Правительство Санкт-Петербурга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

СПб ГБ ПОУ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическое цикловое объединение преподавателей специальности

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

 

Курсовая работа

по ПМ.02 Производственно-технологическая деятельность

тема: Выполнение копии росписи шкатулки в технике лаковой миниатюрной живописи на тему: «Алиса в стране чудес»

 

Студент_____ Богданова Мария Дмитриевна___________

(ФИО студента)

Курс __3____________ группа ___1-319н_____________

Специальность: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Вид деятельности   лаковая миниатюрная живопись

Преподаватель: __Игнатушина А. А._______________________________

                                 (ФИО)                      (подпись, дата)

 

2019



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ИСТОРИЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ ДЕКОРАТИВНОГО ИЗДЕЛИЯ.. 5

1.1 История развития и отличительные особенности лаковой миниатюрной живописи Мстёры.. 5

1.2 Технология изготовления в технике лаковой миниатюрной живописи Мстёры 10

ГЛАВА 2 ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ РОСПИСИ ШКАТУЛКИ В ТЕХНИКИ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ.. 17

2.1 Инструменты, материалы и оборудование. 17

2.2 Технологическая последовательность росписи изделия в технике лаковой миниатюрной живописи. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

ТЕЗАУРУС.. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ И.. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ К.. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ Л.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ М.. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ Н.. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ О.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ П.. 42

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Декоративно-прикладное искусство соединяет прошлое с настоящим, сохраняя национальные художественные традиции и имеет большое значение для развития эстетического вкуса, а также является неотъемлемой частью нашей истории.

В данной курсовой работе особое внимание уделяется лаковой миниатюрной живописи Мстёры, ее традициям и технологии.

Каждый народный художественный промысел - это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры. К числу таких самобытных центров принадлежит и Мстёра — большое село Владимирской области, жители которого занимаются таким промыслом, как лаковая миниатюрная живопись.

В наше время лаковой миниатюрной живописи стало уделяться меньше внимания, в связи с чем часто встречаются много некачественно выполненных работ данного промысла. Вследствие с этим угасает  интерес к сохранению традиций. Отсутствие специальной литературы, которая способна описать технологические приемы и особенности росписи - является проблемой.

Исходя из этого, актуальность данной курсовой работы заключается в сохранении и поддержании лаковой миниатюрной живописи Мстёры, изучение исторических особенностей данного промысла и соблюдение технологической последовательности в техники лаковой миниатюрной живописи Мстёры.

Объектом исследования является история развития лаковой миниатюрной живописи Мстёры.

Предмет исследования — технологические особенности росписи шкатулки в технике мстёрской лаковой миниатюрной живописи

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы разработать и смоделировать технологическую последовательность росписи изделия в технике лаковой миниатюрной живописи Мстёры и выполнить вариативную копию шкатулки на тему "Алиса в стране Чудес".

Задачи:

1. Подобрать информационные источники по теме курсовой работы, обобщить литературный материал,

2. Изучить историю развития промысла Мстёры,

3. Проанализировать технологические приемы и выявить их особенности,

4. Подобрать необходимые инструменты и материалы,

5. Разработать технологию выполнения копии и выполнить в материале.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, тезауруса, списка литературы и дополнительных приложений.

В первой главе описываются исторические и технологические особенности выполнения росписи декоративного изделия в технике лаковой миниатюры Мстёры.

Вторая глава посвящена описанию технологического процесса выполнения копии росписи изделия, необходимые инструменты, материалы и оборудования, применяемые в работе, а также описаны правила техники безопасности.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При написании данной курсовой работы были изучены литературные материалы и информативные источники, проведены работы, которые заключаются в изучении лаковой миниатюрной живописи Мстёры. Была выполнена вариативная копия росписи шкатулки на тему «Алиса в стране Чудес».

На базе рассмотренного материала в первой главе параграфа последовательно описано возникновение промысла и его история. Во втором параграфе изложены технологические особенности и поэтапная последовательность росписи. Описано приготовление минеральных красок, эмульсии для росписи, написано про творение сусального золота. Также рассказано о последовательном изготовлении изделия папье-маше.

Во второй главе первого параграфа рассказывается о назначении используемых в росписи инструментов и материалах. Во время работы в мастерской соблюдены технологические условия, требования техники безопасности. Во втором параграфе разработана технология последовательного выполнения росписи копии шкатулки «Алиса в стране Чудес» в технике мстёрской миниатюрной живописи, традиционные особенности промысла сохранены.

Шкатулка привлекает к себе внимание необычным сказочным сюжетом, нестандартной формой композиции, ярким и сочным колористическим решением. Персонажи и окружающая их природа весьма интересно стилизованы, привлекает своеобразная декоративность подачи сюжета.


 


ТЕЗАУРУС

 

Блик - элемент светотени - световое пятно на ярко освещённой поверхности.

Бликовка - это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.

Гуммиарабик - твердая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций. Вязкая жидкость, затвердевающая на воздухе. Гуммиарабик хорошо растворяется в теплой воде с образованием клейкого слабокислого раствора.

Иконопись - вид живописи, предназначенный для создания священных изображений - икон.

Калька - тонкая прозрачная бумага, используется при переводе рисунка на шкатулку.

Клячка - канцелярская принадлежность, требуется для устранения излишек графита.

Кузовок - нижняя основа шкатулки.

Курант - ручной инструмент для растирания красок.

Лак - раствор органических полимеров искусственно синтезированных или природного происхождения (смолы), в различных органических растворителях или воде. При отверждении образует прозрачную, блестящую или матовую плёнку.

Лессировка - это живописный прием работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина цветового тона или цвета.

Мастихин - специальный инструмент, используется для смешивания или удаления красок с палитры.

Насечка - самый светлый пробел в выпуклых местах.

Оживка - не что иное как белильная отметка в самой светлой части законченной формы.

Папье-маше - "жеваная бумага", легко поддающаяся фомове масса, получаемая из смеси волокнистых материалов клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

Плавь(Плави) - жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя плави — в отличие от пробела — растушевываются.

Плитка - используется как палитра для смешивания красок.

Подручник - рисунок с проколотыми контурами для перевода изображения на изделие, путем набивания через проколы красящего порошка.

Приплески - тоновое смягчение цвета при оконательной моделировке формы

Пробела - применяется, чтобы выявить объемные места, выполняется в три приема, где один светлее другого.

Пропись - прорисовка деталей на тон темнее по роскрыши.

Роскрышь - раскрытие основных цветов.

Темперные краски - водоразбавляемые краски, приготовленные на основе сухих порошковых пигментов.

 Цировка - это игла со сглаженным острием. Обычно она крепится на деревянном стержне-держателе.

Эмульсия - разбавленный водой желток куриного яйца



ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Отрисовка

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Оригинал. Даниил Молодкин "Алиса в стране чудес"

 

 

 


 



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Зашкуренное изделие

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 Изделие, покрытое черной темперой

 

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Белильная подготовка

 

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Перевод рисунка с кальки на изделие

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ И

Снятие кальки, уточнение рисунка

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ К

Роскрышь

 

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Уточнение контура

 

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ М

Пробела

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ Н

Пропись, моделировка форм

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ О

Насечки (бликовка)

 

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ П

Орнамент

 

 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

СПб ГБ ПОУ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическое цикловое объединение преподавателей специальности

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

 

Курсовая работа

по ПМ.02 Производственно-технологическая деятельность

тема: Выполнение копии росписи шкатулки в технике лаковой миниатюрной живописи на тему: «Алиса в стране чудес»

 

Студент_____ Богданова Мария Дмитриевна___________

(ФИО студента)

Курс __3____________ группа ___1-319н_____________

Специальность: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Вид деятельности   лаковая миниатюрная живопись

Преподаватель: __Игнатушина А. А._______________________________

                                 (ФИО)                      (подпись, дата)

 

2019



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ИСТОРИЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ ДЕКОРАТИВНОГО ИЗДЕЛИЯ.. 5

1.1 История развития и отличительные особенности лаковой миниатюрной живописи Мстёры.. 5

1.2 Технология изготовления в технике лаковой миниатюрной живописи Мстёры 10

ГЛАВА 2 ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ РОСПИСИ ШКАТУЛКИ В ТЕХНИКИ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ.. 17

2.1 Инструменты, материалы и оборудование. 17

2.2 Технологическая последовательность росписи изделия в технике лаковой миниатюрной живописи. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

ТЕЗАУРУС.. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ И.. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ К.. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ Л.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ М.. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ Н.. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ О.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ П.. 42

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Декоративно-прикладное искусство соединяет прошлое с настоящим, сохраняя национальные художественные традиции и имеет большое значение для развития эстетического вкуса, а также является неотъемлемой частью нашей истории.

В данной курсовой работе особое внимание уделяется лаковой миниатюрной живописи Мстёры, ее традициям и технологии.

Каждый народный художественный промысел - это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры. К числу таких самобытных центров принадлежит и Мстёра — большое село Владимирской области, жители которого занимаются таким промыслом, как лаковая миниатюрная живопись.

В наше время лаковой миниатюрной живописи стало уделяться меньше внимания, в связи с чем часто встречаются много некачественно выполненных работ данного промысла. Вследствие с этим угасает  интерес к сохранению традиций. Отсутствие специальной литературы, которая способна описать технологические приемы и особенности росписи - является проблемой.

Исходя из этого, актуальность данной курсовой работы заключается в сохранении и поддержании лаковой миниатюрной живописи Мстёры, изучение исторических особенностей данного промысла и соблюдение технологической последовательности в техники лаковой миниатюрной живописи Мстёры.

Объектом исследования является история развития лаковой миниатюрной живописи Мстёры.

Предмет исследования — технологические особенности росписи шкатулки в технике мстёрской лаковой миниатюрной живописи

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы разработать и смоделировать технологическую последовательность росписи изделия в технике лаковой миниатюрной живописи Мстёры и выполнить вариативную копию шкатулки на тему "Алиса в стране Чудес".

Задачи:

1. Подобрать информационные источники по теме курсовой работы, обобщить литературный материал,

2. Изучить историю развития промысла Мстёры,

3. Проанализировать технологические приемы и выявить их особенности,

4. Подобрать необходимые инструменты и материалы,

5. Разработать технологию выполнения копии и выполнить в материале.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, тезауруса, списка литературы и дополнительных приложений.

В первой главе описываются исторические и технологические особенности выполнения росписи декоративного изделия в технике лаковой миниатюры Мстёры.

Вторая глава посвящена описанию технологического процесса выполнения копии росписи изделия, необходимые инструменты, материалы и оборудования, применяемые в работе, а также описаны правила техники безопасности.


 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.