Информатизация учебного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Информатизация учебного процесса осуществляется по трем основным направлениям:

- управление организацией и проведением учебного процесса;

- обеспечение учебно-методическими материалами (разработка электронных образовательных ресурсов и организация доступа к ним для обеспечения учебного процесса);

- развитие технологий обучения – разработка образовательных технологий на основе активного использования ИКТ (организация взаимодействия между преподавателем и обучающимися средствами ИКТ).

Первое направление – управление организацией и проведением учебного процесса.

Автоматизация функций управления учебным процессом выполняется посредством задач функциональных подсистем ИАС ОГУ «Приемная комиссия», «Организация учебного процесса», «Деканат». Автоматизировано ведение в интегрированной базе данных ИАС ОГУ учебных планов, сеток часов, учебного расписания и расписания сессий; ведение фонда рабочих программ дисциплин и фонда тестовых заданий для контроля знаний. На основе интегрированных данных осуществляется расчет ряда показателей, позволяющих планировать учебный процесс и средства его обеспечения, решаются задачи различных подразделений университета: учебно-методического управления, факультетов и институтов, научной библиотеки и др. В автоматизированном режиме формируется информация, относящаяся к контингенту всех обучающихся университета, включая студентов Орского гуманитарно-технологического института (ОГТИ) и Кумертауского филиала: личные данные, сведения о модульной и семестровой успеваемости, сведения о перемещении студентов, данные договоров на обучение. Средствами ИАС ОГУ создаются стипендиальные приказы, приложения к дипломам об образовании, формируется значительное количество отчетов и др.

В рамках этого направления информатизации учебного процесса в настоящее время существуют определенные проблемы:

- необходимо ускорить и завершить работы по вводу всех учебных планов, в том числе и разработанных по ФГОС ВПО. Это позволит перейти на новый, более качественный уровень интегрированной обработки средствами ИАС ОГУ данных, связанных с учебным процессом;

- в связи с вводом в действие с 2011 года ФГОС ВПО, соответствующего изменения ряда информационных потоков университета, отражающих учебный процесс, необходимо осуществить своевременную модернизацию программных систем ИАС ОГУ и разработку новых задач.

Второе направление информатизации учебного процесса – обеспечение современными учебно-методическими материалами, включая разработку электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и организацию доступа к ним.

В университете сформированы коллекции электронных образовательных ресурсов, разработанных сотрудниками университета для учебных и научных целей, и средства доступа к ним, которые в значительной степени обеспечивают потребности субъектов образовательного процесса. К электронным аналогам печатных изданий (электронные полнотекстовые версии методических указаний и учебных пособий (более 2500 документов), электронные версии авторефератов диссертаций, электронные версии трудов научных конференций) осуществляется доступ с сайта научной библиотеки. Кроме того, коллекция самостоятельных электронных изданий ОГУ включает в себя ресурсы, зарегистрированные в УФАП: электронные гиперссылочные учебные пособия (в том числе разработанные для факультета дистанционных образовательных технологий (ФДОТ)); электронные конспекты лекций; прикладные программы (всего более 600 ресурсов). Активно формируется и используется электронный фонд рабочих программ. В него внесено более 11 тысяч электронных версий рабочих программ дисциплин, преподаваемых в университете.

Доступ к электронным ресурсам ОГУ осуществляется по различным схемам: из локальной сети ОГУ, с выделенных IP-адресов, свободный доступ через Интернет. При этом наиболее полно соответствует политике государства в этой сфере свободный доступ через Интернет к электронным версиям печатных изданий. Дополнительными аргументами в пользу такого варианта организации доступа к электронным ресурсам являются экономичность варианта распространения учебных изданий, увеличение цитируемости веб-ресурсов ОГУ и, как следствие, повышение значимости ОГУ в различных рейтингах вузов, влияние на выбор вуза абитуриентами, увеличение количества и качества контактов в научной сфере.

В данном направлении существуют следующие проблемы:

- отсутствует единая система доступа к электронным образовательным ресурсам ОГУ, позволяющая осуществить поиск информации по различным критериям;

- слабо представлены инструменты, позволяющие оценить востребованность электронных образовательных ресурсов;

- отсутствует возможность работы с электронными образовательными ресурсами ОГУ в режиме удаленного доступа;

- при создании электронных учебных пособий недостаточно активно используются мультимедийные технологии;

- недостаточно развито направление, связанное с разработкой и использованием виртуальных лабораторных практикумов.

Говоря об обеспечении учебного процесса современными ЭОР, следует отметить, что за период с 2006 по 2010 гг. на приобретение лицензионного программного обеспечения (ПО) (операционных систем, офисных приложений, математических и графических пакетов и др.) затрачено 17,3 миллиона рублей. Приобретено 77 наименований (1835 лицензий) специализированных программных продуктов. Кроме того, в учебном процессе используется свободное программное обеспечение.

Однако существуют следующие проблемы:

- неэффективно используется ряд специализированных программных продуктов в учебном процессе;

- недостаточно активно разрабатывается методическое обеспечение по применению специализированного ПО (как приобретенного, так и распространяемого по свободным лицензиям).

Третье направление – интеграция технологий обучения и ИКТ.

Одной из форм эффективной интеграции технологий обучения и ИКТ является электронное сетевое обучение. Уровень использования технологий электронного обучения в учебном процессе ОГУ на данном этапе можно охарактеризовать следующим образом.

Прежде всего, это широкое использование технологий сетевого компьютерного тестирования. В учебном процессе ОГУ активно используется внутривузовская автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования (АИССТ) (http://aist.osu.ru). В базу данных АИССТ внесены более 200 тысяч тестовых заданий по 700 дисциплинам различных циклов, а также зарегистрированы свыше 700 преподавателей (около 30% от общего количества преподавателей университета).

Этапом в направлении внедрения электронных сетевых технологий обучения можно считать создание электронных гиперссылочных учебных пособий (ЭГУП) для ФДОТ, которое началось с 1999 года. По разработанной технологии подготовлены электронные учебные пособия более чем по 280 вузовским дисциплинам различных циклов. Указанные ресурсы доступны из локальной сети ОГУ. Необходимо отметить, что на ФДОТ они используются как локальные электронные издания (на CD-дисках), поскольку в качестве основной используется «электронный кейс», а не сетевая технология.

Как вариант использования сетевых технологий электронного обучения можно рассматривать опытную эксплуатацию электронной среды обучения Moodle.

В 2009-2010 учебном году система Moodle была апробирована на курсах повышения квалификации преподавателей, активно использовалась на кафедре информатики. В настоящее время в системе Moodle (http://moodle.osu.ru/) зарегистрировано 4 администратора системы, 24 преподавателя, 461 обучающийся.

Накопленный опыт выявил следующие проблемы, связанные с внедрением технологий электронного обучения:

- не разработана система оценки эффективности внедрения сетевых компьютерных средств обучения;

- для эффективного использования Moodle в учебном процессе необходима синхронизация сведений о преподавателях и студентах в Moodle с базой данных ИАС ОГУ;

- необходимо разработать методическое и нормативно-правовое обеспечение для внедрения системы электронного обучения Moodle в учебный процесс ОГУ.

 

Подготовка ИТ-специалистов

 

ОГУ является крупнейшим поставщиком кадров для сферы ИКТ в Оренбургской области. Университет готовит специалистов по 16 направлениям и специальностям и кадры высшей квалификации по 3 научным специальностям в сфере информационных технологий. В настоящее время почти 1500 студентов обучаются по различным специальностям информационно-компьютерного блока. ИТ-специальности открыты в следующих подразделениях университета: математический факультет (МФ), факультет информационных технологий (ФИТ), Аэрокосмический институт (АКИ), факультет экономики и управления (ФЭУ). Подготовка ИТ-специалистов также осуществляется в ОГТИ и Бузулукском филиале ОГУ.

С 2011-2012 учебного года после перехода на уровневую систему высшего образования в университете подготовка бакалавров и специалистов будет производиться по 12 ИТ-направлениям и специальностям в головном вузе.

Наиболее ресурсоемкими, с точки зрения ИКТ, являются специальности ФИТ, МФ, АКИ. Особенности подготовки специалистов на этих факультетах заключаются не только в необходимости наличия учебно-методической и материально-технической базы, но и в требовании по ее постоянному совершенствованию. Современные информационные и коммуникационные технологии за период подготовки специалиста претерпевают неоднократные существенные изменения. Одним из способов решения данной проблемы является сотрудничество с лидерами ИКТ-индустрии.

В университете успешно действует локальная академия Cisco. Открыт учебный центр «Академия информационных технологий», осуществляющий подготовку по авторизованным курсам Microsoft IT Academy. Успешно функционирует программа дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и веб-дизайна».

В 2004 году ОГУ вступил в программу IBM Scholars Program, что позволило обеспечить доступ преподавателей и студентов университета к программным продуктам фирмы IBM для использования их в целях обучения. С 2006 года факультеты, осуществляющие подготовку ИТ-специалистов, работают по программе Microsoft Developer Network Academic Alliance и предоставляют студентам доступ к самым современным продуктам Microsoft. Студенты университета имеют возможность пройти стажировки в ведущих ИТ-компаниях Intel, Yandex, Softline.

Важным направлением совершенствования подготовки специалистов является обучение параллельному программированию и высокопроизводительным вычислениям с использованием вычислительного кластера ОГУ. ОГУ является участником программы «Университетский кластер».

В настоящее время университет является «главной кузницей» ИТ-специалистов в регионе. Тем не менее, в этом направлении деятельности существуют определенные проблемы:

- необходимо обновление образовательных программ подготовки ИТ-специалистов с учетом модернизированных международных стандартов и требований работодателей;

- не все востребованные образовательные программы подготовки ИТ-специалистов представлены в университете, необходим более широкий спектр магистерских программ и программ дополнительного профессионального образования;

- не полностью обеспечивается преемственность образовательных программ подготовки ИТ-специалистов между колледжами и вузами;

- для обеспечения трудоустройства выпускников и развития ИТ-отрасли в регионе необходимо более активное сотрудничество университета с ИТ-компаниями;

- недостаточно активно развивается инновационная деятельность университета в области ИТ;

- в научных исследованиях и учебном процессе недостаточно широко используются высокопроизводительные вычисления и суперкомпьютерные технологии, что связано с нехваткой квалифицированных кадров.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 194.