Введение
Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения, к числу которых можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий и т. д.
Стратегическое управление это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Таким образом, необходимо понимать, каким образом происходит реализация функций стратегического менеджмента, что и определяет актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является анализ реализации функций и принципов стратегического менеджмента в организации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты функций и принципов стратегического менеджмента;
- провести анализ выработки и реализации стратегии на примере ОАО «Аптечная сеть 36,6».
Теоретические аспекты функций и принципов стратегического менеджмента
Планирование реализации стратегии
В кругу вопросов управления реализацией стратегии можно выделить разработку стратегических программ.
Стратегическая программа, может включать:
1) стратегический план организации;
2) программу реализации стратегии;
3) графики реализации стратегии;
4) ресурсное обеспечение.
Программа реализации стратегии должна включать перечень конкретных действий и этапов, способствующих реализации выбранной стратегии и стратегического плана. Это набор тактических задач:
1) выбор организационной структуры для реализации стратегии;
2) формирование команды по реализации стратегии;
3) доведение до сведения персонала задач и функций;
4) ознакомление с графиком реализации стратегии;
5) подготовка бюджета реализации стратегии и др.
Стратегический план организации описывает направления ее развития на перспективу и содержит конкретные ориентиры. Содержание стратегического плана подробно рассмотрено в разделе 6.5, поэтому остановимся коротко только на некоторых оперативных аспектах.
Графики реализации стратегии отражают временные рамки этапов реализации стратегии. Они могут быть представлены в виде планов-графиков, сетевых графиков, оперограмм (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Форма плана-графика реализации стратегии
Стратегический контроль
Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Контроль способствует тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к требуемым или желаемым. Он состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и осуществления корректирующего воздействия в случае, если полученные результаты отличаются от установленных величин выше допустимых отклонений. Стратегический контроль в отличие от текущего направлен на соответствие стратегических результатов стратегическим целям. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей организации.
Стратегический контроль - это сбор и обработка информации о реализации стратегии, заданным заранее в стратегических планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача стратегического контроля состоит в том, чтобы не допустить срыва и достичь стратегических целей.
Стратегический контроль должен обладать следующими характеристиками:
- своевременность,
- ориентация на результат,
- простота,
- экономичность,
- соответствие миссии организации и ее стратегии.
Реализация стратегии включает выбор правильной комбинации структуры и контроля реализации стратегии организации. Системы стратегического контроля являются системами формального целеполагания контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации и необходимости корректирующих воздействий. Следовательно, система контроля должна реализовать четыре ступени действий:
1) установление стандартов оценки функционирования, которые должны разрабатываться одновременно со стратегией;
2) создание измерительной системы, которая покажет степень достижения целей, что является комплексной задачей, так как многие действия трудно оценить;
3) сравнение реального функционирования с установленными целями;
4) оценка результатов сравнения и выработка, при необходимости, корректирующих действий.
Процесс контроля начинается с установления целей или стандартов контроля. Затем следует стадия выработки критериев, оценочных показателей, которые доводятся до сотрудников и организуется процесс измерения оценочных показателей. После сравнения оценочных показателей с целевым в случае выявленных отклонений проводятся корректирующие воздействия, а если необходимо, то и пересмотр критериев. В любом случае цикл контроля затем повторяется вновь.
История компании
Реструктуризация
2002-2003 годы
· Проведена реструктуризация компании и создано ОАО «Аптечная сеть 36,6»
· Проведено первичное размещение обыкновенных акций ОАО «Аптечная сеть 36,6» на ММВБ
· Открыта первая брэндовая аптека «36,6» за пределами Москвы
· По состоянию на конец 2003 г. количество аптек под управлением Компании составило 61
Выработка стратегии
1997 – 2001 годы
· Разработана концепция розничного бизнеса и стратегия развития компании при участии компании МсKinsey & Co.
· Открыта первая аптека под торговой маркой 36,6 в Москве
· На конец 2001 г. — 28 аптек торговой марки 36,6 в Москве
· 1997 г. — основано ОАО «Верофарм»; 2001 г. — приобретен контрольный пакет акций ООО «Лэнс-Фарм», одного из ведущих российских производителей онкологических препаратов.
Основание компании
1991-1996 годы
· Создание фармацевтического бизнеса Бектемировым А.А. и Кривошеевым С А.
· Расширение дистрибьюторской сети, объединяющей оптовые поставки в 12 регионах России и розничные продажи в Москве, Мурманске и др. городах
· Приобретены фармацевтические заводы в Белгороде и Воронеже
2.2. Стратегическое планирование
Стратегической целью Компании является: Создать подлинно национальную розничную сеть и стать предпочтительным источником товаров для красоты и здоровья для миллионов россиян. Компания ставит себе целью добиться минимум 10—15% доли российского фармацевтического рынка в ближайшие 3—5 лет.
Для определения путей достижения данной цели Компания провела анализ аптечного розничного рынка. Это необходимо для поиска путей реализации стратегической цели.
Основу стратегии Компании, направленной на прибыльный и эффективный рост, составляют три элемента:
Заключение
В результате проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Выделяют следующие основные стадии процесса реализации стратегии, как совокупности стратегических изменений:
1) запуск стратегии;
2) основные стратегические изменения;
3) завершение стратегии.
Если рассматривать процесс управления реализацией стратегии с оперативных позиций, то его элементы должны быть таковыми:
1) разработка стратегической программы;
2) стратегический контроль.
Процесс стратегического управления, по мнению некоторых авторов, включает в себя три стадии: стратегическое планирование, реализация стратегии, стратегический контроль.
2. Если говорить о Компании ОАО «Аптечная сеть 36,6», то
Стратегической целью Компании является: Создать подлинно национальную розничную сеть и стать предпочтительным источником товаров для красоты и здоровья для миллионов россиян. Компания ставит себе целью добиться минимум 10—15% доли российского фармацевтического рынка в ближайшие 3—5 лет.
Основу стратегии Компании, направленной на прибыльный и эффективный рост, составляют три элемента:
Введение
Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения, к числу которых можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий и т. д.
Стратегическое управление это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Таким образом, необходимо понимать, каким образом происходит реализация функций стратегического менеджмента, что и определяет актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является анализ реализации функций и принципов стратегического менеджмента в организации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты функций и принципов стратегического менеджмента;
- провести анализ выработки и реализации стратегии на примере ОАО «Аптечная сеть 36,6».
Теоретические аспекты функций и принципов стратегического менеджмента
Дата: 2019-12-10, просмотров: 213.