Аккомадации. Ассимиляции. Диссимиляции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протезы в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.п.).

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми). Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции. Взаимодействовать могут как соседние звуки – тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии – это дистактнаяассимиляция. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса;для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации. В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно и регрессивно. Прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после твердых же аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]). Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно.

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми). Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции. Взаимодействовать могут как соседние звуки – тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии – это дистактнаяассимиляция. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса;для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.

Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых звуков получается два различных или менее подобных звука.

Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных.

Эпентезы чаще всего имеют диссимилятивную основу, например вставка согласных (чаще всего [в], [γ] или [j]) между гласными в случае зияния, т.е. непосредственного звучания двух гласных. Так в просторечии говорят Родивон, какаво; такого же происхождения [в] в окончаниях Р.п. ед.ч. прилагательных [зловъ]. Йотовая эпентеза типична в иноязычных слова на –ia: Italia – Италия.

Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же [в], [γ], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова:вострый, восемь. В качестве протетических гласных в русском языке известно [и], например в южнорусских диалектах ишлавместо шла. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова (ыштаны вместо штаны).

Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются при заимствовании иноязычных слов (русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, невропатолог); при переходе из городского литературного языка в диалекты (ведьмедьвместо медведь); при освоении детьми речи взрослых.

  
В речевом потоке фонемы находятся в разных позициях Эти позиции бывают сильными и слабыми Сильные позиции - позиции, в которых противопоставление и различение фонем достигают полной силы Слабые позиции - позиции, в которых противопоставление фонем неполное или совсем исчезает (нейтрализуется) Для гласных сильная позиция - отмечена, слабая - безударная Так, например, в слове села [села] фонема е находится в сильной позиции, а в слове село [это"ло] - в слабой   28. Фонемы, позиции, вариации и варианты В слабой позиции часто происходит нейтрализация (от лат neuter"ни тот, ни другой\") двух или более фонем, то есть их неразличение, совпадение в одном звуке:   Для согласных сильна позиция перед гласными и сонорными, а слабой - перед другими согласными Так, в слове просить фонема с находится в сильной позиции, потому что стоит перед гласным, а в слове просьба эта самая фонема находится в слабой позиции и реализуется в звуке [с *] Фонемы русского языка Г, к, с, с в словах голос, колос, зной, снится находятся в сильной позиции, ь перед гласными и сонорными, а в словах легкий [льбхкьид], к дому [г дома], сдать [способность *] - в слабой, ибо стоят перед шумными согласными, через которые реализуются в звуках [х] лізуються в звуках [х], [г], [з]. Во многих языках, в том числе в русском, белорусском, польском, немецком, слабой позицией для согласных является положение в конце слова Вследствие нейтрализации согласных появляются пары слов, которые зову учат одинаково, но имеют разное написание и значение: рус луг [лук] и лук [лук], гриб [грьип] и грипп [грьип]; польск pod [pot]"под"и pot [pot] нем Bund [bunt]"союз"и bunt [bunt]"пестрый\", Rad [rat]"колесо"и Rat [rat]"советnt] "пістрявий", Rad [rat] "колесо" і Rat [rat] "рада". В украинском и английском языках позиция в конце слова сильна для согласных: Весь хлеб [весь хльиб] - Ваш хлеб [ваш хльиб], нашел гриб [знает и ДСУ гриб] - Заболел гриппом [захвбрьиу англ bag [baeg]"сумка"- back [Ьазк]"спина\"; wide [wald]"широкий"- white [wait]"белый\", hard [ha: d]"сильный"- heart [ha: t d [ha:d] "сильний" - heart [ha:t] "серце". Как видим, в речи выступают уже НЕ фонемы, а их представители, которые называют вариантами фонем, или аллофонов (от греч alio"другой"и phone"звук\"): Варианты фонем нужно отличать от вариаций Вариации фонем - это индивидуальные, территориальные и позиционные видоизменения фонем, которые не влияют на смысл, не утруждают восприятие Так, в частности, каждому индивиду присуща только ему свойственная произношение звуков (тембр, шепелявость, т.д.) Это и будут индивидуальные вариации фонем Орфоэпические особенности произношения характерны и для говорящих определенной тер итории (полтавское смягченное [л *] ([мольокб]), галицкий мягкое Шепелева [сш] ([льв'и Усшьюц]) и т.д.) Такие вариации называют территориальными Примером позиционных вариаций может менных после мягких согласных (укр ляля [льа л '* а], рус мял [м' * ал] и др.), а также переход в русском языке звука [и] в [ы] после предлогов и префиксов безыдейный, исторический - предысторический, я с Иваном [] а сыванъмсыванъм]. В противоположность вариантам, которые приводят к образованию омофонов (слов, которые звучат одинаково, но имеют разное написание и значение), вариации - это"невинные оттенки\", которые не влияют на понимание слов Итак, фонема как недоступная непосредственному восприятию абстрактная единица противопоставляется звуковые как конкретной единицы, в которой фонема материально реализуется в речи Одной фонеме могут соответствует ать несколько звуков Образно говоря, фонема - это"семья звуков"(например, рус фонема в реализуется в звуках [о], [л], [ъ]) Поэтому можно считать правомерным определение фонемы как ряда звуков, ицийно чередуются и служат для различения и отождествления слов и морфэнення слів та морфем.

 

 

[8(91]

Грамматика

Термин грамматика употребляется в двух значениях.
1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения словосочетания и предложения;
2) Грамматика - учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином языке.Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя языка.
Грамматика состоит из нескольких аспектов:
1. Словообразование (дериватология) - занимается изучением образования новых слов по существующим в языке моделям, структуры производных слов, которые подчиняются строго определенным правилам. Словообразование занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой.
2. Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.
3. Синтаксис(в переводе с греческого "военный строй") исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

Морфема в речи представлена конкретными экземплярами. В речи морфема представлена конкретными экземплярами, которые называются морфы/алломорфы. Поскольку морфа – единица двусторонняя (имеет форму и значение), её звуковое варьирование оказывается двояким.2 точки зрения на варьирование морфем:1) одни лингвисты полагают, что единство морфемы создаются единством её функций: при равенстве значений экспонентов характер самих экспонентов безразличен.Если у морфемы есть несколько внешних вариантов (т.е. экспонентов), но при этом сохраняется одно и то же значение можно говорить о том, что это одна и та же морфема, только разные варианты.2) другие лингвисты считают, что о вариантах одной и той же морфемы можно говорить лишь в том случае, где кроме единства функций есть и определённые формальные связи между различными экспонентами (напр., чередование фонем).







Грамматические категории

Грамматическая категория - это грамматических слов при различии форм, объединения, группы, совокупности однородных грамматических явлений и прежде всего совокупности однородных свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения, а общим грамматическим значением.

Так форсы существительных: столу, стене, пути, хотя и имеют разное оформление аффикса, т.е. разную грамматическую форму, но объеденены общим значением дательного падежа существительного.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в сущ. категория рода, числа, собирательности. Абстрактности, вещественности и т.п., а пределах гл.-категории залога, вила и т.п.

Следовательно термины «грамматические категории» и «грамматические формы» нельзя смешивать. Грам. форма связана о способом выражения: это соотношение грам.значения и грамм.способа выражения\ этого значения в их единстве.

В разных языках свои грамматические категории, в этом и заключается их специфичность.

Грамматические категории бывают морфологическими (лексико-грамматическими и словоизменительными) и синтаксическими. Среди морфологических категорий выделяются, например, грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи). Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным.

В языках с развитым словоизменением различаются грамматические категории

- словоизменительные, т.е. такие, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его парадигмы (например, в русском языке - время, наклонение, лицо глагола, число, падеж, род прилагательных, степени сравнения)

- несловоизменительные (классифицирующие, классификационные), т.е. такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова (например, в русском языке - род и одушевленность/неодушевленность существительных).

Различаются также грамматические категории:

- синтаксически выявляемые (реляционные), т.е. указывающие прежде всего на сочетаемость форм в составе словосочетания или предложения (например, в русском языке - род, падеж)

- несинтаксически выявляемые (референциальные, номинативные), т.е. выражающие прежде всего различные смысловые абстракции, отвлеченные от свойств, связей и отношений внеязыковой действительности (например, в русском языке - вид, время)

такие грамматические категории, как, например, число или лицо, совмещают признаки обоих этих типов.

Части речи

Части речи – классы слов, объединенные по трем признакам:

· обобщенное значение (предметность, признак, действие);

· одинаковый состав постоянных и непостоянных грамматических признаков;

· общность основных синтаксических функций.

В русском языке традиционно выделяется десять частей речи, образующих две группы: знаменательные (самостоятельные) и незнаменательные части речи. К знаменательным частям речи относят: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Незнаменательными называют служебные части речи и частицы. Служебные части речи составляют предлоги и союзы. Кроме того, выделяют междометия и звукоподражательные слова.

Имена существительные составляют изменяемые слова, выражающие обобщенное значение предметности и отвечающие на вопросы кто? что?Существительные называют предметы (стол, книга), вещества (масло, ртуть), действия и состояния (рубка, сон), количество (тройка, пятерка), отвлеченные понятия (мир, воля). Их морфологические признаки – категории рода, числа, падежа. В предложении существительные могут быть подлежащим, дополнением, именной частью сказуемого, определением, обстоятельством.

Имя прилагательное обозначает признак, присущий предмету (веселый человек, деревянный дом, лисий хвост), имеет грамматические признаки рода, числа и падежа, зависимые от определяемых существительных (красный цветок, красная лента). В предложении является определением или именной частью составного сказуемого. Имеет краткую форму (я голодна , речь его резка) и формы степеней сравнения.

Имя числительное – часть речи, которая обозначает число (десять, сто), количество и порядок предметов при счете (пять корзин, двадцать пятый год). Сочетания числительного с существительным синтаксически неразложимы, выступают как один член предложения (двое суток). В предложении выступают в роли разных членов предложения.

Местоимение – часть речи, которая содержит обобщенное указание на предметы, их признаки, количества, но не называет их: моя книга, кто-то пришел, несколько тетрадей. По своему лексическому значению и грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными, числительными.

Наречие– часть речи, объединяющая неизменяемые слова, которые обозначают разные признаки действия (быстро бегает), предмета (платье наизнанку), признаки другого признака (очень интересно). Отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и др. Роль в предложении – обстоятельство. Имеет формы степеней сравнения.

Глагол– часть речи, объединяющая слова с общим значением действия (строить), состояния (спать) как процесса. Отвечают на вопросы что делать? что сделать? Постоянные признаки глагола: переходность – непереходность, возвратность – невозвратность, совершенный – несовершенный вид. Глаголы имеют два типа спряжения, также есть разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы. Непостоянные признаки глагола включают формы наклонения, времени, лица, числа, рода. В предложении глаголы, как правило, выступают в роли сказуемого.

Причастие– это особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, которое он производит сам или испытывает на себе со стороны другого предмета, и совмещающая в себе признаки глагола и прилагательного. Имеет полную (Это была заброшенная усадьба) и краткую формы (Эта усадьба была заброшена). В предложении причастия играют роль согласованного определения, краткие формы являются именной частью составного сказуемого.

Деепричастие – неспрягаемая и неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к главному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и совмещающая в себе грамматические свойства глагола и наречия. В предложении деепричастия являются обстоятельствами. Я, подумав, решил, что идти нужно именно туда.

Частица – служебная часть речи, передающая оттенки лексических и синтаксических значений, уточняющих значение слов. Например: Дай я скажу! Как же нам поступить?

Предлог – служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (местоимений) другим словам в предложении. Например: идти через лес, вследствие заморозков.

Союз – служебная часть речи, используется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения. Например: То снег, то дождь. Жди, пока не позовут.

Междометия – это неизменяемая часть речи, выражающая (но не называющая) чувства, побуждения, приветствия. Междометия не связаны синтаксически с другими словами в предложении.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 308.