Концепция информатизации
Оренбургского государственного университета
НА 2011 – 2015 ГОДЫ
Оренбург - 2011
Содержание
Введение. 3
1 Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития информационного общества и образования в Российской Федерации. 3
2 Современное состояние информатизации ОГУ.. 5
2.1 Оснащение компьютерами и телекоммуникационным оборудованием.. 5
2.2 Информационно-аналитическая система ОГУ.. 6
2.3 Информатизация учебного процесса. 7
2.4 Подготовка ИТ-специалистов. 9
2.5 Повышение квалификации преподавателей и сотрудников ОГУ в сфере информатизации. 10
2.6 Информатизация библиотечного обслуживания. 11
2.7 Информатизация научных исследований. 12
2.8 Интернет-ресурсы ОГУ.. 13
2.9 Сотрудничество с другими образовательными учреждениями города, области и страны.. 14
3 Цели и задачи информатизации ОГУ.. 15
4 Основные направления информатизации ОГУ.. 15
4.1 Оснащение компьютерным и телекоммуникационным оборудованием.. 15
4.2 Информатизация процессов управления вузом.. 16
4.3 Информатизация учебного процесса. 16
4.4 Информатизация научных исследований. 17
4.5 Повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета в сфере ИКТ. 17
4.6 Информатизация библиотечного обслуживания. 18
4.7 Развитие интернет-ресурсов ОГУ.. 18
4.8 Развитие сотрудничества с другими образовательными учреждениями города, области и страны 19
4.9 Подготовка ИТ-специалистов и оказание дополнительных образовательных услуг в сфере ИКТ 19
Заключение. 19
Список государственных документов и программ.. 21
Приложение - Основные определения (глоссарий) 22
Введение
В целях совершенствования механизмов планирования процессов информатизации, начиная с 2001 года, в ОГУ разрабатываются Концепции информатизации на пятилетний срок. Ученым советом ОГУ 30 декабря 2006 года была утверждена вторая концепция информатизации Оренбургского государственного университета на 2006-2010 годы, в которой изложены основные направления деятельности в области внедрения и развития информационных технологий в университете. Концепция сыграла большую роль при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию в университете единой образовательной информационной среды. За время действия Концепции значительные изменения произошли в социально-экономической жизни страны, политике государства в сфере образования, а также в системах сбора, обработки и хранения информации в общегосударственном масштабе. В связи с этим назрела необходимость разработки новой Концепции информатизации вуза.
Концепция разработана с учетом основных положений федеральных целевых программ, других концептуальных документов и представляет собой систему взглядов и положений, определяющих стратегические и тактические цели информатизации, достижение которых будет способствовать повышению качества университетского образования.
Концепция является базой для разработки системы нормативно-правовой, организационной, распорядительной и иной документации, конкретизирующей отдельные положения Концепции с учетом специфики деятельности структурных подразделений ОГУ.
Оренбургский государственный университет представляет собой многопрофильный университет классического типа. В состав университета входят:
- учебные подразделения (1 институт, 19 факультетов, 6 филиалов, 5 колледжей);
- научно-исследовательские подразделения (4 научно-исследовательских института; Центр лазерной и информационной биофизики (ЦЛИБФ); метеорологическая учебная станция; экспериментально-биологическая клиника (виварий); ботанический сад; 7 научно-образовательных центров);
- региональные и общеуниверситетские центры (Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; Центр информационных технологий; Центр немецкого языка; Центр английского языка; Центр французского языка; Центр славянских языков и культур; Японский информационный центр; Центр правовой информации и социальных программ; Центр профессиональной подготовки оценщиков);
- научная библиотека.
1 Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития информационного общества и образования в Российской Федерации
В феврале 2008 года была утверждена Стратегия развития информационного общества в России. Согласно планам, Россия к 2015 году должна войти в первую двадцатку стран мира в области развития информационного общества. Одной из основных задач Стратегии является повышение качества образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим, в последние годы на федеральном уровне разработан ряд проектов и программ, в которых в той или иной степени отражены основные направления обновления и совершенствования образовательной системы РФ в рамках идеологии информационного общества /1-7/. Обучаясь со школьной скамьи в едином образовательном информационном пространстве, человек становится компетентным в области ИКТ, формирует новые взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, принимает инновационные технологии как неотъемлемую составляющую его повседневной жизни. Именно эти качества должны присутствовать у каждого человека, являющегося членом информационного общества. Существенную роль в решении этой задачи призваны сыграть образовательные стандарты нового поколения.
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:
- обеспечение возможности ежегодного обновления образовательных программ;
- формирование информационной компетентности по всем направлениях подготовки бакалавров и магистров;
- предоставление всеобщего доступа к электронным образовательным ресурсам;
- создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.
В ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки внесены следующие положения:
- основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения;
- каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы;
- электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;
- для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Для того чтобы соответствовать ожиданиям государства и общества, доказать свою современность и инновационность, вузу необходима зрелая и активно применяющаяся в учебном процессе информационная инфраструктура. Если университет не сможет продемонстрировать студентам, государству и обществу эффективность процессов по всем направлениям деятельности, их показатели и богатый выбор учебных материалов в электронной форме, вузу будет все тяжелее доказывать высокий уровень качества образования в современных условиях.
Сохранение знаний и научной базы, взаимодействие с мировым сообществом становятся все более сложными процессами, требующими активного применения информационно-коммуникационных технологий в работе профессорско-преподавательского состава и формирования ИКТ-компетентности каждого сотрудника.
Управление образовательными программами и их актуализация, реализация положений Болонского процесса и динамических образовательных траекторий – задача, которую можно решить только при помощи мощных информационных систем.
В нынешней сложной демографической ситуации одной из приоритетных задач в работе университета является привлечение лучших выпускников школ, студентов и аспирантов в образовательное пространство университета. Современным способом решения этой проблемы является активное продвижение вуза в Интернет. Однако конкурентоспособность в этом аспекте достигается уже не только наличием веб-сайта. Теперь потенциальные студенты и аспиранты обращают внимание на наличие систем, интегрирующих все учебные процессы в электронной форме, дающие единую точку входа для решения широкого круга образовательных задач, коммуникаций с преподавателями, деканатом, сверстниками.
Высокий коммерческий выход научных разработок, цитируемость в авторитетных научных журналах, а также способность привлечения внебюджетных средств – основные критерии оценки качества научной деятельности в новой системе образования. Коммерциализация в современных условиях тесно связана с возможностью продвижения разработанных продуктов и технологий через Интернет, с созданием качественных маркетинговых материалов на основе новейших информационно-коммуникационных технологий. Одно из условий цитируемости в авторитетных изданиях – владение методиками использования ИКТ в научной деятельности, поиска информации в Интернет, оценки качества материалов. Привлечение внебюджетных средств требует от вуза активного взаимодействия с бизнес-сообществом, что невозможно без использования интернет-технологий.
Таким образом, новое качество знаний и информации, создаваемых вузом, требует новых инструментов и навыков работы с ними.
Подготовка ИТ-специалистов
ОГУ является крупнейшим поставщиком кадров для сферы ИКТ в Оренбургской области. Университет готовит специалистов по 16 направлениям и специальностям и кадры высшей квалификации по 3 научным специальностям в сфере информационных технологий. В настоящее время почти 1500 студентов обучаются по различным специальностям информационно-компьютерного блока. ИТ-специальности открыты в следующих подразделениях университета: математический факультет (МФ), факультет информационных технологий (ФИТ), Аэрокосмический институт (АКИ), факультет экономики и управления (ФЭУ). Подготовка ИТ-специалистов также осуществляется в ОГТИ и Бузулукском филиале ОГУ.
С 2011-2012 учебного года после перехода на уровневую систему высшего образования в университете подготовка бакалавров и специалистов будет производиться по 12 ИТ-направлениям и специальностям в головном вузе.
Наиболее ресурсоемкими, с точки зрения ИКТ, являются специальности ФИТ, МФ, АКИ. Особенности подготовки специалистов на этих факультетах заключаются не только в необходимости наличия учебно-методической и материально-технической базы, но и в требовании по ее постоянному совершенствованию. Современные информационные и коммуникационные технологии за период подготовки специалиста претерпевают неоднократные существенные изменения. Одним из способов решения данной проблемы является сотрудничество с лидерами ИКТ-индустрии.
В университете успешно действует локальная академия Cisco. Открыт учебный центр «Академия информационных технологий», осуществляющий подготовку по авторизованным курсам Microsoft IT Academy. Успешно функционирует программа дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и веб-дизайна».
В 2004 году ОГУ вступил в программу IBM Scholars Program, что позволило обеспечить доступ преподавателей и студентов университета к программным продуктам фирмы IBM для использования их в целях обучения. С 2006 года факультеты, осуществляющие подготовку ИТ-специалистов, работают по программе Microsoft Developer Network Academic Alliance и предоставляют студентам доступ к самым современным продуктам Microsoft. Студенты университета имеют возможность пройти стажировки в ведущих ИТ-компаниях Intel, Yandex, Softline.
Важным направлением совершенствования подготовки специалистов является обучение параллельному программированию и высокопроизводительным вычислениям с использованием вычислительного кластера ОГУ. ОГУ является участником программы «Университетский кластер».
В настоящее время университет является «главной кузницей» ИТ-специалистов в регионе. Тем не менее, в этом направлении деятельности существуют определенные проблемы:
- необходимо обновление образовательных программ подготовки ИТ-специалистов с учетом модернизированных международных стандартов и требований работодателей;
- не все востребованные образовательные программы подготовки ИТ-специалистов представлены в университете, необходим более широкий спектр магистерских программ и программ дополнительного профессионального образования;
- не полностью обеспечивается преемственность образовательных программ подготовки ИТ-специалистов между колледжами и вузами;
- для обеспечения трудоустройства выпускников и развития ИТ-отрасли в регионе необходимо более активное сотрудничество университета с ИТ-компаниями;
- недостаточно активно развивается инновационная деятельность университета в области ИТ;
- в научных исследованиях и учебном процессе недостаточно широко используются высокопроизводительные вычисления и суперкомпьютерные технологии, что связано с нехваткой квалифицированных кадров.
Интернет-ресурсы ОГУ
Сайт ОГУ функционирует с 1999 года. Главным механизмом сайта является собственная разработка университета – программный комплекс, реализованный по технологии XML. Комплекс постоянно функционально развивается, в его состав входит значительное количество программных модулей, использующих единую базу данных. В 2010 году введен в эксплуатацию новый веб-сервер университета, сайт ОГУ и большинство дочерних сайтов перенесены на новую платформу под управлением ОС Linux.
В 2010 году в отдельный сайт вынесен раздел «Абитуриенту» (abiturient.osu.ru). Это позволило сайту ОГУ занять высокое место в рейтинге по результатам мониторинга прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов.
В мировом информационном пространстве ОГУ представлен общеуниверситетским сайтом (www.osu.ru), объединяющим в единый портал сайты подразделений, факультетов и кафедр; сайты электронных изданий; поисковые и информационные системы; тематические сайты по отдельным сферам деятельности университета. В состав портала входят также сайты научной библиотеки ОГУ (lib. osu. ru), технопарка ОГУ, центра лазерной и информационной биофизики (clibph.osu.ru), управления современных информационных технологий в образовании (ito. osu. ru), центра информационных технологий (cit.osu.ru), информационно-аналитической системы (ИАС) ОГУ (ias.osu.ru), ботанического сада ОГУ (botsad. osu. ru), отдела содействия трудоустройству выпускников (job. osu. ru).
С января 2007 года активно функционирует инициативный проект Оренбургского государственного университета «Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья» (www.orenport.ru). На Региональном портале выставлено более 5 тыс. прошедших экспертизу электронных образовательных ресурсов и аннотированных ссылок на них, размещенных в соответствии с тематической рубрикацией, уровнем образования, а также функциональным признаком, определяющим их значение и место в учебном процессе. Ежедневно обновляется лента новостей (около 2 тысяч новостных блоков).
При этом на сегодняшний день существуют следующие проблемы в области представительства ОГУ в Интернет:
- сайт нуждается в увеличении оперативной и актуальной информации, предназначенной непосредственно для посетителей сайта, в первую очередь, студентов университета;
- информационное наполнение многих рубрик носит достаточно формальный характер, заполняется подразделениями «сухими» отчетами о проделанной работе. При этом данные поступают или обновляются несвоевременно;
- развитие сайтов университета приводит к нехватке аппаратных ресурсов веб-сервера для поддержки эффективной работы сайтов.
2.9 Сотрудничество с другими образовательными учреждениями города, области и страны
Координирующую функцию по работе с образовательными учреждениями общего образования, в т.ч. в сфере ИКТ, выполняет Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ», в состав которой входят 119 образовательных субъектов г. Оренбурга и области, объединяющих около 100 тысяч педагогов, студентов и учащихся.
Основные направления информатизации образовательного пространства университетского округа:
– интеграция научного и учебно-исследовательского потенциала субъектов Ассоциации для разработки и использования в обучении электронных пособий, мультимедиасредств и программ;
– организация и проведение обучающих семинаров и мастер-классов по разработке и применению мультимедийных педагогических средств. Проведено более 70 научно-методических мероприятий; обучение прошли более 500 педагогов, из них 280 – руководители образовательных учреждений г. Оренбурга и Оренбургской области;
– вовлечение учащейся молодежи в исследовательскую и конкурсную деятельность на основе современных информационных технологий (ежегодно в конкурсах участвуют более 1000 учащихся и педагогов);
– освещение регионального педагогического опыта по информатизации образовательного процесса на страницах журнала «Университетский округ».
Субъекты Ассоциации активно используют возможности информационного взаимодействия на основе интернет-технологий, имеют доступ к информационно-справочным материалам, расположенным на Университетском портале и сайте Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» (http://okrug.osu.ru).
С октября 2010 года на дистанционной основе на образовательном портале «Открытый класс» для педагогов и учащихся университетского округа открыт семинар «Школа исследователей». В рамках этого семинара размещаются материалы по организации исследовательской деятельности по определенному предмету.
Для педагогов и учащихся субъектов Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» организованы сетевые сообщества, позволяющие осуществлять он-лайн консультирование, давать экспертную оценку создаваемых методических материалов и многое другое. В рамках этих сообществ активно ведется разработка ЭОР нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по общеобразовательным предметам.
Ежегодно педагоги из образовательных учреждений г. Оренбурга и области участвуют в модульном семинаре-практикуме «Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе».
Ежегодно ОГУ совместно с Ассоциацией «Оренбургский университетский (учебный) округ» проводит областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и К» по номинациям: «Образовательные интернет-издания», «Электронные учебные издания», «Электронный сборник тестов», «Урок/классный час с использованием информационных технологий», «Образовательные мультимедийные презентации».
Существующие проблемы в развитии сотрудничества с другими образовательными учреждениями города, области и страны могут быть обобщены в следующих положениях:
- недостаточно развита система дистанционного образовательного взаимодействия головного вуза с филиалами и колледжами;
- отсутствует единая система сетевого консультирования по общеобразовательным дисциплинам для потенциальных абитуриентов ОГУ;
- затруднено осуществление индивидуального консультирования преподавателями университета одаренных учащихся, а также педагогов из отдаленных городов и районов области по руководству исследовательской деятельностью;
- существует необходимость создания дистанционной системы для школьников города и области, включая организацию и проведение постоянно действующих семинаров «Школа исследователей», дистанционных курсов по информатике и ИКТ, предметных олимпиад, конкурсов, подготовку к сдаче ЕГЭ.
Заключение
Реализация мер, предложенных в Концепции, позволит университету соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, активно участвовать в реализации государственных проектов в области развития информационного общества /1-7/.
Создание инновационной информационно-образовательной среды университета позволит добиться:
- повышения эффективности и качества процесса обучения;
- интенсификации процесса научных исследований;
- улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;
- повышения оперативности и эффективности управления вузом;
- интеграции информационных образовательных систем ОГУ в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.
Реализация концепции позволит университету, с одной стороны, укрепить свое положение научного и научно-методического центра информатизации региона, с другой стороны, повысить его конкурентоспособность в образовательном пространстве, увеличить количество и качество информационно-образовательных ресурсов в университете.
Настоящая концепция разработана под руководством ректора ГОУ ОГУ, Заслуженного работника высшей школы РФ, профессора, доктора экономических наук Ковалевского В.П. при участии:
- Буреш О.В. – декана факультета экономики и управления, профессора, доктора экономических наук;
- Быковского В.В. – проректора по информатизации и безопасности, доцента, кандидата технических наук;
- Дырдиной Е.В. – начальника управления современных информационных технологий в образовании, доцента, кандидата технических наук;
- Заварыкиной Н.П. – директора научной библиотеки;
- Каргапольцевой Н.А. – директора Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», профессора, доктора педагогических наук;
- Красильниковой В.А. – профессора кафедры информатики, научного руководителя управления современных информационных технологий в образовании, доцента, кандидата педагогических наук;
- Кудинова Ю.А. – директора центра информационных технологий, доцента, кандидата технических наук;
- Лисицкого И.И. – начальника управления научных исследований, доцента, кандидата технических наук;
- Нелюбова В.М. – заместителя проректора по учебной работе, доцента, кандидата технических наук;
- Носовой Т.А. – проректора по социальной и воспитательной работе, доцента, кандидата педагогических наук;
- Парфенова И.В. – декана факультета дистанционных образовательных технологий, доцента, кандидата технических наук;
- Пищухина А.М. – декана факультета информационных технологий, профессора, доктора технических наук;
- Семеновой Н.Г. – профессора кафедры теоретической и общей электротехники, доцента, доктора педагогических наук;
- Шухмана А.Е. – заведующего кафедрой администрирования информационных систем, доцента, кандидата педагогических наук.
Приложение
Основные определения (глоссарий)
Автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования (АИССТ) – система компьютерного тестирования, предназначенная для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту предметной области и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.
Автоматизированный лабораторный практикум удаленного доступа – специализированная лабораторная установка, оснащенная оборудованием для сопряжения с глобальной компьютерной сетью и соответствующим программным обеспечением.
Согласовано:
Проректор по учебной работе А.Д. Проскурин
Проректор по научной работе С.Н. Летута
Проректор по учебно-методической работе Т.П. Петухова
Начальник юридического отдела Н.В. Гниломедова
Концепция информатизации
Оренбургского государственного университета
НА 2011 – 2015 ГОДЫ
Оренбург - 2011
Содержание
Введение. 3
1 Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития информационного общества и образования в Российской Федерации. 3
2 Современное состояние информатизации ОГУ.. 5
2.1 Оснащение компьютерами и телекоммуникационным оборудованием.. 5
2.2 Информационно-аналитическая система ОГУ.. 6
2.3 Информатизация учебного процесса. 7
2.4 Подготовка ИТ-специалистов. 9
2.5 Повышение квалификации преподавателей и сотрудников ОГУ в сфере информатизации. 10
2.6 Информатизация библиотечного обслуживания. 11
2.7 Информатизация научных исследований. 12
2.8 Интернет-ресурсы ОГУ.. 13
2.9 Сотрудничество с другими образовательными учреждениями города, области и страны.. 14
3 Цели и задачи информатизации ОГУ.. 15
4 Основные направления информатизации ОГУ.. 15
4.1 Оснащение компьютерным и телекоммуникационным оборудованием.. 15
4.2 Информатизация процессов управления вузом.. 16
4.3 Информатизация учебного процесса. 16
4.4 Информатизация научных исследований. 17
4.5 Повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета в сфере ИКТ. 17
4.6 Информатизация библиотечного обслуживания. 18
4.7 Развитие интернет-ресурсов ОГУ.. 18
4.8 Развитие сотрудничества с другими образовательными учреждениями города, области и страны 19
4.9 Подготовка ИТ-специалистов и оказание дополнительных образовательных услуг в сфере ИКТ 19
Заключение. 19
Список государственных документов и программ.. 21
Приложение - Основные определения (глоссарий) 22
Введение
В целях совершенствования механизмов планирования процессов информатизации, начиная с 2001 года, в ОГУ разрабатываются Концепции информатизации на пятилетний срок. Ученым советом ОГУ 30 декабря 2006 года была утверждена вторая концепция информатизации Оренбургского государственного университета на 2006-2010 годы, в которой изложены основные направления деятельности в области внедрения и развития информационных технологий в университете. Концепция сыграла большую роль при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию в университете единой образовательной информационной среды. За время действия Концепции значительные изменения произошли в социально-экономической жизни страны, политике государства в сфере образования, а также в системах сбора, обработки и хранения информации в общегосударственном масштабе. В связи с этим назрела необходимость разработки новой Концепции информатизации вуза.
Концепция разработана с учетом основных положений федеральных целевых программ, других концептуальных документов и представляет собой систему взглядов и положений, определяющих стратегические и тактические цели информатизации, достижение которых будет способствовать повышению качества университетского образования.
Концепция является базой для разработки системы нормативно-правовой, организационной, распорядительной и иной документации, конкретизирующей отдельные положения Концепции с учетом специфики деятельности структурных подразделений ОГУ.
Оренбургский государственный университет представляет собой многопрофильный университет классического типа. В состав университета входят:
- учебные подразделения (1 институт, 19 факультетов, 6 филиалов, 5 колледжей);
- научно-исследовательские подразделения (4 научно-исследовательских института; Центр лазерной и информационной биофизики (ЦЛИБФ); метеорологическая учебная станция; экспериментально-биологическая клиника (виварий); ботанический сад; 7 научно-образовательных центров);
- региональные и общеуниверситетские центры (Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; Центр информационных технологий; Центр немецкого языка; Центр английского языка; Центр французского языка; Центр славянских языков и культур; Японский информационный центр; Центр правовой информации и социальных программ; Центр профессиональной подготовки оценщиков);
- научная библиотека.
1 Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития информационного общества и образования в Российской Федерации
В феврале 2008 года была утверждена Стратегия развития информационного общества в России. Согласно планам, Россия к 2015 году должна войти в первую двадцатку стран мира в области развития информационного общества. Одной из основных задач Стратегии является повышение качества образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим, в последние годы на федеральном уровне разработан ряд проектов и программ, в которых в той или иной степени отражены основные направления обновления и совершенствования образовательной системы РФ в рамках идеологии информационного общества /1-7/. Обучаясь со школьной скамьи в едином образовательном информационном пространстве, человек становится компетентным в области ИКТ, формирует новые взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, принимает инновационные технологии как неотъемлемую составляющую его повседневной жизни. Именно эти качества должны присутствовать у каждого человека, являющегося членом информационного общества. Существенную роль в решении этой задачи призваны сыграть образовательные стандарты нового поколения.
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:
- обеспечение возможности ежегодного обновления образовательных программ;
- формирование информационной компетентности по всем направлениях подготовки бакалавров и магистров;
- предоставление всеобщего доступа к электронным образовательным ресурсам;
- создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.
В ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки внесены следующие положения:
- основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения;
- каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы;
- электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;
- для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Для того чтобы соответствовать ожиданиям государства и общества, доказать свою современность и инновационность, вузу необходима зрелая и активно применяющаяся в учебном процессе информационная инфраструктура. Если университет не сможет продемонстрировать студентам, государству и обществу эффективность процессов по всем направлениям деятельности, их показатели и богатый выбор учебных материалов в электронной форме, вузу будет все тяжелее доказывать высокий уровень качества образования в современных условиях.
Сохранение знаний и научной базы, взаимодействие с мировым сообществом становятся все более сложными процессами, требующими активного применения информационно-коммуникационных технологий в работе профессорско-преподавательского состава и формирования ИКТ-компетентности каждого сотрудника.
Управление образовательными программами и их актуализация, реализация положений Болонского процесса и динамических образовательных траекторий – задача, которую можно решить только при помощи мощных информационных систем.
В нынешней сложной демографической ситуации одной из приоритетных задач в работе университета является привлечение лучших выпускников школ, студентов и аспирантов в образовательное пространство университета. Современным способом решения этой проблемы является активное продвижение вуза в Интернет. Однако конкурентоспособность в этом аспекте достигается уже не только наличием веб-сайта. Теперь потенциальные студенты и аспиранты обращают внимание на наличие систем, интегрирующих все учебные процессы в электронной форме, дающие единую точку входа для решения широкого круга образовательных задач, коммуникаций с преподавателями, деканатом, сверстниками.
Высокий коммерческий выход научных разработок, цитируемость в авторитетных научных журналах, а также способность привлечения внебюджетных средств – основные критерии оценки качества научной деятельности в новой системе образования. Коммерциализация в современных условиях тесно связана с возможностью продвижения разработанных продуктов и технологий через Интернет, с созданием качественных маркетинговых материалов на основе новейших информационно-коммуникационных технологий. Одно из условий цитируемости в авторитетных изданиях – владение методиками использования ИКТ в научной деятельности, поиска информации в Интернет, оценки качества материалов. Привлечение внебюджетных средств требует от вуза активного взаимодействия с бизнес-сообществом, что невозможно без использования интернет-технологий.
Таким образом, новое качество знаний и информации, создаваемых вузом, требует новых инструментов и навыков работы с ними.
Современное состояние информатизации ОГУ
В Концепции информатизации ОГУ на 2006-2010 годы ставилась цель – развивать и совершенствовать научно-образовательную информационную среду университета.
В настоящее время уровень развития научно-образовательной информационной среды университета можно охарактеризовать следующим образом.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.