Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки.

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Россия – светское демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

87. Соотношение понятий государственный суверенитет, народных суверенитет и национальный суверенитет.

Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté[1] — верховная власть, верховенство, господство[2]) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет[4] для отличия от понятий национального и народного суверенитета[5]. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права[7].

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение[10]. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально присущим любой нации. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.

Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.

Народный суверенитет. Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека


88. Понятие и признаки нравственно-адекватного права.

С позиций современной юридической науки право и позитивное право могут быть тождественными понятиями только в том случае, если позитивное право отвечает интересам общества, является нравственным и отражает объективную реальность. Такое право можно назвать нравственно-адекватным. В таком случае источники права (законы), создаваемые и санкционируемые государством, должны носить нравственно-адекватный характер или, как пишется в юридической литературе, быть правовыми законами. Закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

признаки нравственно-адекватного права, а следовательно, и правовых законов.

При характеристике правового закона исследователи говорят о нравственности права. Право при этом определяется как «нормативно закрепленная справедливость». Однако моральные категории субъективны и не могут рассматриваться в качестве четкого критерия разграничения правовых и неправовых законов.

В то же время в качестве признака правового закона можно обозначить зафиксированностъ естественных прав человека в позитивном праве. В связи с этим можно отметить, что в большинстве современных стран естественные права закрепляются нормами позитивного права.

Право должно учитывать и социальную психологию общества. Без влияния психологических факторов творить правовой закон нельзя.

Итак, мы охарактеризовали основные признаки нравственно-адекватного права. К ним относятся:

— нравственность права, основополагающим критерием которого является «нормативно закрепленная справедливость»;

— учет социальной психологии общества;

— адекватность права существующим общественным отношениям, объективной реальности;

— закрепление естественных прав человека в позитивном праве;

— выражение в праве воли большинства граждан.

 


 

 

89. Соотношение категорий системы права и система законодательства, законотворчество и правотворчество.

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось выше, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

существует два понятия: "правотворчество" и "законотворчество", которые характеризуют деятельность органов государства в области создания правовых актов. Они не совпадают.

Правотворчество характеризует деятельность всех органов государства в области создания правовых актов, которые на это уполномочены, т.е. органов законодательной, исполнительной, судебной властей, органов местного самоуправления.

Законотворчество, т.е. деятельность по созданию и принятию законов, является особым видом правотворчества и относится к компетенции законодательных органов власти.



Правотворчество

Подготовка, принятие или изменение законных положений уполномоченными на это органами власти (государственные институты, профсоюзные организации, общественные объединения).

Правотворчество завершает процесс правообразования. Таким образом, процесс образования права обусловлен потребностями развития общественного сознания, а правотворческая деятельность – потребностями государственного волеизъявления (что может идти в разрез с общественными взглядами).

Законотворчество

Основа процесса правотворчества в сфере издания, утверждения, дополнения законов и доведения их до конечных исполнителей.

Законотворческая деятельность сложна и важна в государственном регулировании общественного поведения, поэтому ее положения отражаются в основном законе государства – Конституции РФ, а также закрепляются в регламентах Федерального собрания (процессуальные положения). Законотворчество касается исключительно высших законодательных органов, что является основой всей нормативно-правовой системы. Поэтому процесс законотворчества соотносится с понятием правотворчества как целое и часть, а также является частным случаем нормотворческой деятельности.

90. Соотношение категорий общественное отношение и правоотношение, субъект права и с субъект правоотношений, правоспособность и дееспособность.

Правоотношение и общественное отношение.

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические, или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом. По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений

       Субъект права и субъект правоотношений

Субъекты права - это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишьмогут быть носителями юридических прав и обязанностей Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении.

Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. Физические лица - это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды. Субъектом правоотношений является также и само государство.

Субъекты права – лица, которые в силу действия особых юридических норм обретают юридическую возможность становиться участниками правовых отношений, быть носителями юридических прав и обязанностей.

Таким образом, субъект правоотношения – субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения – это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.

 

       Правоспособность и дееспособность

Правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

 

Никто не может быть ограничен в правоспособности, иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Полная дееспособность признается за гражданами, достигшими 18 лет, за исключением случая, когда полностью дееспособным объявляется гражданин, вступивший в брак до достижения 18 лет; а также в случае эмансипации т. е. объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательством. Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) и малолетние (от 6 до 14 лет).

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководствоваться ими, признается судом недееспособным.

 

91. соотношение понятий пробелы, ошибки и коллизии в праве.

Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи ко­торой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требую­щие правового регулирования. Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии за­явили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании. Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т.д.

Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отра­зить в нормативных актах.

В некотором отношении пробелы в праве и ошибки в праве совпадают. Так, и в том и в другом случае законодатель может ошибочно:

а) считать какие-либо отношения не подлежащими юридиче­скому воздействию;

б) полагать возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения и передать решение вопроса на усмотрение пра­воприменителя.

Итак, исходя из этого можно сказать, что любой пробел в праве является и его ошибкой. Но в то же время можно заметить, что не любая ошибка в праве является пробелом. То есть понятие «пробел» в праве уже понятия «ошибка», они соотносятся как часть и целое.

Так, при ошибке в праве законодатель, кроме указанных выше ошибок может:

а) издать норму, в которой нет необходимости;

б) решить вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме.

Ошибка в праве может привести к тому, что будет создана норма права, которая противоречит другой норме права, правильно решающей вопрос регулирования соответству­ющего вида общественных отношений. В этом случае возникает коллизия права, т.е. противоречие или расхождение между действу­ющими нормами права, регулирующими одни и те же обществен­ные отношения.

 

92. Судебный прецедент и его перспективы в качестве источника права в России.

Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешённому в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.

После английской революции XVII века прецедентное право развивалось и дальше, и даже превосходило статутное право. С конца XVIII века складываются правовые семьи. В странах англосаксонской правовой семьи прецедент является основой правовой системы, в некоторых других странах (например, Франции) прецеденты используются для восполнения пробелов в законодательстве.

В России прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Роль прецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов Верховного суда по отдельным вопросам правоприменения. Руководящая роль толкования правовых норм в данных постановлениях, а также Обзоров судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного суда России, закреплена статьей 126 Конституции России. Кроме того, судебный прецедент предыдущих решений прямо закреплён в конституционном судопроизводстве федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации»

Однако в последнее время в российской правовой науке ведутся бурные дискуссии на предмет того, что право судебного прецедента могло бы стать самостоятельным источником права в России.

Отметим, что для применения судебного прецедента как основного источника права необходимо наличие высокой правовой культуры и развитого правового сознания как со стороны представителей судебной системы, так и общества в целом. Необходимы и демократические традиции, совершенные системы информации и социальный контроль.

 

93. Форма (источник) права в различных национальных правовых системах.

В современной юридической науке под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Правовые системы современных государств различаются прежде всего тем, какое из источников права преобладает в национальной правовой системе данного государства, т.е. какими специфическими способами и в каких особых формах нормы права получают свое общеобязательный характер, кем и как они объективируются наружу.

1. Судебный прецедент. В странах англосаксонского права - Англии, США, Канаде, Австралии и других - основной особенностью правовой системы является признание и широкое использование судебного прецедента, то есть решений судов, приобретают значение "образца" для последующих решений и тем самым устанавливают нормы права.

Судебный прецедент - своеобразное источник права англосаксонской правовой системы. Прецедент представляет собой такое решение государственного судебного органа, принимаемого за образец при рассмотрении аналогичных дел в будущем.

2. Нормативно-правовой акт. В странах континентальной Европы, в том числе и в РФ, основным видом источников права являются нормативно-правовые акты: законы, указы, декреты, постановления и др..

Нормативно-правовые акты - комплекс общеобязательных актов правотворчества, выданных органами законодательной и исполнительной власти в специально определенном порядке по определенным процедурам, содержащие правила поведения общего характера.

Нормативно-правовые акты издаются органами государственной власти лишь в определенной форме и в рамках компетенции определенного правотворческого органа. Отсюда юридическая сила нормативно-правового акта определяется местом в системе органов государства того органа, его выдавшего. Выше по юридической силе являются Конституция и законы.

Правовыми эти акты называются потому, что содержат нормы права общеобязательного характера. Собственно говоря, это понятие является синонимом понятия «законодательство» в широком смысле слова. Это основной источник права в странах романо-германской правовой системы, но немаловажную роль играют нормативно-правовые акты и в странах англо-американского права. Официальная письменная форма нормативно-правовых актов позволяет четко формулировать правовые нормы, обеспечивать их общеобязательный характер, систематизировать их.

Это были основные источники права. Также существуют: правовой обычай (например, в морском праве (о сроках погрузки в порту – если договор не устанавливает срок – действует обычный для порта срок)), договор, юридическая доктрина.

94. Общее понятие о глобализации и ее влияние на правовые системы. Влияние глобализации на элементы российской правовой системы (нормативный элемент, социологический элемент, институционный элемент).

 

95. Юридическая сила нормативно-правовых актов РФ.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

- законов РФ о поправках к Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов;

- федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.