Так как, экономика Азербайджана интегрирована в мировую экономику, поэтому процессы, отмечаемые на мировых рынках, в зависимости от уровня интеграции по закону сообщающихся сосудов конкретного рынка в мировой экономической системе в той или иной степени влияют на экономику страны. Во второй половине 2008 года Азербайджанская экономика развивалась в неблагоприятных внешних условиях.
Влияние кризиса проявилось в падении цен на нефть и экспортную продукцию, резком ограничении внешнего кредитования банковской системы, снижении денежных переводов из-за рубежа. В результате экономика страны могла подвергнуться таким рискам как нарушение макроэкономической стабильности (девальвация маната и рост инфляции), нарушение финансовой стабильности (ухудшение качества кредитного портфеля и снижение платежеспособности банков, отзыв вкладов, прекращение кредитования экономики) и экономическая рецессия.
Глобальный финансовый кризис, представлял угрозу экономике Азербайджана по следующим направлениям:
1) закрытие внешних источников финансирования для банков второго уровня и снижение объемов ликвидности для кредитования экономики, что приводит к снижению деловой активности;
2) падение мировых цен на биржевые товары, сокращение экспортной валютной выручки, в результате чего сокращается импорт и увеличивается отрицательный платежный баланс страны (общие характеристики экономики Азербайджана определяют ее высокую чувствительность к внешним шокам. Это, прежде всего, связано с высокой долей нефтегазового сектора, на который в 2006 - 2008 гг. приходилось свыше 60% ВВП);
3) сокращение производства в реальном секторе, что приводит к снижению темпов роста ВВП и вместе с тем к увеличению безработицы;
4) атака на манат, девальвация и спекулятивный отток капитала, снижение уровня жизни населения.
Основным каналом трансмиссии глобального кризиса на экономику Азербайджана стало резкое падение цен на нефть во втором полугодии 2008 г. Так, например, цена нефти марки West Texas Intermediate упала со $147 за баррель в начале июля 2008 года до $45 за баррель в конце 2008 года.
Снижение мировых цен сказалось и на экспорте других отраслей (в частности металлургии, химической промышленности). В результате в первом полугодии 2009 г. общий объем экспорта упал в два раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Кроме того, внешнее рефинансирование банков резко сократилось.
Глобальный кризис также усилил воздействие психологических факторов на состояние экономики. В первую очередь это коснулось валютного рынка и банковского сектора - в I квартале 2009 г., после серии девальваций в соседних странах, резко вырос спрос на наличные доллары, снизились темпы роста депозитов и денежной массы.
Антикризисная политика Центрального банка Азербайджана в реализации антикризисной программы. 16 января 2009 года на заседании Кабинета министров, посвященном итогам года, президент Ильхам Алиев проанализировал ситуацию, сложившуюся в экономике Азербайджана в контексте экономических процессов, протекающих в мире, и обнародовал позицию в принятии решений с учетом мирового экономического кризиса (7, с.14). Это было первое обнародование на уровне главы государства, касающееся мирового экономического кризиса и в целом указавшее путь выхода из него. Впервые официально был выдвинут «пакет антикризисных мер», предусматривающий реакцию на глобальный экономический кризис. Эти меры, направленные на оздоровление и укрепление азербайджанской финансовой системы, оказали стабилизирующее воздействие на внутренний финансовый рынок, создав необходимые внутренние предпосылки для его восстановления.
В комплексе многообразных мер, содержащихся в Программе, в первую очередь был направлен на поддержание финансовой стабильности и устойчивого социально-экономического развития страны. В частности, рассматривалась возможность предоставления государством дополнительных ресурсов отечественным коммерческим банкам, размещения в самых надежных из них определенного объема хранящихся за рубежом валютных резервов Азербайджана при условии направления их исключительно в реальный сектор экономики.
В результате мероприятий, осуществленных Центробанком до кризиса, были ограничены темпы высокого и рискованного роста банковских активов, внедрена система регулирования объема внешних долгов, в отличие от других схожих регионов внешние долги в Азербайджане были ограничены на уровне 20% обязательств банков, значительно увеличены капитализация и уровень финансового резервирования, ужесточены пруденциальные нормативы и рамки регулирования. Кроме этого, позиция ликвидности банков взята под управление, осуществлено рефинансирование внешних долгов, оказано необходимое ликвидное содействие институтам системной важности, повышены требования к корпоративному управлению банками, особенно к системам управления рисками, сумма защищенных вкладов была повышена в шестикратном размере и доведена до 30 тыс. манатов, с гарантией Центробанка начал действовать межбанковский денежный рынок, который обеспечил высокую активность движения текущей ликвидности.
Нельзя не отметить результат политики - повышение курса маната и аккумулирование средств в нефтяном фонде, которые, тоже принесла и с точки зрения развития банковской системы, а именно:
1. Быстрое укрепление маната подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств.
2. Рост показателей внешней платежеспособности Азербайджана в сочетании с либерализацией валютного законодательства и укреплением маната стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность азербайджанского банковского сектора для иностранных инвесторов.
3. Снижение уровня инфляции, рост конкуренции, обусловленный открытием ключевых сегментов национального финансового рынка, дали импульс быстрому развитию новых перспективных видов финансовых услуг (прежде всего в сфере розничных и инвестиционно-банковских услуг).
Правительство и Центральный банк оперативно приняли меры в рамках своей антикризисной программы с целью минимизировать влияние мирового финансового кризиса на экономику страны. Это позволили предотвратить его воздействие по всем возможным направлениям и создать надежные основы для восстановления более высоких темпов экономического роста в будущем. Принятые меры способствовали вступлению в кризисный период со значительно более сбалансированным государственным бюджетом, низким уровнем внешнего и внутреннего долга, а также с существенным запасом валютных активов.
9 июля 2009 г. распоряжением Президента Азербайджана вступили в силу изменения и дополнения к закону «О Центральном банке Азербайджанской Республики», которые повышают гибкость денежной политики Центрального банка и политики регулирования банковской системы. На основе данных изменений Центральный банк вправе предоставлять кредиты в различных валютах и на более долгий срок, в том числе субординированных кредитов. В то же время Центральный банк, с целью поддержания реального сектора, имеет право кредитовать банки на основе государственных гарантий. Учитывая макроэкономические тенденции и итоги микроэкономических мониторингов предприятий, действующих в реальном секторе, Центробанк 25 мая 2009 года снизил учетную ставку с 15% до 2%, а обязательные нормы резервирования – с 12% до 0,5%. В целом, за счет косвенных и прямых инструментов ЦБА с октября 2008 года обеспечил экономику ликвидностью в 1,8 млрд. манатов. Данная ликвидная поддержка, наряду с банковской системой, охватила и предприятия реального сектора, в том числе Государственную нефтяную компанию Азербайджанской Республики, ОАО «Азералюминий». В таких условиях экономический рост в стране за первые 11 месяцев минувшего года продолжился и составил 9%.
В результате с октября 2008 г. до конца августа 2009 г. чистый объем "инъекций" ликвидности в экономику составил около 2 млрд. дол. Из этой суммы только за счет сокращения обязательных резервов банки получили более 730 млн. дол., а активизация дисконтного окна Центрального банка в основном была ориентирована на поддержание ликвидности системообразующих предприятий (например, Государственной нефтяной компании) и банков (главным образом для своевременного обслуживания внешних долгов).
С конца 2008 г. Центральный банк Азербайджана 6 раз менял ставку рефинансирования и границы коридора по операциям на открытом рынке в сторону понижения. В итоге ставка рефинансирования была понижена с 15% в октябре 2008 г. до 2% на сегодня, верхняя граница коридора соответственно с 20 до 7%, балансовые требования Центрального банка Азербайджана к банкам с начала года по сей день возросли в 20 раз. Нормы обязательного резервирования по внутренним источникам привлечения средств были снижены с 12 до 0, 5%, а по внешним источникам привлечения вообще отменены. Наряду с этим в целях уменьшения бремени поддержания обязательных резервов отчетный период усреднения по обязательным резервам был удлинен с 15 дней до 1 месяца.
27 октября 2009 года был принят закон «Об освобождении от подоходного налога процентного дохода физических лиц по вкладам в банках и прочих кредитных организациях». Хотя принятый закон обойдется госбюджету ориентировочно в 60 млн. манатов, государство пошло на это, чтобы поддержать банковскую систему. В итоге, вклады населения в банки страны резко возросли. Так, если вклады населения в банки с января по октябрь 2009 года увеличились на 221,9 млн. манатов, то только за ноябрь это увеличение составило уже 126,1 млн. манатов.
С 1 января 2009 г. прибыль банков, страховых и перестраховочных компаний, направляемая на увеличение уставного капитала, освобождена от налога на прибыль сроком на 3 года.
Опыт предыдущего периода денежно-кредитной политики показал, что в снижении в 2009 году темпов инфляции до 1,5% сыграло немаловажную роль сохранение стабильности маната.
Под воздействием мирового финансового кризиса в 2008 году многие страны столкнулись с резким снижением курса национальных валют, ухудшением платежного и внешнеторгового баланса, значительным оттоком капитала, а также с другими негативными факторами. В отличие от других стран региона в Азербайджане не наблюдалось масштабного оттока капитала, курс национальной валюты — маната по отношению к ведущим мировым валютам оставался стабильным, по отношению к доллару он укрепился более чем на 5%, а по отношению к евро — более чем на 9%.
Своевременно принятые фискальные и денежно-кредитные меры позволили предотвратить существенное негативное воздействие глобального финансового кризиса на состояние денежно-валютной системы республики и тем самым сохранить стабильный курс национальной валюты к ведущей мировой валюте — доллару.
Обеспечение стабильности национальной валюты в условиях повышения риска нарушения макроэкономической стабильности в первом квартале 2009 года, стало ведущим элементом антикризисной политики ЦБА.
Стабильность курса, позволила предотвратить удорожание импорта и товаров зарубежного происхождения, используемых в местном производстве, в том числе обесценение вкладов населения, увеличение долгового бремени в зарубежной валюте, снижение доверия к манату и высокой долларизации в экономике.
Для сравнения отметим, что в результате кризиса российский рубль 09.2008– 05.2009 период обесценился 22%, турецкая лира на 21%.
Таблица 3.Обесценение валюты (%)09.2008– 05.2009
Страна | Обесценение валюты (%) |
Россия | 25 |
Турция | 21 |
Азербайджан | 0 |
Источник: Z.F. Мамедов, V.Zeynalov. küresel mali krizin Azerbaycan ekonomisine etkileri ve azerbaycan Мerkez bankasinin monetar politikasinin analizi. MU, BSE. 4- /2010.
Несмотря на переменчивость курсов ведущих мировых валют и психологическое давление девальвации в соседних странах на фоне мирового кризиса, стабильность национальной валюты Азербайджана (маната) удалось сохранить благодаря своевременному регулированию спроса и предложения на валютном рынке. Стабильность маната позволила предотвратить резкое удорожание импортируемых товаров. Проведенная курсовая политика сыграла большую роль в удержании годовой инфляции на уровне 1,5%. А именно, низкая инфляция и курсовая стабильность обеспечили хороший уровень социального положения населения. Стабильный курс маната также позволил предотвратить обесценивание вкладов населения, удорожание долгового бремени в инвалюте, подрыв доверия к национальной валюте и высокую долларизацию в экономике.
Итак, «Целенаправленная и консервативная политика в отношении государственных расходов, своевременные антикризисные меры оградили страну от необходимости привлечения кредитов международных финансовых институтов, что еще раз подтвердило устойчивость национальной экономики»(8).
Несмотря на глобальный банковский кризис, банковский сектор Азербайджана в последние годы растет существенными темпами. По состоянию на 01.01.2010 г. в Азербайджане в целом по банковскому сектору уровень достаточности капитала (отношения собственного капитала по активам) составила 17,7% (минимум уровень по методике Базеле - 8%, ЦБ Азербайджана установлен 12%). Он характеризует надежно обеспеченность активов банка его собственным капиталом.
Доверие к банковской системе служит одним из важнейших индикаторов доверия к государству и проводимой им экономической политике. Отношения коммерческих банков с обслуживаемой клиентурой являются кредитными, т.е. базируются на доверии, которое имеет особое значение, так как в общей сумме банковских пассивов (9660,2 млн. манат на 01.01.2010 г.) на долю вкладов физических лиц приходится 48,2 % (или 4654,2 млн. манат). Совокупный объем активов банков страны составил на 1 января 2010 г. около 11665, 2 миллион манатов, а это более $15 млрд. Годовой рост составил 13,5%. А доля клиентского кредитования в совокупных активах банков достигла 72%. Значительно расширяется кредитование экономики. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. общий объем кредитов, выданных банками нефинансовому сектору экономики, составил 8230,4 млн. манатов. За год, объем кредитов, выданных банками нефинансовым предприятиям, увеличился 17,3%.
В республике работают 46 банка, в т. ч. один государственный: Международный банк Азербайджана (МБА) », а также 45 частных банка. По состоянию на 1 января 2010 года в капитале 23 азербайджанских банков присутствовали иностранные инвестиции. Число банков с участием иностранного капитала в их уставном фонде возросло с 13 единиц в 2000 году до 23 в 2010 года. Причем в этом году отмечается рост числа кредитных организаций, которые увеличили долю иностранного капитала и вошли в группу от 20% до 50%. В 7 банках их уровень равнялся 50-100%, в 14 ‑ менее 50%, а 2 являются филиалами иностранных банков. Банковская система Азербайджана характеризуется высокой концентрацией в верхнем сегменте, в котором семь крупнейших банков контролируют 70% всех активов банковской системы.
В целом, финансовое состояние азербайджанских банков остается устойчивым и демонстрирует положительную динамику.
Уровень развития банковского сектора является одним из индикаторов, определяющих развитость экономики страны в целом. Прошедший 2009 год был достаточно удачным для банковской системы Азербайджана, о чем красноречиво свидетельствует положительная динамика основных макроэкономических показателей (таб.4). Активное реформирование банковской системы Азербайджана дает первые ощутимые результат, и хотя эти тенденции еще слабые, тем не менее, вполне правомочно уже сейчас говорить о позитивных изменениях. Перед банковской системой стоит непростая задача, в будущем ей предстоит стать основным источником кредитования экономики и катализатором по ускорению процесса развития ненефтяного сектора Азербайджана.
Табл. № 4.Макроэкономические характеристики банковского сектора Азербайджана
Показатель, характеризующий роль банковского сектора в экономике | 01.01.07 | 01.01.08 | 01.01.09 | 01.01.10 |
Отношение банковских активов к ВВП, % | 21,3 | 25 | 27 | 34 |
Отношение ссудного портфеля к ВВП, % | 13,3 | 17,4 | 21,8 | 24,3 |
Отношение депозитов клиентов к ВВП, % | 4,5 | 5 | 5 | 8 |
По данным Минэкономразвития и Центрального Банка Азербайджана
По итогам 01.01.2010 года суммарная чистая прибыль банков страны составила 281,1 млн. манат. За год, суммарная чистая прибыль увеличился 14,3%.
Совокупные банковские активы Азербайджана составляют порядка 60% банковских активов Южного Кавказа. Системообразующую роль в азербайджанском банковском секторе по-прежнему играют банк с государственным контролем - Международный банк Азербайджана.
В результате осуществленной антикризисной программы финансовая устойчивость банковского сектора была еще больше усилена:
· банковская система обладает ликвидными активами на уровне 80% текущих обязательств, что больше (30%) минимальной нормы;
· показатель адекватности капитала вдвое превысил норму – 18%;
· качество кредитного портфеля сохранено на приемлемом уровне, удельный вес просроченных кредитов в общем портфеле составляет 3,6%;
· финансовые показатели банков были положительными, доходность по активам (ROA) за отчетный период текущего года составляет 2,9%, доходность капитала (ROE) – 19,4%.
В целом, активы банков в январе-ноябре 2009 года выросли на 8,6%, кредитные вложения – на 12,1%, вклады населения – на 18,2%. В текущем году банки выплатили 1,2 млрд. долларов внешнего долга.
Сегодня, общим приоритетом социально-экономического развития Азербайджана выступают модернизация и диверсификация экономики.
То, что в большинстве стран антикризисные меры до недавнего времени практически не имели модернизационного характера. Для Азербайджана эта задача особенно актуальна. На наш взгляд, убедительное объяснение этого феномена дает академик Р.А.Мехтиев. « Формируя экономический базис модернизации, Азербайджан как суверенное государство решает проблему развития экономики уже в иных исторических и политических условиях, создает принципиально новую экономическую систему, которая нацелена на экономическую свободу и в то же время на интеграцию в мировое хозяйство»(8).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 322.