1. Рынок совершенной конкуренции.
2. Точка безубыточности.
3. Монопольный рынок.
4. Монопольная власть.
5. Рынок монополистической конкуренции.
6. Олигопольный рынок.
7. Картель.
8. Ценовая война.
9. Дуополия.
10. Точка бегства.
11. Ценовая дискриминация.
12. Естественная монополия.
а) Группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
б) Рыночная структура, при которой два продавца защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей.
в) Рынок, на котором один продавец, не имеющий потенциальных конкурентов, противостоит множеству покупателей.
г) Рынок однородного товара с множеством продавцов и покупателей, на котором действия любого из них не влияют на уровень рыночной цены.
д) Рыночная структура, при которой экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос, так, что производство продукции одной фирмой при любом объеме выпуска выгодней, чем производство двумя или более фирмами.
е) Рынок дифференцированного товара с множеством продавцов и покупателей, на котором производители обладают определенной монопольной властью.
ж) Рынок, на котором небольшое число продавцов доминирует в продаже определенного продукта, затрудняя вход на этот рынок другим продавцам.
з) Точка, соответствующая объему производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние общие издержки равны цене продукта.
и) Точка, соответствующая объему производства, при котором цена равна минимальному уровню средних переменных издержек.
к) Возможность монополии воздействовать на уровень цены посредством изменения объема предложения.
л) Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.
м) Продажа отдельных единиц товара (услуги) произведенных с одинаковыми издержками различным покупателям по разным ценам.
Упражнения
Упражнение 1. На основе рисунка ответьте на следующие вопросы:
1) При каком уровень АТС предприятие будет работать безубыточно?
2) Ниже какого уровня должна опуститься цена, чтобы остановилось производство?
3) Чему равны AFС при равновесном объеме выпуска?
Упражнение 2. На основании рисунка ответьте на следующие вопросы:
1) В какой рыночной структуре работает данное предприятие?
2) Получает ли оно экономическую прибыль? Если да, то какова ее величина?
Упражнение 3. По графикам определите получает ли предприятие, работающее в условиях совершенной конкуренции, экономическую прибыль или терпит убытки.
Упражнение 4. На основании рисунка определите ущерб от существования монополии?
Упражнение 5. Ответьте на следующие вопросы, касающиеся совершенно конкурентного предприятия, используя диаграмму краткосрочных издержек:
1) Будет ли предприятие в краткосрочном периоде производить продукцию по цене 6 грн. за единицу?
2) Будет ли предприятие производить продукцию по цене 10 грн. за единицу?
3) Если цена 25 грн. за единицу, будет ли предприятие получать экономическую прибыль?
Упражнение 6. На рисунке представлен монополистический производитель.
1) Укажите кривые: D, MR, MC, ATC.
2) Обозначив равновесную цену как Р0, выпуск как Q0, определите цену и уровень выпуска продукции, которые установит монополист для максимизации своей прибыли. Укажите объем прибыли на рисунке.
Упражнение 7. На рисунке изображены: кривая спроса, кривая средних издержек и предельных издержек. Какую кривую нужно еще нанести на график, чтобы определить уровень цены, обеспечивающий максимальную прибыль монополии?
Упражнение 8. На рисунке изображена линия спроса и три варианта кривых предельного дохода:MR1, MR2, MR3. Какой из этих вариантов MR правильный? Почему?
Тесты
1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:
а) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению АТС;
б) кривая спроса на продукт имеет отрицательный наклон;
в) кривая спроса на продукт фирмы - горизонтальная линия.
2. В условиях монополии:
а) MR=P;
б) MR меньше Р;
в) МС=Р;
г) MR=Р=МС.
3. Равновесие конкурентной фирмы отличается от условий равновесия монополии тем, что:
а) у конкурентной фирмы Р=МС=АС, у монополии Р=MR=МС;
б) у конкурентной фирмы АС=Р, у монополии MR=МС;
в) у конкурентной фирмы АС=МС, у монополии MR=Р.
4. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:
а) кривыми предельной и средней выручки;
б) кривой общей выручки;
в) кривой общих издержек.
5. Какое из приведенных высказываний является неправильным?
а) монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек;
б) для монополиста всегда предельный доход выше цены;
в) монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции.
6. Монополист несет убытки в том случае, если у него:
а) МС<АС;
б) МС<Р;
в) Р<АС.
7. Ломаная кривая спроса при олигополии означает:
а) разрыв линии предельного дохода;
б) разрыв линии предельных издержек;
в) формальный сговор в определении цены.
8. В попытке достичь совместной максимизации прибыли фирмы могут организовываться в:
а) картель;
б) корпорацию;
в) естественную монополию.
9. При равновесии наиболее эффективное распределение ресурсов обеспечивает:
а) монополия;
б) олигополия;
в) совершенная конкуренция;
г) монополистическая конкуренция.
10. Если рыночная цена ниже AVC, то типичная фирма в конкурентной отрасли:
а) имеет сверхприбыль;
б) работает безубыточно;
в) закрывается и, возможно, покидает рынок.
11. Для монополиста с линейной кривой спроса при повышении общей выручки величина предельной выручки:
а) положительная и возрастает;
б) положительная, но сокращается;
в) равна нулю.
12. Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной отрасли обеспечивает при:
а) Р=LAC=MC
б) MR>LAC=VC;
в) Р=MR<МС.
13. Типичная фирма в совершенно конкурентной отрасли:
а) рассматривает рыночную цену продукта как данную;
б) может продать больше продукта в том случае, если снизит цену;
в) продает уникальный товар по сравнению с другими фирмами.
14. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии, был:
а) Э. Чемберлин;
б) А.О. Курно;
в) Дж. В. Робинсон;
г) К. Маркс.
Подчеркните нужные слова
1. Любая фирма в отрасли, которая не может повлиять на цену своего продукта, называется (совершенно конкурентной/монопольной) и выпускает (значительную/незначительную) часть общего отраслевого выпуска.
2. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде цена (выше/ниже/равна) минимуму средних общих издержек.
3. В условиях олигополии (существует/не существует) контроль отдельных фирм над ценой своего продукта, а также (независимость/взаимозависимость) между фирмами при принятии решений об уровне цен.
4. Поскольку монополист должен (повышать/снижать) цену на свою продукцию для того, чтобы продать большее ее количество, цена продукции должна быть (выше/ниже) предельной выручки для любого уровня выпуска.
5. При максимизирующем прибыль уровне выпуска монопольная цена (выше/ниже/равна) предельным издержкам.
6. Цена монополиста на продукцию (выше/ниже) рыночной цены в конкурентной отрасли, а оптимальный выпуск (ниже/выше), чем в условиях конкуренции.
7. В монополистически конкурентной отрасли, по сравнению с совершенно конкурентной отраслью войти на рынок относительно (труднее/легче), в ней существует (много/мало) производителей, каждый из которых изготавливает по сравнению с другими (однородную/дифференцированную) продукцию.
8. При монополистической конкуренции фирмы прилагают усилия к тому, чтобы сделать свой продукт (уникальный/одинаковым) с целью увеличения объема выпуска.
9. Тайный сговор будет наиболее вероятным, если в отрасли имеется (много/мало) производителей и если любое достигнутое соглашение (часто/не часто) изменяется.
10. Дилемма, с которой иногда сталкиваются олигополисты, может быть сформулирована следующим образом: объединиться, установив (высокую/низкую) цену, или надеяться что можно будет ухудшить положения своих конкурентов, установив (высокую/низкую) цену и максимизировав индивидуальную прибыль.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 313.