Технологическая последовательность росписи изделия в технике лаковой миниатюрной живописи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В первую очередь, перед тем как приступить к росписи изделия, для начала нужно выполнить чистовой рисунок композиции, то есть отрисовку на чертежной плотной бумаге твердым карандашом (H-HB). В случае появлений на работе помарок, излишек графита и прочих дефектов, воспользоваться формопластом либо клячкой, излишки стереть ластиком. Чистовой рисунок выполняется четкими тонкими линиями с определенным нажимом: на выступающих местах делается более сильный нажим для выявления объема. Главные фигуры также выделяются более четкими линиями и усиленным нажимом. Второстепенные детали выполняются мягче. (Приложение А)

Для копии была взята работа современного художника Даниила Молодкина "Алиса в стране чудес". (Приложение Б). Его работы привлекают необычной декоративной подачей. У художника свой уникальный неповторимый стиль, он создает удивительные миниатюрные росписи с изображением героев народных сказок, не только взятых из древности, но и современных, возникших в нашу эпоху.

В данной работе была изменена форма изделия, так как в оригинале художник использовал нестандартную форму. В оригинале шкатулка представляет собой изгибистую форму ромба, в копии сохраняется форма самой композиции, но шкатулка прямоугольная. Пустые места в углах заполнились другими орнаментами.

При выполнении чистового рисунка подробно изучается форма, отделяется главное от второстепенного, подробно изучается детальная проработка главных персонажей. После того, как отрисовка готова, рисунок переводится на кальку. Обратная сторона кальки тщательно штрихуется мягким карандашом, чтобы в дальнейшем перевести рисунок на шкатулку.

Далее следует подготовить изделие для росписи. При помощи наждачной бумаги либо пемзы поверхность шкатулки нужно отшкурить до матового состояния. Крышка и кузовок, где в дальнейшем будет выполнен орнамент, тщательно очищаются от лакового покрытия. (Приложение В) Если изделие будет плохо отшкурено, на местах, которые остались глянцевыми, краска не будет ложиться. После матовая поверхность покрывается черной темперной краской. (Приложение Г) Это делается для того, чтобы избегать расхождения по цветовому тону.

После того, как подготовка изделия к росписи выполнена, отмечается контур композиции и покрывается белильной подготовкой. (Приложение Д) Перед этим следует проверить расположение навесок на крышке, шкатулка должна открываться по принципу книжки. Далее прикладывается уже готовая калька. Чтобы рисунок не съезжал, кальку можно аккуратно закрепить скотчем. (Приложение Ж) Для перевода рисунка используется цировка. При переводе рисунка на изделие важно соблюдать пропорции фигур, тщательно выявлять детали. Важно также не переусердствовать с нажимом цировки, иначе можно процарапать изделие, что может вызвать брак. После того как композиция переведена, калька аккуратно снимается. Если какие-то детали рисунка плохо проявились, их можно уточнить, обведя еще раз карандашом. (Приложение И)

После приступают к раскрытию рисунка цветом, то есть выполнение роскрыши (Приложение К). Это, пожалуй, один из самых важный этапов, занимающий большую часть времени. Роскрышь определяет всю живописную основу произведения как ее подготовительный этап. В процессе применяются следующие кисти: колонок №2-3 - для раскрытия больших площадей и колонок № 1-1,5 для более мелких деталей. Во время работы используется подлокотник для более удобного способа работы и устранения помарок. В момент роскрыши следует класть не слишком толстый и густой слой цвета, чтобы избежать трещин красок, что будет является браком изделия. Также следует не перебарщивать с добавлением эмульсии в краску, это тоже может привести к трещинам, к тому же краска будет плохо ложится на поверхность.

Для роскрыши использовались следующие цвета:

Гусеница: спина - ультрамарин, белила титановые, живот - кадмий желтый средний, кадмий красный светлый, белила титановые, охра; лапки- изумрудный, белила титановые, охра, ультрамарин; прическа - краплак красный (А), голубая ФЦ, Белила титановые.

Кальян: колба - изумрудный, белила титановые, ультрамарин, охра; шахта - кадмий красный светлый, кадмий желтый средний, белила титановые, охра; шланг - белила титановые, кадмий желтый средний, охра, лимонный, кадмий красный светлый.

Алиса: платье - кадмий красный темный, белила титановые, кадмий желтый средний; рукава платья - белила титановые, кадмий желтый средний, лимонный; ноги - кадмий желтый средний, белила титановые, кадмий красный светлый, изумрудный, голубая ФЦ; кожа - белила титановые, кадмий красный темный, кадмий желтый средний; волосы - кадмий желтый средний, кадмий красный светлый, белила титановые.

Грибы: шляпки грибов - кадмий красный темный, кадмий красный светлый, краплак красный (А), белила титановые, кадмий желтый средний, лимонная, умбра жженая, голубая ФЦ; ножки грибов - белила титановые, охра, ультрамарин, голубая ФЦ, краплак красный (А), изумрудный, лимонный.

Земля: охра, сиена натуральная, белила титановые, умбра жженая.

Листва (задний план): изумрудный, охра, ультрамарин, голубая ФЦ, кадмий желтый средний, белила титановые, лимонная, кадмий красный средний, краплак красный (А), сиена натуральная, умбра жженая.

Жуки: краплак красный (А), кадмий красный темный, кадмий красный светлый, белила титановые, кадмий желтый средний, ультрамарин, голубая ФЦ.

Фон: белила титановые, охра, ультрамарин, лимонная.

После роскрыши, последовательно выполняется моделировка деталей рисунка с помощью уточнения контура и околоконтурных притенений (Приложение Л). Делается на тон темнее основного цвета роскрыши, это подчеркивает и отделяет друг от друга предметы и фигуры в композиции, утоняет рисунок.

Следующий стадией живописного процесса является работа в светлых частях формы – пробела (Приложение М). Для пробелов используется цвета на несколько тонов светлее основного цвета роскрыши. После пробеливания для углубления основного цвета в тенях и для придания большей объемности на местах роскрыши тончайший лессировочный наносится слой более темной краски. Такие лессировки называют приплесками, они создают эффект постепенного перехода от темных мест к наиболее светлым. Пропись состоит из целого ряда полутоновых плавей, оживок, приплесков и лессировок (Приложение Н). Пропись ведется достаточно плавными и мягкими линиями, используются также колонковые кисти №1-2.

В данной работе пропись композиции ведется частично (кусками): сначала прописывается задний план - листва, после главные персонажи и под конец - передний план. Во время работы, в краску постоянно добавляется немного эмульсии для того, чтобы краска лучше ложилась, цвет получался более насыщенным и сочным, цветовые переходы плавно перетекали друг в друга.

Последующая стадия росписи заключается в уточнении деталей, выявлений бликов (Приложение О). Называется это бликовкой или по-другому насечкой Насечки выполняется тонкой колонковой кистью №1.

Далее, последнее, что делается в росписи - выполнение орнамента на шкатулке. Орнамент выполняется золотым акрилом "Золотой Олимпик" с добавлением небольшого количества охры светлой (темпера)(Приложение П). Во время выполнения орнамента используется тонкая колонковая кисть №1,5, также в процессе работы стоит пользоваться подручником, дабы избегать промахов. Перед тем, как начать работу с орнаментом золотом, он намечается карандашом, после уже непосредственно выполняется красками.

Сначала выполняется орнамент на крышки шкатулки, после такой же узор повторяется на кузовке.

После того как шкатулка расписана, она покрывается лаком, и отправляется сушится в специальном шкафу. Когда изделие покрывают лаком, его располагают на деревянной подставке, немного меньшей его основания, чтобы изделие не приклеилось к столу стекающим лаком.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При написании данной курсовой работы были изучены литературные материалы и информативные источники, проведены работы, которые заключаются в изучении лаковой миниатюрной живописи Мстёры. Была выполнена вариативная копия росписи шкатулки на тему «Алиса в стране Чудес».

На базе рассмотренного материала в первой главе параграфа последовательно описано возникновение промысла и его история. Во втором параграфе изложены технологические особенности и поэтапная последовательность росписи. Описано приготовление минеральных красок, эмульсии для росписи, написано про творение сусального золота. Также рассказано о последовательном изготовлении изделия папье-маше.

Во второй главе первого параграфа рассказывается о назначении используемых в росписи инструментов и материалах. Во время работы в мастерской соблюдены технологические условия, требования техники безопасности. Во втором параграфе разработана технология последовательного выполнения росписи копии шкатулки «Алиса в стране Чудес» в технике мстёрской миниатюрной живописи, традиционные особенности промысла сохранены.

Шкатулка привлекает к себе внимание необычным сказочным сюжетом, нестандартной формой композиции, ярким и сочным колористическим решением. Персонажи и окружающая их природа весьма интересно стилизованы, привлекает своеобразная декоративность подачи сюжета.


 


ТЕЗАУРУС

 

Блик - элемент светотени - световое пятно на ярко освещённой поверхности.

Бликовка - это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.

Гуммиарабик - твердая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций. Вязкая жидкость, затвердевающая на воздухе. Гуммиарабик хорошо растворяется в теплой воде с образованием клейкого слабокислого раствора.

Иконопись - вид живописи, предназначенный для создания священных изображений - икон.

Калька - тонкая прозрачная бумага, используется при переводе рисунка на шкатулку.

Клячка - канцелярская принадлежность, требуется для устранения излишек графита.

Кузовок - нижняя основа шкатулки.

Курант - ручной инструмент для растирания красок.

Лак - раствор органических полимеров искусственно синтезированных или природного происхождения (смолы), в различных органических растворителях или воде. При отверждении образует прозрачную, блестящую или матовую плёнку.

Лессировка - это живописный прием работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина цветового тона или цвета.

Мастихин - специальный инструмент, используется для смешивания или удаления красок с палитры.

Насечка - самый светлый пробел в выпуклых местах.

Оживка - не что иное как белильная отметка в самой светлой части законченной формы.

Папье-маше - "жеваная бумага", легко поддающаяся фомове масса, получаемая из смеси волокнистых материалов клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

Плавь(Плави) - жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя плави — в отличие от пробела — растушевываются.

Плитка - используется как палитра для смешивания красок.

Подручник - рисунок с проколотыми контурами для перевода изображения на изделие, путем набивания через проколы красящего порошка.

Приплески - тоновое смягчение цвета при оконательной моделировке формы

Пробела - применяется, чтобы выявить объемные места, выполняется в три приема, где один светлее другого.

Пропись - прорисовка деталей на тон темнее по роскрыши.

Роскрышь - раскрытие основных цветов.

Темперные краски - водоразбавляемые краски, приготовленные на основе сухих порошковых пигментов.

 Цировка - это игла со сглаженным острием. Обычно она крепится на деревянном стержне-держателе.

Эмульсия - разбавленный водой желток куриного яйца



Дата: 2019-12-10, просмотров: 558.