Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 – совсем неверно,
1 – верно в некоторой степени,
2 – верно в значительной степени,
3 – верно в высшей степени.
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека
№ | Утверждения | Баллы |
1. | Медлительные люди обычно действуют мне на нервы | |
2. | Меня раздражают суетливые, непоседливые люди | |
3. | Шумные детские игры я переношу с трудом | |
4. | Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно | |
5. | Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня | |
Всего: |
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей
№ | Утверждения | Баллы |
6. | Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник | |
7. | Меня раздражают любители поговорить | |
8. | Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе | |
9. | Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры | |
10. | Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня | |
Всего: |
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей
№ | Утверждения | Баллы |
11. | Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды) | |
12. | Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством | |
13. | Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны | |
14. | Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу | |
15. | Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем | |
Всего: |
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров
№ | Утверждения | Баллы |
16. | Считаю, что на грубость надо отвечать тем же | |
17. | Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен | |
18. | Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем | |
19. | Мне неприятны самоуверенные люди | |
20. | Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте | |
Всего: |
Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров
№ | Утверждения | Баллы |
21. | Я имею привычку поучать окружающих | |
22. | Невоспитанные люди возмущают меня | |
23. | Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо | |
24. | Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания | |
25. | Я люблю командовать близкими | |
Всего: |
Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"
№ | Утверждения | Баллы |
26. | Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах | |
27. | Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка | |
28. | Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня | |
29. | Я проявляю нетерпение, когда мне возражают | |
30. | Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется | |
Всего: |
Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности
№ | Утверждения | Баллы |
31. | Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам | |
32. | Меня часто упрекают в ворчливости | |
33. | Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю | |
34. | Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки | |
35. | Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь | |
Всего: |
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми
№ | Утверждения | Баллы |
36. | Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку | |
37. | Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях | |
38. | Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь | |
39. | Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) | |
40. | Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей | |
Всего: |
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
№ | Утверждения | Баллы |
41. | Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам | |
42. | Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер | |
43. | Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе | |
44. | Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми | |
45. | Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав | |
Всего: |
Обработка результатов
По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.
30-75 – высокий уровень коммуникативной толерантности
75-115 – средний уровень коммуникативной толерантности
115-135 – низкий уровень коммуникативной толерантности
[1] Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996.- С. 233
[2] Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года// «Первое сентября».-№ 66.- 2000. – С. 3-4
[3] Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социологические исследования. -№ 7.- 2006. - С. 14
[4] Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость// Первое сентября.- № 3.-2004.-С.2
[5] Мурашов А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима//Мир образования – образование в мире. -№3.-2003. -С.189
[6] Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,- 2000. – С.11
[7] Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СПб.: Гос. ин-т по изучению мозга, 1995.- С.112
[8] Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,- 2000. – С.89
[9] Золотухин В. М. Толерантность как принцип поведения/ Журнал практической психологии и психоанализа.- № 3.- 2001. – С. 3
[10] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. - М.: Наука, 2001. – С.431
[11] Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т. Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2006.- С.108
[12] Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - № 3.- 1997.- С. 18
[13]Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -№ 6. -2003. -С. 40
[14] Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - № 3.- 1997.- С. 9.
[15] Мелихова Г.Н. О толерантности, культуре мира, большевизме и православной культуре//Образование. -№3. -2004. -С. 53
[16] Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т. Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2006.-С. 54
[17] Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2002.- С. 17
[18] Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,- 2000. – С.88
[19] Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 18
[20] Молодежный экстремизм/ Под ред. А.А. Козлова. - СПб.: СПбГУ, 1996.-С.14
[21] Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 18
[22] Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 21
[23] Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - № 4. - 2004. - С. 29
[24] Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. //Педагогика.- №3. -1989.– С. 14
[25] Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: о «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков// Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - № 2. - 2001.– С. 23
[26] Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Психология, 1998. – С. 51
[27] Психологические тесты/ Под редакцией А. А. Карелина.- М.: Владос, 1999. – С. 103
[28] Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2002.- С.12
[29] Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы/ Под ред. В.В. Гриценко.- М.: Николаев, 2004. – С. 33
[30] Методы математической обработки в психологии/ Под ред. Е. В. Сидоренко.- М.: Речь, 2007. – С.114
Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.