Раздел II. Теория поведения потребителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    В данном разделе рассматриваются три темы:

1. Теория предельной полезности и поведении потребителя.

2. Ординалистская теория поведения потребителя.

3. Моделирование поведения потребителя на рынке товаров.

 

Рассмотрим краткое содержание этих тем.

В первой теме данного раздела рассматривается понятие полезности (общей и предельной), а также первый и втрой закон Госсена.

Общая полезность – это полезность всего доступного данному индивиду набора благ.

Предельная полезность – это дополнительная полезность, которую получает человек при потреблении каждой последующей единицы имеющихся в его распоряжении благ. Первый закон Госсена – это закон убывающей предельной полезности блага, который говорит о том, что предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Второй закон Госсена отображает правило потребительского равновесия, а именно: потребитель достигает равновесия, когда отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны, то есть , где

МUА, В, …N – предельная полезность товаров А, В, …N.

РА, В, … N – цена товаров А, В, N.

Во второй теме данного раздела оптимальный выбор потребителя моделируется на основе геометрического анализа, путем использования кривых безразличия и бюджетных линий.

Кривая безразличия – это график отражающий все возможные сочетания двух товаров, которые имеют для потребителя одинаковую полезность.

     
 

 


0

 

рис. 2.1. Кривая безразличия            рис. 2.2. Бюджетная линия

 

Бюджетная линия – это графическое изображение всех возможных сочетаний покупок двух товаров, сумма затрат на которые определена и равна бюджету потребителя. Любая точка, лежащая на линии, должна удовлетворять уравнению:

PAЧQA+PBЧQB=I,

где PA, PB, QA, QB – соответственно цены и количества товаров А и В;

I – доход потребителя.

На рисунке 2.2. изображена бюджетная линия потребителя, желающего потратить 100 грн. на покупку товара А по цене 20 грн. за единицу и товара В по цене 10 грн. з единицу.

Третья тема данного раздела описывает графический анализ изменения оптимального состояния потребителя в результате изменения его дохода или изменения цены одного из товаров или обоих товаров.

Изменение оптимального состояния потребителя в результате изменения его дохода можно проследить при построении линии «доход – потребление» - кривой, которая соединяет все точки оптимума потребителя, которые соответствуют разным величинам его дохода (рис. 2.3.).


 

 

 


Все точки оптимума, которые образуются касанием бюджетной линии, которая поворачивается, изменяя угол своего наклона с кривыми безразличия, определяют кривую «цена-потребление» (рис. 2.4.).

 

 

 


2.1. Термины и определения





Дата: 2019-12-10, просмотров: 285.