а) жесткой юридической процедурой законодательного процесса,
б) временными рамками деятельности (перевыборами);
в) принципами и нормами права, регламентирующими порядок формирования и деятельности.
В системе противовесов законодательной власти РФ важная роль отводится:
1) Президенту, который обладает:
— правом отлагательного вето;
2) Конституционному Суду, который также является правосдерживающей силой, поскольку у него есть право отменять все антиконституционные акты.
Ограничениями исполнительной власти являются:
а) определенные сроки властных полномочий;
б) запрет на право ответственным работникам исполнительных органов быть членами представительных органов;
в) запрет на занятие коммерческой деятельностью;
г) приоритет закона над ведомственными нормативными актами.
Противовесы:
— согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ;
— ответственность Правительства перед представительными органами. В первую очередь это касается исполнения бюджета;
— вотум недоверия. Как мы уже отмечали, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ;
— отрешение от власти (импичмент). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
К правоограничивающим средствам судебной власти относится, прежде всего, право и его принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судьи и т.д.; к этим средствам следует отнести и ответственность судей перед законом.
К числу противовесов судебной власти можно отнести: назначение судей, осуществление контроля над судьями соответствующими надзорными инстанциями.
К правоограничениям государственной власти можно отнести разделение властных полномочий в федеративном государстве между центром и регионами. Оно дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится дополнительным средством ограничения государственной власти. При реально действующих федеративных отношениях федеральные и региональные государственные структуры и ветви власти контролируют друг друга, что уменьшает вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Однако такая правоограничительная мера может эффективно действовать только в рамках устойчивых федеративных отношений.
Возможность применения дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности за превышение власти также относится к правоограничениям государственной власти.
Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Это также является правоограничением.
К правоограничению следует отнести взаимную ответственность государства и личности. Еще И. Кант сформулировал идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
85. Современное понятие о государстве. Соотношение понятий государство, правовое государство и гражданское общество.
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило понимаемым более широко, чем «государство».
Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов
-Разделение и организация населения по территориальному принципу.
-Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео)
-Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма)
-Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
-Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.