недоразвитие речь дошкольник межличностный
Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.
Благоприятные отношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие к возникновению чувства неполноценности и подавленности, а иногда к агрессивности.
Результаты проведенного исследования говорят о том, что наличие речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи III уровня, может привести к нарушениям межличностных отношений, к затруднению процесса межличностного взаимодействия детей и к созданию серьезных проблем на пути их развития.
Полученными данными продиктована необходимость создания коррекционно-развивающей программы.
Цель программы: развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи программы:
1.Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
2. Воспитание интереса к окружающим сверстникам, развитие умения чувствовать и понимать другого.
3. Развитие умения эмоционально выражать свои чувства.
4. Воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
5. Развитие творческих способностей и воображения, любознательности и наблюдательности.
6. Развитие способности к индивидуальному самовыражению детей.
7. Сплочение детского коллектива.
Используемые средства:
- развивающие игры;
- игры на интенсивное физическое взаимодействие;
- работа в парах;
- игры – беседы;
- упражнения – этюды.
Программа состоит из 16 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 – 30 минут.
Занятие 1.
1. Ритуал начала занятия.
2. Упражнение «Как меня зовут».
3. Пластический этюд «Солнышко».
От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.
4. Игра «Дотронься до…».
Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!»
Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 2.
1. Ритуал начала занятия.
2. Этюд «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирают не более двух детей.
3. Игра «Найди друга».
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
4. Игра «Мяч в руки».
Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 3.
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа «Как можно пожалеть».
3. Этюды на выражение страдания и печали:
- «Ой-ой, живот болит!»
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем. Том и Тим.
Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.
Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.
4. Этюд «Я так устал».
Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал…»
Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой – помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 4.
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра – беседа «Бездомному всегда плохо».
3. Этюд «Спаси птенца».
Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:
- Представь, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 5.
1. Ритуал начала занятия.
2. Сказка «Маша и сандалики».
3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.
4. Этюд «Глаза в глаза».
Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Воспитатель предлагает:
- Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!»
Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 6.
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа «Как можно понять настроение человека?»
3. Игра «На что похоже настроение?»
Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое облачком в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.
Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
4. Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 7.
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра – беседа «Представь себе, что ты паучок».
3. Игра «Солнечный зайчик».
Воспитатель говорит, что дети-паучки любят солнышко, как детки:
- Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Вот и появился друг у паучков.
4. Подвижная игра «Паутинка».
Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину – путанку. Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.
6. Ритуал окончания занятия.
Занятие 8.
1. Ритуал начала занятия.
2. Сказка «Пес Барбос».
3. Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою.
4. Этюд «Сломанная кукла».
Воспитатель говорит, что иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Предлагает детям изобразить куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, предлагает потрясти всеми разломанными частями одновременно.
- А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соединяйте голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все. Куклу починили сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 9.
1. Ритуал начала занятия.
2. Пластический этюд «Солнышко».
3. Игра – беседа «Представь себя облачком, плывущим по небу».
4. Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений.
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 10.
1. Ритуал начала занятия.
2. Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Надо научиться помогать себе.
Упражнение «Возьми себя в руки».
Упражнение «Врасти в землю».
Упражнение «Сбрось усталость».
Упражнение «Стойкий солдатик».
Упражнение «Торт».
Воспитатель говорит, что дети очень старались, и поэтому он хочет угостить их тортом.
3. Ритуал окончания занятия.
Занятие 11.
1. Ритуал начала занятия.
2. Воспитатель говорит о том, что в прошлый раз дети учились сдерживать себя и расслабляться, а сегодня она научит их снимать усталость, заряжать себя активностью, бодростью.
Упражнение «Заряд бодрости».
Упражнение «Дыши и думай красиво».
Упражнение «Очки».
Упражнение «Усы».
Упражнение «Губы».
Упражнение «Бородка».
3. Детям предлагается отдохнуть и поучиться управлять своим телом.
Танцующие встают в круг. Звучит ритмическая музыка. Воспитатель показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме (осторожно!). Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движение рук в локтях, затем в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленами.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова, плечи, локти, кисти, бедра, колени, ступни.
В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 12.
1. Ритуал начала занятия.
2. Коллективная работа «Чудо - рисунок».
Воспитатель предлагает детям составить по желанию животное, портрет, человека, город и т.п. Каждый ребенок выкладывает или рисует фрагмент общей картины.
3. Коллективное танцевальное движение.
Воспитатель предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.
4. Игра «Поезд» - изменение ритма движения вслед за водящим, ходьба в ногу, изменение направления движения.
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 13.
1. Ритуал начала занятия.
2. Рассказывание сказки «Про чашечку».
3. Беседа о том, как плохо зазнаваться.
4. Разыгрывание мини – этюдов из сказки.
5. Рассматривание пиктограммы – хвастовство.
6. Ритуал окончания занятия.
Занятие 14.
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа «Поговорим еще раз о настроении».
3. Игра «Встреча настроений».
4. Детям предлагается набор фотографий или иллюстраций с изображениями людей с разным настроением. Ребенку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением настроения мамы, папы, друга. Выбор обсуждается.
5. Игра «Тренируем эмоции».
6. Ритуал окончания занятия.
Занятие 15.
1. Ритуал начала занятия.
2. Игра – беседа «Представь себя маленьким червячком».
3. Рисование на тему «Я люблю животных».
4. Пластический этюд «Червячки радуются солнцу».
5. Ритуал окончания занятия.
Занятие 16.
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа «Что ты знаешь о своем друге».
3. Какие песни и стихи вы знаете о дружбе?
4. Пение песни «Вместе весело шагать по просторам» - использование записи.
5. Ритуал окончания занятия.
Рекомендации по осуществлению программы:
1. Занятия проводятся в кругу, не за столом.
2. Не делать замечаний!
3. Не говорить на занятиях слишком громко.
4. Никто не должен мешать, ходить мимо.
5. Желательно проводить занятия в небольшом помещении.
6. Использовать наглядные средства.
7. Вопросы адаптировать к непосредственному окружению детей.
8. Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным.
9. Упражнения необходимо закреплять в повседневной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психологических и педагогических источников по проблеме межличностных отношений показал, что исследованиями в данной области занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.
Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально – чувственном аспекте. Также исследователи рассматривают межличностные отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.
Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.
Также мы выяснили, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».
Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, в какой мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.
Экспериментальное исследование показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в коллективе их сверстников с нормальным речевым развитием, уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности достаточно высок. Но, между тем, межличностные отношения у детей с данной речевой патологией имеют свою особенность, а именно, преобладание положительных выборов по отношению друг к другу. Однако данное положительное отношение не подкрепляется эмоционально и носит пассивно – положительный характер. Это происходит вследствие того, что дети с общим недоразвитием речи часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнёра, не могут согласовывать ролевое взаимодействие, часто ориентируются не на собственное личностное отношение к сверстнику, а на выбор и оценку его педагогом.
Таким образом, гипотеза исследования, что межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют особенности: преобладание положительных выборов и пассивно – положительного отношения к сверстникам – подтверждена.
Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, требует к себе особого внимания, ведь организм ребёнка ещё очень хрупок и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией.
В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и формированию межличностных отношений со сверстниками в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с общим недоразвитием речи III уровня к условиям и требованиям социума. Поэтому мы разработали коррекционно – развивающую программу, направленную на развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии.
Данная работа поможет в работе дошкольных психологов, логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2003.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2001.
5. Баженова О.В., Морозова Е.И. Практикум по патопсихологии. – М., 1987.
6. Барилденко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. №4, 1996.
7. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1983.
8. Бурлачук, Морозов. Справочник по психодиагностики. – С-Пб., 2003.
9. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М., 2003.
10. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровского, О.В. Соловьёвой. – М., 1996.
11. Диагностика в детском саду / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов - на - Дону, 2003.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
13. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000.
14. Жан Пиаже. Речь и мышление ребёнка. – М., 1994.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1999.
16. Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – С-Пб., 2003.
17. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С-Пб., 2001.
18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.
19. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций (5-7 лет). – Ярославль, 2001.
20. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
21. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – С-Пб., 2001.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – М., 1972.
23. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. – М., 1977.
24. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Соч.: в 7 т. – М., 1957.
25. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
26. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е.О. Смирновой. – Москва-Воронеж, 2001.
27. Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР // Д/в - №2, 2003.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
29. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.
30. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 1995.
31. Основы специальной психологии / под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
32. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
33. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.
34. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов - на - Дону, 2002.
35. Психология личности. Составитель – Д.Я. Райгородский 2 тома. – Самара, 2002.
36. Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
37. Радугин А.А. Психология. – М., 2001.
38. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.
39. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С-Пб., 2000.
40. Ребёнок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж, 2001.
41. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978.
42. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.
43. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. – М., 2002.
44. Семенака С.И. Уроки добра. – М., 2002.
45. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Д/в-№4, №8, №9, 2003.
46. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками и его влияние на развитие личности ребёнка. – Абакан, 1996.
47. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996.
48. Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии - №3, 1996.
49. Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Вопросы психологии - №6, 1994.
50. Смирнова Е.О. Психология. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). – Абакан, 1998.
51. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – С-Пб.,2000.
52. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
53. Субботский Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. – М., 1976.
54. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000.
55. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – С-Пб., М., 1996.
56. Шашкина Р.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
57. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
58. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Азбука общения. – С-Пб., 2004.
59. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
60. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения. – М., 1997.
61. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – М., 2002.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 349.