Реформы | Последствия реформ |
ТЕМА 10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Практическое занятие № 28
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА. ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ.
Цель: - формирование умений анализировать информацию о причинах, итогах и значении Отечественной войны 1812 года.
-формирование умений анализировать информацию о причинах, итогах и значении восстания декабристов.
Виды деятельности:
– систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков);
– характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов;
– сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного клуба и т. п.).
Ход работы
Задание № 1. Прочитайте текст и назовите достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армии.
Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли воины покоренных народов Европы, т. е. армия “двунадесяти языков”. Скомплектованная по принудительному принципу, основанная на жажде славы и денег, она теряла надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большая часть мужского населения страны не была обучена военному делу.
Задание № 2. Прочитайте текст и укажите характер войны для обеих сторон.
«Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными», — писал французский воин Е. Лабом.
Русский воин С. Селивановский: «В продолжение одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, сабли, штыки — все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы самое время переживающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению. Смерть летала по всем рядам … Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами».
Н. Муравьев: «Таким образом, кончилось главное бородинское побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света».
Задание № 3. Заполните таблицу.
Бородинское сражение
№ п/п | Вехи Бородинского сражения | Главнокомандующий и герои сражения | Итоги и значение битвы |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Задание № 4. Прочитайте отрывки из речи М. И. Кутузова на военном совете в Филях и ответьте на вопросы.
1. Какова была главная цель военного совета в Филях?
2. Какое решение было принято на нем?
3.Каковы были причины принятия этого решения?
4. Назовите итоги этого решения.
«Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва — вся Россия будет потеряна … С потерей Москвы не потеряна Россия … Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление … Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю … Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге … Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества … Приказываю отступать!»
Задание № 5. Прочитайте текст и напишите, о каком явление Отечественной войны 1812 г. повествует автор?
«Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: “Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!”. Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударив по голове своим жезлом — косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!». И после этого кто усумнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?»
Задание № 6. Перечислите итоги Отечественной войн 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.
Задание № 7. Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какие причины появления тайных организаций выделил декабрист С.И.Муравьёв-Апостол
Из показаний С. И. Муравьева-Апостола на следствии о революционных настроениях в России и предпосылках создания декабристских тайных обществ: «Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствия оной, введение представительного правления в некоторые Государства; сочинения политические, беспрепятственно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молодежью; дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства Государства, — вот источники революционных мнений в России. Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре почувствовали желание видеть в отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний, — и вот зародыш Тайного общества политического».
Задание №8. Заполните таблицу
Дата: 2019-12-10, просмотров: 323.