РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Первые сигналы кризиса появились еще во второй половине 2007 года, когда отток капитала с глобальных рынков спровоцировал ухудшение ситуации с ликвидностью в банковской системе. Банк России отреагировал на это расширением инструментов предоставления ликвидности банкам, за счет этого ситуацию удалось стабилизировать.
Кризис в экономике России носит экзогенный характер, т.е. принесен извне. Основными каналами воздействия являются отток иностранного капитала (прежде всего с фондового рынка), обострение внешней корпоративной задолженности, падение мировых цен на сырьевые товары (особенно на углеводороды). Еще недавно этот рынок считали устойчивым. Кредитный бум в РФ совпал со стабильным ростом цен на нефть, достигшим в середине прошлого года рекорда в $147 за баррель. А в 2008 г. бюджет РФ закладывали "пессимистический" сценарий цен на нефть - $95 за баррель. Но все пошло "не по плану". Спрос на мировых рынках на продукцию российских производителей, как и цены на нефть, покатился вниз. Нефть опустилась до $32,41 за баррель. В результате экспортная выручка российских производителей начала снижаться. Кроме того, с разгаром кризиса инвесторы стали выводить из страны свои капиталы. Отток инвестиций из РФ в 2008 году превысил $100 млрд., а индексы фондовых рынков пережили головокружительное падение.
В результате снижения спроса и оттока капиталов у компаний и банков начались проблемы с ликвидностью и погашением долгов. В последние годы они активно брали займы на внешних рынках и к началу кризиса серьезно обросли долгами. За три года внешний долг российских компаний и банков вырос со $175 до $500 млрд.
Отток иностранного капитала начался с лета 2008г. По оценке, от половины до двух третьих вращавшихся на российском фондовом рынке активов приходилась на нерезидентов. Вывод ими средств из-за начавшегося в это время углубления мирового экономического кризиса во многом способствовал падению индекса РТС в 3—5 раз.
Возникновению финансового кризиса помимо внешних причин способствовало два основных страновых фактора:
1. Политика монетарных властей, заключавшаяся в несколько избыточной стерилизации денежного предложения в инвестиционных фондах страны (стабилизационном, резервном и Фонде национального благосостояния) привела к отставанию динамики денежного предложения (денежной базы) от расширенного спроса на деньги со стороны экономики (денежной массы), что, в свою очередь, способствовало росту рисков потери ликвидности и сдерживанию развития экономики. Результатом борьбы с инфляцией в течение 2007 г. явилось резкое снижение ликвидности банковской системы. По состоянию на 1 сентября 2008 г. ликвидность была уже ниже, чем в 1998 г. Основным источником ликвидности российских банков к моменту начала кризиса являлись сделки репо. К сентябрю 2008 г. ежедневные объемы сделок репо составили порядка 3,9 трлн. руб. (73% от объема всех сделок на ММВБ). По состоянию на 19 сентября 2008 г. объем общей картотеки неисполненных сделок репо составил 20 млрд. руб.
2. Во-вторых, увеличение внешнего долга банков, вызванное дефицитом предложения крупных долгосрочных кредитов на внутреннем рынке, привело к одновременному росту валютного долга экономики перед банковской системой. В результате чего, с одной стороны, риск потерь перераспределяется с кредитных организаций на предприятия и население, а, с другой, увеличиваются кредитные риски банковской системы.
В результате вышеперечисленных факторов в момент начала кризиса под угрозой банкротства, в первую очередь, оказались системообразующие экономические субъекты — крупнейшие банки и компании. Это повлекло за собой такие проблемы в банковском секторе, как дефицит ликвидности и снижение лимитов межбанковского кредитования (кризис доверия на межбанковском рынке), отсутствие «длинных» межбанковских кредитов, повышение ставок по кредитам – до 18‐20% годовых, снижение объемов кредитов, выдаваемых предприятиям, сокращение программ потребительского кредитования – ипотеки и автокредитов. Кроме этого, в результате понижения процентных ставок снизились и объемы привлечения депозитов.
Довольно быстро наступило понимание того, что финансовый кризис такого масштаба выливается в глубочайший глобальный экономический кризис и ведет к резкому падению спроса и обвалу цен на основные товары российского экспорта. На фоне массового перевода сбережений из рублей в валюту (за последние месяцы 2008 – первые месяцы 2009 года население приобрело около $50 млрд.) и падения резервов Банка России пришлось задуматься о снижении или, как минимум, оптимизации бюджетных расходов, а также об изменении подходов к валютной политике.
Банк России выбрал политику постепенной девальвации, имевшую ряд положительных последствий, и стал заниматься выдачей беззалоговых кредитов. Постепенная девальвация позволила осуществить трансферт средств от государства банкам и стабилизировать банковскую систему. Кроме того, эта политика дала частным экономическим агентам (населению и компаниям) возможность постепенно перевести сбережения в валюту, то есть ограничить потери от девальвации.
В связи с возникшей кризисной ситуацией государством был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленный на минимизацию для российской банковской системы негативных последствий мирового финансового кризиса.
Поэтому антикризисные меры той поры были направлены на смягчение последствий оттока капитала и закрытия глобальных рынков. Для этого использовались дополнительные инструменты по повышению устойчивости банковской системы к кризисам ликвидности (расширение гарантий по депозитам, страхование операций на денежном рынке, введение безналоговых кредитов, докапитализация АСВ) и выделение средств из Фонда национального благосостояния на рефинансирование зарубежных кредитов ($50 млрд.) и поддержку фондового рынка (175 млрд. руб.).
В октябре 2008 г., Правительством РФ совместно с Банком России, при поддержке обеих палат Федерального собрания, был принят пакет нормативно-правовых актов, направленных на поддержание ликвидности банковской системы. Принятые документы определили два вектора антикризисных мер. Первое направление было связано с предотвращением оттока ликвидных средств из кредитных организаций, второе – с их пополнением.
С целью снижения оттока средств, были внесены поправки в Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», касающиеся увеличения с 1 октября 2008 года суммы вклада, подлежащей обязательному страхованию, с 400 до 700 тыс. рублей. К сожалению, данная мера не смогла полностью нейтрализовать риски на рынке сбережений физических лиц. К моменту введения этой нормы значительное число банков столкнулось с проблемой досрочного изъятия вкладов населением. Это привело к тому, что деятельность ряда кредитных организаций была на грани остановки, а некоторые из них и вовсе стали неплатежеспособными. Тем не менее, положительный эффект от принятия этой нормы всё же проявился достаточно скоро: в декабре был полностью прекращен отток вкладов, который наблюдался в октябре и начале ноября, и возобновился приток средств населения на банковские депозиты.
Благодаря предпринятым Правительством и Банком России мерам по поддержке банковской системы удалось стабилизировать ситуацию с недостатком краткосрочной ликвидности и восстановить рост ресурсной базы банковского сектора за счет вкладов физических лиц. В то же время, принимая во внимание риски, связанные с возможным оттоком средств, предоставляемых в рамках антикризисных мер, на валютный рынок, а также резервированием их в высоколиквидной форме, дальнейшая поддержка банков со стороны государства будет жёстко увязываться с тем, какой объём средств направляется ими на кредитование экономики.
В 2009 г. российский финансовый рынок постепенно восстанавливался, преодолевая последствия глобального финансово-экономического кризиса второй половины 2008 года. Соотношение совокупного объема финансового рынка и ВВП России на конец 2009 г. составило 124% против 86% на конец 2008 г. и 155% на конец 2007 г. Основной вклад в динамику совокупного объема рыночных ресурсов в анализируемый период, как и в предшествующие годы, внес рынок акций. Капитализация рынка акций в РТС на конец 2009 г. достигла 59% ВВП, задолженность нефинансового сектора по банковским кредитам – 41% ВВП, а объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг – 23% ВВП.
Таким образом, в 2009 г. российский финансовый рынок, находясь в меняющихся внешних и внутренних условиях, выдержал испытание кризисом и смог частично восстановиться. Основные участники финансового рынка продолжали осуществлять операции, инфраструктура рынка функционировала бесперебойно. Дальнейшее развитие российского финансового рынка зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеет возобновление устойчивого роста в реальном секторе экономики.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.