Анализ деятельности конкурентов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее на рынке электронных версий книг можно выделить три типа конкурентов предлагаемого сервиса:

- Интернет магазины – прямые конкуренты, занимаются торговлей электронных версий книг, но обладают ограниченным функционалом. В них слабо реализована оценка книг, как правило, нет возможности прочитать отзывы читателей о книге и попросить рекомендаций.

- Книжные социальные сети – потенциальные конкуренты, в них ярко освещены книги, реализована возможность общаться с друзьями и рекомендовать друг другу книги, создавать фан-клубы и общаться с авторами. Возможность покупки книг не реализована, как правило, стоят рекламные ссылки на магазины бумажных книг.

- Пиратские интернет библиотеки – сдерживающие конкуренты, в них в большом объёме представлены книги различных тематик. Как правило, качество книг среднее, формат Djvu или pdf сканированный. На сайтах располагается множество раздражающей рекламы, не относящейся к книжной тематике. Их плюсом является бесплатность, деньги владельцы порталов получают с рекламы.

Среди рассматриваемых групп конкурентов наиболее известными являются:

Книжные социальные сети:

http://imhonet.ru/

http://livelib.ru/

http://bookmix.ru/

http://www.livelib.ru/

http://www.my-lib.ru/

Интернет магазины электронных книг:

http://litres.ru/

http://www.web-kniga.net

http://www.uniquebook.ru

Мобильный оператор - Билайн

http://www.ozon.ru/context/ebook/

Пиратские книжные порталы:

http://www.knigka.info

http://probiznes.info

http://www.zbooks.ru/

http://knigaluby.ru/

http://www.bigseller.net

Книжные социальные сети являются потенциальными конкурентами для создаваемого сервиса. Социальные сети обладают большими клиентскими базами, и им ничего не мешает выйти на рынок торговли электронными версиями книг. Большая часть социальных сетей имеют схожий функционал и лишь небольшими особенностями они отличаются друг от друга. Рассмотрим наиболее известные из них подробнее:

ImhoNet изначально создавался как портал любителей художественной литературы. В настоящее время в базе сайта содержится много, обсуждать и оценивать можно не книгу целиком, а отдельные рассказы какого-то автора независимо от того в каком сборнике они содержатся.

Книги в ImhoNet оцениваются до 10-бальной шкале, каждой оценке которой приписана какая-то характеристика от “Хуже не бывает” до “Лучше не бывает”. Такие рейтинги помогают лучше ориентировать в списках и перечнях литературы.

LiveLib обладает одной из самых больших пользовательских баз и постоянно ее увеличивает (чему немало способствуют конкурсы с хорошими призами). Это единственный проект, у которого есть инвестор.

BookMix - еще одна социальная сеть, стоящая на ряду с остальными . Аналог сообществ ImhoNet, но сделан сайт более удобно, списки “Прочитал” и “хочу прочитать”, рецензии и отзывы.

Среди прочих можно выделить книжный проект X-Libris. Он появился в феврале 2007 и работает по принципу агрегаторов социальных новостей. Пользователь добавляет книги, их описания, рецензии, ссылки на электронные версии и все, что посчитают нужным, а сообщество уже голосует «понравилось/не понравилось» и таким образом регулирует рейтинг той или иной книги.

Интернет магазины электронных книг. Начали появляться объединения владельцев электронных библиотек, они в свою очередь:

1) Зарегистрировали ООО «Литрес» - легальный магазин электронных книг

2) Большая часть книг была закрыта для бесплатного скачивания, а на чтение была установлена защита

3) Заключено много эксклюзивных договоров с писателями, по которым только «Литрес» имел право распространять электронные версии книг

«Литрес» получает книги напрямую от авторов, то есть время на сканирование и распознавание не тратится, авторы получают отчисления с продаваемых на «Литрес» книг.

Остальные интернет магазины электронных книг являются партнёрами «Литрес».

По функциональности все интернет магазины очень. Как правило, присутствует слабый дизайн, мало информации по приобретаемым книгам, отсутствуют пользовательские оценки. По уровню удобства использования сильно проигрывают книжным социальным сетям.

Пиратские книжные порталы являются наиболее частым местом, где можно скачать электронную версию книг, но, как правило, там слабо структурированы разделы, отсутствует удобный поиск и подбор. Владельцы получают прибыль только от показа рекламы на сайтах.

Характеристика потребителей

 

Поведения практически всех потребителей оценивается по этапам процесса покупки.

Для нашего проекта вполне целесообразно использовать анализ жизненного стиля потребителей и его ценностей. Характеристика потенциальных потребителей по возрасту, доходу и т.д. не будет являться объективной.

Ценности бывают персональные (личные) и социальные. Социальные - определяют нормальное поведение для общества или группы людей, а личные ценности - для конкретного человека.

Личностные ценности потенциальных потребителей можно описать с помощью таблицы ценностей Рокеча (см.таблицу в ПРИЛОЖЕНИИ 5 ).

Основными ценностями потенциальных потребителей являются:

- комфортная жизнь

- увлекательная жизнь

- свобода

- наслаждение

- самоуважение

- мудрость

- социальное признание

- широта взглядов

- талант

- независимость

- интеллект

- логика.

Определить типы потребителей, которые будут пользоваться нашим порталом помогут модели жизненных стилей потребителей VALS-2 и LOV (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Исходя из жизненного стиля и вышеперечисленных ценностей, выделяются три типа потребителя:

1. «Актуализаторы» - преуспевающие современные люди, с высокими доходами и высокой самооценкой. Стремятся самовыражаться разными путями.

2. «Экспериментаторы» - люди энергичные, энтузиасты. Ищут всё новое, постоянно экспериментируют, очень активны.

3. «Самореализующиеся» - удовлетворенные жизнью люди, ценящие комфорт, удобство, постоянность.

Окончательно определиться с ценностями и ориентацией потребителя поможет модель жизненного стиля LOV, где 9 важных ценностей расположены в порядке убывания их значимости.

1. Чувство принадлежности

2. Самореализация

3. Самоуважение

4. Забава и удовольствие

5. Быть уважаемым

6. Теплые отношения с другими

7. Чувство достижения

8. Безопасность

9. Волнение

С помощью моделей ценностей по Рокечу и жизненного стиля потребителей (VALS и LOV) мы можем описать общими чертами наших потенциальных потребителей:

Нашими потенциальными потребителями являются современные люди, с активной жизненной позицией, стремящиеся реализовать себя в разных областях, поддерживающие с окружающими хорошие отношения и ценящие их мнение. Такие люди принимают как вполне самостоятельные и независимые решения, так иногда ориентируются большинство.

 



SWOT-анализ

 

Таблица 4

Матрица SWOT-анализа проекта "MyShelf" (ООО «ЛайфСенс»)

  Возможности Быстрорастущий рынок Развитие легальных электронных библиотек Жизненный цикл услуги находится на стадии внедрения Рост числа Интернет-пользователей Грядущие изменения в законодательстве, связанные с информационной безопасностью в Интернет Низкая культура чтения Угрозы Зависимость от компаний-агрегаторов Отсутствие специальных законодательных норм в сфере Интернет-коммерции Наличие огромного количества субститутов и возможность появления новых конкурентов Высокие цены на букридеры
Сильные стороны Гибкая орг. структура, с высокой мотивацией участников проекта Сотрудничество с крупнейшим легальным литературным агрегатором в РФ Единое рыночное пространство – Интернет Новизна предлагаемой услуги Легальная бизнеса и предоставляемой продукции Ø Создание только легальной литературной базы Ø Выход на рынок новой услуги и активное партизанское продвижение   Ø Тестирование и тех. доработки Интернет- ресурса (Бизнес будет функционировать в Интернет- среде, т.к. целевая аудитория прирастает, а также это менее затратный и более охватывающий способ ведения бизнеса)  
Слабые стороны Договор только с одним литературным агрегатором и зависимость от него Недостаток уставного капитала для нужд организации Неизвестность проекта Отсутствие клиентской базы Неопытность персонал   Ø Найм более опытного персонала Ø Заключение договоров с другими агрегаторами, издательствами, авторами Ø Выход на рынок и создание качественной клиентской базы

 


4. Формулирование целей

 

Для начала опередим маркетинговую проблему.

Её мы видим в том, чтобы правильно донести до потенциального потребителя идею проекта MyShelf, сформировать образ не простого торгового, но и информационного портала с возможностями социальной сети.

Целями проекта являются:

- разработка образа продукта

- продвижение интернет-магазина

- повышение интереса к чтению.

Разработка образа продукта. Задачи: провести исследование для определения привлекательного сегмента – анализ поведения потребителей (их жизненного стиля), определение потребности в продукте.

Продвижение интернет-магазина. Задачи: сформировать целостное восприятие услуги-портала для человека читающего.

Повышение интереса к чтению. Задачи: привлечение пользователей портала в мир общения читающих людей.

 


5. Маркетинговая стратегия для проекта MyShelf

 

5.1 Описание целевых сегментов

 

С помощью моделей ценностей по Рокечу и жизненного стиля потребителей (VALS и LOV) мы можем описать общими чертами наших потенциальных потребителей:

Нашими потенциальными потребителями являются современные люди, с активной жизненной позицией, стремящиеся реализовать себя в разных областях, поддерживающие с окружающими хорошие отношения и ценящие их мнение. Такие люди принимают как вполне самостоятельные и независимые решения, так иногда ориентируются большинство.

Всех потенциальных потребителей мы разделили на три группы, которых назвали следующим образом:

1. «Знатоки» - активные читатели, которые хорошо разбираются а литературе, осведомлены о направлениях развития книжной мысли, знают о новинках в книжном мире, могут посоветовать толковую литературу, знают «что? где? и как найти?», «что читать?». Являются активными пользователями интернета, социальных сетей, блогов, ведут «Живой Журнал», общаются с единомышленниками.

Выгоды для «знатоков»: получение свежей информации от общения с единомышленниками, выбор максимально информативных книг, жизнь в "книжном пространстве", возможность делиться с окружающими своим отношением, мнением, ощущением от прочитанных книг.

Порталу необходимо: постоянно обновлять ассортимент, систематически актуализировать информацию, контент, проводить культурные мероприятия (встречи, флеш-мобы, заседания), организовывать общение с авторами книг и т.д.

2. «Сезонники» - пользователи, которые становятся активными «сезонно», в определенное время – сессия, доклад, презентация, культурное мероприятия, где нужна подготовка, уверенные знания, которые можно почерпнуть из соответствующей учебной и не только литературы.

Выгоды для «сезонников»: наиболее требовательное отношение к информативности, целенаправленный, быстрый и простой поиск и выбор книг.

Порталу необходимо: обновлять ассортимент, проводить опросы, касающиеся специализированной литературы, систематизировать «крупные сезоны», т.е. уставами университетов утверждены периоды сессий, которые совпадают практически во всех ВУЗах.

3. «Модники» - «Читать – модно!» или «Книга в руках – модно!» - это девизы «модников», которые являются активными читателями, но читаемая литература с разнообразна - от дешевых бульварных романов до серьезных энциклопедий и учений.

Выгоды для «модников»: приобщение к среде читающих, чувство образованности, «продвинутости», современности.

Порталу необходимо: учитывать ассортимент, интересующий «модников», рекомендации книг к прочтению, организация книжных мероприятий.





Позиционирование

Карта восприятия

 

Для построения карты восприятия наша команда рассмотрела рынок электронных книг. На данных рынок попадают Интернет-магазины электронных книг. Такие конкуренты как пиратские сайты, книжные магазины, книжные социальные сети не рассматривались, т.к. они не предоставляют такую же продукцию, как и проект "MyShelf".

Для оси абсцисс наша команда выбрала многофункциональность контента. Под этим подразумевается глубина, широта ассортимента, правильность работы функционала веб-портала, возможность заказать отсутствующую книгу, обратная связь, способы оплаты и пр., возможности социальной сети. Критерий «базовая функция» означает, что сайт предоставляет ограниченный набор услуг, т.е. чтение, или покупка, или скачивание.

По оси ординат наша команда откладывала возможность общения - социальность. Общение понимается нами, как возможность обсуждать, смотреть рейтинги, оценивать, рецензировать книги; общаться с единомышленниками, вступать в интересующие группы и сообщества. Индивидуализм – возможность приобрести книгу без постороннего мнения, просто купить и выйти с сайта.

Таким образом, после построения карты восприятия можно видеть, что проект "MyShelf" находиться в ниши, так как только данный проект среди всех конкурентов на рынке предоставляет возможность общения и особое, личное пространство.

Что касается ассортимента, то проект "MyShelf" на данный момент предоставляет такой же ассортимент как и «Литрес», т.к. с данным литературным агрегатором у ООО «ЛайфСенс» подписан договор.

В дальнейшем планируется сотрудничество напрямую с издательствами и независимыми агрегаторами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.