ПОМОШНИК УЧАСТКОВОГО
ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ
Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике
2-ое издание
Белгород
2010
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель практики - ознакомление с организацией терапевтической службы лечебно-профилактических учреждений, освоение принципов и методов работы участкового врача, приобретение студентами практических навыков в диагностике и лечении терапевтических заболеваний, диспансеризации, реабилитации и профилактике в условиях поликлиники.
Задачи практики:
1. Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении внутренних болезней и организации здравоохранения.
2. Ознакомление с организацией работы участкового врача, методикой поликлинического приема, оказания помощи на дому.
3. Усвоение навыков ведения основной учетно-отчетной документации участкового врача.
4. Изучение основ медико-социальной экспертизы.
5. Освоение методики диспансеризации.
6. Усвоение навыков первичной и вторичной профилактики.
7. Усвоение навыков реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе.
8. Ознакомление с порядком лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.
9. Освоение методов определения основных показателей деятельности врачебного участка и амбулаторно-поликлинического учреждения.
10. Привитие студентам навыков учебно-исследовательской работы.
11. Воспитание у студентов трудовой дисциплины и профессиональной ответственности.
12. Подготовка студентов к самостоятельной трудовой деятельности.
Основные положения практики
Организация практики
Производственная практика по внутренним болезням студентов V курса продолжительностью 24 рабочих дня проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в июле месяце (X семестр). Студенты работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях в качестве помощников участковых врачей под контролем заведующих терапевтическими отделениями поликлиник (общие руководители), под руководством участковых врачей-терапевтов (непосредственные руководители) и ассистентов кафедры (методические руководители).
График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы прикрепленного участкового врача-терапевта. Вместе с участковым врачом студент ведет прием в поликлинике (3 часа) и обслуживает больных на дому (3 часа). Нормы нагрузки на приеме - 5 больных в час, при обслуживании на дому - 2 больных в час.
В процессе прохождения практики продолжается учебно-воспитательный процесс. При этом уделяется большое внимание этико-деонтологическим аспектам будущей профессии, воспитывается чувство гуманного отношения к пациентам. Студенты во время практики, наблюдая за работой участкового врача поликлиники и участвуя в ней, должны еще раз убедиться в том, какое важное значение в правильной диагностике, лечении и профилактике имеют знания и навыки, полученные на предыдущих курсах.
Во время прохождения практики студенты заполняют дневник установленной формы. Записи в дневнике ежедневно подписываются участковым врачом с его печатью. Качество и регулярность ведения дневника ежедневно контролируется методическим руководителем.
В ходе практики студенты участвуют в учебно-исследовательской работе кафедры (УИРС): выполняют курсовую работу и реферат по одной из прилагаемых тем. По завершению практики организуется студенческая итоговая конференция.
По окончании практики на каждого студента непосредственным руководителем составляется характеристика.
Студенты, успешно выполнившие программу практики, допускаются к зачету, который проводится преподавателями кафедры и общими руководителями.
Места проведения практики: городские и районные поликлиники.
Общее руководство практикой студентов осуществляется кафедрой внутренних болезней №2 медицинского факультета БелГУ. Для этой же цели, из расчета не более 30 студентов на одного преподавателя, выделяются ассистенты.
По окончании практики студенты должны представить на кафедру следующие документы:
1. Дневник практики.
2. Характеристика от непосредственного руководителя.
3. Курсовая работа.
4. Реферат.
5. Замечания и предложения по совершенствованию практики.
В дневнике ежедневно отражается проделанная работа.
Указывается количество больных, обслуженных на дому, с приведением паспортных данных, номера амбулаторной карты, диагноза, цели посещения (вызов, активное посещение, диспансеризация и т.д.) и его результатов. Затем даётся характеристика всех принятых в поликлинике больных по нозологическим формам. Например: ОРЗ -5 чел., ИБС - 3 чел., хронический бронхит - 2 чел., язвенная болезнь – 1 чел. и т.д.
Здесь же в качестве примера приводятся основные данные на одного из больных: Ф.И.О., возраст, профессия, жалобы, анамнез, объективные данные, полный клинический диагноз, программа лечения и реабилитации.
Например: Иванов П.Т., 56 лет, Место работы: Автоколонна №1234, должность - слесарь по ремонту автомобилей. Амб. карта №302165. Адрес: ул. Курская-98, кв.120.
Жалобы на боли за грудиной при ходьбе по лестнице на 1-2 этажа или на 1 квартал, с иррадиацией в левую лопатку, купирующуюся в покое или после приема 1 таблетки нитроглицерина, одышку при небольшой физической нагрузке, слабость.
Анамнез. Эпизоды повышения АД отмечает с 40 лет. Около 8 лет артериальное давление сохраняется на цифрах 150/90мм Hg. Антигипертензивные препараты принимал эпизодически («боится осложнений на печень»). Боли за грудиной и одышка появились около полугода, неоднократно обследовался в условиях поликлиники и стационара. Постоянно получает антиангинальные препараты, состояние стабилизировалось, находится под постоянным наблюдением врача.
В анамнезе жизни - курит 30 лет до 1 пачки сигарет в день, алкоголь употребляет умеренно. Обратился в связи с очередным диспансерным осмотром.
Объективно: Кожные покровы и слизистые чистые. Лицо одутловато, гиперемировано. Рост -176 см, вес – 98 кг. Над легкими перкуторно - легочный звук с умеренным притуплением в базальных отделах с обеих сторон, аускультативно – дыхание жестковатое, хрипов нет. ЧДД в покое – 20 в 1'.
Относительные границы расширены влево на 1,5-2 см, тоны приглушены, ритм нарушен по типу экстрасистолии. ЧСС – 84 в 1'. АД – 165/95 мм рт. ст.
Живот увеличен в объеме за счет подкожно-жировой клетчатки, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон. Голени пастозны. Стул и диурез без особенностей.
DS : Основное заболевание: ИБС. Стабильная стенокардия напряжения, II функциональный класс. Атеросклероз коронарных артерий, желудочковая экстрасистолия. СН IIА ст., ФК III.
Сопутствующие заболевания: Гипертоническая болезнь II стадия, II степень, риск IV, гипертоническая энцефалопатия, ангиопатия сетчатки.
Хронический бронхит курильщика, фаза ремиссии. Пневмосклероз. Эмфизема легких. ЛН I ст.
Ожирение II степени.
Лечебно-диагностические мероприятия:
1) Анализ крови и мочи клинический.
2) Кровь на сахар.
3) Биохимическое исследование крови: общий белок и фракции, общий холестерин, липопротеиды разной плотности, ЩФ, АЛТ, АСТ, общий билирубин и фракции, мочевина, креатинин, коагулограмма.
4) ЭКГ.
5) ЭхоКС.
6) УЗИ печени, почек.
7) Консультации окулиста (глазное дно), невролога.
8) Назначено:
Rp: Nitrosorbidi 0,01 № 50 in tabl.
DS: no 1 таблетке 4 раза в день после еды.
Rp: Lercamen 0,01 № 50 in tabl.
DS: по 1 таблетке 1 раз в день.
9). Рекомендовано: стол №10 со снижением калорийности пищи, лечебная физкультура.
11) Очередной осмотр – через месяц.
12) Группа диспансерного наблюдения – IIIб.
Рекомендуется в качестве примера приводить данные о больных с разными заболеваниями. Запись в дневнике за каждый день подтверждается подписью и печатью участкового врача. Студент должен иметь бланк "Отчёта о практике". В нём студент по завершении практики даёт характеристику лечебного учреждения (согласно имеющимся вопросам), высказывает пожелания, замечания по организации практики, указывает общее количество обслуженных на приёме и на дому больных (отдельно диспансерных) и ставит свою подпись. В отчете участковым врачом пишется характеристика студента, где указывается отношение к работе, дисциплина, деловые качества. Характеристика заверяется подписью и печатью. Здесь же методическим руководителем ставится оценка по практике.
В первые дни практики студенты получают у преподавателя тему учебно-исследовательской работы (УИРС). Работа выполняется самостоятельно под руководством методического руководителя и представляется на проверку за 1 неделю до окончания практики.
Содержание практики
Работа на врачебном участке
В начале практики студент работает на участке совместно с участковым терапевтом. В дальнейшем целесообразна самостоятельная работа.
Студент должен уметь:
a) Составить паспорт врачебного участка.
b) Оценить экологические, социальные, бытовые условия жизни населения участка.
c) Организовать санитарно-просветительную работу с населением врачебного участка.
d) Осуществить посещение больного с острым заболеванием или обострением хронического заболевания.
e) Осуществить посещение больного диспансерной группы.
f) Осуществить посещение контактных больных в очаге инфекции и организовать карантинные мероприятия.
g) Организовать плановую и ургентную госпитализацию больных.
h) Дифференцировать абсолютные и относительные показания к госпитализации.
i) Организовать «стационар на дому».
j) Назначить пациенту, находящемуся в «стационаре на дому», необходимые исследования (анализы крови, мочи, кала, ЭКГ, УЗИ и.т.д.) и лечебно-профилактическую программу.
Диспансеризация населения
Студент должен усвоить, что диспансеризация - важнейшее звено в работе участкового врача.
Студент должен знать:
a) Основные нормативные документы Правительства РФ, Минздрава РФ, органов самоуправления субъектов Российской Федерации, определяющие порядок диспансеризации населения.
b) Четыре группы диспансерного наблюдения:
I группа - здоровые люди, не предъявляющие жалоб, не имеющие хронических заболеваний в анамнезе. При обследовании таковых не обнаруживаются изменения со стороны здоровых органов и систем, результаты лабораторных, диагностических исследований без отклонения от нормы. Подлежат обследованию не реже одного раза в год с целью выявления начальных проявлений заболевания.
II группа - лица с факторами риска, предрасположенные к заболеваниям, и отмечающие в анамнезе хроническое заболевание и вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), которые не влияют на трудоспособность и социальную активность, либо имеют факторы риска в отношении заболеваний сердечнососудистых, онкологических, эндокринных, неспецифических заболеваний легких, болезней органов пищеварения и др. Подлежат обследованию не менее двух раз в год с проведением мероприятий оздоровительного характера.
III группа:
а) хронические больные с компенсированным течением заболевания:
б) больные с субъкомпенсированными процессами, дающие частые обострения/часто и длительно болеющие;
в) больные с декомпенсированными заболеваниями, требующие постоянного наблюдения и лечения по показаниям.
IV группа – пациенты, требующие госпитализации, экстренного оперативного лечения.
c) Объемы клинико-лабораторных исследований во время диспансерного наблюдения пациентов с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов.
d) Порядок документирования результатов диспансеризации (ф. 131/у-86, ф. 030/у).
e) Критерии к определению качества диспансеризации и её эффективности:
1. Перевод больного в 1 группу.
2. Стойкое улучшение состояния здоровья - на протяжении последних лет не отмечалось обострения хронического заболевания, отсутствие выраженных функциональных нарушений, трудоспособность сохранена (перевод во 2 группу).
3. Временное улучшение состояния здоровья - в процессе лечения наступает улучшение, а между курсами лечения отмечается обострение, которое, однако, протекает в более лёгкой форме. Все методы обследования свидетельствуют о положительной динамике. При компенсированном течении болезни возможен перевод больного в 3 группу подгруппу «а».
4. Состояние здоровья больного остаётся без изменений - в клинической картине отсутствуют изменения, лечение даёт кратковременное улучшение.
Данные обследования свидетельствуют об активном течении болезни. Группа диспансерного наблюдения такая же.
5. Ухудшение состояния больного - болезненный процесс постоянно прогрессирует, несмотря на проводимое лечение (подгруппа «б» и «в» 3 группы диспансерного наблюдения).
6. Временная утрата трудоспособности - состояние здоровья ухудшается, больной временно не может выполнять свои служебные обязанности и освобождается от работы, однако есть уверенность в том, что в короткий срок (не более 3 мес.) наступит улучшение или выздоровление (подгруппа «б» 3 группы диспансерного наблюдения).
7. Первичная инвалидность - в связи с ухудшением состояния здоровья больной теряет работоспособность на длительное время (более 6 мес.) и нуждается в переводе на инвалидность 3, 2 или 1 группа (подгруппа «в» 3 группы диспансерного наблюдения.
8. Снятие с учёта по причине смерти.
f) Порядок организации периодических и целевых профосмотров различных групп населения (работников предприятий, работников сельского хозяйства, студентов и учащихся, пенсионеров и др.).
g) Организацию и принципы работы отделения (кабинета), профилактики, его роль в ежегодной диспансеризации населения и профилактике заболеваний.
Оформление рецептов
Студент должен знать:
a) Основные нормативные документы, определяющие порядок лекарственного обеспечения пациентов (Приказ от 1 августа 2007 N 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.04.2002 г. №425-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», Приказ МЗ РФ 23 августа 1999 г. №328 (в ред. Приказа МЗ РФ от 09.01.2001 №3) «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)»).
b) Формы рецептурных бланков для выписывания обычных лекарственных препаратов (ф. №107/у), препаратов льготным категориям пациентов (ф. №148-1/у-88), наркотических препаратов (Утв. Приказом Минздрава РФ от 23 августа 1999 г. №328).
c) Форму карты учета льготного отпуска лекарств.
d) Основные рецептурные сокращения.
e) Предельно допустимое количество наркотических и сильнодействующих препаратов для выписывания на одном рецепте.
f) Порядок регистрации и учета рецептов на наркотические сильнодействующие и льготные препараты.
Студент должен уметь:
a) Выписать больному рецепт на стандартном бланке по всем правилам врачебного искусства, обратив особое внимание на сигнатуру, где должна быть указана разовая, суточная доза препарата, кратность его применения и курсовая доза.
b) Осуществить регистрацию и учет рецептов на наркотические сильнодействующие и льготные препараты.
c) Оформить карту учета льготного отпуска лекарств.
Организация оказания
Рекомендации по выполнению курсовой работы
Основные правила выполнения
Примерные темы УИРС
1. Острая пневмония - лечение в амбулаторных условиях, показания к госпитализации, экспертиза трудоспособности, профилактика осложнений, диспансеризация. Возможности этиологической диагностики и антибактериальной терапии в амбулаторных условиях.
2. Дифференциальная диагностика бронхиальной и сердечной астмы в амбулаторных условиях.
3. Лечение бронхиальной астмы в амбулаторных условиях. Помощь и тактика при некупирующемся приступе. Половозрастной состав группы больных бронхиальной астмой на участке. Анализ лечения с позиций клинической фармакологии.
4. Клинические маски рака и туберкулеза легких.
5. Диагностика и лечение легочного сердца в амбулаторных условиях.
6. Диспансеризация больных ХОБЛ: организация на участке, описание группы больных, оценка эффективности и качества диспансеризации.
7. Дифференциальная диагностика гипертонической болезни и симптоматических гипертоний (атеросклеротическая гипертензия, НЦД, ренальные, гемодинамические, эндокринные гипертензии) в условиях поликлиники.
8. Неотложная помощь при гипертоническом кризе в условиях поликлиники. Дифференцированный подход к выбору препаратов.
9. Амбулаторное лечение больных хроническими формами ИБС. Изучение наиболее распространенных в настоящее время антиангинальных препаратов, их эффективность.
10. Нестабильные стенокардии в амбулаторной практике (клинические примеры).
11. Клиническая и ЭКГ-диагностика острого инфаркта миокарда (ОИМ) в амбулаторных условиях. Неотложная помощь (примеры из практики врача, в т.ч. - ретроспективные).
12. Диагноз, дифференциальный диагноз и неотложная помощь при сердечной астме.
13. Амбулаторный этап реабилитации больных, перенесших ОИМ, медико-социальная экспертиза при ИМ. Опыт и результаты реабилитации в данном ЛПУ. Динамическое изучение удельного веса больных ИМ данного участка, признаваемых инвалидами.
14. Медико-социальная экспертиза при гипертонической болезни и хронических формах ИБС. Изучение удельного веса больных с полиморбидными состояниями.
15. Хронический гастрит и язвенная болезнь: диагностика, амбулаторное лечение, особенности терапии у пожилых, показания к госпитализации. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности.
16. Показания к оперативному лечению больных язвенной болезнью. Неотложная помощь при желудочном кровотечении. Удельный вес пациентов, наблюдающихся в данном ЛПУ, перенесших оперативное вмешательство в связи с осложнениями язвенной болезни. Постгастрорезекционный синдром.
17. Неотложная помощь, показания к госпитализации и хирургическому лечению больных с патологией желчевыводящих путей. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности. Удельный вес больных желчекаменной болезнью, подвергнувшихся оперативному лечению. Постхолецистэктомический синдром.
18. Диагностика, амбулаторное лечение, диспансеризация при хронических гепатитах и циррозах печени. Показания к госпитализации. Трудоспособность. Возможности этиологической диагностики хронических гепатитов.
19. Хронический холецистит, дискинезии желчных путей, постхолецистэктомический синдром, желчнокаменная болезнь: диагноз, дифференциальный диагноз, амбулаторное лечение, особенности терапии у пожилых.
20. Остеоартроз: диагностика, лечение, МСЭ, диспансеризация. Скорость развития нарушения функции суставов в зависимости от основных этиологических факторов (избыточная масса тела, длительные нагрузки на суставы и др.).
21. Ревматоидный артрит: диагностика, классификация, установление характера течения, степени активности, степени нарушения функции суставов, лечение, медико-социальная экспертиза, диспансеризация.
22. Важнейшие осложнения стероидной терапии, пути их предупреждения.
23. Подагра: диагностика, медико-социальная экспертиза, диспансеризация. Эффективность современных препаратов.
24. Аллергологические заболевания в практике врача-терапевта. Структура группы больных по нозологическим формам, возможности этиологической диагностики, проблемы лечения.
25. Соматические маски депрессии. Проблемы диагностики соматической патологии у пациентов с депрессией.
26. Организация и структура поликлиники. Основные показатели ее деятельности в динамике за 5 лет (паспорт поликлиники).
27. Стационарзамещающие формы оказания первичной медико-социальной помощи в поликлинике. Анализ темпов развития и эффективности.
28. Структура временной нетрудоспособности по нозологическим формам, поло-возрастному составу больных, их социальному положению, средним срокам, сезонности.
29. Современные проблемы лекарственного обеспечения граждан. Структура и категории пациентов, нуждающихся в льготном обеспечении лекарствами. Анализ наиболее часто назначаемых препаратов при отдельных нозологических формах.
30. Анализ диспансерной работы на участке. Структура группы диспансерных больных, эффективность диспансеризации.
31. Формы и методы реабилитации больных в базовой поликлинике. Оценка ее эффективности.
Образец оформления титульного листа курсовой работы приводится ниже.
Курсовая работа должна быть напечатана на принтере или пишущей машинке с интервалом 1,5. Размер шрифта 12-14 п. Поля: сверху и снизу – 2 см, слева -3 см, справа – 1 см. Готовая работа переплетается.
Образец оформления титульного листа курсовой работы
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Медицинский факультет Кафедра внутренних болезней №2 Зав. кафедрой: ________________ КУРСОВАЯ РАБОТА «СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №4 г. БЕЛГОРОДА» Выполнил студент 951 гр. Петров И.Н. Науч. рук.: ________________________ Дата защиты «___»__________201_г. Оценка ____«_________» Белгород, 201_г. |
5. Планы семинаров (2 часа)
Тема №1. Вопросы амбулаторного наблюдения при заболеваниях легких.
1. Диагностика, лечение и профилактика острых пневмоний в условиях поликлиники.
2. Диагностика, лечение и профилактика ХОБЛ в условиях поликлиники
3. Диагностика лечение и профилактика бронхиальной астмы в условиях поликлиники.
4. Особенности течения и терапия болезней легких у пожилых.
5. Лечение легочного сердца в амбулаторных условиях.
6 Временная нетрудоспособность у пульмонологических больных. Средние сроки освобождения от работы.
7. Стойкая нетрудоспособность у пульмонологических больных.
8. Диспансеризация пульмонологических больных.
Тема №2. Вопросы амбулаторного наблюдения при ИБС и артериальных гипертензиях.
1. Амбулаторное лечение больных гипертонической болезнью и атеросклеротической гипертензией. Особенности терапии у пожилых.
2. Дифференциальная диагностика НЦД и гипертонической болезни в условиях поликлиники,
3. Диагноз, дифференциальный диагноз и неотложная помощь при сердечной астме. Показания к стационарному лечению.
4. Хроническая сердечная недостаточность. Лечение в условиях поликлиники. Особенности терапии у пожилых.
5. Клиника и ЭКГ-диагностика острого инфаркта миокарда (ОИМ) в амбулаторных условиях. Неотложная помощь.
6. Амбулаторный этап реабилитации больных, перенесших ОИМ. ВТЭ при инфаркте миокарда.
7. Медико-социальная экспертиза при гипертонической болезни, НЦД и хронических формах ИБС.
Тема №3. Вопросы амбулаторного наблюдения при заболеваниях органов пищеварения.
1. Методы исследования при желудочно-кишечной патологии в условиях поликлиники.
2. Диагностика, лечение и профилактика язвенной болезни в амбулаторных условиях. МСЭ.
3. Методы исследования при патологии печени и желчевыводящих путей в амбулаторных условиях.
4. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний желчевыводящих путей в амбулаторных условиях. МСЭ.
5. Диагностика, лечение и профилактика хронического панкреатита в амбулаторных условиях.
6. Диагностика, лечение и профилактика хронических заболеваний печени (гепатиты, циррозы) в амбулаторных условиях.
7. Диспансеризация больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Вопросы к собеседованию по итогам практики
1. Принципы работы участкового врача.
2. Структура поликлиники.
3. Основные показатели деятельности поликлиники.
4. Современные стационарзамещающие формы оказания первичной медико-социальной помощи населению и их преимущества.
5. Должностные обязанности участкового врача-терапевта и медицинской сестры врачебного участка.
6. Задачи участкового врача-терапевта.
7. Цели, задачи и методы диспансеризации. Оценка эффективности и качества.
8. Диспансерные группы. Объемы обследования при наиболее часто встречающихся заболеваниях внутренних органов.
9. Принципы и организация медико-социальной экспертизы.
10. Функции МСЭ. Порядок направления на МСЭ.
11. Критерии к определению групп инвалидности.
12. Организация работы участкового врача и основная медицинская учетно-отчетная документация.
13. Объём исследования и лечения больных в поликлинике с заболеваниями лёгких (острые воспалительные заболевания лёгких и бронхов, ХОБЛ, рак лёгкого, плевриты), сердечно-сосудистой системы (ИБС, хроническая ревматическая болезнь, гипертоническая болезнь, симптоматические артериальные гипертензии), желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, язвенная болезнь, хронический гепатит, цирроз печени, синдром мальабсорбции, опухоли желудка и кишечника) и др.
14. Относительные и абсолютные показания к госпитализации.
15. Тактика врача при неотложных состояниях:
а) острой левожелудочковой недостаточности и отёке лёгких;
б) ангинозном статусе;
в) пароксизмальной тахикардии;
г) кардиогенном шоке;
д) гипертоническом кризе;
е) приступе бронхиальной астмы и астматическом статусе;
ж) остром желудочно-кишечном кровотечении;
з) печёночной и почечной коликах;
и) диабетической коме;
к) анафилактическом шоке;
л) острых отравлениях.
11. Организация лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.
12. Функции листа нетрудоспособности.
13. Порядок выдачи, продления и закрытия листа нетрудоспособности.
14. Врачи и ЛПУ, не имеющие права выдавать листок нетрудоспособности.
15. Особенности выдачи листка нетрудоспособности иногородним.
16. Понятие о медико-социальной реабилитации.
17. Принципы санаторно-курортного отбора.
Ответ оценивается по пятибалльной системе. Оценка вносится преподавателем в ведомость.
7. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Заболотных И.И., Кантимирова Р.К. Клинико-экспертная диагностика патологии внутренних органов. – СПб:СпецЛит, 2007. – 190с.
2. Аронов Д.М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца. Клиническая медицина. – 1989. - №3. – С.133-140.
3. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.:ПЕР СЭ, 2002. – 192с.
4. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб.: Гиппократ, 2003. - 320 с.
5. Поликлиническая терапия: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.Я. Барт, В.Ф. Беневская, С.С. Соловьев и др. Под ред. Б.Я. Барта – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 544 с.
6. Внутренние болезни: Учеб. в 2 т / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.) – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. – Т. 1 – 2.
Дополнительная
1. Организация экспертизы временной нетрудоспособности определена приказом МЗ Мед. прома №1 от 1995 года.
2. Порядок выдачи документов удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан приказом МЗ Мед. прома №206 и постановлением фонда социального страхования № 21 от 1994 года.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535. "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
4. Романенко З.В. Артериальные гипертензии: амбулаторно-поликлинические аспекты ведения больных: учеб. – метод. пособие / З.В. Романенко – Мн.: БГМУ, 2006. –32 с.
5. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике: Рук-во для врачей. – СПб.: Гиппократ, 1993. – 320 с.
6. Хурса Р.В. Амбулаторная диагностика и лечение болезней пищевода и желудка: учеб. – метод. пособие. – Мн.: БГМУ, 2002. – 36 с.
7. Хурса Р.В. Организация и содержание работы участкового терапевта: Метод. рекомендации. -- 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: МГМИ, 2000. – 64 с.
8. Яковлева, Е.В., Хурса, Р.В. Оформление медицинской карты амбулаторного больного / Е.В. Яковлева, Р.В. Хурса. – Минск: БГМУ, 2009. – 19 с.
9. Яковлева, Е.В., Хурса, Р.В. Ангина в практике участкового терапевта: методические рекомендации / Е.В. Яковлева, Р.В. Хурса. – Минск: БГМУ, 2009. – 23 с.
Всего осмотрено больных:
Подпись студента
ДНЕВНИК
РАБОТЫ В ПОЛИКЛИНИКЕ
(пример)
Дата | Объем выполненной работы | Подпись и печать врача |
Производственная характеристика студента
V курса медицинского факультета
Всего обслужено больных:
Подпись студента
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи практики | 2 |
2. Основные положения практики | 2 |
2.1. Организация практики | 2 |
2.2. Обязанности методического руководителя практики | 5 |
2.3. Обязанности студентов при прохождении практики | 6 |
3. Программа производственной практики | 7 |
3.1. Содержание практики | 7 |
3.1.1. Задачи участкового терапевта | 7 |
3.1.2. Врачебный прием в поликлинике | 8 |
3.1.3. Работа на врачебном участке | 9 |
3.1.4. Диспансеризация населения | 9 |
3.1.5. Оформление рецептов | 11 |
3.1.6. Экспертиза нетрудоспособности | 12 |
3.1.7. Организация оказания неотложной медицинской помощи в поликлинике | 14 |
3.1.8. Самостоятельная работа студента в терапевтическом кабинете | 14 |
3.1.9. Работа студента в специализированных кабинетах | 15 |
3.1.10. Перечень практических навыков для закрепления в процессе практики | 15 |
3.1.11. Перечень нозологических форм для освоения студентами на практике | 18 |
4. Рекомендации по выполнению курсовой работы | 19 |
4.1. Основные правила выполнения учебно-исследовательской работы | 19 |
4.2. Примерные темы УИРС | 20 |
5. Планы семинаров | 24 |
6. Вопросы к собеседованию по итогам практики | 25 |
7. Рекомендуемая литература | 26 |
Приложения (образцы оформления дневника прохождения практики) | 28 |
Содержание | 37 |
Учебно-методическое пособие
Ольга Алексеевна Ефремова
Юрий Иванович Журавлев
Светлана Ивановна Логвиненко
Галина Николаевна Совенко
ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО
ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ
Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике
ПОМОШНИК УЧАСТКОВОГО
ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПОЛИКЛИНИКИ
Учебно-методическое пособие для студентов V курса по летней производственной практике
2-ое издание
Белгород
2010
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель практики - ознакомление с организацией терапевтической службы лечебно-профилактических учреждений, освоение принципов и методов работы участкового врача, приобретение студентами практических навыков в диагностике и лечении терапевтических заболеваний, диспансеризации, реабилитации и профилактике в условиях поликлиники.
Задачи практики:
1. Расширение и закрепление знаний, полученных при изучении внутренних болезней и организации здравоохранения.
2. Ознакомление с организацией работы участкового врача, методикой поликлинического приема, оказания помощи на дому.
3. Усвоение навыков ведения основной учетно-отчетной документации участкового врача.
4. Изучение основ медико-социальной экспертизы.
5. Освоение методики диспансеризации.
6. Усвоение навыков первичной и вторичной профилактики.
7. Усвоение навыков реабилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе.
8. Ознакомление с порядком лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов.
9. Освоение методов определения основных показателей деятельности врачебного участка и амбулаторно-поликлинического учреждения.
10. Привитие студентам навыков учебно-исследовательской работы.
11. Воспитание у студентов трудовой дисциплины и профессиональной ответственности.
12. Подготовка студентов к самостоятельной трудовой деятельности.
Основные положения практики
Организация практики
Производственная практика по внутренним болезням студентов V курса продолжительностью 24 рабочих дня проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в июле месяце (X семестр). Студенты работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях в качестве помощников участковых врачей под контролем заведующих терапевтическими отделениями поликлиник (общие руководители), под руководством участковых врачей-терапевтов (непосредственные руководители) и ассистентов кафедры (методические руководители).
График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы прикрепленного участкового врача-терапевта. Вместе с участковым врачом студент ведет прием в поликлинике (3 часа) и обслуживает больных на дому (3 часа). Нормы нагрузки на приеме - 5 больных в час, при обслуживании на дому - 2 больных в час.
В процессе прохождения практики продолжается учебно-воспитательный процесс. При этом уделяется большое внимание этико-деонтологическим аспектам будущей профессии, воспитывается чувство гуманного отношения к пациентам. Студенты во время практики, наблюдая за работой участкового врача поликлиники и участвуя в ней, должны еще раз убедиться в том, какое важное значение в правильной диагностике, лечении и профилактике имеют знания и навыки, полученные на предыдущих курсах.
Во время прохождения практики студенты заполняют дневник установленной формы. Записи в дневнике ежедневно подписываются участковым врачом с его печатью. Качество и регулярность ведения дневника ежедневно контролируется методическим руководителем.
В ходе практики студенты участвуют в учебно-исследовательской работе кафедры (УИРС): выполняют курсовую работу и реферат по одной из прилагаемых тем. По завершению практики организуется студенческая итоговая конференция.
По окончании практики на каждого студента непосредственным руководителем составляется характеристика.
Студенты, успешно выполнившие программу практики, допускаются к зачету, который проводится преподавателями кафедры и общими руководителями.
Места проведения практики: городские и районные поликлиники.
Общее руководство практикой студентов осуществляется кафедрой внутренних болезней №2 медицинского факультета БелГУ. Для этой же цели, из расчета не более 30 студентов на одного преподавателя, выделяются ассистенты.
По окончании практики студенты должны представить на кафедру следующие документы:
1. Дневник практики.
2. Характеристика от непосредственного руководителя.
3. Курсовая работа.
4. Реферат.
5. Замечания и предложения по совершенствованию практики.
В дневнике ежедневно отражается проделанная работа.
Указывается количество больных, обслуженных на дому, с приведением паспортных данных, номера амбулаторной карты, диагноза, цели посещения (вызов, активное посещение, диспансеризация и т.д.) и его результатов. Затем даётся характеристика всех принятых в поликлинике больных по нозологическим формам. Например: ОРЗ -5 чел., ИБС - 3 чел., хронический бронхит - 2 чел., язвенная болезнь – 1 чел. и т.д.
Здесь же в качестве примера приводятся основные данные на одного из больных: Ф.И.О., возраст, профессия, жалобы, анамнез, объективные данные, полный клинический диагноз, программа лечения и реабилитации.
Например: Иванов П.Т., 56 лет, Место работы: Автоколонна №1234, должность - слесарь по ремонту автомобилей. Амб. карта №302165. Адрес: ул. Курская-98, кв.120.
Жалобы на боли за грудиной при ходьбе по лестнице на 1-2 этажа или на 1 квартал, с иррадиацией в левую лопатку, купирующуюся в покое или после приема 1 таблетки нитроглицерина, одышку при небольшой физической нагрузке, слабость.
Анамнез. Эпизоды повышения АД отмечает с 40 лет. Около 8 лет артериальное давление сохраняется на цифрах 150/90мм Hg. Антигипертензивные препараты принимал эпизодически («боится осложнений на печень»). Боли за грудиной и одышка появились около полугода, неоднократно обследовался в условиях поликлиники и стационара. Постоянно получает антиангинальные препараты, состояние стабилизировалось, находится под постоянным наблюдением врача.
В анамнезе жизни - курит 30 лет до 1 пачки сигарет в день, алкоголь употребляет умеренно. Обратился в связи с очередным диспансерным осмотром.
Объективно: Кожные покровы и слизистые чистые. Лицо одутловато, гиперемировано. Рост -176 см, вес – 98 кг. Над легкими перкуторно - легочный звук с умеренным притуплением в базальных отделах с обеих сторон, аускультативно – дыхание жестковатое, хрипов нет. ЧДД в покое – 20 в 1'.
Относительные границы расширены влево на 1,5-2 см, тоны приглушены, ритм нарушен по типу экстрасистолии. ЧСС – 84 в 1'. АД – 165/95 мм рт. ст.
Живот увеличен в объеме за счет подкожно-жировой клетчатки, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон. Голени пастозны. Стул и диурез без особенностей.
DS : Основное заболевание: ИБС. Стабильная стенокардия напряжения, II функциональный класс. Атеросклероз коронарных артерий, желудочковая экстрасистолия. СН IIА ст., ФК III.
Сопутствующие заболевания: Гипертоническая болезнь II стадия, II степень, риск IV, гипертоническая энцефалопатия, ангиопатия сетчатки.
Хронический бронхит курильщика, фаза ремиссии. Пневмосклероз. Эмфизема легких. ЛН I ст.
Ожирение II степени.
Лечебно-диагностические мероприятия:
1) Анализ крови и мочи клинический.
2) Кровь на сахар.
3) Биохимическое исследование крови: общий белок и фракции, общий холестерин, липопротеиды разной плотности, ЩФ, АЛТ, АСТ, общий билирубин и фракции, мочевина, креатинин, коагулограмма.
4) ЭКГ.
5) ЭхоКС.
6) УЗИ печени, почек.
7) Консультации окулиста (глазное дно), невролога.
8) Назначено:
Rp: Nitrosorbidi 0,01 № 50 in tabl.
DS: no 1 таблетке 4 раза в день после еды.
Rp: Lercamen 0,01 № 50 in tabl.
DS: по 1 таблетке 1 раз в день.
9). Рекомендовано: стол №10 со снижением калорийности пищи, лечебная физкультура.
11) Очередной осмотр – через месяц.
12) Группа диспансерного наблюдения – IIIб.
Рекомендуется в качестве примера приводить данные о больных с разными заболеваниями. Запись в дневнике за каждый день подтверждается подписью и печатью участкового врача. Студент должен иметь бланк "Отчёта о практике". В нём студент по завершении практики даёт характеристику лечебного учреждения (согласно имеющимся вопросам), высказывает пожелания, замечания по организации практики, указывает общее количество обслуженных на приёме и на дому больных (отдельно диспансерных) и ставит свою подпись. В отчете участковым врачом пишется характеристика студента, где указывается отношение к работе, дисциплина, деловые качества. Характеристика заверяется подписью и печатью. Здесь же методическим руководителем ставится оценка по практике.
В первые дни практики студенты получают у преподавателя тему учебно-исследовательской работы (УИРС). Работа выполняется самостоятельно под руководством методического руководителя и представляется на проверку за 1 неделю до окончания практики.
Обязанности методического руководителя практики
1. В намеченные сроки осуществляет паспортизацию баз по установленной форме, участвует в заключении договоров с руководителями амбулаторно-поликлинических ЛПУ.
2. На иногородних базах участвует в размещении студентов в общежитии, в организации питания.
3. Проводит инструктаж по вопросам производственной практики с участковыми врачами - непосредственными руководителями студентов. Совместно с общими руководителями осуществляет распределение студентов по врачебным участкам.
4. Систематически осуществляет контроль за посещаемостью студентами практики и регистрирует ее в специальном журнале.
5. Распределяет среди студентов темы УИРС. Контролирует ведение дневника студентами.
6. За время практики с каждым студентом 1-2 раза проводит прием больных и оценивает навыки опроса, физикального обследования различных органов, определения объективных симптомов, а также умение формулировать диагноз и назначать адекватные лечебно-профилактические мероприятия.
7. Составляет и согласовывает с заведующим поликлиникой (главным врачом) график работы иностранных студентов в специализированных кабинетах поликлиники (кардиологическом, эндокринологическом, гастроэнтерологическом, пульмонологическом, рентгенологическом, функциональной диагностики) на вторую половину дня.
8. Проводит 2-3 семинарских занятия по основным вопросам поликлинической кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии.
9. Сочетает работу по руководству практикой с лечебной работой и консультациями.
10. По окончании практики организует проведение зачета на базах практики и в 3-х дневный срок представляет в деканат и зав. кафедрой протокол зачета (ведомость) и письменный отчет по установленной форме с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.
11. Принимает oт студентов и сдает в отдел практики следующие документы: дневники практики, характеристики от непосредственных руководителей, курсовые работы, рефераты, замечания и предложения студентов по совершенствованию практики, отчет о прохождении производственной практики.
2.3. Обязанности студентов при прохождении практики
1. В первый день практики представиться заведующему терапевтическим отделением и определить место своей работы.
2. Являться на практику строго по графику, соблюдать форму одежды (быть в чистом халате, шапочке, сменной обуви, иметь при себе фонендоскоп, марлевую маску и резиновые перчатки).
3. На всех этапах работы строго выполнять принципы профессиональной этики и деонтологии, основанные на чутком, внимательном отношении к больному.
4. Активно и добросовестно выполнять всю плановую работу и задания участкового врача.
5. Изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
6. Согласовывать свои действия с непосредственным руководителем (участковым врачом-терапевтом) прежде чем дать больному рекомендацию, сделать назначение или запись в медицинских документах.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.