Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек - существо социальное, поэтому он постоянно включается в отношения с другими людьми, вступает в общение. В процессе общения люди постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляя свою личность.

Личность - высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.

Проблема отношений имеет в психологии большое значение.

Изучением данной проблемы занимался В.Н.Мясищев. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучение природы в связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам В.Н.Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, однако, животное «не относится» ни к чему и вообще «не относится». Так, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», то есть оно задано как именно человеческое отношение[29].

Самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях (В.Н.Мясищев, 1949). Они образуются и формируются в процессах деятельности.

Избирательные отношения человека многосторонни и сложны. Однако они составляют единую сформированную опытом человека индивидуальную систему, внутренне связанную, хотя, может быть и противоречивую.

Сознание, чувство и воля- это то процессуальное триединство, которое выражается в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности – влечения, желания, стремления или потребности. Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения являются движущей силой личности [29;206].

Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. В этой системе отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, обусловленные структурой общества, то есть лежащими в его основе общественно-производственными отношениями.

Следует отметить, что в характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а у других – личные интересы. Доминирующие отношения связаны с вопросами, для чего живет человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного преуспевания, или человек вообще не ставит перед собой отдаленных целей и задач, еле справляясь с захлестывающими его повседневными заботами.

Общественные условия формируют личность как систему отношений. Многообразие отношений определяет многосторонность и богатство личности. В структуре личности психологи выделяют доминирующие отношения:

- отношение человека к людям;

- отношение его к себе;

- отношение к предметам внешнего мира.

Отношения к людям являются решающими и определяющими.

Содержание, уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый человек вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии различают два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности[29].

Специфика общественных отношений в том, что в них человек выступает как представитель определенной общественной группы (класса, профессии, политической партии и т.д.). Такие отношения строятся на основе положения, занимаемого человеком в системе общества. То есть общественные отношения носят безличный характер, их сущность во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Различают еще деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением этой потребности.

Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.[36;206].

Межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений.

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимовлияние и поведение.

Важнейшая специфическая черта межличностных отношений –

эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого [35;329].

К. Роджерс полагает, что взаимодействие с другими дает человеку возможность обнаружить, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой посредством отношений с другими. Отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой [35;358-359].

Вся система отношений человека реализуется в общении. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975), то есть, включены в общение.

Общение – это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные отношения.

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в общении воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество.

Поэтому общение существует одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Несмотря на разноречивость понимания сущности межличностных отношений, в психологических исследованиях другой человек, как правило, рассматривается в качестве внешнего предмета (оценки, познания или воздействия). Е.О.Смирновой была выдвинута гипотеза о том, что человеческие отношения, как к себе, так и к другим, имеют двойственную природу. Отношения людей основаны на двух противоречивых началах, которые можно обозначить как: «Обособленность» или «Я» «Он» и второе начало «Сопричастность» или «Я» «Ты» [50].

В первом типе другой является внешне противопоставленным существом, определяющим через совокупность своих качеств, и эти качества могут стать предметом познания, оценки или использования в своих интересах.

Второе начало предполагает не сводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только субъектом общения или обращения, где выступает как целостная личность.

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое.

Таким образом, отношения к себе и к другим можно считать разным, но неразрывно связанными сторонами единого самосознания.

Данные положения позволяют подчеркнуть, что отношение к другому далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и другое).

В связи с вышесказанным подчеркнем, что межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми.

А также следует отметить, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. Отношения можно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей. Уникальной основой всех отношений к себе, к другим людям и к окружающему миру являются чувства человека.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.