Шкатулка изготавливается длительное время, до тех пор, пока она не поступит художнику пройдет порядком трех месяцев. Первый этап по изготовлению является навив. Сырье представляет папье-маше пропитанное горячим льяным маслом. Навивается картон, проклеивается каждый слой на уже изготовленную болванку, впоследствии зажимается в специально сконструированный механический пресс, и склейки под большим давлением формируется в будущие заготовки, которые будут распилены на шкатулки. После навива и зажатия его в прессе, просушивается заготовка в течение месяца. После просушки на сутки опускается в горячее масло на час при температуре 70-80 градусов и сушится в печи два месяца при температуре 150 градусов.
Готовую, прочную и высушенную форму предают столяру. Столяр почти так же, как и художник творит над этой шкатулкой, делает из нее различные формы: круглые - изготавливаются на токарном станке; квадратные, овальные и фигурные - делаются вручную. Шкатулка представляет собой деление: крышка от кузовка одна третья часть, что характерно для этого промысла.
Перед установлением насадок или навесок защищают коробочку или кузовок, при этом делают фасовки для открывания крышки, все это подчищают рубанком. После столярной обработки изделия подготавливаются для живописи, где их выравнивают наждачной бумагой и в дальнейшем отдается на грунтовку.
Второй этап считается длительным, поскольку он состоит из четырех программ грунтовки: сначала наносится грунт в первый раз, следом во второй раз, чистится с помощью брусочка и наждачной бумаги. Каждый раз просушивается в печи двадцать четыре часа. Для покрытия используются щетинная кисть. Грунт состоит из природной глины, перемешивается с льняным маслом, сажай и тщательно перетирается в краскотерке, чтобы достичь эластичной массы.
После грунтовки, вычищенные и выровненные заготовки, поступают в цех лакировки, где наносится черный и красные цвета. Красный цвет три-четыре раза, а черный цвет два-три раза сверху закрывается светлым лаком в два слоя, чтобы черный и красный не смогли обдираться, соскабливаться, имели ровную поверхность. Каждый слой лака и краски просушивается в печи сутки.
Третий этап - это поступление изделия в руки художника. Перед тем, как приступить к работе, художник выбирает определенную композицию, выполняет к ней зарисовки и только потом выполняет подробно проработанный линейный рисунок, который предварительно выполняется остро заточенным твердым карандашом на бумаге. Затем рисунок очень тщательно переводится на кальку. Обратную сторону скалькированного рисунка плотно штрихуют мягким карандашом. После кальку кладут на поверхность загрунтованную поверхность изделия из папье-маше и при помощи цировки переводят композицию. Цировка - это игла со сглаженным острием. Обычно она крепится на деревянном стержне-держателе.
Сырье поступает к мастеру глянцевым, для того чтобы нанести рисунок, шкатулку пемзуют пемзой или шкурят наждачной бумагой пока поверхность не станет полностью матовой. Если писать непосредственно по чёрной поверхности, то краски теряют яркость, они как бы замирают. Исходя из этого, далее необходима белильная подготовка под живопись. В отличие от Палеха, во Мстёре она делается сплошной, за исключением полей, которые остаются черными и заполняются в конце работы орнаментальной каймой. Такая заготовка обусловлена живописной задачей, связанной с многоцветными фонами пейзажной живописи. Поверх белильной подготовки с кальки переводится рисунок.
Следующий этап - роскрышь - раскрытие основных цветов. Для этого используются колонковые кисти, №2-3 для раскрытия больших площадей, а № 1-1,5 для более мелких деталей. Во время росписи изделия, художник пользуется подручником для более удобного способа работы и чтобы устранить помарки.
В отличие от традиционной роскрыши в иконописи, на папье-маше лепка формы возникла одновременно с роскрышью цветом, которую делали в несколько разбелее. Особенность метода заключалась в том, что все краски задуманной гаммы предварительно раскладывались на палитре, а потом переносились на живописную поверхность. Цветом нужно было не просто окрашивать то или иное место, а рисовать им, создавая законченную форму горки или дерева. Таким способом, выполненная роскрышь занимала основную часть рабочего времени. Она была подробной и существенное меняла дальнейшую моделировку формы.
Затем последовательно делается моделировка деталей рисунка с помощью теневой росписи и околоконтурных притенений.
Следующей стадией живописного процесса является работа в светлых частях формы. Она состоит из целого ряда полутоновых плавей, оживок, приплесков и лессировок. Оживка - не что иное как белильная отметка в самой светлой части законченной формы. Приплесками называется тоновое смягчение цвета при оконательной моделировке формы. Лессировка - это живописный прием работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина цветового тона или цвета.
На последнем завершающем этапе делается разделка твореным золотом или серебром.
Большое значение имеют пластическая определенность форм, четкая и ясная проработка деталей. Любая форма должна быть ограничена линейным контуром, теневой или световой росписью. Плавь - живописный прием, при котором та или иная краска смешивается на палитре с белилами и тем жидко выплавляется по основному локальному цвету роскрыши в пределах заданной формы.
Для росписи по папье-маше художники используют вместе с темперой яичную эмульсию (яичная темпера), также такую краску используют при росписи фресок и икон в храмах. Для приготовления яичного растворителя необходимо аккуратно разбить куриное яйцо с тупого конца, после тщательно очистить поверхность желтка от белка. Для этого желток перекатывают с ладони на ладонь, промывая его водой. Если белок попадёт в эмульсию, красочный слой будет трескаться. После того как желток полностью очищен он белка, нужно прорывать пленку на желтке и с добавлением воды, объемом равного желтку, поместить в чистую емкость. Все вместе тщательно размешать. Также можно в эмульсию добавить немного уксуса, для более долгого хранения. Яичный желток является связующим веществом, а с уксусом краска имеет жидкую массу и убирает излишнюю жирность желтка. Приготовленная жидкость является разбавителем для сухих красок. Для приготовления краски для начала берется пигмент, в который добавляется уже готовая эмульсия и тщательно растирается на каменной плите, перетирается курантом, чтобы достигнут мягкости.
Цветовая композиция на шкатулки оформляется золотом, расписывается кузовок и крышечка. Для того, чтобы приготовить золото для росписи, его смешивают с гуммиарабиком, что является связующим веществом, добавляется вода, смесь формируется в жидкую массу. В чистое блюдце насыпают два грамма гуммиарабика порошком, добавляется несколько капель воды и перетирается одним пальцем, пока не получится густая клейкая масса. Нужно аккуратно рвать золото вертикальными движениями, чтобы оно не закатывалась к катышки. Это первый этап творения. Далее растирается золото те же пальцем, в правую и левую сторону по окружности блюдца. Растирается золото с большим нажимом примерно полтора часа, моментами добавляется несколько капель воды. Это второй этап творения. После того как золото приготовлено, работа расписывается орнаментом, после чего шкатулку следует отполировать. Орнамент как специфическая форма изобразительного искусства очень своеобразен. Ему свойственен плавный переход от геометрических линий к изящным завиткам растительных узоров. Орнамент бывает реалистичным (состоит из натурального вида растений) и геометрическим. Чаще всего в мстёрском орнаменте используются традиционные древнерусские узоры. По окончанию работы, изделие поступает в цех по лакированию изделий и там покрывается светлым лаком примерно восьми раз, в сушку отводится неделя, а для полного завершения изделие тщательно полируется.
Характерной особенностью мстёрской лаковой миниатюрной живописи является ярко выраженная декоративность, разнообразие колорита, которые составляют единое целое с общим тоном композиции. Живопись на изделиях напоминает панно, она отличается цветовым многообразием, но при этом преобладают голубоватый, красный и охристо-жёлтые тона.
Композиция мстёрской росписи обычно строится в местном среднерусском пейзаже или сказочном гористом пейзаже, во взаимодействии с человеком, животными и птицами, но не обязательно на чёрном фоне, как, например, в Палехе. При этом пейзаж для мстёрской миниатюры характерен как бы увиденный с большого расстояния, когда неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев: дуб это или берёза. Видно, что это дерево – и этого достаточно.
Живопись Мстёры обычно многопланова: здесь присутствуют, кроме переднего плана, дальний план, небо с облаками и т.д. Часто сюжет на шкатулке или другом изделии является настоящим рассказом о каком-то событии. Темы мстёрская живопись черпает из фольклора, истории, современного быта. Нередко темой росписи становятся архитектурные памятники, портреты известных людей.
Композиция миниатюр довольно условна: разномасштабные фигуры могут быть объединены событиями, которые происходили в разное время. Но условность мстёрской миниатюры имеет две тенденции: ярко выраженное реалистическое восприятие (работы Н.П. Клыкова и И.А. Фомичева) и, наоборот, отдаление от него (работы И.Н. Морозова и других мастеров). При этом присутствуют и индивидуальные особенности художественной манеры каждого мастера. Мстёрские иконописцы хорошо знали новгородские, московские и строгановские письма. Эти направления и оказали влияние на характерные особенности стиля миниатюры Мстёры.
В основе мстёрского стиля лежит условная форма изображения, исходным началом которой были каноны древнерусского искусства. Существенным и важным в них было стремление к символике образа, метафоричности изобразительного языка, иносказательности понятий и представлений. Все это своей долей вошло в новое искусство Мстёры. Условность изобразительного языка мстёрской миниатюры имеет две противоположные тенденции развития: все большего приближения к реалистическому восприятию или, наоборот, отдаления от него. Яркими примерами являются работы Н. П. Крылова и И. А. Фомичева, второго - И. Н. Морозова и других мастеров. Кроме общего стиля, имеются и индивидуальные особенности художественного языка каждого большого мастера. В них проявляется личное понимание мастером традиции и канона, то также очень существенно в формировании стиля.
Роспись лаковых изделий — это трудоемкая и очень кропотливая работа. В каждую шкатулку вкладывается колоссальный труд не только художников, расписывающих изделия, но и мастеров, которые занимались длительной ее заготовкой.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.