Ограничения законодательной власти определяются'.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) жесткой юридической процедурой законодательного процесса,

б) временными рамками деятельности (перевыборами);

в) принципами и нормами права, регламентирующими порядок формирования и деятельности.

В системе противовесов законодательной власти РФ важная роль отводится:

1) Президенту, который обладает:

— правом отлагательного вето;

2) Конституционному Суду, который также является правосдер­живающей силой, поскольку у него есть право отменять все анти­конституционные акты.

Ограничениями исполнительной власти являются:

а) определенные сроки властных полномочий;

б) запрет на право ответственным работникам исполнительных органов быть членами представительных органов;

в) запрет на занятие коммерческой деятельностью;

г) приоритет закона над ведомственными нормативными актами.

Противовесы:

— согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ;

— ответственность Правительства перед представительными органами. В первую очередь это касается исполнения бюджета;

— вотум недоверия. Как мы уже отмечали, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ;

— отрешение от власти (импичмент). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Вер­ховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституци­онного Суда Российской Федерации о соблюдении уста­новленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии за­ключения специальной комиссии, образованной Государ­ственной Думой. Решение Совета Федерации об отреше­нии Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Госу­дарственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

К правоограничивающим средствам судебной власти относится, прежде всего, право и его принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гла­сность и состязательность процесса, отвод судьи и т.д.; к этим сред­ствам следует отнести и ответственность судей перед законом.

К числу противовесов судебной власти можно отнести: назначение судей, осуществление контроля над судьями соответству­ющими надзорными инстанциями.

 

К правоограничениям государственной власти можно отнести разделение властных полномочий в федеративном государстве между центром и регионами. Оно дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится дополнительным средством ограничения государственной власти. При реально действующих федеративных отношениях федеральные и региональные государственные структуры и ветви власти контролируют друг друга, что уменьшает вероятность злоупотре­блений и произвола в отношении личности. Однако такая правоограничительная мера может эффективно действовать только в рамках устойчивых федеративных отношений.

Возможность применения дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности за превышение власти также отно­сится к правоограничениям государственной власти.

Деятельность государственных структур должна ограничивать­ся их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволе­но только то, что прямо разрешено законом». Это также является правоограничением.

К правоограничению следует отнести взаимную ответственность государства и личности. Еще И. Кант сформулировал идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

 

85. Современное понятие о государстве. Соотношение понятий государство, правовое государство и гражданское общество.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило понимаемым более широко, чем «государство».

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов

-Разделение и организация населения по территориальному принципу.

-Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео)

-Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма)

-Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.

-Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.