История развития и отличительные особенности лаковой миниатюрной живописи Мстёры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мстёра - большое село Владимирской области. С давних времен его жители занимались торговлей и различными ремёслами: по всей стране были известны мстёрские иконописцы, знавшие многие стили древних писем, искусные вышивальщицы белой гладью, чеканщики по меди и серебру, реставраторы икон и фресок. Существовала легенда, что знаменитый поселок Мстёра получил свое название от слова "мастер". Ранее посёлок во Владимирской области назывался Богоявленской слободой. Первое упоминание о Мстёре находится в переписных книгах 1628—1630 гг., в которых Мстёра значится уже «за детьми князя Ромодановского», как «старинная вотчина отца их, — погост Благовещенская слободка на реке Мстёре.

В XVII веке во Мстёру выселились из Суздаля несколько семей, знающих иконописное дело, в том числе и семья Голышева, которая положила начало печатанию народных лубочных картин. В середине XVII веке иконопись широко распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения, мстёрские иконы продавались по всей России и даже в Балканских странах.

После раскола в русской церкви при патриархе Никоне часть жителей слободы составляли старообрядцы, что оказало значительное влияние на характер мстёрской иконописи. В одном из своих направлений она постоянно тяготела к подражанию старинным образам, к их прямому повторению. Мастера с желанием и знанием дела создавали иконы в древних стилях- новгородском, московском и строгановском.

Во второй половине XIX века сильно усилилась эксплуатация труда иконописцев хозяевами мастерских. Этому сопутствовал процесс усиленного разрушения и вымирания в иконописи наиболее ценных традиций древнерусской живописи. В погоне за количеством икон предприниматели использовали узкую специализацию ремесла, усугубляя разделение труда в связи с конкуренцией между владельцами иконописных мастерских и с целью получения наибольшей прибыли.(3

Большой удар мстёрскому иконописному искусству нанесло развитие в начале 1900-х годов России фабрик. Они наладили массовое производство красивых фольговых икон, распространяли их тысячами по дешевой цене и имели огромные барыши. Древнерусское искусство мстёрских живописцев было под угрозой полной ликвидации.

После Октябрьской социальной революции иконописный промысел пошел на спад. Революция круто изменила судьбы жителей Мстёры. Развернувшиеся гонения на веру делают запретной профессию иконописца. В то время уничтожалась христианская культура, рушились храмы, осквернялись святыни, сжигались иконы. Мастера Мстёры долго не могли найти свое место в искусстве.

В 1920-е годы разобщенные кустари Мстёры объединилась в профсоюз работников искусств - РАБИС. Первыми пробами были работников по росписи деревянных изделий и жестяных подносов. Полученные результаты далеко не отвечали художественным требованиям. Нужны были новые поиски. Работы выполнялись в технике темперной живописи по деревянной основе, которая по завершению росписи покрывали защитным слоем олифы - вареного льяного масла. Мстёра представила четыре вещи, исполненные старейшим художником Н. П. Клыковым на папье-маше. Работы были хорошо оплачены, и мастера получили новое развитие.(3

В 1923 г. мстёрские живописцы объединились в «Артель древнерусской живописи» и начали расписывать домашнюю утварь, мебель, игрушки – изделия из дерева. Роспись выполнялась темперными красками и покрывались слоем лака. Чаще всего это были круглые и плоские коробочки с орнаментом, лотки с лубочными сценками, сосуды с крышками («кубышки»). Роспись на эти предметы наносилась самой разнообразной тематики: персонажи песен Кольцова, библейские сюжеты, сказочные сюжеты.

К 1930-м годам окончательно сформировалась художественная артель «Пролетарское искусство», и Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. Основоположниками этого своеобразного искусства были талантливые мастера Н. П. Клыков, А. И. Брягин, Е. Е. Юрин, И. А. Серебряков, В. И. Савин. Мстерские мастера создали свой особый стиль лаковой миниатюрной живописи (3

В 1960-1970-е гг. мстёрское искусство находилось на волне творческого подъема. Традиции древнерусской живописи вновь стали приоритетными в мстёрской росписи. Новое дыхание и новое осмысление получили сюжеты из русского фольклора. Мастера создавали не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, но составляли самостоятельные композиции. Началось обращение к героико-революционной тематике. Также развивается и «орнаментальная» Мстёра, которой особенно увлекался художник Е. В. Юрин. Композиции с букетами цветов и натюрмортами в обрамлении затейливого орнамента покрыли поверхность его пудрениц, коробочек разной величины и портсигаров.

В настоящее время промысел продолжает развиваться. В тематике росписи преобладают бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники, русские сказки.

Одни из ярких и по-своему своеобразных современных представителей данного промысла являются семейство Молодкиных - отец и трое его сыновей. Они по сей день проживают в селе Мстёре Владимирской области, развивая и продвигая лаковую миниатюрную живопись Мстёры. Молодкины создают уникальную мстёрскую миниатюру, панно, иконы, настенную роспись интерьеров, книжные иллюстрации. У каждого из них свое видение, свой стиль, свой авторский почерк и свои почитатели.

Владимир Николаевич Молодкин - отец семейства и заслуженный художник Российской Федерации. В далеких 1960-х окончил, тогда еще, Мстёрскую художественную профтехшколу и пришел работать на фабрику художником 5 разряда. Все это сильно повлияло на жизнь Владимира, с тех пор он тесно связан с творчеством и преподавательской деятельностью. На протяжении всей своей творческой карьеры регулярно принимал участие во всевозможных отечественных и зарубежных выставках народного творчества. Его художественная техника своими корнями  уходит в традиционные наработки мастеров прошлого, в своих сюжетах он часто использует библейскую тематику.

А вот новое поколение Молодкиных видит будущее мстерской росписи совершенно по-новому. Сыновья открывают более свежие образы для лаковой миниатюры.

Денис - старший сын, окончил Мстёрское художественно-промышленное училище, в нынешнее время там преподает. С 1993 года - член Союза Художников России. Его миниатюры отличаются современным подходом к выбору сюжета, построению композиции, и сбалансированности воздушного пространства. В основном свои сюжеты посвящает народным сказкам.  Он весьма необычно стилизует своих персонажей, создавая им фантастический образ.

С начала 1990 Денис постоянный участник всероссийских и зарубежных выставок. На сегодняшний день создает уникальные лаковые миниатюры и иконы, редкие экземпляры которых хранятся в Московском и областном музеях декоративно-прикладного и народного искусства. Его работы также пользуются большим спросом у отечественных и зарубежных коллекционеров.

Николай Молодкин также окончил художественно-промышленное училище во Мстёре. Также за его ним Педагогический Университет, и он занимается преподавательской деятельностью в родном училище. Учит новых мастеров, передавая премудрости и тайны профессии, чтобы не прерывалась связь поколений.

Как и братья, Николай выставляется на выставках народного творчества. Его работы находятся в областном музее-заповеднике и в частных собраниях коллекционеров.

Средний сын Владимира Николаевича - Даниил Молодкин - пошел дальше всех. Он открыл свой новый уникальный неповторимый стиль и создает удивительно - неповторимые миниатюрные росписи с изображением героев народных сказок, не только взятых из древности, но и современных, возникших в нашу эпоху.

На его работах можно увидеть и дракона и инопланетянина, путешественников на воздушных шарах и эльфов, космические корабли и летающие тарелки, а также многое и многое другое, что удивляет зрителя и заставляет подолгу рассматривать весь этот фантастический мир. Воображению художника нет предела. Он так мастерски трансформировал во времени своих персонажей, перемешал в единое целое несколько историй и создал свою удивительную сказку.

Одним словом, Даниил придумывает и создает свои новые сюжеты к современным сказкам, отраженным в лаковой миниатюре. И своим необычным фантастическим стилем покоряет публику не только российскую, но и зарубежную.

Даниил Молодкин, как и его братья, также окончил Мстерское художественное училище. С тех пор регулярно участвует в выставках. С 2002 года состоит в Союзе Художников России. Его уникальная роспись очень высоко ценится среди любителей миниатюрной живописи, хорошо раскупается и хранится в частных отечественных коллекциях и за рубежом.

Но как бы ни были индивидуальны особенности творчества отдельных мастеров, их всегда объединяет общее: декоративность, цветовая наполненность и жизнерадостность, колористическая согласованность деталей, орнаментальная узорчатость, метафоричность передаваемого образа. Мстёрский стиль характеризуется также своим понимание композиции: она всегда строится в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии с живыми существами - человеком, животными и птицами. Образная выразительность проявляется и в своеобразии понимания пейзажа, отличающегося от изображения природы в других родственных промыслах лаковой миниатюры. Особенность искусства состоит в отсутствии манерности и предвзятости стилизации. Их отличает чувство меры и мудрой простоты.

Мстёрский стиль в миниатюре имеет свое художественное обоснование и в особой культуре цвета. Суть ее состоит в единстве цветового многообразия, достигаемом традицией тоновых переходов.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 304.