешних и внутренних факторов. К предпосылкам образования языка относятся:

1) природные условия. Земные и космические условия сделали возможной не только жизнь на Земле, но одновременно и возможность языка, который мог возникнуть только при наличии околоземной воздушной оболочки, необхо­димой как для дыхания, так и для образования звука.

2) биологические, или антропологические предпосылки. Такими предпосылками являются вертикальное положение человека, которое обусловило принципиально иные, по сравнению с животным миром, усложненные, расширенные образ поведения, действия и вообще деятельность человека, поскольку верхние конечности человека оказались свободны для такой деятельности. Вертикальное положение предполагает совершенно иную группировку всех органов человека; особенно это касается органов, участвующих в выражении и восприятии речи. Как утверждают антропологи, только при таком условии стало возможным образование членораздельных звуков. Вертикальное положение обеспечивает широкий кругозор человека, существенно влияет на восприятие и отражение окружающего мира, дает возможность свободного распространения звуковых волн на сравнительно большое расстояние. Вертикальное положение человека не только обеспечило ему трудовую, предметную деятельность, но и позволило использовать совокупность определенных органов в образовании языка, то есть в их вторичной, чисто человеческой, языкообразующей функции.

3) наличие общества и отношений между людьми. Образование языка
возможно только в обществе. О том, что естественные, биологические задатки
могут реализоваться только в человеческом обществе, свидетельствуют
известные науке экстремальные случаи. Так, ребенок, родившийся в отсталом,
первобытном племени, попав с рождения в цивилизованное европейское общество, в последующее время не обнаруживал каких-либо умственных,
биологических отклонений по сравнению с окружающими его людьми. В то же
время современный ребенок, лишившись в раннем детском возрасте
человеческого общества, так называемые дети-маугли, при всех своих
биологических задатках, не может стать человеком в полном смысле этого
слова.

4)достаточно высокая степень развития доязыкового человеческогомышления,
готового к своему преобразованию под воздействием закового выражения
мысли. Такая степень развития мышления была подготовлена длительным
использованием неязыковых знаков. Преобразование мышления выразилось в
создании абстракций, в дифференциации психологических процессов, в
расчленении мыслительного потока и образовании дискретных его форм.

5) Одной из важных предпосылок образования языка является общность
психологических законов довербального и вербального мышления
человека.
Как считают ученые, мышление человека, только начинающего говорить, делающего первые шаги в создании языка, в принципе то же, что и у человека, владеющего языком. Но, конечно, с участием языка мышление и психологические законы получили мощный толчок в своем развитии. Это выражается в их дифференцированности и определенности, разработанности и утонченности. Они приобретают новое качественное развитие, поскольку обрели знаковое выражение и закрепление.

6) наличие невербальных знаков. Многие ученые считают, что формирующееся человеческое общество долгое время использовало в качестве средства общения неязыковые знаки: жесты, мимику, выразительные движения, дейст­вия, предметы. Также длительное время параллельно с невербальными знаками применялся и звук как знак мысли. Доязыковой и языковой знаки сходны по структуре.

7) возможность образования членораздельного звука. Только с помощью членораздельного звука стало возможным отчуждение и вычленение из мышления дискретной, членораздельной мысли. Мысль стала выражаться в знаке, наиболее соответствующем ее природе.

 

















Дата: 2019-12-10, просмотров: 249.