Теоретические основы формирования общества в условиях этнической толерантности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности – будь-то конфессиональной, этнической, расовой и т.д. Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Российская Федерация – многонациональное государство. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как подогреваются многочисленными осложняющими факторами, такими как, тяжелая социально-экономическая обстановка, недавние вооруженные конфликты, давние разногласия между некоторыми этническими группами, невнятность национальной и миграционной политики.

В данной работе, толерантность рассматривается не как покорная терпимость, а как трезвое продуманное и взвешенное желание, основанное на осознании своей этнической принадлежности, выслушать и понять иную точку зрения, отказ от стереотипов в мышлении, готовность к сотрудничеству с людьми разных рас, наций и религий.

«Толерантность (от лат. tolerantia-терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. Вместе с тем, толерантность…. не беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности и незаконным действиям»[1].

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответствовать действительности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»[2].

Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Рассмотрим понятие «этничностъ». В определенных случаях термин «этничностъ» является синонимом «национальности». Однако многие авторы сходятся во мнении, что в аналитических исследованиях понятие «этничностъ» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого ейток - «народ») обычно подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности. Концепция трудно поддается определению, поэтому некоторые исследователи называют этот термин «хамелеонским». Возможно именно «хамелеонство», пластичность дефиниции этничности является преимуществом. Она позволяет анализировать и сравнивать различные явления, отслеживать идентификационное и социальное многообразие, которое зачастую не укладывается в устоявшуюся классификационную систему национальностей. Понятие «этничностъ» помогает прослеживать и становление новых этносов, и ответить на вопрос, в том что именно связывает только часть (группу) людей одной национальности.

Что касается этнической толерантности, то это очень актуальная проблема. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов (Нагорный Карабах, Чечня) столкнулись сотни тысяч наших соотечественников. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети - вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоущемления, самобичевания, а заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе. Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность - не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Вопросы межэтнических отношений привлекают внимание ученых и общественности. Дело еще и в том, что в последнее десятилетие во многих крупных городах России с традиционным преобладанием русского населения произошло существенное изменение этнодемографической ситуации. В них значительно увеличилось число инонациональных диаспор, которые продолжают пополняться за счет притока мигрантов из зон межэтнических и региональных конфликтов. Так, в Москве сегодня живут представители 150-ти национальностей; каждый десятый житель столицы - нерусский. Подобная ситуация складывается и в Саратовской области.

Целью данной работы является изучение и анализ состояния установок этнической толерантности у современной молодежи г. Маркса Саратовской области.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования этнической толерантности.

2. Подбор методик для исследования состояния установок толерантного поведения.

3. Проведение исследования состояния установок толерантного поведения у современной молодежи на примере двух групп: экспериментальной и контрольной (возраст 16-17 лет);

4. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Объектом исследования были выбраны две группы молодежи: качестве экспериментальной группы была выбрана группа из 25 человек в возрасте 16-17 лет из молодежного клуба «Союз немецкой молодежи «ТОТАЛ» при Российско-немецком доме, в качестве контрольной группы – группа учащихся 11 «а» класса общеобразовательной школы № 3.

Предметом исследования в этих группах было выбрана толерантность.

Гипотеза предполагает, что развитие этнической толерантности находится в тесной связи с другими видами толерантности.

В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, тестирование, сравнение, методы статистической обработки данных.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в данных учебных заведениях была проведена комплексная программа по диагностике и формированию установок этнической толерантности у молодежи.

Практическое значение этого исследования в том, что она может быть использована в совместной работе педагогов и психологов по формированию этническо-толерантного пространства в образовательных учреждениях.

 

 

Методики исследования

 

И так, толерантность – это не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

В качестве экспериментальной группы была выбрана группа из 25 человек в возрасте 16-17 лет из молодежного клуба «Союз немецкой молодежи «ТОТАЛ» при Российско-немецком доме, в качестве контрольной группы – группа учащихся 11 «а» класса общеобразовательной школы № 3.

В настоящем исследовании ставились следующие цели. Во-первых, выявить состояние этнического самосознания и самоидентификации молодежи различных национальностей, их представления, знания о собственном народе и о других народах, восприятие этих народов и отношение к ним. Во-вторых, определить динамику этих показателей в возрастном периоде 16-17 лет. В-третьих, установить, какие факторы и агенты социальной и культурной микро- и макросреды влияют на этносознание молодежи и как именно.

Исследование этнической толерантности в указанных группах проводилось в декабре 2007 г.

Исследуемые показатели:

- социальная дистанция,

- этнические стереотипы,

- этническая толерантность,

- агрессивность.

Используемые методики:

- шкала социальной дистанции Э. Богардуса вариант Л.Г. Почебут) (см. Приложение 1);

-  типы этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) (см. Приложение 2);

- методика диагностики состояния агрессии в молодежной среде (опросник «Басса-Дарки») (см. Приложение 3);

- методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) (см. Приложение 4);

- методика «Коммуникативная толерантность» (Бойко) (см. Приложение 5).

Теперь рассмотрим используемые методики и задачи, которые они решают.

1. Методика исследования  социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г. Почебут).

В 1920-х годах американский социолог Эмори Богардус разработал шкалу для измерения социальной дистанции, рассматриваемой им как степень близости или отчужденности между двумя группами людей.

Богардус сформулировал список из семи суждений, отражающих различную степень социальной дистанции. При опросе респонденты отмечали то суждение, которое соответствовало допускаемой ими близости с членами заданной группы. Данная методика представлена в Приложении 1.

Назначение теста:

Понятие социальной дистанции, которое ввел американский социолог Э.Богардус в начале XX в., характеризует близость (отчужденность) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей.

С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия.

Максимальная социальная дистанция означает, что человек (или этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру; большинство коммуникаций в таких случаях символично и формально.

Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.

Предлагаемая шкала измеряет отношение к той или иной национальности.

2. Методика исследования толерантности и типов этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/ интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности (см. Приложение 2).

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я – человек, который…» Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия. 

3. Методика исследования агрессивного поведения в молодежной среде ( А.Басс и А.Дарки)[27].

Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

4. Методика исследования ценностных ориентаций (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик[28].

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

5. Методика исследования общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко (Практическая психодиагностика, 1998)[29], позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на: ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

6. Методы математической обработки         

1.

 

Вычисление среднего арифметического по шкалам (М) – показателя центральной тенденции, проводилось для каждой шкалы в используемых методиках[30].

 

   где, n – число испытуемых,

xi – значение элемента выборки.

2. Вычисление процентного соотношения. Использовался для вычисления результатов в % выражении.

 

    

 

 

где, Y% – процентное соотношение, ответивших к общему числу испытуемых;

Y – количество ответивших;

n – общее число испытуемых.

3. Для выявления взаимосвязи результатов, полученных по разным методикам, использовалась корреляция Пирсона:

,                            (2.3)

где хi — значения, принимаемые в выборке X,  yi — значения, принимаемые в выборке Y;  — средняя по X,  — средняя по Y.

 



Заключение

 

Изучив вопрос воспитания и формирования этнической толерантности в молодежной среде, можно сделать выводы, что интерес к данному вопросу неслучаен, т.к. формирование этнической толерантности – это проблема, которая приобрела особую актуальность в современном мире.

Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам. В современной жизни понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта разных народов. В русский язык слово «толерантность» вошло в употребление сравнительно недавно.

В данном исследовании систематизированы основные теоретические направления, исследования проблемы толерантности следующим образом: во-первых, толерантность рассматривается как проблема связанная с признанием идеи многообразия культур (Р.Р. Валитова, 1996; Л.В. Скворцов, 1997 и др.); во-вторых, толерантность – как способность личности слышать и уважать мнение других, признавать равенство и отвергать доминирование и насилие (А.Г.Асмолов и др.); в-третьих, толерантность – как личностная характеристика (Г.Олпорт, 2003; В.А. Тишков, 1997 и др.); в-четвертых, толерантность в социальных отношениях – как терпимость к представителям других групп (Г.У. Солдатова, 2001, 2003; Т.Г. Стефаненко, 1999, 2002 и др.). Выделенные направления пересекаются друг с другом, так как все они связывают толерантность с признанием сосуществования различных, непохожих реальностей и с отношениями людей в этих реальностях.

Социальные психологи (Солдатова, 2001; Т.Г. Стефаненко, 2002 и др.) уделяют большое значение различным аспектам этнической толерантности. В этнопсихологических исследованиях толерантность – это позитивное отношение к группе с отличающейся культурой, религией. Этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной (Т.Г. Стефаненко, 2002). В отечественных этнопсихологических исследованиях отмечается, что если представители разных этносов имеют сходный жизненный опыт, обладают территориальной близостью и взаимодействуют друг с другом, то они более толерантны к другому этносу. Ценности культуры, в которой живет индивид, установки на конструктивное или конфликтное взаимодействие могут влиять на толерантность к представителям других этносов (Ю.А. Гаюрова, 2002).

Проблема толерантности не была бы столь актуальна в настоящее время, если бы не была связана с деструктивными действиями, которые являются следствием нетерпимого отношения. В поликультурном пространстве может возникнуть как толерантное, так и противоположное ему, интолерантное сознание (Г.У.Солдатова, 2001; Г.Олпорт, 2003 и др.). Его проявления многообразны: этнонациональные конфликты, дискриминация меньшинств, акты ксенофобии, особенно в отношении беженцев и мигрантов.

Теоретический анализ исследования позволил сформулировать рабочее определение понятия толерантного сознания, которое было использовано в данной работе: толерантное сознание есть обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы можно влиять на формирование толерантного поведения в молодежной среде.

 

 

Глоссарий

 

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Автостереотип это представление о своем народе, которое, как правило, позитивно.
2 Агрессивность это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
3 Активная толерантность открытость, готовность к межэтническим контактам
4 Вынужденная толерантность межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии
5 Враждебность реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий
6 Гетеростереотип это представление об этнопсихологическом облике другого народа, которое может быть как позитивным, нейтральным, так и негативным.
7 Идентичность (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания
8 Избирательная толерантность межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям
9 Интолерантность категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры
10 Когнитивный компонент этнической толерантности представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности
11 Норма (позитивная этническая идентичность) сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.
12 Пассивная толерантность нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении  позитивного отношения к представителям иноэтнических групп  
13 Поведенческий компонент этнической толерантности конкретные акты толерантного/ интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/ дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп.  
1 2 3
14 Социальная идентичность  это часть идентичности личности, или «Я-концепции», один из элементов структуры личности человека
15 Толерантность (от лат. tolerantia-терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.
16 Толерантность коммуникативная - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
17 Ценности терминальные общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным, полезным.
18 Ценности инструментальные это обобщённые цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм.
19 Эмоциональный компонент этнической толерантности отношение к другим этническим группам
20 Этническая идентичность это составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности  
21 Этническая толерантность готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия  
22 Этническая индифферентность размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
23 Этническая общность (этнос) исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей
24 Этноизоляционизм убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
25 Этнонигилизм одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.  
26 Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
1 2 3
27 Этноэгоизм данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать,  например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

 

Библиографический список

 

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СПб.: Гос. ин-т по изучению мозга, 1995.- 230 с.

2. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие для студентов университетов (изд-е второе, дополненное).- М.: Ключ-С, 1999. -270 с.

3. Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян. Психология индивидуальности/ Под ред. А.Н.Татарко, Д.В.Лимарем. - М.: Изд. ГУ-ВШЭ. – 512 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. - М.: Наука, 2001. – 654 с.

5. Золотухин, В.М. Две концепции толерантности/ Под ред. В.М. Золотухина.- Кемерово: Изд-во КГТУ, 1999. - 63 с.

6. Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе/ Под ред. П.М. Козырева. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - 176 с.

7. Кросс-культурная психология: цели и методы исследований. Этология человека и смежные дисциплины/ Под ред. М.Л. Бутовской., М.: Аванта, 2004. – 364 с.

8. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия/ Под ред. О.В.Луневой и Т.Г. Стефаненко.- М.: РУДН, 2003. - 406 с.

9. Методы математической обработки в психологии/ Под ред. Е. В. Сидоренко.- М.: Речь, 2007. – 334 с.

10. Модернизация общества и этническая толерантность. Толерантность в межкультурном диалоге/ Под ред. Н.М.Лебедевой, А.Н. Татарко.- М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 2005. – 326 с.

11. Молодежный экстремизм/ Под ред. А.А. Козлова. - СПб.: СПбГУ, 1996.-140 с.

12. На пути к толерантному сознанию/ Под ред. А.Г. Асмолова - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

13. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания.- М.: Психология, 1988. – 188 с.

14. Психологические исследования этнической толерантности/ Под ред. Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гаюрова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. -238 с.

15.  Психологические тесты/ Под редакцией А. А. Карелина.- М.: Владос, 1999. – 214 с.

16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Психология, 1998. – 118 с.

17. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,- 2000. – 112 с.

18. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2004. – 328 с.

19. Социальная психология этнических групп. Хрестоматия.- М.: МГППУ, 2000. – 456 с.

20. Социальная психология этнических миграций. - М.: ИЭА РАН, 1993.-195 с.

21. Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы/ Под ред. В.В. Гриценко.- М.: Николаев, 2004 — 184 с.

22. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии.-М.: Знание, 1996.- 345 с.

23. Толерантность и культурная традиция/ Под ред. М.Ю.Мартыновой. - М.: РУДН, 2002.-447с.

24. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Под ред. В.П. Вдовиченко. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 24 с.

25. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2002.- 296 с.

26. Этнопсихологический словарь/ Под ред. В.Г. Крысько. – М.: Психология,  1999.- 564 с.

27. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов ву­зов / Под ред. Т. Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2006.-208 с.

28. Этология человека и смежные дисциплины/ под ред. М.Л. Бутовской. - М.: Аванта, 2004.- 324 с.

29.  Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: о «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков// Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - № 2. - 2001.– С. 21-

30. Битянова М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников// Литература: Еженед. газ. изд. дома «Первое сентября». -№39.- 2002.- С.9-10.

31. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -№1. -1996. - С. 33-37.

32. Влияние психологических характеристик культур на социальные представления русских и немцев о ситуации гостеприимства// Психологический журнал, -№ 4. -2006. - С.77-85

33. Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социологические исследования. -№ 7.- 2006. - С. 13-22.

34. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-№6.-2002.- С.12-16.

35. Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. //Педагогика.- №3. -1989.– С. 14-15

36. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников. -№1. -2006.-С.13-17.

37. Гудков, Л.Д. Динамика этнических стереотипов/ Л. Д. Гудков// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. - № 2. - 1995. - С. 22 - 26.

38. Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года// «Первое сентября».-№ 66.- 2000. – С. 3-4

39. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -№ 6. -2003. -С. 40-55.

40. Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма//Образование.-№9.-2003. - С.59-62.

41. Золотухин В. М. Толерантность как принцип поведения/ Журнал практической психологии и психоанализа.- № 3.- 2001. – С. 3-7

42. Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений//Методист. -№4.-2004.- С.14-17.

43. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-№1.-2003.- С.18-25.

44. Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость// Первое сентября.- № 3.-2004.-С.2-4.

45. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 17-18

46. Мелихова Г.Н. О толерантности, культуре мира, большевизме и православной культуре//Образование. -№3. -2004. -С. 53-68.

47. Мурашов А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима//Мир образования – образование в мире. -№3.-2003. -С.189-194.

48. Олпорт Г. Природа предубеждения.// Век толерантности. -№5.- 2003. – С. 14-15

49. Роль модернизации образа жизни в трансформации этнической идентичности // Вопросы психологии.- № 2.- 2006. -С 15 -16.

50. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения?// Октябрь. - №3.- 1997. – С. 3-7

51. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - № 3.- 1997.- С. 3-20.

52. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - № 4. - 2004. - С. 29-32.

53. Этнопсихологические особенности этнической идентичности и этнической толерантности в поликультурном регионе (на примере Северной Башкирии)// Журнал прикладной психологии.- №2.- 2002. -С.33-44.

 

Приложение 1

 

Шкала социальной дистанции

 

Инструкция к тесту:

Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности (номер ответа - это величина балла).

1. Принятие как близких родственников посредством брака.

2. Принятие как личных друзей.

3. Принятие как соседей, проживающих на моей улице.

4. Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я.

5. Принятие как граждан моей страны.

6. Принятие только как туристов в моей стране.

7. Предпочел бы не видеть их в моей стране.

Ключ к тесту

Баллы начисляются в соответствии с таблицей:

Критерий 1 2 3 4 5 6 7
Оценка 3 2 1 0 -1 -2 -3

 

Чем больше сумма баллов, тем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, тем плотнее их взаимодействие. Поэтому изучение этнических общностей с помощью шкалы социальной дистанции дает возможность определить и степень выраженности этнических чувств.

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

Приложение 5

Обработка результатов

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.

30-75 – высокий уровень коммуникативной толерантности

75-115 – средний уровень коммуникативной толерантности

115-135 – низкий уровень коммуникативной толерантности

 

 


[1] Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996.- С. 233

 

[2] Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года// «Первое сентября».-№ 66.- 2000. – С. 3-4

 

[3] Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социологические исследования. -№ 7.- 2006. - С. 14

 

[4] Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость// Первое сентября.- № 3.-2004.-С.2

 

[5] Мурашов А.А. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима//Мир образования – образование в мире. -№3.-2003. -С.189

[6] Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,- 2000. – С.11

 

[7] Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СПб.: Гос. ин-т по изучению мозга, 1995.- С.112

[8] Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,- 2000. – С.89

[9] Золотухин В. М. Толерантность как принцип поведения/ Журнал практической психологии и психоанализа.- № 3.- 2001. – С. 3

[10] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. - М.: Наука, 2001. – С.431

 

[11] Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов ву­зов / Под ред. Т. Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2006.- С.108

 

[12] Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - № 3.- 1997.- С. 18

[13]Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -№ 6. -2003. -С. 40

[14] Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - № 3.- 1997.- С. 9.

 

[15] Мелихова Г.Н. О толерантности, культуре мира, большевизме и православной культуре//Образование. -№3. -2004. -С. 53

 

[16] Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов ву­зов / Под ред. Т. Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2006.-С. 54

 

[17] Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2002.- С. 17

 

[18] Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,- 2000. – С.88

 

[19] Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 18

 

[20] Молодежный экстремизм/ Под ред. А.А. Козлова. - СПб.: СПбГУ, 1996.-С.14

[21] Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 18

 

[22] Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -№3. -2000.– С. 21

 

[23] Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - № 4. - 2004. - С. 29

[24] Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. //Педагогика.- №3. -1989.– С. 14

[25] Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: о «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков// Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - № 2. - 2001.– С. 23

 

[26] Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Психология, 1998. – С. 51

 

[27] Психологические тесты/ Под редакцией А. А. Карелина.- М.: Владос, 1999. – С. 103

 

[28] Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2002.- С.12

 

[29] Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы/ Под ред. В.В. Гриценко.- М.: Николаев, 2004. – С. 33

 

[30] Методы математической обработки в психологии/ Под ред. Е. В. Сидоренко.- М.: Речь, 2007. – С.114

 


Введение

 

В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности – будь-то конфессиональной, этнической, расовой и т.д. Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Российская Федерация – многонациональное государство. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как подогреваются многочисленными осложняющими факторами, такими как, тяжелая социально-экономическая обстановка, недавние вооруженные конфликты, давние разногласия между некоторыми этническими группами, невнятность национальной и миграционной политики.

В данной работе, толерантность рассматривается не как покорная терпимость, а как трезвое продуманное и взвешенное желание, основанное на осознании своей этнической принадлежности, выслушать и понять иную точку зрения, отказ от стереотипов в мышлении, готовность к сотрудничеству с людьми разных рас, наций и религий.

«Толерантность (от лат. tolerantia-терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. Вместе с тем, толерантность…. не беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности и незаконным действиям»[1].

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответствовать действительности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»[2].

Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Рассмотрим понятие «этничностъ». В определенных случаях термин «этничностъ» является синонимом «национальности». Однако многие авторы сходятся во мнении, что в аналитических исследованиях понятие «этничностъ» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого ейток - «народ») обычно подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности. Концепция трудно поддается определению, поэтому некоторые исследователи называют этот термин «хамелеонским». Возможно именно «хамелеонство», пластичность дефиниции этничности является преимуществом. Она позволяет анализировать и сравнивать различные явления, отслеживать идентификационное и социальное многообразие, которое зачастую не укладывается в устоявшуюся классификационную систему национальностей. Понятие «этничностъ» помогает прослеживать и становление новых этносов, и ответить на вопрос, в том что именно связывает только часть (группу) людей одной национальности.

Что касается этнической толерантности, то это очень актуальная проблема. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов (Нагорный Карабах, Чечня) столкнулись сотни тысяч наших соотечественников. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети - вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоущемления, самобичевания, а заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе. Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность - не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Вопросы межэтнических отношений привлекают внимание ученых и общественности. Дело еще и в том, что в последнее десятилетие во многих крупных городах России с традиционным преобладанием русского населения произошло существенное изменение этнодемографической ситуации. В них значительно увеличилось число инонациональных диаспор, которые продолжают пополняться за счет притока мигрантов из зон межэтнических и региональных конфликтов. Так, в Москве сегодня живут представители 150-ти национальностей; каждый десятый житель столицы - нерусский. Подобная ситуация складывается и в Саратовской области.

Целью данной работы является изучение и анализ состояния установок этнической толерантности у современной молодежи г. Маркса Саратовской области.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования этнической толерантности.

2. Подбор методик для исследования состояния установок толерантного поведения.

3. Проведение исследования состояния установок толерантного поведения у современной молодежи на примере двух групп: экспериментальной и контрольной (возраст 16-17 лет);

4. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Объектом исследования были выбраны две группы молодежи: качестве экспериментальной группы была выбрана группа из 25 человек в возрасте 16-17 лет из молодежного клуба «Союз немецкой молодежи «ТОТАЛ» при Российско-немецком доме, в качестве контрольной группы – группа учащихся 11 «а» класса общеобразовательной школы № 3.

Предметом исследования в этих группах было выбрана толерантность.

Гипотеза предполагает, что развитие этнической толерантности находится в тесной связи с другими видами толерантности.

В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, тестирование, сравнение, методы статистической обработки данных.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в данных учебных заведениях была проведена комплексная программа по диагностике и формированию установок этнической толерантности у молодежи.

Практическое значение этого исследования в том, что она может быть использована в совместной работе педагогов и психологов по формированию этническо-толерантного пространства в образовательных учреждениях.

 

 

Теоретические основы формирования общества в условиях этнической толерантности

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.