Этапы становления кыргызской государственности в советский период.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После победы Октября советское правительство опубликовало «Декларацию прав народов России», провозгласившую равенство и суверенность народов России, право их на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, а 20 ноября 1917г. было принято обращение «Ко всем трудящимся мусуль­манам России и Востока», в котором трудящиеся мусульмане России призывались устраивать свою жизнь свободно. Однако кыргызский народ получил возможность частично воспользоваться плодами декларации и обращения только спустя 7 лет после революции.

В 1924г. в результате практической реализации национальной политики партии большевиков и советской власти кыргызский народ после больше чем тысячелетнего периода вновь обрел свою государ­ственность. Но процесс этот был далеко не простым и легким. Сказывалось влияние сил и факторов, как противоборствовавших, так и способствовавших естественно-исторической мечте кыргызского народа. К числу первых относились: велткодержавная и унитаристская позиция части советских политических и государственных деятелей центра; действия шовинистически настроенной части общетуркестан­ских руководителей, не признававших самостоятельности отдельных малочисленных народов, в том числе и кыргызов и др.

Но были обстоятельства, способствовавшие положительному решению вопроса. Первый и главный фактор состоял в объективной реальности этнической самостоятельности кыргызского народа, имеющего все народо- и нациеобразующие признаки.

Определяющее значение имели победа ленинской позиции в национальной политике советской власти и директивно-политическое, конституционно-правовое закрепление прав наций на самоопределение.

Ленинская линия национальной политики во многом облегчила решение задачи обретения государственности, начало процесса практической реализации в масштабе всей страны этого права путем создания самостоятельных государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Тува) или национальных образований с ограниченной автономией (союзные, автономные республики, области, округа). В России было создано более 70 самостоятельных или автономных государственных образований.

Впервые вопрос об образовании самостоятельной админис­тративной кыргызской области в составе Туркестанской АССР поднимался в 1921г. Необходимость образования области мотивир­овалось тем, что, во-первых, разрозненность кыргызского населения по отдельным областям, уездам и даже участкам Туркестанской респуб­лики мешала социально-экономическому и культурному развитию народа. Во-вторых, это положило бы конец обостряющейся борьбе между отдельными группами казахских и кыргызских работников Джетысуйской областной структуры управления. В-третьих, самостоятельное государственное образование кыргызов должно было способствовать ускорению ликвидации басмачества в южной части Кыргызстана. Дело в том, что некоторые руководители басмаческого движения выставляли в качестве одного из условий прекращения борьбы образование отдельной административной кыргызской области.

Была и другая причина. В 1921г. ЦИК Киргизской (Казахской) АССР ходатайствует перед Президиумом ВЦИК о включении Сыр-дарьинской и Джетысуйской областей в состав образованной в 1920г. автономии казахов. Предложение находит поддержку в Наркомате национальностей, и вопрос в принципе решается положительно. Устраивалась судьба казахского населения Сырдарьинской и Джеты­суйской областей. Однако усложнялась проблема национального суверенитета кыргызского народа; создавалась реальная помеха для его консолидации. В этой обстановке народ (особенно его образован-ная часть) не мог оставаться безучастным. В марте 1922г. по инициативе Ю-Абдрахманова, ИАрабаева, А. Сыдыкова вновь поднимается вопрос о вьщелении кыргызских уездов в отдельную Горную область.

25 марта 1922г. секретариат ЦК КП(б) Туркестана принимает постановление о районировании Джетысуйской области. Президиуму ТуркЦИКа поручается опубликовать декрет об организации Горной области в составе Туркестанской республики, которая образуется из Пишпекского, Пржевальского, Нарынского уездов и горного участка Аулие-Атинского уезда. Вопрос о горной части Ферганы, населенной кыргызами, был оставлен открытым до перехода Ферганы на мирное положение.

Однако принципиально решенный вопрос об образовании Горной области вызывает сопротивление со стороны части кыргызских работников во главе с Р.Худайкуловым. Они начинают вести работу против созыва съезда. Их поддерживает и часть казахских руково­дителей, как в Ташкенте, так и в Алма-Ате, рассматривающих кыргыз-ов как часть казахов и считающих, что не может быть и разговора о различии между кыргызами и казахами. Все это привело к тому, что сьезд, созванный в июне 1922 года с санкции туркестанских и джетысуйских властей, был распущен по указанию И.В.Сталина.

Таким образом, на неопределенное время было отложено испол­нение естественного стремления кыргызского народа на самостоя­тельное государственное образование (даже с ограниченной автономией).

10 марта 1924г. в качестве одной из подготовительных мер национально-государственного размежевания Средней Азии сос­тоялось совещание членов и кандидатов в члены ЦК КПТ, других руководящих работников Туркестанского края. Из 12 выступивших на совещании лишь ИАрабаев выразил недовольство тем, что кара-кыргызам, хотя они и многочисленны и резко отличаются от кайсак-кыргызов и интересы которых ущемляются больше всех, не предоставлены права на образование самостоятельной республики. Он предлагал безотлагательно решить вопрос о кыргызской автономии и предоставить право самому кара-кыргызскому народу решить вопрос о присоединении к Туркестану, к Киргизской (Казахской) республике с обеспечением автономии для кара-кыргызов.

Следующий этап борьбы за создание Киргизской автономной области сопровождался острейшим противоборством между кыргыз­скими работниками по вопросу, в составе какой республики быть Кара-Киргизской автономной области - Российской Федерации или Казахстана?

Вновь созданная Кара-Киргизская автономная область, считали Абдрахманов, Арабаев, Сыдыков, должна входить в состав РСФСР, а не оставаться в составе Киргизской (Казахской) АССР, за что ратовали Худайкулов и его сторонники.

14 октября 1924г. П сессия ВЦИК Советов утвердила постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размеже­вании. В этот же день было принято постановление ВЦИК об образовании Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР. Впервые кыргызы и их исконные территории в основном вос­соединялись в рамках самостоятельного государственного образо-вания, хотя и с ограниченной автономией. Это способствовало оформ-лению устойчивой территориальной, экономической и культурной общности народа, ускорило процессы социально-экономических преобразований и консолидации народа в нацию. Непреходящее истори-ческое значение акта 14 октября 1924г. заключается в том, что именно он и последующий исторический путь развития кыргызского народа стали правовой основой провозглашения без политических ослож-нений полного суверенитета и самостоятельности Кыргызстана в 1991 г.

21 октября 1924г. создается Революционный комитет (Ревком) Кара-Киргизской автономной области как временный орган высшей государственной власти на территории Кыргызстана, председателем которой назначается И.Айдарбеков (1884-1938).

Учитывая жизненную важность и неотложность справедливого территориального размежевания Кыргызстана и других новых государ­ственных образований Туркестана, и правильного районирования автономной области, Ревком ККАО на своем первом же заседании создал комиссию по районированию и принял специальное решение об уточнении границ Кыргызстана.

Территориальные интересы кочевников, в том числе и кыргызов, больше всего пострадали из-за принципа экономической целесо­образности, когда предпочтение отдавалось узбекам и таджикам, имевшим давнюю традицию хлопководства.

Принцип недопущения чрезмерных чересполосиц, кривых линий в границах и вкраплений в чужие территории применялся однобоко и в ущерб интересам Кыргызстана. Ни одна республика Средней Азии, кроме него, не имеет таких кривых линий границы и чужих анклавов внутри себя, хотя регионы компактного проживания кыргызов имеются и в Узбекистане, и в Таджикистане.

Первый Учредительный съезд Советов Кара-Киргизской автоном­ной области РСФСР проходил с 27 по 30 марта 1925г. Председателем облисполкома был избран активный участник установления советской власти в Кыргызстане Абдыкадыр Орозбеков (1889-1938).

В конце мая 1925г. Кара-Киргизская автономная область постановлением ВЦИК РСФСР была переименована в Киргизскую автономную область. Ш сессия Исполкома КАО (25-27 ноября 1925г.) провозглашает преобразование Киргизской автономной области в Киргизскую автономную республику, а 1 февраля 1926г. Президиум ВЦИК принимает соответствующее решение.

Первым председателем Совнаркома КАССР избран 25-летний Юсуп Абдрахманов. 7 марта 1927г. открылся первый учредительный съезд Советов Киргизской АССР. Он принял «Декларацию об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики», избрал Центральный Исполнительный Комитет. 12 марта 1927г. на первой сессии ЦИК Киргизской АССР первого созыва был избран Президиум ЦИК Киргизской АССР - высший орган государственной власти в период между сессиями. Председателем Президиума ЦИК стал А.Орозбеков. Сессия утвердила председателя Совета Народных Комиссаров (Ю.Абдрахманов), его двух заместителей, председателя Киргизской АССР при Президиуме ВЦИК, народных комиссаров республики.

 30 апреля 1929г. П на съезде Советов Киргизской АССР утверждается первая Конституция республики, которая, несмотря на известную декларативность и идеологизированностъ, конституционно закрепила государственность, структуру и функции органов власти и управления, взаимоотношения республиканских и общефедеративных органов, установила систему и порядок выборов в Советы, гарантировала равенство всех трудящихся независимо от расовой и национальной принадлежности (за исключением так называемых эксплуататорских элементов), зафиксировала основные права и обязанности граждан.

Согласно Конституции, компетенция республики заключалась в разработке, принятии Конституции, внесении изменений и дополнений в нее, а также контроль за ее соблюдением. Распределение компетен-ций СССР, РСФСР и Киргизской АССР отвечало реалиям складывающейся сверхцентрализированной административно-команд-ной системы. Структура органов государственной власти и управления, их функции определялись по образцу РСФСР.

Основной чертой кыргызской государственности тех лет, несмотря на позитивные моменты, была ограниченность функций и компетенций. Она была обусловлена многими причинами: 1) сам конституционно-правовой статус вначале автономной области, в последующем автономной республики обуславливал значительную срезанность прав и полномочий государственной власти Кыргызстана. 2) как и во всей стране, органам советской власти республики никогда не были предоставлены права самостоятельного определения стратеги-еской линии социально-экономической, хозяйственной политики. Советы, призванные быть высшим органом государственной власти, превратились в аппарат по реализации указаний и директив партии, выполнению хозяйственных заданий и фактически стали своеобразным придатком наркоматов и хозяйственных ведомств. 3) кыргызская государственность с самого начала оказалась в тройном подчинении. С конституционно-правовой точки зрения Кыргызстан являлся составной частью РСФСР и подчинялся ей. По характеру экономики и географическому положению он был неразрывной частью экономи­ческой единицы - Средней Азии. Следовательно, подчинялся и обще­среднеазиатским органам - Средазбюро ЦК ВКП(б), СредазЭКОСО, Средазводхоз и т.п. Будучи составной частью единой страны — СССР, Кыргызстан, конечно, обязан был руководствоваться установками союзных органов. Такая тройственная подчиненность Кыргызстана сильно ограничивала его автономию, сказывалась негативно на оперативном решении многих социально-экономических проблем.

VUL Всесоюзный чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936г. принял третью за 23-летнюю историю страны Конституцию СССР. Она провозгласила, что СССР является союзным государством, образован­ным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В соответствии с новой Конституцией СССР Киргизская АССР была преобразована в союзную республику.

20 марта 1937г. V чрезвычайный съезд Советов Кыргызстана принимает новую Конституцию Киргизской ССР, которая законо­дательно закрепила исторические успехи кыргызского народа по пути от раздробленности - к единой государственности, достигнутые за кратчайший исторический срок - 12 лет.

Однако в Конституции СССР 1936г. отсутствовали общие поло­жения о принципах распределения компетенций между СССР и Учитывая жизненную важность и неотложность справедливого территориального размежевания Кыргызстана и других новых государ­ственных образований Туркестана, и правильного районирования автономной области, Ревком ККАО на своем первом же заседании создал комиссию по районированию и принял специальное решение об уточнении границ Кыргызстана.

Территориальные интересы кочевников, в том числе и кыргызов, больше всего пострадали из-за принципа экономической целесо­образности, когда предпочтение отдавалось узбекам и таджикам, имевшим давнюю традицию хлопководства.

Принцип недопущения чрезмерных чересполосиц, кривых линий в границах и вкраплений в чужие территории применялся однобоко и в ущерб интересам Кыргызстана. Ни одна республика Средней Азии, кроме него, не имеет таких кривых линий границы и чужих анклавов внутри себя, хотя регионы компактного проживания кыргызов имеются и в Узбекистане, и в Таджикистане.

Первый Учредительный съезд Советов Кара-Киргизской автоном­ной области РСФСР проходил с 27 по 30 марта 1925г. Председателем облисполкома был избран активный участник установления советской власти в Кыргызстане Абдыкадыр Орозбеков (1889-1938).

В конце мая 1925г. Кара-Киргизская автономная область постановлением ВЦИК РСФСР была переименована в Киргизскую автономную область. Ш сессия Исполкома КАО (25-27 ноября 1925г.) провозглашает преобразование Киргизской автономной области в Киргизскую автономную республику, а 1 февраля 1926г. Президиум ВЦИК принимает соответствующее решение.

Первым председателем Совнаркома КАССР избран 25-летний Юсуп Абдрахманов. 7 марта 1927г. открылся первый учредительный съезд Советов Киргизской АССР. Он принял «Декларацию об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики», избрал Центральный Исполнительный Комитет. 12 марта 1927г. на первой сессии ЦИК Киргизской АССР первого созыва был избран Президиум ЦИК Киргизской АССР —. высший орган государственной власти в период между сессиями. Председателем Президиума ЦИК стал А.Орозбеков. Сессия утвердила председателя Совета Народных Комиссаров (Ю.Абдрахманов), его двух заместителей, председателя Киргизской АССР при Президиуме ВЦИК, народных комиссаров республики.

 30 апреля 1929г. П на съезде Советов Киргизской АССР утверждается первая Конституция республики, которая, несмотря на известную декларативность и идеологизированность, конституционно закрепила государственность, структуру и функции органов власти и управления, взаимоотношения республиканских и общефедеративных органов, установила систему и порядок выборов в Советы, гарантировала равенство всех трудящихся независимо от расовой и национальной принадлежности (за исключением так называемыхэксплуататорских элементов), зафиксировала основные права и обязанности граждан.

Согласно Конституции, компетенция республики заключалась в разработке, принятии Конституции, внесении изменений и дополнений в нее, а также контроль за ее соблюдением. Распределение компетен-ций СССР, РСФСР и Киргизской АССР отвечало реалиям складывающейся сверхцентрализированной административно-команд-ной системы. Структура органов государственной власти и управления, их функции определялись по образцу РСФСР.

Основной чертой кыргызской государственности тех лет, несмотря на позитивные моменты, была ограниченность функций и компетенций. Она была обусловлена многими причинами: 1) сам конституционно-правовой статус вначале автономной области, в последующем автономной республики обуславливал значительную срезанность прав и полномочий государственной власти Кыргызстана. 2) как и во всей стране, органам советской власти республики никогда не были предоставлены права самостоятельного определения стратеги-еской линии социально-экономической, хозяйственной политики. Советы, призванные быть высшим органом государственной власти, превратились в аппарат по реализации указаний и директив партии, выполнению хозяйственных заданий и фактически стали своеобразным придатком наркоматов и хозяйственных ведомств. 3) кыргызская государственность с самого начала оказалась в тройном подчинении. С конституционно-правовой точки зрения Кыргызстан являлся составной частью РСФСР и подчинялся ей. По характеру экономики и географическому положению он был неразрывной частью экономи­ческой единицы - Средней Азии. Следовательно, подчинялся и обще­среднеазиатским органам -Средазбюро ЦК ВКП(б), СредазЭКОСО, Средазводхоз и т.п. Будучи составной частью единой страны - СССР, Кыргызстан, конечно, обязан был руководствоваться установками союзных органов. Такая тройственная подчиненность Кыргызстана сильно ограничивала его автономию, сказывалась негативно на оперативном решении многих социально-экономических проблем.

УШ Всесоюзный чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936г. принял третью за 23-летнюю историю страны Конституцию СССР. Она провозгласила, что СССР является союзным государством, образован­ным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В соответствии с новой Конституцией СССР Киргизская АССР была преобразована в союзную республику.

20 марта 1937г. V чрезвычайный съезд Советов Кыргызстана принимает новую Конституцию Киргизской ССР, которая законо­дательно закрепила исторические успехи кыргызского народа по пути от раздробленности - к единой государственности, достигнутые за кратчайший исторический срок - 12 лет.

Однако в Конституции СССР 1936г. отсутствовали общие поло­жения о принципах распределения компетенций между СССР исоюзными республиками. Зато в ней более точно по сравнению с Конституций 1924г. определялись и подчеркивались единство и централизация в управлении, были значительно расширены компетен­ции общесоюзных органов.

Конституция 1936г. не допускала вообще каких-либо несоот­ветствий между союзным и республиканским законодательствами. Статья 19 Конституции гласила, что законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик, а статья 20 подчеркивала, что в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным, действует общесоюзный закон.

В 1957г. в соответствии с решениями XX съезда КПСС были проведены некоторые меры по устранению излишней централизации ряда отраслей законодательства и управления. В частности, к компетенции союзных республик было отнесено законодательство о судоустройстве, принятие уголовного и гражданского кодексов, что ранее целиком было в ведении СССР, также решение вопросов о краевом и областном административно-территориальном устройстве. Однако на практике существенных изменений в реальном суверенитете союзных республик как субъектов СССР не произошло.

С принятием новой Конституции СССР в 1977 г. и конституций союзных республик, в том числе и Кыргызстана, 1978 г., углубились сферы совместной компетенции СССР и союзных республик. Что же касается исключительной компетенции союзных республик как в области управления, так и в области законодательства, то она сколько-нибудь существенным изменениям не подвегалась.

Кроме того, в отличие от ранее действовавших конституций Конституция СССР 1977 г. не только не содержала перечня полно­мочий Союза ССР, но и предоставляла ему возможность решать и "другие вопросы общественного значения". В ней в крайне общей форме говорилось об обеспечении Союзом единства законодательного регулирования на всей территории страны, но не предусматривался перечень общесоюзных начал законодательства СССР и союзных республик, как это было в Конституции 1924 г.

Вмешательство союзных органов управления СССР в различные сферы деятельности, относящиеся к совместному ведению СССР и союзных республик, и явно излишняя централизация возникли также в результате создания чрезмерно большого числа общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР, полномочия которых в ряде случаев с успехом могли осуществлять союзные республики.

Реальные меры по расширению прав союзных республик были приняты в ходе "перестройки" (1985-1991гг.), начатой сверху. Была начата разработка схемы государственного и хозяйственого управ­ления, согласно которой права союзных союзных республик существенно расширялись. Благодаря ряду экономических преобразо­ваний в Кыргызстане удалось приостановить снижение темпов производительности труда, наметить сдвиг в структурной и инвестиционной политике, совершить поворот к социальной ориентации производства. Заметно росли капитальные вложения в строительство жилья, увеличились реальные доходы населения. Однако в экономике республики возникло множество проблем. Главной из них стала несбалансированность потребительского рынка, усугубил положение разрыв экономических связей союзных республик.

35.Гражданская война в Кыргызстане.

Установление Советской власти породило вооруженное сопротив­ление свергнутых эксплуататорских классов. Гражданская война началась во второй половине 1918 г. и продолжалась до конца 1920 г. В Кыргызстане она происходила, как и во всем Туркестане и имела свои особенности.

С помощью ведущих империалистических держав (Англии, Франции, США, Японии) гражданская война приобрела широкий размах. А когда в июле 1918 г. атаман Дутов захватил Оренбург, то Туркестан оказался отрезанным от Центральной Азии. Для разгрома контрреволюционных сил в Туркестане в июле 1918 г. бьщи образованы Актюбинский, Закаспийский, Семиреченский фронты. Военным действиями руководил Туркестанский штаб обороны, фронтами революционный военный совет.

Особое внимание уделялось привлечению к разгрому врага местного населения. Началось вступление добровольцев в Красную Армию. В Кыргызстане одними из первых красноармейцев стали ЮАбдрахманов, К.Баялинов, С.Каралаев, Ж,Садаев, прославились такие боевые командиры, как Я.Логвиненко, А.Осмонбеков, С.Кучуков, М-Масанчин и др.

Первые вооруженные столкновения красноармейцев Кыргыз­стана с контрреволюционными силами произошли в Верном летом 1918 г. Кыргызстанцы участвовали в подавлении русско-казачьего контрреволюционного мятежа.

Одним из крупных выступлений врагов советской власти стал мятеж, поднятый в декабре 1919 г. сБеловодском. Мятежники свергли советскую власть, подошли к Пишпеку и овладели его западной частью. Для подавления мятежа со всех районов северного Кыргызстана двинулись отряды Красной Армии, которые к концу декабря очистили уезд от контрреволюционеров. В июле 1919 г. белогвар-дейцами был начат контрреволюционный мятеж в селе Тюп Пржевальского уезда. Мятежники предприняли штурм г.Пржевальска. жители города с помощью красных отрядов из Верного и Токмока сумели нанести захватчикам ответный удар.

Дня .укрепления Советской Власти в Туркестане правительство 14 августа 1919 г. организовало Туркестанский фронт, командующим которого был назначен М.В.Фрунзе. После упорных боев с белогвар­дейцами части Красной Армии в Сентябре 1919 г. соединились стуркестанскими войсками. Связь между Россией и Ташкентом была восстановлена.

 В феврале 1920 г. по приказу М.В. Фрунзе из казахов и кыргызов Жети-Суу была образована особая кыргызская кавалерийская бригада. До этого в Токмокском уезде в декабре 1919 г. уже действовал дунганский кавалерийский полк под командованием М.Масанчина. В Наманганском уезде А.Осмонбеков организовал отряд кыргызских добровольцев. Это говорит о том, что постепенно местное население стало доверять советской власти.

В мае 1920 г. Главнокомандующий Туркестанскими войсками М.Фрунзе отдал приказ о мобилизации в Красную армию местного населения в возрасте от 19 до 35 лет, Эта первая в истории Средней Азии мобилизация прошла успешно.

Одной из последних попыток свергнуть советскую власть стал мятеж, предпринятый в ноябре 1920 г. в долине Ат-Баши. После ожесточенных сражений враги были разгромлены, остатки мятежников бежали в Китай. К концу ноября Нарынский уезд был освобожден от контрреволюционеров. Таким образом, в конце 1920 г. гражданская война в Кыргызстане в основном была завершена.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 609.