Внесудебные процедуры в законодательстве о банкротстве
Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы. С конца 1993 года началось развитие регулирования досудебных процедур предупреждения несостоятельности (банкротства). На этой правовой основе Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) (сейчас эта организация называется Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) была развернута работа по мониторингу финансового состояния предприятий и организаций и профилактике их банкротств.
По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся мероприятия по восстановлению платежеспособности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, по устранению причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организаций, как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.
В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии. Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США. В Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.
По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к каким относится и Россия, когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные.
Судебные процедуры в законодательстве о банкротстве и особенности их проведения
Наблюдение
Особенности наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законом представлены в таблице.
Наблюдение
Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. | |
Не применяется | - к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации; - к отсутствующему должнику; - к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств; |
Срок | Срок законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве; срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев (по закону 1998г. – не более 3 месяцев с продлением еще не более чем на 2 месяца). |
Начало | При подаче заявления конкурсным кредиторам и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда. При подаче заявления самим должником с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. |
Орган управления | Руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего. |
Специфика | Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; также невозможны выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов и т.д. Сделки с имуществом, превышающим 5% балансовой стоимости активов, сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т.п. возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества. |
Окончание процедуры | С момента: - признания должника банкротом и открытия конкурсного производства; - введения финансового оздоровления; - введения внешнего управления; - утверждения мирового соглашения. |
На основании данных, собранных на стадии наблюдения, принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Таким образом, наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.
В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.
При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:
- признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения;
- утверждение временного управляющего;
- размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.
Права временного управляющего | Обязанности временного управляющего |
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок; - заявлять возражения относительно требований кредиторов; - принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; - обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника; - обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; - получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; - осуществлять иные полномочия. | - принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; - проводить анализ финансового состояния должника; - выявлять кредиторов должника; - вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда это осуществляет реестродержатель; - уведомлять кредиторов о введении наблюдения. |
По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или руководствуясь Законом о банкротстве принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. Основой для вынесения определения или принятия решения арбитражного суда служит решение первого собрания кредиторов. Однако суд может поступить вопреки воле кредиторов.
С момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление – это сравнительно новая процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002 г. Она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением, - санация (в законе 1992 г. она относилась к судебным процедурам, а начиная с 1998 г. является досудебной процедурой). С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
- не начисляются неустойка (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
В ходе финансового оздоровления назначается административный управляющий. Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует с даты своего утверждения до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.
Обязанности административного управляющего | Права административного управляющего |
- вести реестр требований кредиторов; - созывать собрания кредиторов; - рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения по ним; - предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов информацию о ходе выполнения плана оздоровления и графика погашения; - осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов; - в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения; | - требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника; - принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником; - согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и решениях; - обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника и о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер; - предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений с нарушением требований Закона о банкротстве; |
Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения, соответственно, внешнего или конкурсного управляющего.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов.
Графиком погашения задолженности должно предусматриваться пропорциональное погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, в соответствии с очередностью, установленной Законом о банкротстве. Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. В случае неисполнения должником графика он вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством о внесении изменений в график погашения задолженности.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление
Внешнее управление имуществом должника предприятия направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Представление какого-либо обоснования эффективности введения внешнего управления от собрания кредиторов не требуется. Анализ финансового состояния должника и возможности его восстановления осуществляется временным управляющим. В обязанности кредиторов входит лишь определение (на стадии наблюдения) кандидатуры внешнего управляющего и предполагаемого срока проведения внешнего управления. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.
Последствиями введения внешнего управления являются:
1. Отстранение руководителя должника от должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Он имеет право издать приказ об увольнении руководителя или предложить ему перейти на другую работу.
2. Прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т.д.) и собственника имущества должника – унитарного предприятия. Большинство полномочий этих органов должника переходят к внешнему управляющему.
3. Снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.
4. Введение моратория на удовлетворение требований.
Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
Введение моратория является одним из наиболее привлекательных условий внешнего управления для должника. Мораторий позволяет в течение полутора лет (срока проведения внешнего управления) использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Поэтому именно мораторий на долги является приманкой для недобросовестных руководителей, объявляющих о фиктивном банкротстве своих предприятий.
Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. План должен предусматривать меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, расходы должника и срок восстановления платежеспособности.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
1. Перепрофилирование производства.
2. Закрытие нерентабельных производств.
3. Взыскание дебиторской задолженности.
4. Продажа части имущества должника.
5. Уступка прав требования должника.
6. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом.
7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.
8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника.
9. Продажа предприятия должника.
10. Замещение активов должника.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении дела в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения.
Конкурсное производство
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, т.е. именно с этого момента должник юридически становится банкротом. Основанием для признания гражданина банкротом является неспособность исполнить денежные обязательства или платить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохраняют свою силу и после окончания процедуры банкротства.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:
- срок исполнения всех денежных обязательств, возникших до открытия конкурного производства, считается наступившим;
- прекращается начисление неустойки (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
- сведения о финансовом состоянии должника перестают являться коммерческой тайной и носить конфиденциальный характер;
- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в порядке конкурсного производства;
- прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;
- снимаются ранее наложенные аресты имущества. Введение новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению им не допускаются;
- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности;
- исполнение обязательств должника допускается только в рамках конкурсного производства;
- органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника в случае, если ранее такого отстранения произведено не было, а также прекращаются полномочия собственника имущества должника – унитарного предприятия.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно по заявлению гражданина в течение 5 лет после признания его банкротом.
Конкурсная масса – все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе. в составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога. Не входит в конкурсную массу:
1. Имущество, изъятое из оборота.
2. Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
3. Социально значимые объекты (общеобразовательные, дошкольные, лечебные учреждения, спортивные сооружения и др.) продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.
4. Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения этой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.
Мировое соглашение.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве. Однако действовавший ранее закон (1992г.) выдвигал практически непреодолимое препятствие для мирового соглашения: в течение двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным судом кредиторы должны были получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35 процентов суммы долга.
Последующие Законы сняли это и другие препятствия на пути достижения мирового соглашения, которое становится предметом свободного волеизъявления сторон. Единственное условие утверждения арбитражным судом мирового соглашения - погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди: по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения влечет прекращение производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается на стадии конкурсного производства, принятое арбитражным судом решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.