На формирование толерантности влияют такие факторы:
- агрессивность,
- система ценностей,
- идентичность.
Рассмотрим эти факторы и их характеристику подробнее.
Агрессивность (агрессия) - тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики.
Существуют разные определения агрессивности, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессивность - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974, 1981; Feshbach, 1970), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом (Zillmann, 1979), ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:
Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может «сойти с рук». Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться[20].
Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры - в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.
У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов наука все еще не выяснила степень влияния СМИ на агрессивное поведение.
Агрессия, отчуждение, взаимная неприязнь вызывают соответствующую реакцию, влияют на уровень толерантности в обществе вообще и молодежи в частности.
По данным социологического опроса Государственного института развития семьи и молодежи в июне 2007 года, только 18% молодежи считают, что большинству людей можно доверять. Все заметнее становятся маргиналы, развиваются антисемитские настроения, распространяется ксенофобия. А это, в конце концов, вопрос не только имиджа страны (и его производных в виде инвестиций, возможностей получения виз для российских граждан, количества иностранных студентов в российских вузах и тому подобное), но и безопасности каждого из граждан.
Система ценностей
В период построения демократического, ориентированного на рыночную экономику общества в России во всех социальных сферах происходят существенные изменения, сопровождающиеся разрушением старых социальных представлений и созданием новых. Коренные преобразования в экономической и политической сферах ведут и к переменам в духовной культуре: рушатся привычные идеалы, меняются ценности, формируются новые традиции, новые способы поведения. Социально-экономические условия и господствующая идеология в стране являются основными факторами развития личности, и изменения в характере общественных отношений не могут не влиять на психологию отдельных индивидов и социальных групп. Каждой эпохе, определенному социально-экономическому устройству общества соответствует и свой тип социального характера, свой тип личности с определенным менталитетом, с определенной системой ценностей[21].
Для описания того, на какие ценности опираются люди, социологи пользуются термином социальной ориентацией. Ценностные ориентации описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Другими словами, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Дадим несколько различных определений понятиям ценностям:
1. Ценности - общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным, полезным.
2. Ценности - это обобщённые цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из мощнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.
Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Рассмотрим самые распространённые.
Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.
Но наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях их жизни не так много - два-три десятка. Они формируются в период так называемой первичной социализации человека, к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.
Чем же характеризуется ценностное сознание россиян? На этот вопрос попытались дать ответ социологи во главе с Н.И. Лапиным в одном из исследований, посвящённому изменениям ценностей в структуре общества. Из всего многообразия ценностей были выделены те, которые в большей степени влияют на поведение индивида в кризисном обществе. С помощью опроса 50 студентов выделили согласованный перечень из 14 базовых ценностей, или ценностных понятий, включающих 7 терминальных и 7 инструментальных ценностей и выражаемых через ценностные понятия.
Терминальные ценности:
1. Жизнь человека как высшая ценность, самоценность.
2. Свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свободы для» реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида.
3. Нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами.
4. Общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь.
5. Семья, личное счастье, продолжение рода.
6. Работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка.
7. Благополучие - доходы, комфорт своей жизни, здоровье.
Инструментальные ценности:
1. Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться.
2. Традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств.
3. Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям.
4. Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе.
5. Авторитетность - способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы.
6. Законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими.
7. Вольность как архаичная «свобода от» ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности
По результатам исследования выяснилось, что наиболее распространёнными среди россиян были и остаются три ценности: законность, семья, общение. Следовательно, это ценности, доминирующие в ценностном сознании граждан. Среди них на первом месте - законность, в конкретном человеческом смысле, как жизненная потребность в установлении государством такого порядка в обществе, который на деле обеспечивает безопасность индивидов. На втором месте - семья. По мнению исследователей, это вполне естественно, то в кризисном социуме семья стала для большинства россиян центром притяжения их душевных и физических сил. После семьи следует другая терминальная ценность - общение. Семья и общение - тесно связанные между собой универсальные, общечеловеческие ценности. Дальше следуют такие ценности, как нравственность, работа и так далее по мере убывания важности той или иной ценности.
Какая же взаимосвязь ценностных приоритетов и типов толерантности? Например, являясь значимой ценность доброты оказывает влияние на проявление гендерной, межличностной, межэтнической толерантности; ценность безопасности, выражающаяся в стремлении к социальному порядку, безопасности для семьи, национальной безопасности, взаимопомощи влияет на проявление поколенческой и межличностной, а также профессиональной и управленческой толерантности; приоритетность ценности универсализма, которая заключается в потребности выживания групп и индивидов, становится необходимой при вступлении в контакт с кем-либо и связана с проявлением управленческой, профессиональной и социально-экономической толерантности и т.д.
Идентичность и этническая идентичность
Идентичность (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.
Понятие социальной идентичности восходит к двум наукам, психологии и социологии. С точки зрения психологии, социальная идентичность - это часть идентичности личности, или «Я-концепции», один из элементов структуры личности человека. Здесь понятие встраивается в систему общепсихологического теоретического знания (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Заваллони и др). С точки зрения социологии, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью (В.Ядов, А. Тешфел, Бергер и Лукман и др). При этом ставится вопрос: идентичность понимается как форма описания структуры, некая схема, или же она возводится в ранг объяснительного принципа, механизма, объясняющего различные аспекты поведения?
Многие исследователи, начиная от классиков - основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности. По сути, социальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлык, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает в качестве мыслительной структуры, в которой соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного человека в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная.
И так, этническая идентичность это составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности[22]. При этом, во-первых, необходимо различать понятия этнической идентичности и этничности - социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность может не совпадать с декларируемой идентичностью, которая проявляется в самоназвании и во многом зависит от социальной ситуации. Этническая идентичность - это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определённая степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Смысл данного понятия наилучшим образом отражает термин переживание. Его использовали для изучения отношений между индивидом и окружающим миром Г.Г. Шпет, (1996)[23], и Л.С. Выгодский, (1989)[24]. Так и этническую идентичность можно рассматривать как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Когда изучается идентификация индивида с этносом в данный момент и в данном социальном контексте, в её структуре обычно выделяют два основных компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). В моделях, предложенных разными исследователями, используются самые разные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности – этнические ориентации групповые концепции и др. Но самыми важными признаются [25].
- во-первых, этническая осведомленность (знания об этнических группах - своей и чужих, их истории и традициях, присущих им психологических особенностях, а также различиях между ними);
- во-вторых, этническая самоидентификация (использование «этнического ярлыка» - этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе).
На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство и т.д. и т.п.
Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства, т.е. её аффективный компонент. Как отмечает Г.У. Солдатова, «достоинство, гордость, обида, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида» (Солдатова, 1998)[26].
В психологии общепризнанно, что социальный контекст играет существенную роль в формировании этнической идентичности, детально это влияние изучалось в относительно небольшом количестве исследований. Формирование этнической идентичности индивидов обусловлено особенностями их социального окружения, этнических групп, к которым они принадлежат, и отношений между данными общностями. Среди самых существенных факторов, в разной степени исследованных в мировой науке, можно выделить:
1) особенности этнической социализации в семье, а также в других её институтах: школе, группе сверстников, ВУЗе и т.п.;
2) особенности этноконтактной среды, прежде всего степень этнической однородности ближайшего и более широкого окружения;
3) место этнической группы в более широком социальном сообществе, статусные отношения между группами.
На формирование этнической идентичности непосредственное воздействие оказывают многие институты социализации. Среди них выделяют, во-первых, государство, разрабатывающее политику в отношении национальной идентичности своих граждан, и институты, через которые эта политика проводится (перепись, паспортная система, система образования); во-вторых, структуры гражданского общества: национальные движения и рганизации (Карпенко, 1998).
На формирование этнической идентичности членов групп меньшинства непосредственное влияние оказывает плотность этнического окружения.
Многие авторы отмечают позитивную связь реализованной этнической идентичности с этнической однородностью ближайшего социального окружения. Так же на формирование этнической идентичности оказывает воздействие степень однородности не только ближайшего окружения, но и окружения более широкого. Иными словами, значимо то, живёт ли человек в полиэтнической или моноэтнической среде.
Ситуация межэтнического общения даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других групп, их сходстве и различиях, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.
Завершая рассмотрение вопроса о том, как социальный контекст влияет на этническую идентичность индивида, следует подчеркнуть, что с возрастом у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к внутригрупповой ориентации. Происходит это потому, что в процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, молодой человек приобретает всё новые знания о межэтнических различиях и более реалистично определяет свою принадлежность к определённому народу. В результате каждый новый член общества оказывается «приписанным» к той или иной этнической группе.
Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно. Особенно актуальным признается изучение этнического самосознания в связи с вопросами толерантности в межэтнических контактах (Толерантность и согласие, 1997; Идентичность и толерантность, 2002). Благодаря проведенным исследованиям был описан ряд социально-психологических и культурных факторов (Лебедева, 1997, 1998; Стефаненко, 1997 и др.), оказывающих влияние на развитие и формы проявления межэтнической нетерпимости. В связи с этим можно сделать вывод, что этническая идентичность представителей различных этнических групп взаимосвязана с их толерантным-интолерантным отношением к представителям этноконтактных групп.
И так, рассмотрев эти три фактора и воздействуя на них, мы можем влиять на формирование толерантного поведения молодежи.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 296.